ШКОЛЕ №7 - 150 лет!
Школе №7, которую я закончила в 1986 году в декабре исполняется 150 лет!
Из истории школы №7
Слободской уезд Вятской губернии по площади был самым большим 20 109 кв. верст. На одну квадратную версту приходилось 8 человек.
В г. Слободском проживало 5 983 человека. По численности г. Слободской занимал 3 место в губернии.
Народное образование стояло на низком уровне. В г. Слободском было одно уездное училище для мальчиков на 30 человек, открытое ещё в 1787 году. Преподавательский состав состоял из трех человек.
Слободской был торговый городок, нужны были грамотные люди. Необходимо было женское училище, но попытки к открытию женского училища были неудачными.
Обучение девиц доверялось людям малосведующим в деле воспитания и образования, а часто и совсем малограмотным.
Когда последовало распоряжение об открытии в городах и селах женских училищ, слободское общество по предложению бывшего Градского Головы Почетного гражданина Александрова, приговором (ноябрь 1858г.) постановило открыть в Слободском женское училище 2 разряда с приготовительным классом и отпускать на его содержание по 2 000 рублей серебром из прибыльной суммы Слободского Анфилатовского Банка и из тех же сумм приобрести дом для училища.
А на обзаведение училища мебелью и учебными пособиями общество постановило сделать добровольные пожертвования.
В ноябре месяце 1859г. управляющий Казанским учебным округом разрешил открыть училище и утвердил его временный устав. Открытие училища с подготовительным классом состоялось 13/25/декабря 1859г. при 49 ученицах, из которых 32 были приняты в приготовительный класс и 17 в 1 класс. Из 49 человек того времени 5 принадлежали к детям дворян и чиновников, 37 купцов и мещан, 5 разночинцев и крестьян, 2 духовных.
Учебный план предусматривал обучение учениц закону божьему, русскому языку, арифметике, русской истории, географии, чистописанию и рукоделию, при количестве часов 18.
Первой начальницей училища была с 1859г. по 1864г. Анна Павловна Орлова. Домашняя учительница русского и французского языков, общей и российской истории, географии, её помощницей являлась Екатерина Николаевна Сычусова, получившая образование в Казанском Родионовском институте. Первым законодателем был священник Николай Мышков, учитель русского и арифметики Кропачев, истории и географии Хренов, чистописания Резунов, преподаватель приготовительного класс Ольга Дектерева. Хренов и Резунов одновременно являлись учителями уездного училища.
Под училище был куплен 2-х этажны дом. Дом этот считался одним из лучших в городе. Стоил он 10 000 серебром. Училище столкнулось с рядом трудностей: ограниченность средств (2 000 руб. в год) не давало возможность удовлетворить все потребности. К тому же начальница училища не имела права непосредственно иметь дело с учреждениями и частными лицами. Все зависело от городской головы штатского смотрителя уездного училища. Большинство учителей являлось совместными (одновременно преподавали в уездном училище).
Это осложняло вопрос составления расписаний, вызывало иногда пропуски занятий и опоздания. Часто занятия проходили в две смены: утром и вечером. Только в 1864 году было выработано согласованное с уездным училищем расписание занятий, причем, уроки начинались в 9 часов утра и заканчивались в 13.30. Неудобно было и школьное здание, приспособленное для жилого дома, а не для учебного заведения.
Состав учащихся на протяжении ряда лет остается постоянным: в основном дети купцов и мещан (80%),меньше детей чиновников и духовенства. Только в 17-18 годах начинается прилив детей крестьянского населения. К 1881 году детей крестьян насчитывалось до 26%. За право обучения в первые годы вносили родители иногородних. Дети же местных горожан обучались бесплатно.
Плата была установлена до 10 рублей в год. В 1873 году была введена плата для всех учащихся от 1 рубля в I классе, до 4х рублей в 4 классе. Учащиеся же приготовительных классов обучались бесплатно.
Просматривая личный состав училища за 23 года с 1858 года по 1881 год можно видеть его текучесть. Начальница и учителя работали по 2-3 года, а затем или уходили с работы или переходили в другое училище.
В 1870 году женское училище 2го разряда было преобразовано в гимназию. В это время уже основных классов насчитывалось 75, подготовительных - 51. И в дальнейшем идет рост учащихся основных классов их досчитывалось в 1881 году 113 человек. Рост идет в основном за счет детей крестьян. Для учащихся утверждается в 1880 году 5 стипендий, а в 1881 году II, за счет взноса Слободского заводчика И.В. Александрова. Стипендии назначались по усмотрению попечительного совета гимназии дочерям бедных жителей г.Слободского и Слободского уезда.
Первым средним учебным заведением и являлась Слободская женская гимназия. В 1896 году гимназия была преобразована в восьмиклассную женскую гимназию. Учащихся в ней, включая подготовительные классы, было 227 человек на 1898 год. Являлась необходимость использовать для нее не только каменный двухэтажный корпус, но и флигерь, где размещалось приходское училище.
