Атупита вися. Кестап
Апоба
…Что это? Иностранная речь? Лепет
младенца? Нет, так говорят дети с диагнозом
Тяжелое Недоразвитие Речи.
Дети, здоровые
психически и интеллектуально, дети, которые могут стать президентами,
учителями, капитанами, докторами, учёными…
Если
они получат
профессиональную своевременную
п
о м о щ ь
и их речь станет понятной
для окружающих.
Доброе
утро, уважаемые коллеги. Я - Конькова Ольга Владимировна - учитель-логопед
детского сада 123.
Моё педагогическое кредо:«Беспокоясь о том,
кем ребенок будет завтра, не забывать, что кем-то он является уже сегодня
»(Сташа Таушер, 17век)
…Я в моём
волшебном
кабинете
. Здесь
регулярно на зависть всем феям
случается
чудо: появляются
новые правильные звуки у маленьких
людей!
Здесь полно невиданных игр (это
мои
авторские игры)- их ребята берут в гости к себе домой, а мамы создают
подобные.
Здесь,
а не дома, звучит и радует детей
моя
скрипка. Но я
перебираю книги на полке, разыскивая
ту самую светло-серую без глянца, без
рекламы…Где же эта путешественница?
В далёком 1988году
мои мудрые
многодетные родители, видя стремление свое старшей дочери
помогать детям, посоветовали мне присмотреться
к профессии логопед. Мама специально познакомилась
с единственным в городке
логопедом – дефектологом и привела меня к ней
на практику. В моей школе в Крыму
за
прилежную учёбу было принято поощрять учеников
поездками
в ближнее зарубежье: так
книга
для логопедов
была куплена мной в
Белоруссии и привезена
домой
в Крым! Я прочла её и стала готовиться к
поступлению в РГПУ им Герцена. С
1991
книга живёт
в Петербурге. О!
Вот она! Я держу её в руках.
Простую,
бесценную. Книга для логопедов, воспитателей и родителей
ничуть не устарела. Но что-то
изменилось за эти 22года, что мы с ней
неразлучны.
В последнее десятилетие
произошёл
количественный рост детей-логопатов, усложнились речевые
диагнозы,
явно просматриваются
нарушение психологического профиля, снижение
уровня социальной адаптации детей
в
микро и макросоциумах,
утверждение
семейных «ценностей»
нового
вида.
В моде яркие издания
с урезанными укороченными, а то и вольно интерпретированными
текстами литературных произведений.
На мой взгляд, просматривается
тенденция
к
снятию с себя ответственности родителями и
перекладыванию её на окружающих людей. От бытового «это всё ты виноват
(виновата)» (далее перечисляются
трудности
ребёнка)
- до
«этот сад (школа)
ничего не даёт, только требует».
Картина,
ставшая привычной: идут мама
и
малыш,
и это
первая в жизни малыша
весна(!),
но у мамы
наушники в ушах. Будем
надеяться, что все мы меняемся
к
лучшему, поскольку развиваемся всю жизнь.
Есть ли в сердцах нынешних родителей
видение
взросления малыша, где
мы идём рука об руку, спотыкаясь (и взрослые
тоже!), улыбаясь
ошибкам
с
верой в его и свои силы? Ч
увствуем
ли, что
дорога эта
с каждым
метром
и каждой минутой
делает
маленького человека
сильнее и свободнее, а
нас – его родителей
спокойнее за его будущее?
Не
всегда
невдомёк нам всё это лишь
по занятости. Всё чаще встречаются
«домохозяйки»,
дети
которых пребывают в
дошкольном учреждении
с открытия до закрытия!
Между тем,
время, которое
специалист может
уделить Этому Ребёнку,
стремительно
сокращается! Сроки, отведённые на коррекцию речевого дефекта
сократились
вдвое, а то и втрое! Ребёнку
необходимо
получать помощь 3 года
– тогда
автоматизация
явно завершена. Мы всё чаще
имеем
в распоряжении только год. Это
без всякого сомнения снижает эффективность.
Я использую
все свои умения
и навыки:
сочиняю детям стихи, рисую для них, играю на скрипке, пою…
Я знакомлю детей
с точкой так , чтобы дети
удивились,
в точку
влюбились и
дома повторили!А я пою:
Достойна точка уваженья
В конце любого
предложенья:
Хоть точка меньше
муравья
–Она помощница твоя!
Многократно в различных жизненных ситуациях
мне приходилось помогать людям своими профессиональными знаниями: консультация
может состояться и
в поезде, и
в очереди, и у прилавка детских товаров, и в
поликлинике. Я считаю своим
человеческим
долгом
везде, где люди
интересуются
проблемой речи детей,
оказывать профессиональную поддержку.
А бывает необходимо и
противодействие!
