Гродненские святыни. Ответ на 2-й вопрос. - Павел Александрович Ярош
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Павел Александрович Ярош


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Павел Александрович Ярош / Блог / Гродненские святыни. Ответ на 2-й вопрос.


ЗАПИСЬ #18

КОММЕНТАРИИ (1)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


16 мая 2013, 19:06, автор - хозяин блога
Павел Александрович Ярош

Гродненские святыни. Ответ на 2-й вопрос.



4184634-c297774ea657b563.jpg

1. Лютеранская кирха 


Гродненская евангелическо-лютеранская община была образована еще в 1779 году из лютеран немецкого происхождения, которых пригласил в свой город городской староста для организации королевских мануфактур и работы на них. История Лютеранской кирхи начинается с 20 сентября 1793 года. Король Станислав Август подарил для молитв гродненской общине лютеран-протестантов трехэтажное здание бывшей таверны, которая и была перестроена в кирху. Так как большинство лютеран приехали из Германии, то изначально службы велись на немецком языке. Лютеранская община была в почете и развивалась бурными темпами. С самого начала король Станислав платил пастору жалование серебром из казны Речи Посполитой, а 1882 году аптекарь Адамович подарил приходу две аптеки. Одна из них расположена в Литве, а другая до сих пор известна в Гродно как "аптека-музей".
4189442-88ce864b71f923a4.jpg
Улица, примыкающая к церкви, со временем приобрела название "Кирховая", а в 1843 году здание храма было достроено. Рядом городские власти выделили место для первого в Гродно лютеранского кладбища. Была основана евангелическая школа, и к кирхе пристроили дом пастора с учебными классами. Позже, в 1873 г., появилась колокольня с часами. Современный вид этот готический собор приобрел в 1912 году - тогда же со стороны алтарной части построили новый пасторский дом, совмещавший в себе лютеранскую школу. Кирху оштукатурили и соединили с домом пастора. Интересно, что все издержки тогда были покрыты за средства общины, поскольку она была намного больше - около 200 семей.
4189443-e06a150c6e3b758d.jpg
Лютеранская кирха перетерпела за свою историю самые тяжелые испытания. Количество лютеран в Беларуси резко уменьшилось в годы Первой мировой войны, когда царские власти депортировали немцев в глубь России. В сороковых годах их насчитывалось всего 1500 человек, но языком богослужений продолжал оставаться немецкий. В советское время здание церкви использовалось под архив, а улица Кирховая вообще была переименована в Академическую. В церковные пристройки заселили рядовых жильцов, всю мебель и люстры конфисковали для нужд партийных работников, а орган был изъят в пользу государственной филармонии. В 1936 году было полностью уничтожено кладбище, на котором до 19 века хоронили лютеран, а во время первой мировой войны - погибших солдат. Сейчас на месте захоронений расположены детский сад и жилые дома.
4189447-a09a6755d3951fa7.jpg
Возрождение гродненской кирхи началось c 1995 года после возвращения её верующим. Был сделан ремонт внутри, чтобы проводить службы. На средства фонда Густава Адольфа, который помогает евангелическим общинам в осуществлении миссионерских программ и строительстве церквей, была проведена реставрация и обновлены постройки. Сегодня это единственный действующий лютеранский храм в Беларуси. Сейчас здесь возобновилась служба, прошел первый за последние 20 лет обряд венчания по лютеранским канонам. Если внутри храм более-менее обустроен, то снаружи он представляет печальное зрелище. Штукатурка частично обвалилась, краска потрескалась от старости, на стенах образовались трещины. В первую очередь необходимо соорудить ливневую канализацию. Также здание разрушают грунтовые воды. Стены, которые пошли трещинами, должны быть укреплены, фасады нужно привести в порядок: облицевать, покрасить, не нарушая исторический облик.
4189448-b64811fe97a81eaf.jpg
Внутренняя обстановка храма по-лютерански аскетическая: побеленные десятиметровые стены и потолок, несколько рядов скамеек посередине большого холла. Из украшений - лишь витражи. Боковые окна из цветного стекла за алтарем аутентичны, орнамент выложен в форме лютеранского символа: розы, внутри которой находится сердце с крестом. Центральный витраж не сохранился в первоначальном виде: скорее всего, узор носил ярко выраженную религиозную окраску. Из сохранившихся предметов - кованая купель и колокол, которые используются и сегодня, а также часы в главной башне, но молчат они около 50 лет. Во время реконструкции планируется восстановить важные утраченные элементы здания. Самый ценный - разрушенный шпиль с крестом. Он венчал башню над входом в кирху, это можно увидеть на фотографиях, которые датируются 40-ми годами прошлого века. По одной версии, шпиль кирхи оказался выше куполов Покровского собора, и крышу «понизили». Другая история повествует о том, что во время боев в Отечественную войну немецкого снайпера «сняли» вместе со шпилем.
На втором, хоровом, этаже замурованная ниша, где когда-то стоял орган. Лютеранскую церковь еще называют «поющей»: большая часть богослужения состоит из религиозных песен. Сегодня временно используется для проведения месс электронный орган. Но община надеется на помощь со стороны немецких общин в приобретении полноценного инструмента.

Современная община гродненских лютеран возобновила свою деятельность с 1993 года. Сегодня лютеранская община насчитывает около сотни прихожан. Само здание кирхи представляет интерес и для широкой публики. Ни один турист не пройдет мимо этого сооружения. О начале службы в кирхе возвещает старинный колокол. Почетную миссию выполняет потомственный звонарь, дед которого в начале века также поднимался по этим крутым ступенькам.

4184644-8119c5ae4ac2081a.jpg

2.Бригитский костел и монастырь, лямус

  Архитектурный памятник барокко, построенный в первой половине XVII века. Это один из самых красивых и загадочных архитектурных комплексов, который в своё время занимал целый квартал старого Гродно. Комплекс включает: костёл, жилой корпус, что образует квадратный внутренний двор, деревянный лямус, высокую каменную ограду с воротами (сохранились частично) и башнями.

