В настоящее время существует большое число дистанционных курсов
повышения квалификации учителей при различных высших учебных заведениях.
В Приложении к газете "Первое сентября" "Школа для учителя" за № 40 от 5
октября с.г. подробно освещен этот процесс
Школа для учителя
Российский государственный институт открытого образования Минобразования России (РГИОО)
Подробнее...
В РГИОО разработана учебная программа повышения квалификации преподавателей:
«Преподавание в сети Интернет» .
Основной
целью учебной программы «Преподавание в сети Интернет» является
эффективное применение в учебном процессе Интернет-технологии обучения
как для обеспечения обучаемых учебно-методическими материалами, так и
для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми.
В результате освоения учебной программы слушатели смогут:
- разрабатывать и применять в учебном процессе учебно-методические и
информационные комплексы для Интернет-обучения (on-line и off-line
обучение);
- использовать при практическом обучении организационные формы
проведения сетевых занятий в Интернет (изучение учебных материалов,
семинары, практикумы, тестирование, составление расписания, ведение
журнала и т.д.);
- учитывать в практической работе психологические, педагогические и валеологические особенности Интернет-обучения;
- использовать возможности и основные функции Российского портала
открытого образования (виртуальное представительство: электронная
библиотека, тестовая система, педагогические сценарии и технологические
карты, администрирование учебного процесса).
В соответствии с условиями открытого конкурса Министерства
образования на подготовку и переподготовку педагогических кадров в
области информационных технологий в рамках Федеральной целевой программы
“Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005
годы)” Федерацией Интернет Образования (ФИО) ноябре 2002 года - январе
2003 года создана сеть региональных центров дистанционного обучения
(РЦДО), которые, как технологически, так и идеологически, и методически
замкнуты в единое информационное образовательное пространство Федерации
Интернет образования
http://rcde.ruв
Система
дистанционного обучения РЦДО представляет собой комплекс
программно-методических средств обучения, переподготовки и тестирования
слушателей, основанный на современных Интернет-технологиях и методиках
образования на базе компьютерных обучающих программ и тестирующих
систем.
После зачисления на дистанционные курсы слушатели получают
доступ к учебно-методическим материалам. Процесс обучения строится на
изучении материалов мультимедийных электронных учебников, консультаций с
преподавателями, выполнении тестовых заданий и разработке выпускной
работы. Слушатели имеют возможность записаться на индивидуальную или
групповую консультацию к преподавателю. В режиме on-line консультации
проводятся с использованием стандартных процедур Chat или Whiteboard,
либо в виде телеконференций. В процессе обучения слушатели могут
обменяться мнениями в режиме off-line на форуме. После изучения
материала курса слушатели в соответствии с учебным планом выполняют
тестовые задания и разрабатывают выпускную работу.
Материалы, разработанные в Министерстве Образования РФ для
дистанционного образования педагогов и психологов, а также курсы
дистанционного повышения квалификации можно посмотреть на сайте
www.antipav.ru
Получить необходимые учебные и методические материалы можно на сайте:
http://www.otrok.ru/teach/distobr/index.htm
Программа "Обучение и доступ к Интернет" (IATP)
http://vle.projectharmony.ru
IATP
является инициативой Управления культурных и образовательных программ
Госдепартамента США и проводится с целью развития русскоязычных Интернет
ресурсов путем обеспечения свободного доступа к Интернет и проведения
тематических тренингов для работников образования и выпускников обменных
программ ECA. Администрируя сеть более чем из 87 центров открытого
доступа к Интернет в 61 городе России,
Прожект Хармони проводит
на их базе тренинги, тематические семинары и онлайновые мероприятия,
которые демонстрируют возможности Интернет в сфере образования и
позволяют российским гражданам получить знания, необходимые для создания
профессиональных Интернет-ресурсов.
На сайте вывешен список дистанционных курсов и условия зачисления.
Система дистанционного образования Московского Государственного индустриального университета
http://www.sde.ru/fpk/index.php
В
соответствии с письмом Министерства образования РФ №39-56-99ин/39-15 от
04.12.2001г. и приказом ректора №09 от 14.01.2002г. с целью повышения
квалификации научно-педагогических кадров и необходимостью привлечения
молодых научных работников к вопросам педагогической деятельности Ученым
Советом Института дистанционного обучения МГИУ утверждена Программа
повышения квалификации для педагогических кадров Региональных
Представительств, а также предлагаются краткосрочные курсы ФПК МГИУ.