Большинство учителей работало по 2-3 года. Около 10 лет начальствует Ольга Васильевна Бах. Позднее с 1910 года по 1917 год должность начальницы заняла Варвара Петровна Толмачева - преподаватель русского языка. Наиболее талантливым педагогом Слободской гимназии был преподаватель математики Александр Николаевич Васнецов родственник известных русских художников Виктора и Аполлинария Васнецовых.
В октябре 1905г., через несколько дней после опубликования царского манифеста 17 октября, в гимназии произошли события которые охарактеризовали словом бунт, т.е. во время утреннего богослужения гимназистки запели Отречемся от старого мира.
Была написана петиция с требованием учащихся об освобождении их от богослужения в субботу и воскресенье, на право создания ученических кружков.
Когда революция пошла на убыль прогрессивно настроенные учителя М.Ф. Афанасьева, К.И. Дронова, С.Д. Смирнова были отстранены от образования и высланы за пределы губернии.
После победы революции 1917г. школу заполнили дети рабочих, крестьян, служащих.
В 1918 году проводятся мероприятия по перестройке рабочих школ. С осени 1918 года женская гимназия и реальное училище объединяются в Слободскую трудовую школу 1 и 2 ступени.
Вводятся совместные обучения мальчиков и девочек, изменяются учебные программы. Председателем педагогического совета школы становится А.И. Солкин местный уроженец, окончивший Слободское реальное училище в 1912 году.
Советское правительство, несмотря на тяжёлое хозяйственное состояние страны, тотчас же после Великой Октябрьской социалистической революции приступило к осуществлению обширных мероприятий по развитию школьного образования, опираясь на активность самих трудящихся, перед которыми открылся путь к знанию и просвещению.
В обращении народного комиссара просвещения от 29 октября /старого стиля/ 1917 года говорилось: Всякая истинно-демократическая власть в области просвещения в стране, где царит безграмотность и невежество, должна поставить своей первой целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путём организации сети школ, отвечающие требованиям современной педагогики, и ведения всеобщего обязательного и платного обучения Повсюду в России, среди городских рабочих в особенности, но также и среди крестьян, поднялась могучая волна культурно просветительного движения ; идти им навстречу, всемерно поддерживать их, расчищать путь перед ними первейшая задача революционного и народного правительства в области народного просвещения.
В первые годы усилия Советского правительства были направлены на восстановление школьной сети, сильно пострадавшей во время империалистической и гражданской войн.
В 1918 1921гг. было очень тяжелое положение в городе и уезде с продовольствием. В городских школах были организованы горячие завтраки. В 1920 году 4 школы 1 и 2 ступени были объединены в одну школу 2 ступени. В 1927 году городская школа 2 ступени, как слишком громоздкая, была разделена на две самостоятельные: им. Некрасова и им Тимирязева. В 1928 1929 учебном году школа им. Некрасова слита со школой 1 ступени и была преобразована в девятилетку, где обучалось 570 учеников. Позднее в 1932 году была введена нумерация школ в городе и она стала называться школа №7.
В 1940 1941 годы число учащихся было859 и 25 классов. Занятия проводились в две смены, число учащихся в каждом классе достигало до 45 человек. С 1955 года директором становится Иван Фомин Соболин. Слободская средняя школа №7 с 1954 1960 гг. перешла на работу по новому учебному плану. Превратилась в одиннадцатилетнюю школу с производственным обучением. Практику ученики старших классов проходили на фанерном комбинате Красный Якорь. В годы Великой Отечественной войны школа №7 была использована под госпиталь.
В 1962 году был первый выпуск юношей и девушек из одиннадцатого класса.
РЕЧЬ, СКАЗАННАЯ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УЧЕНИЯ СЛОБОДСКОЙ ЖЕНСКОЙ ПРОГИМНАЗИИ
`Вятские губернские ведомости` 1889 год № 74
Сегодня мы видим многих родителей здешнего града, приведших детей своих в сие учебное заведение с той целью, чтобы они научились здесь доброму и полезному.
И действительно, добрые и прилежные дети получают в учебном заведении просвещение ума, воли и сердца. А с такими познаниями дети перестают принадлежать к числу людей неграмотных и непросвещенных ,и по выходе отсюда они не только сами могут усовершаться в познаниях, но и другим сообщать оные.
Обязанность наша требует обратиться и к вам, дорогие родители, оказать нам помощь при воспитании детей ваших, ведь в действиях своих дети стараются , сколько могут, подражать старшим. Потому, счастливо то дитя, которое видит добрый пример в родителях и во всех домашних.
Что сказать вам дети- ученицы перед началом сего учебного года?
Первее всего и более всего вы обязаны точно, беспрекословно со всем усердием исполнять все то , что приказывают вам в сем учебном заведении. Ибо приказывается только то, что наиболее полезно вам. Затем помните, что хорошей ученицей считается та, которая не только заучивает, но и понимает заученное.
Самая же лучшая ученица та, которая и знает, и понимает, да еще и умеет узнанное приложить к делу.