4189459-22be3155febf1aeb.jpg
В 1635 г. великий маршалок литовский Кшыштоф Веселовский и его жена Александра основали монастырь в память рано ушедшей из жизни приемной дочери Гризельды. По приглашению рода Веселовских представительницы ордена святой Бригиты приехали в Гродно в 1636 году. В 1642 г. на месте деревянного начато строительство каменного костела в стиле барокко. В

4189461-758971dc6a61010a.jpg

1651 Вильнюсский епископ Ежи Тышкевич осветил храм, получивший название Благовещения Девы Марии. В костеле было семь алтарей: Благовещения (главный), святого Августина, святого Иосифа, святой Бригиты, святой Анны, святого Казимира, святой Екатерины Шведской, хранились реликвии святого Климента (покровитель города), подлинность которых подтверждали документы Римской курии (1768) и Виленского епископа (1780). Мощи святого Климента, который был римским солдатом и погиб во время гонений христиан в IV веке, привез в 1781 году гродненский староста Карл Хрептович. Мощи передал Папа Климент XIII в ответ на просьбу назначить покровителя для Гродно и горожан. Богатое внутреннее убранство костела состояло из многочисленных скульптурных композиций и более 40 икон. Главный алтарь и четыре боковых исполнили скульпторы и резчики по дереву. Орган создавал известный гданьский мастер М. Фризе.
4189464-0acda3f10274a852.jpg
Комплекс расположен на перекресток двух значительных улиц города. Угловые башенки и изящные брамы монастырских стен усиливают художественное восприятие комплекса в условиях затесненного участка и делают это не слишком большое строение более величественным.

4189466-03f2565224f2e1e0.jpg
Костёл расположен в северной части комплекса. Он представляет собой небольшую однонефную двухбашенную постройку. Фасады костёла украшают изысканные порталы из голландского песчаника. Западный фасад расчленен пучками пилястр коринфского ордера и украшен развитым аттиком, фронтоном, двумя декоративными башенками, волютами и др. Фриз вокруг всего здания украшен полосой декоративной живописи. В архитектурных деталях отмечаются значительное отклонение от канонов классических форм, своеобразная трактовка отдельных элементов, лишь отдаленно напоминающих формы западноевропейского барокко. Особый интерес представляет стена главного фасада, исполненная декоративно-пышная, как театральный занавес для композиции скромного храма. По наблюдениям, это один из наиболее ранних образцов барочного двухбашенный фасада в сакральном зодчестве Беларуси, а сочетание в нем ренессансных и барочных черт придает ему особую убедительность и особенность.

Жилой корпус - прямоугольный в плане двухэтажный с большим внутренним двором. На северном фасаде сохранился портал, украшенный художественной штукатуркой. Фасады членены маленькими прямоугольными окнами, завершены широким карнизом. По периметру здания (со стороны двора) проходит световой коридор с кельями. В юго-восточном углу корпуса расположена на первом этаже трапезная, на втором - библиотека.
4189469-7c5aaecbde93083d.jpg
Монастырские стены с воротами представляет собой глухую кирпичную оштукатуренную стену, по углам которой были небольшие башни (сохранился первый ярус башни на перекрестке улиц К. Маркса и Молодежной). Стены были прорезаны четырьмя воротами (сохранились три, наиболее монументальные находятся перед костелом). Сохранились также ворота для пешего люда, уцелели въездные ворота хозяйственного двора. В 1950-е годы была разобрана вся ограда с южной стороны вместе с двумя внешними башнями, ворота и часть восточной стены, а также колокольня через дорогу от монастыря.
4189470-6518ffad08447292.jpg
Бригитки вели затворнический образ жизни, посвящая время молитвам. Особое внимание они уделяли мукам Христа. Даже чепцы носили особые, с пятью красными отметинами, символизирующими пять ран Спасителя. Устав, регулирующий жизнь послушниц, столетия назад был напечатан в Гродно. Издание дошло до наших дней. Поскольку контакты с внешним миром исключались, монастырь обнесли стеной. Даже в костеле отшельницы молились на возвышении, где их не могли видеть прихожане. В то же время орден считался демократичным, поскольку принимал обедневших дворянок, за которых не нужно было вносить «приданое». В монастырь в соответствии с Уставом и практикой бригитского ордена, принимали девушек из шляхетских семей. В разное время в монастыре жили от 20 до 30 монахинь. Духовниками гродненских бригиток были ксендзы-бернардинцы. С конца XVIII века в монастыре воспитывались девочки-сироты из шляхетских семей. Сама святая Бригита происходила из шведской королевской династии. Ради служения Богу она отказалась от высокого положения и обеспеченной жизни, о чем на иконах напоминает корона у её ног. В 1842 году царское правительство конфисковало у представительниц ордена подавляющую часть земель, запретило вести ремонт и принимать новых кандидаток. Монастырь стал быстро разрушаться, и к 1908 году в нем доживали свои дни всего две отшельницы. После смерти последней сестры - бригитки в 1908 году их место заняли сёстры - назаретянки. Для того чтобы не закрыли монастырь, в Гродно прислали монахинь Конгрегации Сестер Пресвятой Семьи из Назарета. Настоятельницей стала известная художница Паула Гажич, которая в сорок лет после смерти мужа продала свое имение и посвятила жизнь Богу. Ее кисти принадлежат иконы, которые и сегодня можно увидеть в костеле. В отличие от бригиток, монахини занимались воспитанием католических семей и молодежи, взяв за пример Святое Семейство из Назарета. После 1950 года сестры - бригитки вынуждены были покинуть монастырь. В костёле в 1970-1980-е гг. проводились реставрационные работы с целью создания в нем концертного зала. Однако к этому времени было уничтожена вся внутренняя отделка храма, которая возможно было самая красивая и самая богатая среди всех храмов города. В 1990 г. храм был передан верующим римско-католической церкви, и тогда вернулись сюда монахини. До этого 40 лет в монастыре располагался психоневрологический и наркологический диспансеры. Теперь они переехали в специально построенное здание вдали от центра города. А у храма наконец-то появилась возможность использовать помещения по назначению. Несмотря на это, монастырь прекрасно сохранился и со временем вполне может быть отреставрирован. Уже сегодня заменена красная черепичная крыша, идет ремонт фасада. После окончания ремонта костел был освящен 2 июня 1992 г. В конце 1990-х городская власти запретили восстановление башни-колокольни через дорогу от храма, мотивируя тем, что обновленная звонница будет мешать движению общественного транспорта.
4189474-5392a5687a635791.jpg
Во дворе монастыря сохранилось интересное деревянное строение типа 'лямуса', служившее общежитием для монахинь-бригиток. Двухэтажный дом с арочными галереями на главном фасаде выложен из массивных брусьев на врубках. В архитектуре и конструкциях этой постройки, восходящей к концу XVII в., нашли свое прямое отражение традиции белорусского народного строительства. Интерес в здании составляет то, что, оно возведено полностью из дерева, без использования скоб и гвоздей. Несмотря на то, что в большинстве источников это деревянное строение обозначено как лямус 1630-х гг., по данным монастырских инвентарей:

1) это спихлер конца XVIII в.;

2) у настоящего лямуса XVII в. был каменный 1-й этаж и деревянный 2-й. В свое время подобные строения возводились во многих местах Беларуси, однако сохранились далеко не везде.
4189476-e57e11b722d9ccd9.jpg
Лямус - не назначение, а форма: двухэтажный дом с лоджией на втором этаже и галереей на первом.
4189480-0e7c611c12c3a5b5.jpg
Лямус монастыря бригиток - сооружение "заколдованное", в почти каждом фотоотчёте из Гродно есть фраза "Внутри монастыря есть интересное строение лямус, но зайти в монастырь я забыл". Вообще, "забыть увидеть лямус в монастыре бригиток" - видимо, обязательная часть посещения Гродно. Найти его сложно - надо пройти вдоль стены за аспидой собора во двор, а уже со двора вход на монастырские задворки. При взгляде на эти балки "17 век" кажется правдоподобным.


4184646-1073d81e09d8f2ee.jpg

3.Рождество-Богородичный монастырь 


  Рождество-Богородичный монастырь  - женский православный монастырь в Гродно.
  Некогда на этом месте стояла Пречистенская церковь, сначала деревянная, с XII века каменная. Е. Ф. Орловский на основании «Актов Западной России» утверждает, что Пречистенский храм стоял уже в 1506 и его фундатором был князь Михаил Глинский. В 1506 году он как душеприказчик киевского воеводы Дмитрия Путяты передал церкви 10 коп литвинских грошей. Тогда же при храме существовала богадельня, которой по распоряжению Сигизмунда II Августа периодически отчислялись деньги с королевских имений. Также церковь владела землями в Ольшанском урочище.
4189513-bf39f433f8fbbc38.jpg
В 1614 году Пречистенская соборная церковь упоминается в связи с завещанием ей хорунжим Кунцевичем «большого плаца» в Гродно.
  В XVII веке собор преобразован в униатский храм. В 1633 году при нём поселились четыре монахини во главе с Василисой Сапегой из Вильно - и в 1642 году униатский митрополит Антоний Селява передал базилианкам территорию к западу от Пречистенской церкви. Пожары 1647 и 1654 годов уничтожили древний Пречистенский собор. Чуть позже базилианки построили деревянный храм Рождества Богородицы и жилые помещения, которые несколько раз погибали от пожаров и заново восстанавливались (1720, 1728 годах). 
  В 1843 году монастырь базилианок был переделан в православный Рождество-Богородичный женский монастырь 2 класса. Из Оршанского монастыря сюда переехали игуменья Афанасия, шесть монахинь и четыре послушницы.
Осенью 1864 года в монастыре организован приют для воспитания сирот лиц духовного ведомства и дочерей бедных чиновников. В 1866 года в монастыре выстроена церковь Сергия Радонежского. Вскоре после постройки церкви монастырь посетил император Александр II.

4189515-7ecbfbd876542d5f.jpg

7 (20) октября 1877 года в обители зафиксировано мироточение чудотворного списка Владимирской иконы Божией Матери, которое продолжалось полгода. Миро было собрано в крестообразный ковчежец, который до наших дней хранится в монастыре.
В 1900 году Священный Синод официально перевёл монастырь в урочище Красносток (ныне - Ружаносток, en:Ranystok, Польша) недалеко от Гродно. Там стояли строения бывшего доминиканского монастыря (закрыт в 1866 году) и выстроенная в 1867 году церковь Иоанна Богослова. В 1901 году монастырь был торжественно перенесен на новое место. Рождество-Богородичный монастырь в Красностоке стал основным, а гродненская обитель получила статус приписной. В начале XX века у монастыря имелись также подворья в Санкт-Петербурге и Дрогичине.

4189518-30c958129b7a8fc4.jpg

В годы Первой мировой войны Красностокский Рождество-Богородичный монастырь эвакуирован в Москву, куда увезены и иконы Божией Матери - Красностокская (позже оказавшаяся в Петрограде на территории монастырского подворья) и Владимирская. В 1914 году сгорела Рождественская церковь гродненской обители. В 1918 году монахиням из Красностока был передана территория Екатерининская пустынь; в красностокском монастыре, оказавшемся на территории Польши, поселились католические монахи. Гродненская обитель (также на территории Польши) осталась православной, в неё возвратилась группа сестер, привезя с собой чудотворную Владимирскую икону.
  В 1927 году гродненская Рождественская церковь была восстановлена. В 1953 году на территории гродненского монастыря выстроен монашеский корпус. В 1954 году в монастырь возвратилась Красностокская икона Божией Матери.На 1 ноября 1959 в монастыре проживало 58 человек, в их числе 3 игуменьи, 25 монахинь, 27 инокинь и 3 послушницы. По времени пребывания в обители находились в 1846-1955 гг. - 8 человек, в 1941-1945 гг. - 1, в 1920-1941 - 19, в 1900-1917 - 27, и до 1900 - 3 человека.

