Этнографическая выставка 1867 года - Игорь Иванович Бабанов
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Игорь Иванович Бабанов


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Игорь Иванович Бабанов / Блог / Этнографическая выставка 1867 года


ЗАПИСЬ #1383

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


28 апреля 2017, 16:53, автор - хозяин блога
Игорь Иванович Бабанов

Этнографическая выставка 1867 года

Этнографическая выставка 1867 года императорского общества любителей естествознания  
6391857-8be37ce4778f9dff.jpg empty.gif
Великоруссы. Ярмарочная сцена на улице 
 ...Первая Всероссийская этнографическая выставка открылась в московском Манеже в воскресенье 23 апреля 1867 года. На следующий день в Москву специально для посещения выставки приехал Александр II с сыном-наследником и его женой. Было торжественно объявлено, что за устройство замечательной выставки и общую полезную деятельность ОЛЕАЭ пожаловано право именоваться Императорским. Большинство манекенов, одетых в русские костюмы, как и предполагалось, было задействовано в сцене «Ярмарка». Этот раздел и оказался самым уязвимым для критики. Но было и понимание трудностей и успеха первого в своем роде опыта: «Оглядывая все пройденное нами пространство, не можем не выразить удивления при виде всего, что сделано в течение какого-нибудь года, без предшествующих примеров, без ясно осознанной конечной цели… Дело говорило и развивалось само за себя; быть может, исходя от неопределенной точки, колеблясь между чисто антропологической целью и задачами этнографии, предприниматели часто не ожидали добытых результатов, но они сами явились и сделали выставку одним из оригинальнейших явлений в нашей научной летописи» 10. От себя добавим, что выставка наглядно показала, что собственно русская этнография значительно отставала от результатов, уже имевшихся в изучении других народов России, поэтому она послужила хорошим трамплином для дальнейшего развития научно-теоретических исследований. Выставка действовала два месяца при большом стечении зрителей. В отделе эстампов Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге сохранилось 33 фотографии, сделанных на выставке, среди них и многофигурная сцена «Ярмарка». 
В годы советской власти коллекции Дашковского этнографического музея были в 1924 году переданы в Центральный музей народоведения в Москве, а затем после Великой Отечественной войны костюмы уже без манекенов передали в Государственный музей этнографии народов СССР в Ленинграде (теперь РЭМ). Многие экспонаты были в плачевном состоянии. Когда возникла идея вновь показать былые сокровища, реставраторы РЭМ работали в течение нескольких лет и буквально сотворили чудеса11. Юбилейная выставка была приурочена к 140-летию ее первого показа. Вскоре часть ее, посвященная славянам Европы, отправилась в зарубежные гастроли, а российская часть доступна для нашего обозрения в правом крыле первого этажа РЭМ и сегодня. 
Итак, в числе прочего, мы, наконец, увидели два костюмных комплекса середины XIX в. из Владимирской губернии, о которых раньше могли только читать в описании В.Ф. Миллера 12 (Систематическое описание коллекций Дашковского этнографического музея, составленное хранителем Музея, профессором В.Ф. Миллером. Вып. III. М., 1893. с.69-72), и теперь попытаемся найти их на фотографии 1867г. в сцене «Ярмарка». Мы пометили их цифрами 1 и 2. Костюм переяславской девушки еще в описании В.Ф. Миллера вызывал некоторые сомнения цветом сарафана (белый) в сочетании с богатой душегреей. На выставке в РЭМ мы увидели, что белая ткань сарафана оказалась к тому же сотканной в мелкую ажурную продольную полоску. И это в сочетании с рубахой-долгорукавкой из красно-сине-желтой пестряди середины XIX в., крой которой восходит к XVIII веку. Все это наводит на подозрение, что костюм не подлинно этнографический, и мог быть сделан для одного из костюмированных праздников в честь 1000-летия Российской государственности (1862) 15. На фотографии сцены «Ярмарка» искомый манекен отмечен справа у ног черной цифрой 1. 
empty.gif 6393710-931bdec26b240c9f.jpg  
Душегрея на нем темная, обшита позументом, что соответствует описанию В.Ф. Миллера («малиновый бархат») 16. Дарителем этого костюма был Лев Владимирович Даль, архитектор 17, художник и в какой-то степени археолог, сын Владимира Ивановича Даля, именно в годы подготовки выставки издавшего все четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка». Как же мог случиться такой казус, на наш взгляд, с приобретением для выставки неаутентичного костюма? 
Прежде всего, Лев Владимирович не был этнографом. В России в это время он либо был наездами из Италии, куда был послан как пенсионер Императорской Академии Художеств, либо работал над архитектурными заказами для Нижнего Новгорода 18. Возможно, он доверился посредникам. 
