Из интервью
популярного в США эксперта в области
STEM-образования и ро
бототехники Тома Цу, данного
специально для “Учительской газеты” в центральном московском офисе компании
Polymedia.
Справка:
Том Цу (Tom Hsu) –
профессор Массачусетского технологического института,
популярный в США эксперт в области
STEM-образования и ро
бототехники. В течение 8 лет
он занимался разработкой инженерных решений в области ядерной физики.
Параллельно преподавал, конструировал установки для изучения плазмы и другие
приборы. Основал компанию
CPO
Science, занимающуюся разработкой, производством и поставками оборудования и
литературы для обучения естественным наукам в школе. Также является
со-основателем компании Ergopedia – ведущего разработчика оборудования и
литературы для обучения естественным наукам, инженерному делу и
программированию. В 2016 году компания Ergopedia вошла в состав PASCO
Scientific.
- Господин
Цу, вы бывали во многих странах, во многих школах и вузах. Скажите,
STEM-методики точно так же
могут быть применимы в России, как и в США? Или всё-таки есть разница?
- Я бы сказал
так: в принципе, ученики во всём мире мало чем отличаются друг от друга, они
одинаковые во всех странах. Да и учителя, по большому счёту, тоже. Значит, то,
что сработало в одних странах, вполне может быть применено и в других.
- Тем
не менее, когда я в 1999 году был в США в составе делегации учителей года
России, там во всех учреждениях говорили о воспитании лидеров. А у нас традиционно
делали ставку на работу в коллективе. Но ведь
STEM-подходы подразумевают работу именно
в команде, а команда не может состоять из одних лидеров.
- Да, я помню
те времена, и, думаю, это был не совсем правильный вектор развития. Лидеры,
безусловно, нужны, однако вряд ли стоит пытаться всех сделать лидерами. Поэтому
сегодня у нас упор делается на развитие умений работать в коллективе. С другой
стороны, лидеры ведь тоже бывают разными, один фонтанирует идеями, другой редактирует
контент, третий отлично распределяет обязанности и организует людей вокруг
решения конкретной задачи, и так далее. Поэтому лидерская стратегия вполне
применима и в
STEM-проектах,
в командах. Вовсе не обязательно, что лидер – это нечто вроде
одного-единственного босса, которого безропотно слушаются остальные. Человек может
быть лидером в своём направлении, а в команде вполне могут существовать
одновременно несколько направлений работы, объединённых единой целью.
В группе, в
проекте, каждый может заниматься тем, в чём он силён, делать то, что ему
нравится и что хорошо получается. Не нужно всех грести под одну гребёнку,
заставляя делать то, к чему нет расположения. Кто-то силён в искусстве, кто-то
в математике, кому-то ближе отношения с людьми. У хорошего проекта очень чётко
прописаны все эти аспекты, там каждый участник видит, какие существуют
потребности и чем именно он может помочь.
Хотя, конечно
же, из этого вовсе не следует, что из школы нужно вообще убрать общие науки и
дать возможность детям делать только то, что им интересно. Просто надо искать
подходы к любому школьнику, в зависимости от его особенностей.
- Но
ведь есть и другая модель коллективной работы – когда роли в группе
периодически меняются, и человек делает не только то, что он хочет, но и то,
что он должен. Таким образом, он вынужден осваивать новые компетенции, получать
новые знания, в том числе, в сферах, которые ему чужды. Это и есть развитие,
расширение кругозора, благодаря чему человек узнаёт то, о чём он имел самые
смутные представления, учится тому, в чём он до того вообще не разбирался и не
хотел разбираться, думая, что оно ему не нужно.
- Актуальность
STEM-методик в том, что
они позволяют человеку сориентироваться и понять, что ему нужно и чему следует
научиться. То есть здесь всё-таки на первое место выходит внутренняя мотивация,
а не стремление кого-то заставить, вынудить овладевать какими-либо
компетенциями. Однако тут есть один очень интересный момент. В условиях, когда
люди работают в коллективе, где один силён в математике, другой – в истории,
третий – в информационных технологиях и пр., очень велика вероятность
взаимообучения, когда люди передают свои знания и умения друг другу, перенимают
чужой опыт. Это гораздо более эффективный способ обучения, чем традиционный,
когда ученики узнают о чём-то от педагога, но вынуждены только слушать и записывать.