4189519-705629c1ccc5f3a4.jpg

В 1960 году насельницы Рождество-Богородичного монастыря были выселены из занимаемых ими помещений и перебрались в Жировицкий монастырь. Чудотворные иконы Божьей Матери были поставлены в Богоявленском храме монастыря. Владимирская икона позже попала в Россию и доныне находится в подмосковном храме в селе Ермолино.
В 1992 году Гродненский Рождество-Богородичный женский монастырь был возрожден, в обитель возвращена мироточивая икона Владимирской Божией Матери. В 1993 году освящен зимний храм Сергия Радонежского, а главный храм Рождества Пресвятой Богородицы снова возвращён церкви. В 1995 г. монастырь посетил Патриарх Алексий II. В последующие годы возвращены монастырские корпуса, расписан Рождество-Богородичный собор. При монастыре работает воскресная школа.

4184648-8f1416baff5090de.jpg

4.Свято-Покровский собор
Раньше православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы. Это не только наиболее древний, но и наиболее универсальный вид памятника, где в единстве и взаимодействии сочетались функции церкви, памятника, музея и мемориала. Главной и наиболее гуманной задачей храма-памятника является моление о погибших воинах. На братских могилах павших, на полях сражений строились монастыри и храмы, выполнявшие роль надгробных памятников. Помимо общецерковных дней поминовения погибших (Димитровская суббота, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и др.), здесь в годовщину битвы поминались воины, павшие в сражении. Их имена вписывались в синодик для вечного Поминовения. Впоследствии в храмах-памятниках появляются мемориальные доски с именами павших и захоронения особо отличившихся героев.
4189527-2d23f03a80fe0de5.jpg
Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор был построен в правлении епископа Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова) (1905-1915) в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов.
В конце XIX - начале ХХ активизировалось строительство крепостных, гарнизонных и полковых церквей. Подготовка к церковному строительству шла и в частях Гродненского гарнизона, однако его начало было прервано русско-японской войной. Православное духовенство города Гродно не только совершало напутственные молебны в дни отправки с железнодорожные станции военных эшелонов на Дальний Восток, благословляло солдат и офицеров крестами, иконками, но и участвовало в сборе пожертвований в полк больных и раненых воинов, а также членов их семейств. Горем и болью отозвалась трагедия Порт-Артура, Цусимы, других проигранных сражений в сердцах многих гродненцев, потерявших в этой далекой войне отцов, мужей и сыновей. Замедлившееся в начале войны строительство гарнизонной церкви впоследствии под влиянием скорби, значительно активизировалось. Имена павших Гродненского гарнизона (далеко не всех) были выбиты на мемориальных досках висящих и сейчас внутри на стенах храма.
4189530-dab40a9a57064214.jpg
Строили храм-памятник как гражданские, так и военные специалисты. Проект его был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа. Автором проекта был архитектор М. Позаров. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе, однако местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел, неповторимые черты. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру капитану Ивану Евграфовичу Савельеву (1866-1951 гг.). Неутомимые труды И. Е. Савельева не остались незамеченными его современниками-гродненцами, которые, как бы предвидя забывчивость потомков, установили в построенном им храме памятную доску с надписью. Освящение храма совершилось 30 сентября 1907 года. Посвящение собора празднику Покрова Пресвятой Богородицы было неслучайным: с одной стороны, это символизировало заступничество Богородицы за родную землю, а с другой - отмечало начальный этап сражения на реке Шахе, закончившегося безрезультатно, но с огромными потерями для воюющих сторон. Символический смысл храма-памятника не исчерпывался его посвящением. Большое значение имел учрежденный вскоре крестный ход в праздник Входа Господня в Иерусалим, где Свято-Покровский храм должен был обозначать Град Небесный. Помимо религиозного смысла это шествие напоминало современникам о героизме воинов, павших на поле брани. При этом храм должен был символизировать рай для тех, кто отдал свои жизни за общенародное дело. В память о погибших однополчанах было решено передать в новый храм такие реликвии этой войны как полковые иконостасы и иконы, сопутствующие воинам во время боев.
4189534-d887335a7d930e61.jpg
Бурные политические события начала XX века (три революции, первая мировая, гражданская и советско-польская войны и т. д., включение Гродно в состав Польского государства) не позволили Свято-Покровской церкви превратиться в классический храм-памятник, более того, после потери для православных Гродно Софийского собора (1921), церковь из гарнизонной, военной церкви превращается в кафедральный собор. Таковым Свято-Покровская церковь осталась и поныне. Много житейских бурь и невзгод проносилось над храмом-памятником и в последующие годы.
4189536-20b927b865b58700.jpg
После обретения независимости Беларусью начинается новый период в жизни собора. Была возобновлена Гродненская епархия, которая была закрыта в 1951 году, и Свято-Покровский собор снова стал кафедральным. В конце декабря 1993 года по традиции поминовения погибших воинов в соборных стенах совершилось торжественное освещение и открытие новой мемориальной доски в память воинов-интернационалистов, которые погибли в Афганистане.
4189539-70624383694d214b.jpg
Накануне своего столетия собор пережил капитальный ремонт, самый масштабный за всё время своего существования. Стиль храма, как сейчас определяет его современная литература неорусский, псевдорусский или ретроспективнорусский, который состоит из трёх нефов. Собор представляет собой трехнефный объем с пятигранной апсидой и боковыми ризницами. На главном фасаде находится 10-метровая 8-гранная колокольня с шатровым перекрытием и маковкой. Высота колокольни составляет 39,5 метров. Над алтарной частью небольшой четверник с пятикупольем. Ризницы завершены шатрами с маковками. Внутреннее пространство разделено на три нефа, перекрытых плоским потолком, по периметру опоясано мощным карнизом.
4189543-6724983d1665f5ac.jpg
По завершении реставрационных работ в Свято-Покровском кафедральном соборе можно увидеть ряд новых икон. На них изображены новомученики и исповедники, пострадавшие в годы гонений от богоборческой власти.