( учитель А.Замятин )
(Текст в некотором сокращении)
ВОСПОМИНАНИЯ БЫВШЕЙ УЧЕНИЦЫ СЛОБОДСКОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ АФАНАСЬЕВОЙ - ГАГИНОЙ
( написаны в 1973 году для истории школы )
Помещение школы №7 всегда напоминает дни моего отрочества и юности. Дорого это здание еще и потому, что в нем учились моя бабушка, мама, три сына и внук.
В это помещение я вошла 16 сентября 1902 года, 9 лет, во второй приготовительный класс гимназии. Учительницей была Александра Федоровна Бехтерева .Это была высокая , полная женщина , с грубым волевым мужским голосом, проработавшая уже в стенах гимназии 10 лет, а всего она работала в этом здании 26 лет ( с 1891 по 1917 годы).
В гимназии было 2 приготовительных класса и 8 основных класса.
Восьмой класс был педагогический. В программе 8 класса были: методика, дидактика, психология, гигиена и практические уроки,
Все ученицы 8 класса кроме основных предметов получали дополнительные знания в секциях: математики, русского языка, географии. Писали рефераты по своей специальности, давали пробные и экзаменационные уроки в начальных школах или в младших классах гимназии. В секции записывали по желанию. Я была в географической секции. (прилагаю фотографию этой секции).Гимназия готовила учительниц начальных школ.
Окончив гимназию в 1911 году была назначена в земскую школу в
Зуевский район. Проработав там 3 года, вернулась в город Слободской. Один год работала во 2 приходской школе, а в 1915 году открыли 3 приходскую школу, в будущем школу №6.
С 1920 по 1957 годы работала библиотекарем, была награждена от ОБЛАНО настольными часами и записана в ` КНИГУ ПОЧЕТА`.
ВОСПОМИНАНИЯ БЫВШЕЙ УЧЕНИЦЫ СЛОБОДСКОЙ ГИМНАЗИИ АФАНАСЬЕВОЙ ГАГИНОЙ О ШКОЛЕ В ПЕРИОД С 1902 ПО 1911 ГОДЫ
В 1902 году учениц было 250 человек. Занятия велись в одну смену в каменном здании. В 1904-1906 г.г. был построен полукаменный дом,
соединенный с основным коридором. К каменному дому вглубь двора сделан пристрой- коридор и несколько классных комнат. Были открыты кабинеты: физики, естествознания, рисования, рукоделия, врачебный и столовая. Количество учащихся увеличивалось, были открыты параллельные классы.
Школа была связана с церковью , поэтому главным предметом был закон божий, преподавал его священник. Знания школа давала ограниченные, в рамках учебника. Воспитательная работа была поставлена хорошо, но не все классные дамы работу вели как полагается, у некоторых царил дух жандармерии. Но были и хорошие сердечные , о которых часто приходится вспоминать , учитывать все их советы и наставления. Вот такой была Анна Михайловна Тарейкина. Она была как мать , с ней можно было делить и радость и горе. Она, хотя и не часто , устраивала громкие чтения, художественной литературы., а в конце вечеринки садилась за пианино играла произведения Чайковского и других композиторов. Обязательно в конце играла вальс ,и мы под ее музыку танцевали. Такие вечеринки освежали наш ум, хотелось больше читать, заниматься самообразованием.
В 1904 -1905 годах под влиянием нарастающего революционного движения , среди гимназисток возникали подпольные кружки самообразования. В этих кружках знакомились с произведениями Чернышевского, Добролюбова и с брошюрами революционного содержания. Это начало беспокоить начальство гимназии. Классные дама чаще стали посещать квартиры учениц, живущих без родителей.
Революционная искра проникла в гимназию. Особенно это было заметно в 1905 году. 23 октября все начальство гимназии было испугано выступлением старшеклассниц, которые вместо молитвы запели `Отречемся от старого мира`.В городе разнеслись слухи, что в гимназии бунт. Об этом написано в газете ` Кировская правда` от 13 января 1973 года- автор С.Загарских.
Очень ярко в памяти осталась осень 1909 года. В этот год отмечался полувековой юбилей первой женской гимназии в городе Слободском.
Старшеклассницам было поручено подготовить и провести праздник
Я училась в 7 классе, нашему классу было поручено оформить здание и подготовить маленькие пьесы .Для оформления здания нужны были гирлянды из веток пихты, бумажные цветы и цветные фонарики. Все это делали по вечерам в кабинете рукоделия под руководством учительницы Сухановой Веры Владимировны. Хор готовил учитель пения Александр Филиппович Антонов. В день юбилея занятий не было.
Как всегда , все праздники начинались с богослужения. После торжественного заседания вручали награды: книги и похвальные листы.
Далее концерт и угощения за счет попечительницы гимназии купчихи
Ю.Герасимовой Для старшеклассниц вечером был бал и танцы под духовой оркестр.
На юбилей было приглашено много гостей, главным образом городское начальство и знатные родители.
Школа дала мне путевку в жизнь. Школа приучила к добросовестному отношению к делу, точности и аккуратности, дисциплинированности.
2В науке нет широкой столбовой дороги и только тот может достичь ее вершин, кто не страшась усталости карабкается по ее каменистым тропам`- так говорил Карл Маркс.