Такое, к сожалению, до сих пор происходит в большинстве школ США.
Впрочем, до
людей ведь тоже по-разному доходит. Кто-то лучше усваивает информацию, когда
записывает, кому-то обязательно нужно показать картинку, а другому всё нужно
разложить по полочкам и выразить в цифрах. Но я уверен в одном: если всех
заставлять учиться одинаково, 80% учащихся будет протестовать против этого.
- В
чём, на ваш взгляд, главное преимущество
STEM-методик?
- Всё
STEM-образование зиждется на
двух столпах: первое – использование технологий в образовании, второе –
обучение принципам работы. А это значит, что можно обойтись и подручными
средствами, без компьютера. Например, с помощью того же
механизма, состоящего из набора шестерёнок,
можно очень доходчиво объяснять не только математику, но и механику, кинематику
и многое другое.
Безусловно,
ИКТ помогают людям усвоить большой объём знаний, понять суть того или иного
процесса, явления. Моделирование в 3
D анимации – это совсем не то же самое, что моделирование на
бумаге, в чертежах. С помощью компьютера и специальных программ можно в два
счёта визуализировать то, что ранее можно было только вообразить или
нарисовать. Например – движение элементарных частиц или планет.
- Но,
как вы сказали,
STEM-методики вполне реализуемы и без ИКТ?
- Да, конечно
же! Наглядность ведь может быть не только компьютерной, её можно осуществить
самыми разными способами, хоть на бумаге, хоть из бумаги. Но мы должны
понимать, что создать макет установки для демонстрации какого-либо процесса
очень часто бывает слишком дорого и долго, гораздо проще показать всё в
динамике на экране. А время, которое мы сэкономили при этом, можно использовать
для закрепления. В любом случае, нужен инструментарий – например, тот же конструктор
LEGO, главное, чтобы
было чего демонстрировать с его помощью. Не зря же говорят, что “лучше один раз
увидеть, чем сто раз услышать”.
-
Однако всегда и везде делать ставку на визуализацию, наверное, тоже
неправильно. Сегодня многие психологи жалуются, что телевидение, видео и компьютер
убивают воображение ребёнка, предлагая ему уже готовые образы, созданные кем-то
по неким стандартам.
- Да, в США
сейчас учителя очень активно пытаются приобщить ребёнка к чтению, к занятиям
творчеством, чтобы они хоть что-то делали своими руками. Ведь, “благодаря”
телевидению, дети уже не могут подолгу сосредоточивать внимание на чём-либо. И
сегодня преподавателям приходится затрачивать гораздо больше усилий для того,
чтобы удержать внимание детей. Они привыкли к ярким картинкам, анимации, видео,
интерактивным технологиям, и уже не воспринимают серые статичные картинки или
большие массивы текста.
С другой
стороны, даже с помощью
STEM-методик
человек может что-либо построить, так и не вникнув в суть вопроса, не поняв,
почему построенный им механизм или аппарат работает именно так. Ученик может
создать робота из готовых узлов и запрограммировать его с помощью готовых
программ. Хотя нам гораздо важнее научить его конструировать эти узлы и
разрабатывать сами программы, понимая принципы их работы.
В детстве я любил
делать самолётики из бумаги. И делал их по одному и тому же шаблону, но все они
по какой-то непонятной мне причине летали по-разному. Вот тогда моя учительница
и рассказала мне, в чём причина, а заодно показала, что необходимо сделать,
чтобы заставить самолётик лететь вправо, влево, взмывать вверх или планировать
прямо. Я настолько проникся этим всем, что начал проектировать разные модели
самолётов и в итоге пошёл в университет на программу подготовки инженеров
аэрокосмических наук. То есть тут не просто развитие интереса, но и осознание
перспектив, куда и к чему можно этот интерес приложить.