4189540-da4ab56cf06f3db3.jpg

Сегодня храм является действующей православной церковью. В храме особо почитаемыми святынями являются икона «Казанской Богоматери», мощи мученика-ребенка Гавриила Заблудовского, а также иконы 19 века. Чудотворную икону «Казанской Божьей Матери» во время Первой мировой войны пытались вывезти вглубь России, но её не удалось даже подвинуть и икона осталась в Гродно. Почитается мученик младенец Гавриил Белостокский, чьи мощи находились в соборе с 1946 по 1992 год, а после были торжественно перенесены в кафедральный собор Белостока, в храме осталась только святая частица мощей, которая находиться в особом ковчеге возле правого клироса. Возле левого клироса находится копия креста преподобной Евфросиньи Полоцкой с частицами мощей белорусских святых в Никольском приделе храма находиться икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей. Крест Ефросиньи Полоцкой - прекраснейшее произведение декоративно-прикладного искусства Беларуси, одна из старейших реликвий национальной культуры, был утрачен в годы Великой Отечественной войны. В конце 90-х годов 20 века крест был воссоздан отечественными мастерами по сохранившимся рисункам и воспоминаниям современников. 
4189542-8b692389e33cbb84.jpg
Свято-Покровский кафедральный собор находится в старой части города, которая с 1988 года объявлена памятником градостроительства и архитектуры, является памятником истории и архитектуры, охраняется государством. В 2010 году вблизи Свято-Покровского кафедрального собора установлена Композиция "Покров Пресвятой Богородицы" белорусского художника Владимира Пантелеева. Известный мастер полтора года назад выступил инициатором появления в родном городе монументальной христианской скульптуры. Гродненские священнослужители поддержали его идею и совместно выбрали образ и место для памятника. Трехметровая скульптура вылита из бронзы, высота композиции вместе с монументом из гранита составляет 4,2 метра. Церемония освящения скульптуры состоялась в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября и была приурочена, в том числе и к празднованию 110-летия Гродненской православной епархии. По словам Владимира Пантелеева, созданию эскиза предшествовала серьезная подготовка. Образ Божьей Матери получился приближенным к человеку, что, по мнению мастера, делает его более понятным людям.

4184651-83555edf5b54a034.jpg

5. Костёл Обретения Святого Креста и монастырь бернардинцев

Костёл Обретения Святого Креста и монастырь бернардинцев - крупнейший архитектурный комплекс города Гродно 16-18 вв., сочетает в себе приемы и формы готики, ренессанса, барокко. Расположен на высоком правом берегу Немана и является доминантой силуэта застройки города. Важная роль принадлежит памятнику и в панораме городского центра, открывающейся с левого берега реки Неман.
4189552-9d80fdea623c317e.jpg
Деревянный монастырь основан в 1494 году на земельных угодьях, подаренных в 1491 году Александром Ягеллончиком ордену бернардинцев. Во второй половине XVI века Стефан Баторий сделал из Гродно фактически столицу Речи Посполитой. Следующий после Стефана Батория, король Жыгимонт III Ваза в 1595 году основал тут вторую каменную святыню - Костел монастыря бернардинцев. Угловой камень в алтарь был заложен и освещён в 1602 году епископом виленским Бенедиктом Войнам. Завершено строительство в 1618 году. Костёл был освещён 13 мая 1618 года епископом виленским Евстахием Валовичем, о чем свидетельствует мемориальная доска в костёле. В 1656 году здание костела и монастыря было сильно повреждено в результате пожара. В 1660 году перекрыта крыша, реставрирован алтарь святого Антония, построена каплица святой Барбары. В 1736 году по инициативе Франтишка Барановского строится 3 алтаря каплицы святого Михаила. В это время перестроены алтари св. Банавентуры, св. Ануфрии, св. Петра из Алькантары. В 1738 году произведена реставрация колокольни. В 1863 монастырь упразднён, костёл стал приходским.
4189553-9499dd6aa95040b9.jpg
Костел представляет трехнефную, шестистолпную базилику. На архитектуру костела наложили свой отпечаток три сменивших друг друга стиля: готика, ренессанс и барокко. Несмотря на многообразие архитектурных тем, все они представляют единую композицию большой художественной силы. Сильно выступающие контрфорсы и стрельчатые высокие проемы на тыльном и боковых фасадах имеют черты готики.
4189554-7302fd71503d1f07.jpg
Наиболее древняя алтарная часть - полукруглая апсида, более низкая, чем сама базилика, со стрельчатыми оконными проемами с витражами, со стенами, укрепленными ступенчатыми контрфорсами, - несет на себе отпечаток готического стиля. Главный фасад храма, богато декорированный пилястрами и арочными нишами, с криволинейным силуэтом верхнего яруса выполнен как самостоятельный элемент конструкции в духе раннего барокко.
4189557-bf41832f6bbaccfa.jpg
Вплотную к костелу примыкают каменные 2-этажные монастырские корпуса, образуя замкнутый прямоугольный дворик. Стены членены прямоугольными окнами, пилястрами. Планировка галерейная.
4189558-7f9bf8a46cf71892.jpg
Композиция комплекса обогащена 4-ярусной башней-колокольней, врезанной между костелом и монастырем. Имеет отдельный вход и связана с костёлом и жилым корпусом. Верхние ярусы колокольни и оформление интерьера относятся ко второй половине XVIII века, представляя искусство так называемого виленского барокко. Она имеет сложную форму и художественный силуэт. Башня завершена фигурной крышей со шпилем.  
4189560-6639b69c8f022c73.jpg
В интерьере костела - уникальные ренессансные скульптурные композиции и орган 17 века. В оформлении интерьера (17-18 вв.) широко использована резьба, стукковая лепка, фресковая живопись (моно- и полихромная), скульптура. В нишах аркатурного пояса на южной стене центрального нефа изображены 12 апостолов, на северной - 12 исторических деятелей великого княжества Литовского и Речи Посполитой. В композиции 14 алтарей использованы элементы коринфского ордера. Особую художественную ценность имеет барельефный стукковый декор Лоретанской часовни (18 в.) в нартексе храма.
4189562-1f59d2d3df7a1b68.jpg
Во время советской власти в помещении монастыря находилась бюро судебно-медицинской экспертизы, судебная лаборатория, областной дом санитарного просвещения, санэпидемстанция. В 1990 году в монастыре разместилась Высшая римско-католическая семинария, которая готовит ксендзов - католических священников.
4189563-82794b0fd780ff47.jpg
Интересный факт: 21 января 1858 года в Бернардинском костеле состоялось венчание Элизы Ожешко с 35-летним помещиком Петром Ожешко.

