Электронно-образовательная разработка к уроку
«
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры»
предмет
- обществознание
класс
-11,
уровень - профильный
тема
- №6 «Социальное развитие общества"
автор
- Л. Н. Боголюбов, академик РАО
«Людей разделяют не моря и океаны, а невежество».
Владимир Спиваков
Пояснительная записка
Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Таким образом, возникла необходимость в информационно- методической поддержке учебных материалов по данному предмету. С такой просьбой обратились учителя обществознания гимназии №10 к учителям гимназии, преподающим информатику. В результате их совместного творчества было создано мультимедийное приложение к уроку «Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры».
Интернет сопровождение
–ссылки:
1)видеоматериал обучающий игры –
http://vimeo.com/38117445
Цель урока
: совместная деятельность учителя и учащихся заключающаяся в с поиске путей решения проблем молодёжных течений, рассматриваемых на учебном занятии.
Задачи урока:
1. Учебные: формирование понятий: молодёжные течения, причины их возникновения, классификация субкультур, их отличительные черты.
2. Развивающие: развивать способности учащихся к обобщению, умозаключению, способствовать развитию аналитического мышления при анализе ответов на вопросы.
3. Воспитательные: развивать коммуникабельность, толерантность, уважение к мнению других людей.
4. Социокультурная задача: привлечение внимания к проблемам молодёжи.
Тип урока
: комбинированный.
Оборудование
: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры(ноутбуки), рабочая тетрадь
Рекомендуемые условия проведения урока
: разделение учащихся на группы по 5 человек. Каждой группе для выделен ноутбук с установленными программами (см. приложение 1). Можно использовать презентацию к уроку (необходимо выставить ссылки).
Программные требования
: для корректной работы компьютерного теста test.exm необходимо скопировать полностью папку
Test
с компьютерными приложениями на локальный диск. В этом случае тест запускается файлом testsub.exm
в
папке Exam Открывается оболочка теста в которой выбираем команду Тестирование . В появившемся окне выбирает название теста и регистрируемс. После прохождения процедуры регистрации начинается компьютерное тестирование.
1 этап.
Актуализация урока
завершается заполнение учащимися кроссворда, который содержит вопросы, касающиеся тем предыдущих уроков и являющимися предпосылками для изучения темы «Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры» (см. приложение 2). В результате выполнения этого задания учащиеся определяют ключевое слово «Толерантность», понятие которого лежит в основе данного урока. Учащиеся повторяют определения толерантности.
2 этап
.
Изучение нового материала. Учащиеся запускают flash-ролик «Субкультуры» с рабочего стола. И приступают к изучению пособия согласно предложенного учителем плана. Во время просмотра Flash- ролика «Субкультуры - за или против» учащиеся вместе с учителем с помощью меню ролика согласно плану ознакомления знакомятся с учебным материалом на компьютере (см. приложение 3).
Пункты меню
2.1. Наша цель
Учащиеся знакомиться с понятием субкультура и причинами возникновения неформальных движений, затем выполните упражнения в рабочей тетради (см. приложение 4).
2.2.
Нормативные документы
Ознакомление учащихся с выдержками нормативного документа «Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации» на страницах интерактивной книги. Данный документ позволяет учащимся изучить его и в виде тезисов законспектировать в рабочую тетрадь.
2.3. Анкетирование
Перед ознакомлением учащихся с характеристиками субкультур им предлагается пройти анкетирование на с помощью соответствующего меню.
Итоговый результат опроса каждой группы собираются помощником учителя и анализируется им с целью выявления отношения учащихся к неформальным объединениям.
2.4.
Энциклопедия молодёжных течений
Учитель предлагает ученикам познакомиться с молодёжными направлениями, пролистав электронную энциклопедию. Энциклопедия представляет собой swf-ролик, который просматривается установленным на компьютере браузером. Выбрав искомую букву можно найти информацию о представителях данного направления. Сведения и фотоальбом молодёжных течений представлены практически на каждую букву алфавита.
Учащиеся записываю в рабочую тетрадь сведения о наиболее интересующих их субкультур
2.5.
Стиль одежды
В данной рубрике можно познакомиться со стилем одежды представителей молодёжных течений в игровой форме. Необходимо составить портрет представителей следующих субкультур: Эмо, Рокер, Рэпер из отдельных фрагментов. Затем расположить номера названий полученных субкультур в алфавитном порядке и нажать на кнопку
Тест для получения соответствующей оценки. Процедура оценивания знаний запрограммирована во flash- ролике с помощью языка ActionScrip 2.0 . Группа, которая первая соберет портреты и получит за прохождение теста 5, получает дополнительный балл. Данная методика вносит соревновательный характер и активизирует деятельность учеников.
Внимание
! Для использования различных видов деятельности представитель одной из групп выполняет данное задание на интерактивной доске. Номер группы определяется случайно с помощью магического шарика. Даная процедура выполняется также для пунктов Хит- парад, Портрет.