-
Раньше наши ученики точно знали, что пойдут в коллектив и будут в нём трудиться
всю жизнь. Сегодня многие ученики точно знают, что станут фрилансерами, будут
сидеть где угодно, на даче, на природе, дома, на курорте, и при этом делать то,
что им хочется. Можно ли при таком подходе реализовать полноценный
STEM
подход,
в основе которого, как вы сказали, лежит именно коллективный труд?
- Думаю, да. Я
сам, например, работаю директором по продуктам в
PASCO, руковожу коллективом в
Сакраменто, но живу в Бостоне, за 2000 миль. И ничего, нормально. Продуктивное
общение может быть организовано посредством видеоконференцсвязи. Правда, всё
равно, приходится периодически, раз в месяц, на несколько дней, приезжать и
встречаться очно. Живого общения пока ещё никто не отменял.
А вообще,
работа в распределённом проекте сейчас практикуется во всём мире. Компании
готовы оборудовать для своих сотрудников рабочие места дома, это ничуть не
снижает производительности труда, зато позволяет сэкономить на аренде офисных
площадей. Главное – суметь правильно организовать работу в проекте,
распределить роли, дать возможность каждому делать то, в чём он силён. И,
конечно же, мотивировать их развиваться и совершенствоваться.
Цитата:
"...Когда
я работал в инженерном отделе Eastman Kodak, у нас была неофициальная премия
для тех, кому пришлось использовать математический анализ при решении
профессиональных задач. За несколько лет, что я провёл в этой компании, её
вручили ОДИН раз. Спрашивается, насколько знания, полученными нами в школе,
колледже, университете, полезны в реальной жизни? Возможно, они необходимы
будущим учёным, но что с того, если учёными становятся лишь единицы? Мы тратим
неадекватно большое количество драгоценного учебного времени для того, чтобы
рассказать о вещах, не интересных никому, кроме специалистов в той или иной
области".
Цитата:
“Цель
12-летнего образования – научить человека использовать научное мышление и
понимание при работе в ненаучных областях. Специальная подготовка учёных и
инженеров – задача университетов.
А
выпускнику старшей школы нужно чётко представлять себе устройство мира на
базовом уровне и разбираться в человеческих достижениях. Это достаточный фундамент
и для успешной карьеры на любом поприще, и для дальнейшего научного образования.
Современный мир ориентирован на технологии, и отсутствие естественнонаучных
компетенций может стать серьёзной преградой в профессиональном развитии”.
Цитата:
“Например,
в традиционной программе по физике изучение электричества начинается с понятий
электрического заряда, электрических полей и сил, действующих на заряженные
частицы (закон Кулона). Однако в реальной жизни практически никто не использует
этот закон, равно как и тот факт, что электроны движутся от отрицательного
полюса к положительному. В реальной жизни наиболее важными аспектами
электричества являются напряжение и сила тока. Именно эти два понятия люди
используют каждый день, когда вставляют вилку в розетку или включают свет.
Значит, и обучение следует выстроить таким образом, чтобы наиболее важные
моменты стояли на первом месте, а второстепенные – на втором”.
Цитата:
“В одном
тесте для 8 класса мне встретился термин “Эндоплазматический ретикулум”. Зачем
он там? На мой взгляд, все важные темы в биологии, включая экосистемы, пищевые
цепочки, анатомию, физиологию, наследственность, эволюцию и организацию жизни
на Земле, можно объяснить без 80% специальных терминов. Разве мы не хотим,
чтобы наши ученики понимали сами идеи, а не пытались запомнить новые слова? К
сожалению, проверить словарный запас намного проще, чем реальное понимание
материала, и поэтому в стремлении перевести всё в цифры для отчётности мы
умышленно меняем местами понятие “понимание темы” и “знание терминологии” в
ущерб эффективности обучения”.