4184655-d7b6d795ee6e7144.jpg

6.Синагога 
Большая Хоральная синагога на Большой Троицкой, или Главная синагога, действующая синагога в центре города Гродно. В начале прошлого века в Гродно было 44 синагоги. Центр гродненского еврейства в 19 в. находился на ул. Жидовской (современная Троицкая), где и размещается синагога. У нее долгая история. Уже в XVI веке на этом месте стояла деревянная синагога. По инициативе раввина Мордехая Яффе первая каменная синагога в Гродно была построена в 1575-1580 гг. Для её строительства в Гродно приглашался итальянский архитектор Санти Гуччи. В результате пожара в 1617 году эта синагога была полностью уничтожена. Вскоре после пожара, после разрешения польского короля Сигизмунда II, евреи построили новую синагогу на месте старой. Вторая синагога просуществовала дольше, но повторила участь предшественницы. После сильного пожара от синагоги сохранился лишь большой молитвенный зал. Огонь не единожды приносил беды евреям Гродно. В пожаре 29 мая 1885 года погибли сотни еврейских домов, десятки улиц, шесть синагог и приют для сирот. В июле 1900 года большой пожар вновь уничтожил сотни еврейских домов и 12 синагог. После всех разрушений и пожаров иудеи собственными силами восстанавливали храм.
4189573-8662d65e8a6565e3.jpg
Синагога, построенная в начале ХХ века, включила в себя остатки «божницы» 70-х годов XVI века, сильно пострадавшей во время пожаров 1885 и 1900 годов. По предположению гродненских историков, основная часть здания - это старая синагога XVI века. В начале XX в. был существенно видоизменен лишь главный фасад храма. Поэтому у здания, построенного в стиле русского модерна ХХ века, интересен не только главный фасад, но и архитектура боковых, примыкающих зданий.
4189576-b7b12856113c8145.jpg
Гродненская синагога начала ХХ века представляла собой целый комплекс, включающий и вспомогательные строения, и прилегающую к зданию территорию, обнесенную оградой.

4189586-fb216c7fce81c9c6.jpg

Синагога состояла из двух корпусов, расположенных перпендикулярно: ритуального (литургического) зала и перпендикулярного ему трехэтажного корпуса, включающего входной комплекс и различные вспомогательные строения. Объем ритуальной части на уровне первого яруса имеет свои боковые пристройки. Стены на уровне второго яруса украшены пилястрами, плоскими арочными нишами с высокими арочными окнами. Завершается эта часть синагоги высокой четырехскатной крышей. Кирпичное трехэтажное квадратное здание накрыто двускатной крышей. 

4189584-32a838a9743d6dfd.jpg

Главный фасад фланкирован квадратными в сечении башнями, килеобразными завершениями и четырехскатными сомкнутыми куполами. Фасады богато декорированы профилировкой. Главный зал с боковыми низкими нефами занимает всю высоту объема. В центре стоит бима, столбы которой поддерживают крестообразные перекрытия с нервюрами. В восточной стене, в неглубокой пятигранной нише - алтарь, вдоль западной - галерея для женщин. Интерьер декорирован лепным окантованным орнаментом в готической трактовке.
4189582-869131d31738485e.jpg
Большая Хоральная синагога Гродно была закрыта с приходом советской власти, в 1940 году. Во время войны она оказалась разграблена, фасад здания пострадал от пуль и осколков снарядов. Богатому внутреннему декору здания был нанесён серьёзный ущерб. В период немецкой оккупации Гродно синагога, находившаяся в центре еврейского гетто № 1, использовалась нацистами как место сбора евреев перед отправкой в концлагеря и на расстрелы. Гетто располагалось в центральной части Гродно, в пределах улиц Переца, Виленской, Найдуса и Замковой. Трудно представить, что через великолепное здание синагоги прошло большинство обреченных на уничтожение гродненских евреев. Из двух гродненских гетто группами людей сгоняли в синагогу, а отсюда пешком (вернее, бегом, да еще и с песней) гнали в пересыльный лагерь в Колбасино или на железнодорожную станцию для отправки в концлагеря - Треблинку, Освенцим, Майданек. Когда в феврале 1943 года последние две с половиной тысячи обитателей гетто отправили в лагерь смерти, в гетто № 1 оставались немногие: обитатели маленькой больнички и члены юденрата. Всех больных и медицинский персонал - более 40 человек - выгнали во двор больницы, поставили напротив сидящих на стульях коменданта гетто Визе и коменданта лагеря в Колбасино Ринцлера, и те, не вставая со стульев, выпустили по ним несколько очередей из автоматов. По некоторым данным, в Гродно было 29 тыс. евреев, из них в живых остались менее 200 человек. В марте 1943 года Гродно был объявлен «свободным от евреев».
4189589-a33c653c093f6364.jpg
На территории Гродненской области находится не менее 45 братских могил, 7 еврейских кладбищ - всего не менее 72 мест массового уничтожения евреев. В марте 1992 года на улице Замковой, на месте входа в гетто № 1, установлена мемориальная доска.
4189590-ae89b69e3d99921e.jpg
Все послевоенные годы это величественное сооружение не ремонтировалось. В нем размещались склады пищевого комбината, аптечного управления, а позже - художественно-промышленные мастерские. С 1991 года здание синагоги было передано иудейской религиозной общине Гродно. Сейчас памятник истории и архитектуры евреи опять начали восстанавливать своими силами.
4189588-895c6e7e908c8a82.jpg
Пока идут ремонтные работы, синагога продолжает работать. Иудеи здесь собираются на большие праздники, возрождают и древние традиции. Необходимо отметить, что эта синагога - пока единственная в Беларуси, в которой практически полностью восстановлена отделка молитвенного зала. Усилиями общины сделан ремонт кровли, главного фасада, восстановлено водоснабжение, электроснабжение, канализация. Восстановили пол, остеклили окна. Большой молитвенный зал был отремонтирован, отреставрированы угловые колонны, своды, великолепная лепнина и декоративная отделка. Понятно, что для полного восстановления здания нужны огромные средства - их не хватает. Отопление здания, увы, фактически отсутствует, работают лишь временные печи, которые в холод позволяют собираться для молитвы. Храм в центре города, а ближе подойдешь и уже на окраине, уже виден обрыв и река, возле нее и теплее, и уютнее, от нее веет входом в другой мир.
4189591-1a24d8fccd220860.jpg
В Гродно евреи поселились впервые в конце XV века, о чем свидетельствует привилей кн. Витовта, а уже в XVI веке они имели свой храм. Главная синагога Гродно - памятник архитектуры XVI века, уникальнейшее сооружение на территории не только Белоруссии, но и Европы в целом, претендент на включение в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Здесь была резиденция главного раввина. Сохранился только большой молитвенный зал, здесь пел хор мальчиков. Отсюда и название - Хоральная синагога. Гродненская синагога - одна из самых крупных в Европе. И самых красивых. Несмотря на финансовую помощь семьи Рор (США), поддержку международного фонда «Ор Авнер», организационные усилия раввина Гродно Ицхака Кофмана и участие в ее восстановлении членов гродненской общины, на сегодняшний день она лишь выведена из «критического» состояния. Ее реконструкция требует больших денег, а их нет...
4189594-627b88c9aa829064.jpg
Сегодня синагога используется для ежедневных служб, для праздничных собраний, занятий и встреч. История здания, его возраст и красота привлекают множество посетителей, как еврейской, так и других национальностей из Беларуси и всего мира.