Непросто
было решиться на разговор с лор-врачом. Этот мужчина
слишком
неразборчиво
отправлял на подрезание подъязычной связки
детей, не имеющих к тому показаний. Профессиональная совесть, поддержка коллег
и семьи позволяют мне в любом месте представиться: «Я –логопед» .И помогать.
Я занимаюсь
проектной деятельностью, привлекая родителей. Идея Журналов,
создаваемых детьми группы, зародилась
у
меня
во время
посещения
курсов повышения
квалификации,
где методист НМЦ Невского района Раиса Алексеевна Кирьянова
демонстрировала
Индивидуальные Альбомы.
Через несколько лет
в апреле 2009 года
Раиса Алексеевна оставила
в очередном из
Журналов
свой тёплый отзыв
.
Издавать журналы нам с детьми
помогают техники мнемотаблиц, ТРИЗа, головоломок, и несколько инноваций:
самостоятельное проектирование
материала
детьми,
имитационное моделирование, р
ефлексия совместной деятельности
обучающего и обучающихся.
Программа
воспитания
и обучения
дошкольников
с тяжёлыми нарушениями речи под редакцией
Л.Б. Баряевой
«преодоление
речевого и неречевого негативизма
у детей (чувство неуверенности и ожидание неуспеха)» выделяет
наиглавнейшим педагогическим ориентиром
в развитии речи.
В каждый момент
быть в процессе,
не зависеть
чрезмерно
от результата. Как это
возможно? Есть определённая цель – выпуск
детей
с чистой речью в массовую школу.
Но чья эта цель? У ребёнка 5 лет нет такой цели.
Не случайно в
Программе
слово
«цель» заменено
на «педагогические
ориентиры» и
« педагогический замысел».
Диалоговая система общения стала предметом
в педагогических ВУЗах только несколько лет
назад. А она- то и предполагает отсутствие ожиданий от воспитанника!
В документе
«О
стратегии развития системы
образования Санкт-Петербурга на период до 2020 года» предлагается
следовать
принципу «От
будущего к настоящему».
Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа" подчёркивает важность индивидуального подхода
к
воспитаннику. В Федеральных
Государственных Требованиях
коррекционные
мероприятия
названы индивидуально
ориентированными.
Кем сегодня является Карина? Настоящей
певуньей! Значит, будем автоматизировать звуки в её любимых песнях её любимой
группы.
Кто у меня Рома? Любитель автомобилей! Строим
с ним автоконцерн из конструктора, попутно
отрабатывая
предлоги
и наречия.А распределив роли-профессии, будем
взаимодействовать, автоматизируя
поставленные звуки.
Миша
и
Илья
– настоящие друзья неразлей-вода. И вдвоём они
трудятся эффективнее. Моя задача придумать для них такую игру, в которой
по единым правилам они смогут работать каждый над своей проблемой.
Федеральные Государственные Требования одной
из задач выдвигают
взаимодействие с семьями
детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
С неблагополучной неполной семьёй Ивана Пастухова
взаимодействовать было сложно: конфликты
его шестнадцатилетней
сестры с
матерью приводили
к вызовам соседями
милиции, а
Ванина
сестра покидала дом на несколько дней.
Я
неизменно просила Ивана
перестать
называть сестру Веркой. Мы искали для
неё
ласковые слова .
Прошло
время. К очередному выпуску Журнала группы
дети сочиняли волшебные истории по заданной
теме. Одну сказку я традиционно прошу создать в семейном кругу. Ваня
выбрал иллюстрацию и взял её домой.
На
следующее же утро мальчик принёс свою историю, написанную рукой
старшей сестры! Читая её, я
и вовсе прослезилась: столько света, надежды
и добра было в сказке. Мы с Ваней смастерили подарок для
Веры, а сказку много раз перечитывали
в начале тихого часа. Я верю, что в тот вечер
в семье не было ссор и уходов. И что позже
брат говорил сестре: «А нам сегодня
снова нашу с тобой сказку читали!» Ваня выпущен в школу с чистой речью.
Моя
ответственность в том, чтобы
помогать, делая всё, что могу. Результат любой ценой, любыми, в том
числе детскими сверх-усилиями, мне не нужен. Для меня
ценно,
что
дети стайкой слетаются
ко мне, завидев меня на пороге, требовательно отчитывают за отсутствие
(когда есть работа в курируемом саду)
, просят поиграть
в созданные мной игры ещё и ещё,
навещают и пишут в
«Контакте», упорхнув
в школу.
Такая обратная связь означает, что моя
профессиональная деятельность – это счастье! И что, заботясь о
завтрашнем дне моих воспитанников, мне
удаётся не забывать, что каждый ребёнок
–
полноценная личность уже сегодня.
А если моя дочь захочет пойти по моим
стопам, я передам
ей мою первую
профессиональную книгу.
Тэги:
кредо. конкурс педагогических достижений 2011.логопед,
профессиональная совесть,
путь в профессию,
Невский район. ГДОУ 123