Этнографическая выставка 1867 года - Игорь Иванович Бабанов
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Игорь Иванович Бабанов


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Игорь Иванович Бабанов / Блог / Этнографическая выставка 1867 года


ЗАПИСЬ #1382

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


28 апреля 2017, 07:26, автор - хозяин блога
Игорь Иванович Бабанов

Этнографическая выставка 1867 года

Этнографическая выставка 1867 года императорского общества любителей естествознания  
...В начале 60-х годов, в годы пореформенного подъема России во всех отраслях жизни, в Обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете возникла мысль об организации Всероссийской этнографической выставки, где были бы представлены все народы, населяющие Россию. Выставка должна была способствовать повышению самосознания русского общества, потому и получила финансовую поддержку правительства. Затем в славянофильских и близких к ним кругах возникла мысль дополнить ее славянским отделом, чтобы наглядным этнографическим материалом лишний раз напомнить россиянам об их «корнях», о родстве и близости славянских культур. 
23 октября 1865г. известный «панславист», профессор С.-Петербургского университета В.И. Ламанский писал профессору Московского университета Н.А. Попову: «Знаете, что бы надо устроить у Вас в Москве по случаю Этнографической выставки в 1867г.? Во-первых, устроить несколько публичных чтений о славянстве...Во-вторых, устроить в то время в Москве первый славянский съезд». Ламанский предложил приобрести для выставки славянские костюмы и предметы быта. Идея была горячо поддержана Н.А. Поповым, который убедил членов выставочного комитета организовать славянский отдел выставки, (мотивируя это тем, что «славяне ближайший предмет сравнительного изучения при исследовании русской народности»), и затем возглавил его. Через известного славянского деятеля, священника русской посольской церкви в Вене М.Ф. Раевского, через русских консулов в Турции, по личным каналам были разосланы обращения выставочного комитета к славянским научным и культурным обществам и Матицам с просьбой о присылке необходимых экспонатов, каковые и были скоро получены. Далее казалось естественным, что в знак благодарности необходимо пригласить в Москву жертвователей и лиц, активно помогавших устройству выставки. В приглашении участвовали Н.А. Попов, В.И. Ламанский, М.Ф. Раевский, М.П. Погодин, И.И. Срезневский, С.М. Соловьев, славянофилы И.С. Аксаков, Ф.В. Чижов, В.А. Черкасский и др. Многие из них были членами Славянского благотворительного комитета в Москве, но формально, как организация, комитет в приглашении славян не участвовал. Скоро эта кампания вышла далеко за рамки непосредственного отношения к выставке, хотя хозяева настойчиво указывали на отсутствие каких-либо «политических видов» у данного мероприятия. Для подготовки съезда в марте 1867г. в С.-.Петербурге был создан специальный общественный Комитет по приему славянских гостей. 
...Всероссийская этнографическая выставка была торжественно открыта в Москве 23 апреля (4 мая) 1867г. ее почетным председателем, великим князем Владимиром Александровичем. На следующий день ее посетил сам император Александр II с супругою, обратив особое внимание на Славянский отдел. Здесь кроме прочего были представлены этнографические группы славян в типичной для них обстановке. Среди чехов - фигуры, изображающие ходов, живущих по границам Чехии и Моравии. В группе венгерских славян обращала на себя внимание фигура русинского старосты деревни Орябиной из Спишкого комитата Ивана Зозули; интересны были: общая композиция группы изображающей словенскую или вендскую свадьбу из Зильской долины в Каринтии (дар Матии Маяра); фигура хорвата-граничара, стоявшего на страясе в т.н. «чардаке»; фигуры сербов, слушающих возле монастырской стены слепого певца и пр. 