4184658-26ceeec48ed4c343.jpg

 7.Гродненский Костел Матери Божьей Ангельской и монастырь францисканцев
 Памятник архитектуры барокко. Основан в 1635 комендантом виленским и воеводам витебским Евстафием Курча и его женой Сузанной на левом берегу Немана. Сложный рельеф предопределил асимметричную композицию храма, включающую звонницу, монастырский комплекс и ворота с забором. Каменные 2-этажные монастырские корпуса и 3-нефная базилика костёла образуют замкнутый внутренний двор. Главный торцовый фасад базилики без вежи.  
4189602-ff16d50decf3d50a.jpg
С северной стороны к главному фасаду пристроена 3-х ярусная вежа-колокольня с отдельным входом. Имеет квадратную в плане 3-х ярусную симметричную композицию. Первый ярус колокольни сохранил общую с 1-м ярусом главного фасада костёла пластику 17 века. Он прорезан маленькими оконными проёмами, расчленены широкими пилястрами и карнизными поясами. Второй и третий яруса перестроены в 18 веке после пожара, выполнены насыщенной рельефной пластикой периода расцвета барокко. Стены прорезаны большими полукруглыми оконными проёмами, расчленены рельефными лопатками и развитым карнизом. Завершает колокольню высокий фигурный шлем.
4189601-a7b2579232a15dd8.jpg
В 18 веке костёл был обновлён после пожара, значительно изменена декоративная отделка. Архитектурная обработка стен костела и колокольни различна, тектонически между собой мало связана. Главный фасад костела декорирован пилястрами, лопатками, карнизными поясами. Сочетание монастырских корпусов, костела и башни наделяет комплекс живописностью.
Почти аналогичный гродненскому костёлу францисканцев композицию главного фасада имеет костёл всех святых в Вильнюсе, построенный немного ранее, в 1620 - 1631 годах. Однако оформление гродненской святыни по сравнению с Вильнюсской более скромное.

4189603-d0ed041ab6cea502.jpg

Интерьер костёла выделяется богатством архитектурной пластики и художественно-декоративного оформления (скульптура, лепка, резьба по дереву). 2-х ярусный главный алтарь в стили барокко украшен скульптурой и накладной деревянной резьбой. Стены разделены прямоугольными окнами, пилястрами, завершены карнизами.

4189605-1ae4f36389e49314.jpg

Храм славится чудотворной иконой Матери Божьей Ангельской 17 века.

4189606-ca52776efcc519e9.jpg

В северо-западной части монастыря сохранилось часть стены (2 - 3 метра) и ворота. Ворота размещены перед главным фасадом костёла, оформлены в стиле борокко.  
В помещениях монастыря в настоящее время расположена больница.
Среди 20-ти некогда существовавших в Великом княжестве Литовском францисканских костелов - это один из немногих сохранившихся и беспрерывно действующих.

4184664-2806f2ce57a6dc6c.jpg

8.Синагога

 Бывшая первая каменная синагога, построенная в 16 в. Р

Раньше здесь распологалась молитвенное общество  "Орах-Хаим" и хоральная школа. Сегодня там архив ЗАГСа.

4184669-9d191bef52ad8bc8.jpg

9.Коложская церковь
Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно - одно из пяти полностью или частично сохранившихся архитектурных сооружений домонгольского периода в Беларуси. Расположена на высоком берегу реки Неман. Вместе с комплексом памятников Замковой горы объявлена историко-архитектурным заповедником. Это главная достопримечательность города, так сказать, его визитная карточка. Каложа - единственная постройка Гродненской архитектурной школы, сохранившаяся до наших дней.
4189652-d44b47f3f88f2f10.jpg
Церковь была построена в первой половине 12 века, видимо, в княжение Бориса и Глеба Всеволодковичей (первый умер до 1166, второй - в 1170) в княжеском детинце и освящена в честь их небесных покровителей, Бориса и Глеба. После разрушительного пожара 1183 года (по некоторым источникам 1184 года), который уничтожил соборную ("Нижнию") церковь древнего Городена, Борисоглебская церковь стала главным городским храмом. То же посвящение Борису и Глебу имела древнейшая церковь Новогрудка, вероятно, строившаяся в одно время с Коложской. Строителем Коложи считают легендарного зодчего Петра Миланега, позже работавшего в Киеве.
4189654-ca4b4220732281bb.jpg
При церкви был основан мужской Борисоглебский монастырь. После смерти Богушей-Боговитиновичей, его благотворителей, патронат над монастырем приняли Воловичи, которые расхищали монастырское имущество. После смерти Гринко Воловича польская королева Бона отдала монастырь его супруге католичке, которая его грабила, истребляла леса и рощи и издевалась над монахами. При самом начале унии монастырь был обращен в униатский с титулом архимандрии. Местность, где стоял монастырь, разрушена водой р. Неман.