Структура
профессиональной подготовки, реализуемой в МГИУ по заочной форме с
использованием дистанционной технологии, представляет собой
многоступенчатую систему образовательных учебных программ в сферах
среднего-специального, высшего и дополнительного профессионального
образования.
Система дистанционного обучения "Прометей"
www.prometeus.ru Одна из программ СДО "Прометей" -
"Дизайнер курсов".
Назначение
этой программы — помочь учебным заведениям и преподавателям в быстрой
подготовке структурированных электронных учебных курсов для
дистанционного и других форм обучения. Программа "Дизайнер курсов"
рассчитана на пользователей, у которых нет времени или возможности
осваивать все премудрости профессии Web-мастера и предназначена для
быстрого создания мультимедийных курсов в формате Интернет (в виде
набора связанных HTML-страниц).
Автор создает структуру курса, а
затем заполняет ее содержимым (текстом, иллюстрациями, мультимедийными
файлами, ссылками в Интернет и т.д.). По завершении работы курс
переводится в HTML-формат, причем все рутинные операции (построение
оглавлений, взаимные ссылки между разделами и т.д.) выполняются
автоматически.
Программа проста в освоении и предназначена не только для "продвинутых", но и для начинающих пользователей.
Учебно-издательский центр
"Интерактивная линия"
www.intline.ru
В рамках УИЦ создана
Система дистанционного обучения «Новый Класс»
– оптимальный выбор для тех, кто хочет получить полноценное
образование, но не имеет достаточно времени или возможности обучаться
традиционными методами. Использовать ее может практически любой – для
работы с ней необходимо лишь наличие компьютера и возможность
подключения к Интернет.
Заложенный в систему принцип интерактивности
позволяет Преподавателям создавать гибкие адаптивные курсы, а
Слушателям – объективно оценивать свои успехи и организовывать учебный
процесс в наиболее эффективном и удобном для себя режиме.
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Подробнее...
В
ПетрГУ создан комплекс сетевых информационных образовательных ресурсов
системы открытого дистанционного образования, обеспечивающих
дистанционное обучение по образовательным программам высшего образования
в области информатики и вычислительной техники по направлению 654700
«Информационные системы» по специальности 071900 «Информационные системы
и технологии»: «Теория информационных процессов и систем»
«Информационные сети» «Операционные системы» «Информационная
безопасность и защита информации» «Администрирование в информационных
системах» «Мультимедиа технология»
Дистанционные курсы включают в себя полную совокупность
образовательных ресурсов, необходимых для самостоятельного изучения
соответствующих учебных дисциплин при консультационной поддержке ПетрГУ,
средства для регистрации студентов, изучения теоретических материалов,
компьютерного моделирования и экспериментального исследования изучаемых
объектов, а также интерактивные учебные задания для тренинга, средства
контроля знаний и умений.
Региональный центр дистанционного образования Томского Государственного университета (ТРЦДО)
http://www.ido.tsu.ru/rcde
Основной
целью создания ТРЦДО является обеспечение повышения квалификации
работников сферы образования в области информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) на территории Томской области с использованием
современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, что
способствует формированию единой образовательной информационной среды
региона.
Задачи ТРЦДО:
- Изучение потребностей работников сферы образования региона в
повышении квалификации, переподготовке кадров, получении дополнительного
образования в области ИКТ
- Разработка программ повышения квалификации в области ИКТ с учетом дистанционной поддержки
- Разработка учебно-методического обеспечения программ повышения квалификации
- Создание регионального депозитария учебно-методических материалов и обеспечение его поддержки
- Организация повышения квалификации работников образования в области ИКТ
- Организация учебного консультирования работников сферы образования по вопросам применения ИКТ в образовательной практике
- Развитие информационной культуры работников образовательной сферы
- Координация деятельности районных ресурсных центров (РРЦ), созданных на территории Томской области
ТРЦДО имеет 22 РРЦ, организованных на базе школ-экспериментальных площадок открытого образования.
Открытый колледж (http://www.college.ru) в рубрике
"Дистанционное повышение квалификации" предлагает курсы повышения квалификации МИОО для учителей.
Подробнее...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ И МУЛЬТИМЕДИА СРЕДСТВ
Полный текст
Для
обеспечения системы повышения квалификации учителей в Томском
государственном университете разработан комплект учебно-методических
материалов, в которых представлены дидактические модели проведения
уроков с применением информационных технологий.
Разработанные в
Томском государственном университете дидактические модели проведения
уроков с применением информационных технологий организованы как
видеоуроки, которые представляют собой методические пособия для учителя,
содержащие необходимую для подготовки и проведения урока информацию,
включая цели и задачи урока; перечень оборудования и т.д.