27 апреля (8 мая) по случаю открытия выставки ее устроителями был дан большой обед в актовом зале университета. Среди прочих речей весомо прозвучали слова В.И. Ламанского, который выразил глубокую признательность за превосходную мысль «образовать славянское отделение в Этнографическом музее и пригласить на выставку различных славянских ученых». Далее он дал общее определение научного и общественного значения выставки и предстоящего славянского съезда: «Образованием Славянского отдела Вы наглядно знакомите нас с бытом и внешнею обстановкою славянских народов, к сожалению, еще мало известных огромному большинству русского общества. Приглашением славянских представителей в Москву вы подготовляете событие великой исторической важности. Съезд славянских представителей и корифеев в Москве может стать поворотною точкою, открыть новую эпоху в истории славянского мира. Важно, что интересы чистого знания, науки сзывают в Москву различных славянских представителей». Отвергая эвентуальные обвинения устроителей выставки в панславизме и русском гегемонизме, В.И. Ламанский продолжал: «Где наука, там свобода убеждения, свобода мысли и слова. Сзывая славянских представителей во имя науки, Москва...собирает славян под знамя свободы...Москва соединяет славян, не стирая, не уничтожая их племенных особенностей, разнообразия, на-против признавая их народные и исторические права». Но в то же время он предлагал свой вариант «языково-литературного» панславизма: «Подымая бокал, заявляю искреннейшее пожелание, да процветает в России наука и образованность, да принимает она всенародное, самобытное направление, да развивается у нас славянское самосознание и да становится русский язык - языком общеславянским». Последнее заявление стало лейтмотивом выступлений многих русских участников съезда. 
М.Ю. Досталь. Славянский съезд 1867 года в С.-Петербурге и в Москве. Славянское движение XIX-XX веков: съезды, конгрессы, совещания, манифесты, обращения. М., 1998. с.112  
http://www.slavonic.iptelecom.net.ua/ideol/1867.htm  
empty.gif 6393485-b69138d087ec2031.jpg  
Свадебная группа словенцев из Зильской долины 
Группа XII
. Изображала Словенцев из Зильской долины (Gailthal), лежащей на самой западной оконечности славянских поселений вообще, там, где соприкасаются границы языков славянского, итальянского и немецкого. Группа представляла свадебную сцену из жизни Словенцев и вместе с тем обряд, уцелевший от глубокой древности, — разбитие бочки. Группа была помещена внутри двора, обнесенного забором. Собственно к свадебной группе принадлежат: 
32. Словенка, невеста, из Зильской долины. Одеяние ее состоит из следующих частей: нижняя рубашка; верхняя рубашка — олшпат; плисовая рубашка — райовец; ярко-красный кафтанчик — рас, с разрезом спереди, при чем крест от верхней рубашки висит сверх корсета; передник — предстера; платок на плечах, приколотый к верхней рубашке иглою—жвинклей; шелковый пояс с покромкой из верблюжьей шерсти; белые чулки; башмаки — чревли; красные подвязки — подвеси; на лбу ленточка из черного бархата — жиметна вервца; на голове чепец с двумя густыми оборками —пинтель; в левой руке носовой платок — фасанетель; в правой руке — цинковая кружка — оловна пинта. 
33. Словенец, жених из Зильской долины. Одеяние его состоит из следующих частей: рубашка с шелковой лентой у воротника; короткие зеленые штаны; белые чулки и башмаки; грудной платок; пояс; красный кафтан; на голове шляпа с букетом и перьями. В правой руке держит колокольчик на подобие рюмки, в который налито вино. 
34. Словенец, из Зильской долины, исполняющей роль знаменосца при свадьбе. Одеяние его состоит из следующих частей: рубашка: шейный платок; жилет — пруштах; короткие замшевые штаны; синие чулки, привязанные к штанам посредством ремня; башмаки; кафтан; на голове шляпа с букетом — клобук. В правой руке знамя; в левой так называемый рогель с небольшими ветвями, на которых надеты два яблока, две фигурки мужская и женская и древесная губка, изображающая краюху хлеба. 
35. Словенец, из Зильской долины, женатый, в древне-словенском однеянии. Одеяние состоит из следующих частей: рубашка; галстук; красный жилет; замшевые штаны; красный пояс; праздничный кафтан; чулки и башмаки; на голове шляпа - в правой рук палка с букетом. 