4189660-3417cbf9e225859c.jpg

Архитектура церкви не имеет аналогов среди сохранившихся сооружений и напоминает композицию более раннего городенского собора - Нижней церкви, известной по археологическим исследованиям. Этот факт даёт возможность предположить существование в конце XII века в Гродно обособленной архитектурной школы. Сегодня это единственное сохранившееся здание, относимое специалистами к гродненской архитектурной школе XII века, аналогов которой нет в истории восточных славян. Ее особенности: использование в кладке стен шлифованных цветных валунов вперемежку с древним кирпичом - плинфой, украшение стен фигурными керамическими плитками, создающими изображения крестов и различных геометрических фигур, а также встроенные голосники - глиняные амфоры, создающие в помещении особую акустику и придающие легкость строению.
4189657-e67b9ccdea9d6a3b.jpg
Коложская церковь представляет собой крестово-купольный храм, трёхапсидный и шестистолпный. Кладка стен выполнена из плинфы, использован также кирпич в декоративных целях. Церковь снаружи неоштукатурена, что позволяет видеть декоративные достоинства её полихромной кладки. К сожалению, она сохранилась лишь частично: ее своды и купол исчезли давно, а во время оползня в 1853 году полностью обрушилась южная стена. В 1896 году на средства Иосифа, епископа гродненско-брестского, стена была заменена деревянной, легкой. Поэтому часть стен церкви сделана из обычного кирпича, а крыша - из обычного кровельного железа. Сохранились северная и часть западной стены, 3 апсиды и 2 западных подкупольных столба. Кирпичный 6-столпный 3-апсидный крестово-купольный храм. До нашего времени также не дошли первоначальная главка и своды. При реставрации в 1870 году были открыты домонгольские фрески в конхах.
4189658-2996dd1ced7be721.jpg
Церковь стоит на самом краю берега: от обрыва южную стену отделяет около двух метров. С 1995 по 2005 годы специально для сохранения церкви городские власти при поддержке ЮНЕСКО (Борисоглебская церковь включена в список памятников мировой культуры) проводили работы по укреплению берега. Сейчас здание вне опасности.
Каложа - действующая церковь: ежедневно в ней проводятся службы. Длинна около 21,5 м, ширина 13,5 м. Толщина стен около 1,2 м. Столбы круглые (диаметр около 1,2 м), на прямоугольных цоколях, вверху постепенно приобретают крестообразную форму. Несмотря на очень маленькие размеры церковь изнутри выглядит просторной, благодаря тонким стенам и особой конструкции опор, которые имеют эллипсовидную форму. Стены Борисоглебской церкви сделаны из плоского кирпича - плинфы и декорированы майоликовой плиткой и плоскими валунами. Кроме того, в стены встроено большое количество полых глиняных сосудов - голосников, что делает акустику церкви уникальной. Такая отделка, а также голосники является отличительной чертой Гродненской школы зодчества, весьма распространенной во времена Галицко-волынского княжества.

4189662-0672ad615296c5e1.jpg

Внутренняя отделка церкви выполнена уже в 20 веке, однако в некоторых местах сохранились фрагменты расписных фресок двенадцатого столетия.

 Борисо-Глебская церковь имеет второе название "Каложская" или "Каложа". Почему? 
  Название Каложская исследователи объясняют двояко. По первой версии, оно пришло в Гродно из псковского пригорода Каложа, захваченного в 1406 году князем Витовтом, вместе с плененными и поселёнными возле Борисо - Глебской церкви псковичами. Также оно могло прийти ещё раньше - вместе с дружиной Давыда Городенского. Согласно второй версии, слово произошло от славянского названия ненаселенной местности - Коложень. Историки и археологи считают, что название Коложа («коложань, коложень») – это название древней языческой рощи - святилища, где позже был построен православный храм, и обозначает место, где бьют многочисленные родники.









ОБСУЖДЕНИЕ


пользователь отключен2013-05-17 00:00:25 - пользователь отключен
Комментарий отключен модератором

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Спасибо за ноты!
М.. да, у некоторых частная собственность раз`едает что-то очень важное, человеческое. Но право выбора(что оставить после себя детям) остаётся у каждого;и не нужно указующим перстом(чай не Пётр Великий) тыкать в частную(чужую жизнь). Жизнь непредсказуема:частная собственность есть, и её уже нет, как мёд.
У вас даже частной собственности нет - печально.. Что Вы оставите после себя своим детям? Вот может если бы что то у Вас за душой было бы, так глядишь и подобрали, а то нечего терять кроме оков)) Почтальону Печкину, для преображения, хватило велосипеда..
Молодцы!!!
=========================================================== Как скачать файл, если он не скачивается - подсказки: 1. ПРАВОЙ кнопкой мыши нажать под нужным файлом ``Скачать``. 2. В появившемся меню выбрать ``Сохранить ссылку как`` или ``Сохранить объект как``. 3. Выплывает стандартное окно сохранения, выбираем место на своём ПК и нажимаем ``Сохранить``. Может появиться окно с красным восклицательным знаком ``невозможно безопасно скачать файл``, этот значок с предупреждением надо игнорировать, для чего нажать на птичку рядом и выбрать СКАЧАТЬ. Это предупреждение безопасности для самого сайта, оно никак не связано с вирусами. Скачивайте смело. Да..., и в браузере ОПЕРА этот приём может не сработать. Предварительный просмотр документов на этом сайте отсутствует, то есть файл надо скачать, чтобы посмотреть. ===========================================================
Здорово!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/