«ПЕДАГОГ – ПИСАТЕЛЬ, ПИСАТЕЛЬ
-
ПЕДАГОГ»
О многих литераторах, русских и
зарубежных писателях и поэтах можно сказать,
что они пришли в литературу из школы. Окончив педагогические
вузы, работая учителями, они черпали из школьных будней материал для своих
произведений. Этот школьный опыт помог им определиться в жизни, найти в ней
своё место. С другой стороны, многие писатели уделяли внимание педагогическим
вопросам, реально помогали делу российского образования, занимались
учительской, наставнической деятельностью, строили и открывали новые школы,
нередко на свои средства. Вот краткие сведения о ряде педагогов-писателей:
АЛЕКСАНДРОВА Т.И. – окончила отделение мультипликации института
кинематографии, преподавала в кружке Дворца пионеров рисунок
и живопись.
АЛЕКСЕЕВ С.П. – в годы войны одновременно с Оренбургским лётным
училищем окончил заочно Оренбургский пединститут по
специальности история, его первой книгой был учебник истории для 4 класса.
АМОНАШВИЛИ Ш.А. - педагог и психолог, автор книг по психологии и
методике начального обучения.
БАЖОВ П.П. – окончив Пермскую духовную семинарию, работал учителем.
БИЧЕР-СТОУ Г. – ей не было ещё и 13 лет, когда она начала работать
учительницей в школе для девочек в Цинциннатти, впоследствии
организовала
домашнюю школу для негритянских детей.
БЛАГИНИНА Е.А. – училась в Курском пединституте, но оставила учёбу
в нём
ради Литературного института им. В. Брюсова.
БОРОДИЦКАЯ М.Я. – окончила Московский институт иностранных языков
(1976), работала учителем английского языка в школе.
БРУШТЕЙН А.Я. – с 14 лет вела уроки в вечерних и воскресных школах,
после
Октябрьской революции участвовала в кампании по ликвидации
безграмотности, организовывала в Петрограде школы грамоты.
ВИЗБОР Ю.И. – поэт-бард, окончил Московский государственный
педагогический институт, факультет русского языка и
литературы, работал учителем на Севере.
ВОЛКОВ А.М. – окончил Томский учительский институт, работал
учителем,
преподавал почти все науки: физику, математику, русский
язык, литературу, рисование, латынь, естествознание, географию, историю, потом
был директором школы, доцентом (курс высшей математики) в Московском институте
цветных металлов и золота.
ГАББЕ Т.Г. – писательница, переводчица и литературовед, окончила
Институт
истории искусств и некоторое время работала педагогом.
ГАМЗАТОВ Р.Г. – учился в АВАРСКОМ педучилище, некоторое время работал
учителем в школе, где сам когда-то учился.
ГИВАРГИЗОВ А.А. – окончил музыкальное училище при Московской
государственной консерватории, учитель музыки, преподаёт
игру на классической гитаре.
ГОГОЛЬ Н.В. – преподавал историю и географию, давал частные уроки.
ГОНЧАРОВ И.А. – был домашним учителем в семье художника Майкова.
ДЕРЖАВИН
Г.Р. – открыл шесть
народных училищ в Тамбове, завёл школу в
своём доме, сам выписывал из Москвы карандаши и грифели, сам
экзаменовал учеников.
ДОЛИНИНА Н.Г. – окончив университет, преподавала в школе
литературу,
стремилась не только дать знания, но и увлечь литературой,
помочь детям извлечь из классической литературы нравственные уроки, создала
книги нового типа – анализ произведений и одновременно комментированное чтение
(«Прочитаем «Онегина» вместе» и др.).
ДРУЖНИКОВ Ю.И. – окончил Московский педагогический институт,
работал
учителем истории и литературы в школах Казахстана.
ЕРШОВ П.П. – был вначале учителем, затем инспектором, а с 1757 года
–
директором Тобольской гимназии.
ЖУКОВСКИЙ В.А. – был учителем русского языка великой княгини
(впоследствии императрицы Александры Фёдоровны), наставником
наследника престола великого князя Александра Николаевича (будущего Александра II).
ИВАНОВ С.А. – окончил Московский государственный педагогический
институт,
автор книг о детях 13-14 лет: «Тринадцатый год жизни», «В
бесконечном лесу и другие истории о 6-м «Б», а также детских детективов «Близнецы
и «Звезда» в подземелье», «Близнецы и сгоревший замок» и др.
КИМ Ю.Ч.
– окончил историко-биологический
факультет Московского
государственного педагогического института, преподавал
русский язык, литературу, историю и обществознание на Камчатке, затем в Москве.
КОВАЛЬ Ю.И. – окончил историко-филологический факультет Московского
государственного педагогического института, получив
дополнительно диплом учителя рисования, работал учителем в сельской школе в
Татарии.
КОРЖИКОВ В.Т. – окончил Московский государственный педагогический
институт, работал учителем на Сахалине и во Владивостоке.
КОРЧАК Я. – польский писатель, педагог, врач, написал свыше 20 книг
о
воспитании, в том числе «Как любить детей» и детские
повести, в том числе «Король Матиуш Первый».