36. Словенка, из Зильской долины, исполняющая при свадьбе роль провожатой —дружицы. Одеяние ее состоит из следующих частей: нижняя и верхняя рубашка; передник; на груди платок, приколотый шпилькой; пояс с красною кромкой из верблюжьей шерсти; красный корсет; юбка; связка шелковых лент; белые чулки; башмаки; красные из верблюжьей шерсти подвязки; на голове чепец; черная бархатная лента; шляпа с девичьим венком. В левой руке держала белый носовой платок; в правой — вилку, между зубцами коей вставлена ложка, на одном из зубцев воткнуто изображение петуха, на другом восковая свечка. Весь этот прибор называется по-словенски — пошиляне. К свадебной группе принадлежала также брачная кровать и невестин ларь. На кровати находились: соломенный мешок; мешок с овсяными осевками; длинная головная подушка, набитая тем же; простыня на всю постель; одеяло с шестью льняными простынями; с боку кровати голубая доска с цветочною гирляндой и небольшая голубая доска, изображающая сердце; небольшие деревянные ножницы за изголовной доской; деревянные ножницы за длинною голубою доской у подножия кровати; потом опять еще длинная подушка, обтянутая наволокою с кистями; две коробки подушки, обтянутые. Сбоку кровати стояла голубая скамеечка, на которой находилась так называемая деблица или деревцо, на верху коего помещен петух, на ветках висят два яблока, два сердца, две фигуры, мужская и женская, и много грецких орехов: все это, по языческим понятиям древних Словенцев, изображало мужскую силу. Невестин ларь стоял на четырех-колесной тележке. На ларе помещалась бутара, наполненная постелью, одеялом, двумя простынями, одною длинною и двумя короткими подушками, обтянутыми наволочками. Сквозь верхний конец бутары просунуты грабли, на ручке коих повешены кафтан и белый передник. По средине невестина ларя самопрялка. В задней части телеги стоит корзинка, в коей находятся шайка, дойник, уполовник, кухонная ложка, столовая ложка. Подле корзинки стоит с одной стороны деревянная молочная кринка, с другой стороны кадка для сбивания масла. В передней части телеги лежат вилы, мотовило, трепало, кирка, серп, решето. К группе, изображавшей игру пробивания боченка с венком принадлежали: скачущей всадник и столб, на котором висели боченок и венок. Лошадь, на которой надеты: ковер, подпруга, недоуздок и узда; часть гривы украшена красною покромкой из верблюжей шерсти. 
37. Всадник, Словенец из Зильской долины, держал в левой руке поводья, а в правой — высоко поднятый железный кол, желая нанести сильный удар боченку. На всаднике надета: рубашка, синие чулки и башмаки, шейный платок, жилет, красный пояс, короткие замшевые штаны, шапочка. Всадник в этой игре не должен иметь ни кафтана, ни шляпы, ни шпор, ни седла. Сия игра имеет аллегорическую связь с свадебными обрядами. Впереди всадника поставлен деревянный столб с боченком и венком; сбоку боченка отверстие, в которое вставлены небольшой кол, вилка и кольцо. Посреди двора стояло языческое изображение розы, которая также имеет аллегорическое отношение к свадебным обрядам, представляя собой женскую силу. 
Это изображение состоит из следующих частей: собственно роза или люстер, с дырочками внизу и вверху; железный прут, продетый сквозь розу; круглая железная пластинка, надетая снизу на прутик; железная матица привинчена книзу прута; в верхней поверхности розы воткнуто шесть маленьких подсвечников с восковыми свечами, перевязанными двумя шелковыми лентами — синею и красною, и три вызолоченные шарика, привязанные к вершине прута. У входа во двор была поставлена другая игра, обыкновенно происходящая в так-называемое празднество солнечного поворота или Иваново празднество. Она состоит из доски и палки с несколькими четырех-угольными дощечками, которые должны быть сшибены. Все костюмы и вещи, вошедшие в состав словенской свадьбы, доставлены на выставку чрез Священника при Русском Посольстве в Вене М.Ф. Раевского, словенским католическим Священником, в селе Горьях в южной Штирии, Матием Маяром. Первые пять манекенов исполнены художником И.П. Севрюгиным; а всадник с лошадью художником С.И. Закревским (с.53) 
empty.gif 6391861-a76accc576ae8aad.jpg  
Граничары-хорваты из пограничных земель 
Хорваты. Группа XIII.
 Граничарами называются жители пограничных с турецкими областями австрийских земель: Далмации, Хорватии, Славонии и Баната. Земля, населяемая ими, тянется узкою полосою сперва по отрогам далматинских гор, потом по левым берегам Савы и Дуная, и называется Военною Границей, откуда происходит и самое название жителей Граничарами, хотя они собственно принадлежать к Сербскому и Хорватскому племенам. Служба Граничар состоит в охранении австрийских границ от Турок, и в землях господствуют военные законы. 