2.5.
Хит- парад
Для запуска музыкального автомата, проигрывающего музыку молодёжных течений необходимо установить курсор в поле ввода музыкального автомата и ввести название музыкального течения с помощью клавиатуры.
Для просмотра клипа и прослушивания музыки щелкнуть на
Start для остановки ролика кнопке
Stop. Механизм работы музыкального автомата запрограммирован во flash- ролике с помощью языка ActionScrip 2.0
2.6.
Портрет молодёжных субкультур
На соответствующей сцене реализована flash- анимация, демонстрирующая, что в почти каждой субкультуре есть что – то позитивное и предлагающая составить портрет современного тинэйджера, состоящего из положительных черт субкультур. Необходимо на скорость собрать пазлы портрета девушки Эллис.
Внимание!
Если пазл помещён в свою ячейку, то он становится непрозрачным и неподвижным. Механизм сборки пазлов запрограммирован во flash- ролике с помощью языка ActionScrip 2.0. Группа которая первая соберет портрет Эллис получает дополнительный балл.
2.7.
Вывод
На сцене внедрён видеоролик, снятый учениками гимназии №10 г.Шахты. Если основная идея видеоролика будет созвучна с Вашим мнением о субкультурах, сформированным после просмотра проекта «Субкультуры - за иди против?», то можно сказать задача проекта - формирование Вашей толерантности – выполнена, так как она формирует у Вас восприятие других культур, способных ценить свободу и уважать человеческие ценности.
3 этап.
Контроль и оценка знаний.
Для выявления уровня усвоения учащимися учебного материала им предлагается пройти компьютерное тестирование. В каждом вопросе выбирается только один правильный вариант. Вопросы подкреплены изображениями, поясняющие суть вопроса и вызываемые левым щелчком по командной кнопке. Тест выполняется в ограниченном учителем режиме времени (10 мин.) Предусмотрена возможность повторного ответа путём возврата на предыдущие вопросы. Эффективность данного теста заключается в объективном оценивании знаний учащихся по данной теме. Оценки фиксируются помощником учителя и к ним прибавляются бонусные баллы группы, полученные ранее.
Интерфейс теста
4 этап.
Рефлексия.
Вначале урока каждая группа учащихся прошла анкетирование на предмет отношения учащихся к отдельным видам субкультур. Изменилось ли оно в конце урока поможет узнать выполнение задания на интерактивной доске. Представитель каждой группы выходит к доске на записывает результаты анкетирования в начале урока, а перемещением смайлика в соответствующую область иллюстрирует, изменилось ли отношения к субкультурам группы учеников в конце урока.
Предполагаемые результаты урока
:
·
развитие умений и навыков самостоятельной работы;
·
привитие интереса к предмету обществознание
·
активизацию деятельности учащихся;
·
более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
·
становление новых отношений между учителем и учениками.
Приложение 1
. Разгадывание кроссворда
1. Различные формы выражения одного содержания.
2. Своеобразие человека индивидуума и личности.
3. Общество – сложная, объемная, многоуровневая, открытая органическая система, основанная на коллективной деятельности людей.
4. Терпимость и принятие чужого образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, верований.
5. Норма – поведение человека, которое не выпадает из общепринятой системы поведения в данном коллективе .
Приложение 2.
План ознакомления с ЭОР .
Приложение 3.
Рабочая тетрадь ученика
Задание №1
«Определение термина субкультуры»
С английского языка субкультура звучит так:
sub cultura это система ценностей, моделей поведения, жизненный стиль какой-либо социальной группы, представляющий собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.
Приставка sub в переводе с английского обозначает:
Над
Вне
Под
Против
Задание №2
«Причины отличия ценностей старшего поколения от аналогичных младшего поколения
»
Почему в сфере потребительских ориентаций, досуга, художественных и музыкальных вкусов ценности младшего поколения существенно отличаются от ценностей старшего поколения. Обозначьте две из причин, зачеркнув неправильный ответ:
1)
Сфера потребительских ориентаций , досуга, изменяется гораздо быстрее чем иерархия социальных ценностей
2)
потребительских ориентаций , досуг традиционно являются привилегированными областями юношеского самоутверждения.
3)
Молодёжь всегда хочет отличиться друг от друг, всегда легче это сделать с помощью внешних аксессуаров.
Задание №3 «
Причины возникновения субкультур» . Перечислите все возможные причины образования молодёжных течений.
Причины образования молодёжных субкультур — недовольство жизнью, потеря смысла жизни, разрушение идеалов, двойная мораль,………
Задание №4 «
Признаки неформальных объединений. Поставьте, где надо предлог
не к соответствующему глаголу или приставку
не к прилагательному.
1) Неформальные коллективы имеют официального статуса.
3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.
4) Слабые внутренние связи.
5) Очень сложно выделить лидера.
Тэги:
авторская ЭОР