empty.gif 6393711-a048c39dce5982d7.jpg  
Другое дело – костюм замужней крестьянки Судогодского уезда, дар Леонида Николаевича Майкова. На фотографии 1867г. сцены «Ярмарка» этот манекен отмечен слева от головы черной цифрой 2. Под головным полотенцем четко просматривается форма сороки, надетой на волосник 19. Этот костюм вызывает несравненно больший интерес как один из самых ранних известных нам этнографических полных костюмных комплексов Владимирской губернии. Комплектность его, покрой рубахи, сарафана, головного убора, характер и цвет использованных материалов, декор большинства деталей – в целом узнаваемы. Особенно интересно отметить некоторые отличия. Вероятно, эти отличия можно объяснить не только географией сбора, но и временем создания этого костюма, более ранним, чем для исследованных нами вещей из соседних Владимирского и Ковровского уездов 20. Так, среди известных автору на данный момент женских рубах Владимирской губернии не имеют аналогов вышитые проставки на рукавах. Они не упоминаются в описании В.Ф. Миллера. Однако внимательный анализ декора рукава манекена 2 на фотографии 1867г. сцены «Ярмарка» убеждает, что замены рубахи не произошло. Видимо, Миллер просто не счел эту деталь особенно существенной. Проставки вышиты по белому холсту счетными швами белыми хлопчатобумажными и черными шелковыми нитями, дополнительно декорированы металлическими блестками ручной выколотки. Верхний край проставки пришит к прямому красному 21 полику, декорированному над проставкой полосой красно-белого закладного ткачества. Такая же полоса закладного ткачества завершает бело-красный полосатый рукав сверху. 
Подчеркнем, что сзади часть прямого полика не собрана под обтачкой в горловину, а спущена до лопатки. 
Аналогичные спуски уже встречались нам в наиболее традиционно скроенных женских рубахах Владимирской губернии конца XIX – начала XX вв. Но прямой полик к этому времени кроился уже вместе с рукавом – появились т.н. «слитнополиковые» рубахи 22. Итак, вышитая черно-белая проставка рукава может казаться нам чужеродной именно потому, что не известны другие столь же ранние крестьянские рубахи центральной и южной части Владимирской губернии. 
Отличается от более поздних вариантов и размер выкройной спинки крашенинного синего распашного косоклинного сарафана: при той же форме она значительно крупнее, чем в многочисленных более поздних сарафанах, лямки, соответственно, шире более поздних. О праздничности сарафана говорит щедрое использование полушелковой ленты узорного ткачества с самым популярным орнаментом 23 – не только по сторонам застежки, но и по подолу и верху. На лямках использована лента, разрезанная вдоль пополам. Легко осыпающийся срез закреплен обтачкой проймы. 
Нечасто встречается в более поздних коллекциях из Владимирской губернии элемент головного убора – низанный бисерный позатылень, укрепленный под хвостом сороки 24. Сетка из крупного (около 3 мм) бисера подшита снизу к трапециевидной колодочке из холстинки, крытой голубым шелком; колодочка крепится с помощью крученого льняного шнурка, обвязываемого вокруг головы под сорокой. Бисерины четырех цветов: белые, черные и охристо-желтые непрозрачные, темные зеленые – из прозрачного стекла. Белый бисер всегда на перекрестьях, вокруг него четыре черные бисерины. В следующих перекрестьях ниже и выше – зеленые и т.д. Между черными и зелеными – всегда охристые бисерины. Завершают конструкцию снизу под каждым перекрестьем петельки из более мелкого бесцветного бисера (14 петелек)... 
Г.А. Федорова (г. Владимир). Первая Этнографическая выставка в России 1867 года. Костюм крестьянки Судогодского уезда Владимирской губернии и его даритель Леонид Николаевич Майков  
http://www.kovrov-museum.ru/netcat_files/userfiles/RSb19/fedorova13sb19.pdf  
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_515.htm




ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



.. Лететь по волнам НА быстроходном катере.. Шедевр р-р! :-(((-это о содержании и выводе. Сисадмин эникей?
К чему Вам этот `глобализм`? ;) Смотрите ближе, вокруг себя. Да, вот прочёл Ваш пост от 2022 года, что-то изменилось?
Славный герой. Когда-то пионерский отряд моего класса носил его имя и совершал ради его памяти добрые дела.
А у нас нет пока птиц, у нас паводок, вода поднялась и пока не уходит - Обь пока стоит... Как уточнила местная администрация, река Черная выходит на дорогу в районе дома на улице Советской, 26, Черной Речки. Жителей улицы Городской отрежет от выезда из деревни. Людей просят выключить газ, свет, воду, отвязать собак и покинуть свои дома. Сейчас специалисты песком выстраивают границу вдоль реки Черная.
Хорошая книга!
Спасибо!!! Спасибо!!!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/