КРЫЛОВ И.А. – учил детей князя Голицына.
КЭРРОЛЛ Л. – преподавал математику в колледже в Оксфорде.
ЛАГЕРЛЁФ С. – окончила учительскую семинарию, работала учителем в
школе
для девочек в небольшом городке на юге Швеции.
ЛЬЮИС К.-С. – окончив Оксфордский университет, преподавал там
английскую
филологию, его лекции пользовались успехом у студентов, а
научные труды – признанием коллег.
МАКАРЕНКО А.С. – разработал систему коллективного воспитания детей
и
подростков, которая применялась на практике в трудовой
колонии им. М. Горького, автор статей на педагогические темы и романов «Педагогическая
поэма», «Флаги на башнях» и др.
НЕКРАСОВ Н.А. – открыл на свои средства бесплатное «училище для
обучения
крестьянских детей грамоте».
ОСЕЕВА В.А. – в течение 16 лет работала в трудовой коммуне для
беспризорных
детей.
ПЕННАК Д. – французский писатель, автор книг «Собака Пёс (1982) и «Глаз
волка» (1984) и др. Около 30 лет работал педагогом. В эссе «Как
роман» Пеннак рассказывал о методах, благодаря которым он превратил своих «не
склонных к литературе» учеников в заядлых читателей. А в книге «Школьные
страдания» он рассказал о своих детских переживаниях отстающего ученика и
наблюдениях опытного педагога.
ПОГОРЕЛЬСКИЙ А.А. – служил попечителем Харьковского учебного
округа,
членом комитета по устройству учебных заведений, автор
записки «О народном просвещении России», много внимания уделял воспитанию и
образованию племянника (будущего писателя А.К. Толстого).
ПРИШВИН М.М. – в 1918-1920 гг. , живя в Елецком уезде, работал в
Елецкой
гимназии, где прежде сам учился, преподавал географию (ныне
это общеобразовательная школа № 1 им. М.М. Пришвина).
ПРОЙСЛЕР О. – родился в семье учителей и сам стал учителем, из
рассказов для
учеников родились его первые произведения.
РИК Т.Г. – писательница и педагог, автор серии обучающих книг «Весёлые
учебники» («Здравствуй, Имя Существительное!», «Доброе утро,
Имя Прилагательное!»).
РОДАРИ Д. – работал учителем в школе, о начале своей литературной
работы
рассказывал так: «Уже несколько лет прошло после того, как я
перестал преподавать, но, взявшись за перо, я представил себе, что на меня
устремились глаза моих учеников, что они ждут от меня сказки или весёлой
истории. Так я начал писать для малышей». Родари был хорошо знаком с
психологией детей, отлично знал, что и как нужно рассказывать ребёнку-читателю.
РОЛИНГ Д.Г. – преподавала английский язык в Португалии.
СЕДОВ С.А. – окончил педагогический институт, факультет педагогики
и
психологии, работал учителем начальных классов, педагогом-организатором
ЖЭКе.
СОЛОВЕЙЧИК С.Л. – педагог, журналист, писатель, после окончания МГУ
работал пионервожатым, учителем в школах Москвы, его главный
труд: книга «Педагогика для всех», о детях и для детей: «Книга про тебя», «Учение
с увлечением» и др.
СОЛЖЕНИЦЫН А.И. – работал учителем в сельской школе Владимирской
области (об этом периоде – автобиографический рассказ «Матрёнин
двор»), затем в Рязани.
СУХОМЛИНСКИЙ В.А. – педагог, учитель украинского и русского языков
и
литературы и автор книг «Сердце отдаю детям», «О вопитании»
и др.
ТОЛКИН Д.Р. – писатель и филолог, преподавал английский язык в
университете,
профессор англо-саксонского языка в Оксфордском
университете.
ТОЛСТОЙ Л.Н. – оставил уникальное педагогическое наследие: статьи,
письма,
дневники, учебники, им написанные, и Яснополянскую школу.
Занятие педагогикой, к которой он пришёл в 30 с лишним лет, он считал самым
радостным и счастливым
временем своей
жизни. Уже были написаны «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы» и
др. «Я хочу образования для народа… только для того, чтобы спасти тонущих там
Пушкиных… Ломоносовых…» - писал он.
ТУРГЕНЕВ И.А. – составил проект «Общества для распространения
грамотности
и первоначального образования», учредил школу в селе
Спасском, следил за ней и за успехами её учеников.
УШИНСКИЙ К.Д. – основоположник научной педагогики и народных школ в
России, был профессором Демидовского юридического лицея в
Ярославле, преподавателем и инспектором Гатчинского сиротского института,
инспектором классов Смольного института, автор учебников для начальной школы и
труда по педагогике «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической
антропологии».
УЭЛЛС Г. – некоторое время работал «помощником учителя» и учился
сам, а к 20
годам получил учёную
степень по биологии, написал учебник по биологии, выдержавший несколько
изданий.
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Н.Г. – преподавал в Саратовской гимназии.
ЧЕХОВ А.П. – построил три школы для крестьянских детей.
ШУКШИН В.М. – работал учителем литературы и русского языка и
директором
вечерней школы в родном селе Сростки.