38. Граничар, Слуинского полка, из так называемых Сережан. Изображен был стоящим на переходах пограничной сторожки—чардака. Taкие чардаки построены на всем протяжении каждой австрийской границы, на известном друг от друга разстоянии. В важных в стратегическом отношении местах, обыкновенно строят большие каменные чардаки, в которых может поместиться значительное число Граничар; в менее важных пунктах ставят деревянные чардаки для двенадцати и менее человек. Но оба вида чардаков имеют два этажа, из коих нижний состоит из каменных или деревянных столбов, а в верхней находятся три комнаты; одна для помещения стражи, другая для жизненных припасов, третья для кухни. Кругом верхнего этажа идет балкон, с которого очередной Граничар наблюдает за происходящим в окрестности. Нижний этаж не имеет никаких построек потому, что во время весны воды Савы и Дуная, разливаясь на далекое пространство, обыкновенно затопляют часть чердака. При впадении Тиссы в Дунай стоит город Титель, жители которого имеют даже специальное название Чайкистов (Шайкашей), получив его от способа отбывания пограничной службы — на чайках (малых лодках). Одеяние граничара состоит из следующих частей: рубашка—кошуля; порты—чатье; штаны—чакшире; носки и портянки — чаране и натикаче; подвязки —подвезе; кожаные башмаки — онанци; жилет, обитый на груди металлическими бляхами,—дегерма; кожаный пояс — припашай; кожаный пояс для орудия, в который вдеты два длинные пистолета — мале пушки кубуре; большой нож — ханжар; сверх кожаного пояса толстый длинный шнур — струка, за который вдет шомпол — арбия; кроме того с правого боку привязаны четыре металлических снаряда для пуль, дроби, пороху, мази, которою чистят оружие (везьша, кегарцы и мазняча) и кривой нож чрез правое плечо висит сумка — торбк; на плеча наброшен красный плащ — црвена кабаница; на голове шапка с длинным отворотом назад — капа китальчия; под оружием заткнуто полотенце—ручник. В левой руке ружье — дугачка пушка. Одеяние приобретено Священником при Русском Посольстве в Bене М.Ф. Раевским, на суммы Комитета выставки, при содействии Комитета, составившегося в Загребе для собирая этнографических вещей в землях Триединого Королевства. Манекен исполнен академиком С.И. Ивановым (с.54) 
Этнографическая выставка 1867 года императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при императорском московском университете: Исторический очерк устройства выставки, описание и перечень предметов, бывших на выставке и протоколы заседаний Комитетов по устройству выставки: Изд. Ком. Антропол. Выставки на средства, пожертвованные В.Х. Спиридоновым. Москва, Тип. М.Н. Лаврова и К°, 1878, II, 93с., 19л. ил; 32 (Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии; Т.29 [вып.1])  
http://dlib.rsl.ru/01003608280  
Профессор Петербургского университета, председатель этнографического отделения при Императорском географическом обществе, В.И. Ламанский сказал следующее (от 27 апреля 1867): „Милостивые государи, господа учредители первой этнографической выставки и основателя русского этнографического музея в Москве! 
Совет Императорского Русского Географического Общества, нам своим сочленам профессору В.В. Григорьеву и мне, поручил выразить свое глубокое сочувствие вашему патриотическому подвигу и прекрасному ученому предприятию. Приветствуем его с величайшею радостью, видя в нем драгоценное пособие для этнографического изучения России, которому и наше Общество посвящает свои посильные труды. 
Открытие этнографического музея в Москве совершается при самых счастливых обстоятельствах. Высокая научная занимательность новейших открытий и изысканий о древности человека, о жилищах, о жизни и развитии первобытных людей, богатая великими переворотами современная жизнь с неизбежным вопросом о народностях, возрождение и освобождение наших славянских братьев на дальнем юге и западе из-под гнета Азиатов и Немцев, нынешнее пробуждение русского народного самопознания, — все это вызывает и поощряет тружеников русской науки к критическим изследованиям, „строго-научной обработке важнейших вопросов русского народоведения: о первобытных обитателях России, об отношениях русского народа к его соплеменникам и ко всем нашим инородцам. 
Как живо всеми сознается важность этих вопросов, всего лучше доказывает то энергическое содействие и участие, которое встретило ваше, мм. гг., предприятие в наших правительственных лицах и ученых обшествах не только в России, но и во всех Славянских землях. 
Для успехов чистого знания, для блага России позвольте, мм. гг., пожелать вам продолжать ваши полезные труды также успешно, как вы их начали. 
От себя лично осмелюсь прибавить еще несколько заявлений, сочувственных пожеланий и признательности. 
Имея честь быть председательствующим в отделении этнографии Географического Общества, не могу не выразить величайшего удовольствия, что Общество Любителей Естествознания образует при себе отделение этнографии. 