В основу
технологии создания видеоуроков положен нелинейный монтаж, что позволяет
показать в динамике все этапы урока, акцентировать внимание на
методических приемах решения дидактических задач. Видеоуроки дополняются
методическими рекомендациями по их подготовке и проведению, входящими в
комплект.
На основе дидактических моделей построена распределенная
система повышения квалификации учителей-предметников в области
информационных технологий, созданная на базе районных ресурсных центров
Томской области Томским государственным университетом и Департаментом
общего образования Администрации Томской области.
Московский Центр Интернет-образования
http://center.fio.ru/
МЦИО
проводит бесплатное сертифицированное дистанционное обучение работников
государственных и муниципальных учреждений сферы общего среднего
образования Российской Федерации (учителей, администраторов школ и
органов управления образованием, сотрудников системы повышения
квалификации работников системы образования и др.)в сфере использования
Интернет-технологий в образовательной деятельности. Слушатели
дипломируются сертификатом Федерации Интернет Образования.
Курсы
направлены как на освоение собственно информационных технологий, так и
на формирование профессионального опыта их внедрения в педагогический
процесс.
ЦЕНТР ИНТЕНСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
http://www.cito.ru/index.php?r=about
Центр интенсивных технологий образования создан в 1995 году. В настоящее время Центр осуществляет несколько видов деятельности:
научно-исследовательскую, образовательную, издательскую.
Центр работает по следующим
образовательным программам:
-
среднее (полное) общее образование - подготовка школьников к выпускным экзаменам, в том числе в экстернате, дистанционное обучение;
-
среднее профессиональное образование - обучение студентов на основе современных образовательных технологий по ряду специальностей;
-
повышение квалификации - обучение специалистов, уже имеющих профессиональное образование.
Программы повышения квалификации включают
использование информационных и дистанционных технологий в учебном
процессе, в т.ч. подготовка тьюторов-методистов. Эти программы
предназначены для учителей и преподавателей, которые используют в
учебном процессе информационные и дистанционные технологии. Форма
занятий - тренинги и Интернет-поддержка преподавателей, работающих по
информационным и дистанционным технологиям.
Есть специальные программы для преподавателей следующих специальностей:
- 0601 "Экономика и бухгалтерский учет";
- 0602 "Менеджмент";
- 0613 "Государственное и муниципальное управление";
- 2202 "Автоматизированные системы обработки информации и управления";
- 2203 "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем" экономика и управление.
Дистанционные курсы Центра "Эйдос"
http://www.eidos.ru/courses/index.htm
Дистанционные курсы предназначены для:
· школьных и вузовских педагогов, технических
специалистов, нуждающихся в повышении своей квалификации, интересующихся
новыми педагогическим и телекоммуникационными технологиями в очном и
дистанционном обучении;
· администраторов образования, директоров школ,
руководителей предприятий и организаций, заинтересованных в подготовке
своих кадров без отрыва от основной работы и с экономией средств;
· методистов Институтов повышения квалификации, студентов, аспирантов, научных сотрудников;
· представителей вузов, центров, фирм, которые хотят сами научиться разрабатывать и проводить дистанционные курсы.
При успешном завершении занятий участник курсов получает
официальное "бумажное" Свидетельство об их прохождении, которое
оказывается весьма кстати при очередной аттестации.
НОУ Институт психологии и педагогики
http://www.ppsy.ru/dist.php
В Институте психологии и педагогики реализуется программа
дистанционного обучения. С этой целью в 2002 г. в ИНТЕРНЕТЕ, в рамках
Московского виртуального университета было создано Виртуальное
представительство Института психологии и педагогики (НОУ ИПП).
Система курсов виртуального представительства рассчитана на широкую
аудиторию слушателей и предполагает систему обучения, при которой можно
пройти как отдельный курс с получением в итоге сертификата, так и группы
курсов с получением в итоге свидетельства о повышении квалификации, так
и всего цикла дисциплин специальности с получением диплома
государственного образца.
В обучении используется модульный подход. Обучение сертифицируется
документами государственного образца (удостоверение, свидетельство,
диплом).
Для слушателей, на базе среднего образования подготавливаются
дистанционные курсы общеобразовательного блока дисциплин и специализация
по выбору:
- Психология управления и кадрового менеджмента.
- Психологическое консультирование.
От себя могу
добавить еще один портал, где сама проходила курсы
http://dist-tutor.info/