Благородное соревнование двух этнографических отделений в обеих столицах вызовет, без сомнения, не мало новых ученых трудов и изданий, которые послужат к обогащению русской литературы. Смело надеемся, что оба этнографических отделения имея одни цели и задачи во многом будут действовать сообща и станут взаимно помогать друг другу. В среде вашего отделения уже возникла мысль о необходимости и своевременности обширного и важного ученого предприятия — полного и подробного этнографического описании России. С этою целью в виде приуготовительного труда наше отделение начало работу, которая ныне успешно приводится к окончанию - составление систематического библиографического указателя всех этнографических сочинений и статей о России; такой указатель значительно облегчит наше ученое предприятие и покажет, что в нашей науке у нас сделано гораздо больше, чем обыкновенно знают. Было бы в высшей степени желательно, чтоб по общем составлении зрело-обдуманной программы, оба этнографических отделения соединенными трудами и пожертвованиями начали и исполнили великий труд, этнографическое описание России. Мне приятно заявить, что многие члены нашего отделения и некоторые члены Общества Любителей Естествознания, с которыми я имел честь говорить об этом, вполне одобряют эту мысль. 
В качестве кабинетного труженика, посвятившего свои слабые силы изучения Славянства, развития взаимного общения между Россию и Славянскими землями; в качестве слависта, я смело прибавляю — от лица всех Славян, русских и иностранных, долгом считаю выразить Вам мм. гг. глубочайшую признательность за вашу превосходную мысль образовать Славянское Отделение в этнографическом музее и пригласить в Москву на выставку различных славянских ученых. Образованием Славянского отделения Вы наглядно знакомите нас с бытом и внешнею обстановкою славянских народов, к сожалении всё еще мало известных огромному большинству русского общества. Приглашением славянских представителей в Москву вы подготовляете событие великой исторической важности. Съезд славянских представителей и корифеев в Москве может стать поворотном точкой, открыть новую эпоху в истории славянского мира. Важно, что интересы чистого знания, науки сзывают в Москву различных славянских представителей. Где наука, там свобода убеждения, свобода мысли и слова. 
Сзывая славянских представителей во имя науки, Москва, значит, собирает Славян под знамя свободы. Важно и то, что она собирает их именно во имя этнографической науки, которая с любовью останавливается перед местными особенностями, с любовью изучает каждую племенную особь, как бы она мала ни была. Устраивая у себя славянский съезд по поводу этнографической выставки, Москва соединяет Славян, не стирая и не уничтожая их племенных особенностей и местного разнообразия, напротив признавая их народные и исторические права. 
Таким великодушным и справедливым признанием прав слабейших своих соплеменников, русский народ, сильнейший из народов славянских, приобретет себе нравственный авторитет и могучее влияние у всех своих соплеменников. 
Подымая бокал, заявляю искреннейшее пожелание, да процветает в России наука и образованность, да принимает она всенародное, самобытное направление, да развивается у нас славянское самосознание и да становится русский язык — языком обще-славянским". 
Последние слова г. Ламанского покрыты были громкими рукоплесканиями и криками: браво! (с.84-87) 
Всероссийская этнографическая выставка и Славянский съезд в мае 1867. Изд. Е. Попов. Москва. В Университетской типографии, 1867. 473с.
http://simlib.ru/handle/123456789/1755?mode=full  68.2 Мб pdf 
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_515.htm



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



материал интересен
Интересно, думала что фотонатюрморт появился недавно, однако... История натюрморта в фотографии `Натюрморт в фотографии родился в ранних экспериментах изобретателей фототехники Луи Дагера (Louis Daguerre) и Уильяма Тальбота (William Talbot). Неподвижные объекты подходили для этих целей лучше всего из-за долгой выдержки. Один из самых ранних образцов этого жанра, сохранившихся до наших дней, датируется 1839 годом. Это Гипсовые слепки Армана-Пьера Сегье (Armand Pierre Séguier). Сейчас с фотонатюрмортом чаще работают в помещении, но в середине XIX века светочувствительность аппаратуры была низкой и приходилось выходить на улицу. Многие вели съемку в саду, поэтому на ранних работах встречаются лейки, ведра и листья.` https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/natyurmort-v-fotografii Интересная техника: https://ru.pinterest.com/pin/561401909810996334/
Порадовали, Владимир Николаевич, и стихами, и видео, и фотографией. Спасибо.
Спасибо! Обязательно посмотрю!
Интересное название у странички! `В склянке тёмного стекла...` Доброго дня, Нина Николаевна!)
Спасибо ,Зоя Васильевна ,за комментарий ,включающий важное выступление 27 марта 2024 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/