|
Александр Анатольевич Худобец
Как развалить систему образования за семь шагов?
Идея о том, что государство может быть заинтересовано в снижении качества образования не является новой. Тем не менее, в "теорию заговора" поверить всегда труднее, чем в простую человеческую глупость. В данной статье предлагается проверить правдоподобность гипотезы управляемого снижения качества образования при помощи методики, придуманной братьями Стругацкими.
Лирически-методологическое предисловие
Когда-то меня до глубины души тронула книга братьев Стругацких «Волны гасят ветер». На описанной в книге Земле будущего было такая профессия – прогрессор. Прогрессоры внедрялись в другие менее развитые, чем Земля цивилизации и исподволь направляли общество к прогрессу в нужном направлении. И вот однажды некого прогрессора пронзила мысль: а что если на Земле тоже действуют законспирированные прогресоры более высокоразвитых цивилизаций? Надо их обнаружить! Но как? Автор идеи предложил трех-шаговую методику выявления инопланетных прогрессоров. Во-первых, предположим и допустим, что они действительно существуют. Во-вторых, зная их цели, попробуем спрогнозировать, что они должны делать (что бы мы делали на их месте). В-третьих, будем искать совпадения между нашим прогнозом и реальными событиями на Земле. А далее в книге описывается история применения этой методики, благодаря которой шайка законспирированных прогрессоров была вскрыта и обезврежена.
Предлагаю воспользоваться методологией Стругацких применительно к системе образования. Предположим, на постсоветском пространстве действует банда регрессоров, задача которых – развалить сложившуюся при СССР систему образования. Подумаем, что для этого надо было бы сделать и будем искать совпадения в реальной жизни. В данном случае я выступлю в роли гипотетического регрессора и разработаю краткую диверсионную план-программу развала системы образования. А Вы, уважаемые читатели, сами ищите совпадения в реальной жизни и делайте выводы.
Итак, моя программа разрушения системы образования (на примере высшего образования) получилась из 7 пунктов.
1. Снижение творческой мотивации педагогов
Общая идея. Как учил товарищ Сталин, «кадры решают все». Проблемы в том, что педагоги высшей школы – кадры еще те. В своей массе в ВУЗах работают самомотивированные личности, которые делают свое дело хорошо не за зарплату и не из страха наказания, а потому что им это интересно и потому, что они считают, что это важно и нужно. Как снизить рабочую и творческую мотивацию этих гвоздей людей? Их нужно унизить. Унизить так, чтобы возникла жесткая обида на систему, которой они служат. Обостренно чувство справедливости, обычно присущее самомотивированным людям, в данном случае сделает свое чёрное дело – они не смогут по-прежнему служить системе, которая их незаслуженно унизила.
Конкретные действия. Показателем социального статуса человека в обществе и индикатором меры оценки обществом ценности труда и заслуг человека является его зарплата (доход). Надо чтобы у профессоров и доцентов зарплаты были на уровне грузчиков, кассиров и уборщиц. Во-первых, это снизит статус педагога в глазах общества. Во-вторых, это унизит педагогов и породит обиду на систему. При этом очень важно довести ситуация именно до абсурда — чтобы профессора/доктора получали меньше уборщицы. Подобная иррациональная ситуация вводит разум человека в состояние аффекта. Дополнительно в ВУЗах следует создавать иррациональные и унизительные дефициты: бумаги, туалетной бумаги, учебников, порошка для принтера, самих принтеров и т.п. Достойный рыцарь не служит господину-идиоту, а уважающий себя профессор не сможет с полной отдачей служить ВУЗ-придурку.
2. Подрыв авторитета педагогов
Общая идея. Реализуя пункт 1, мы убиваем сразу несколько зайцев. Поскольку богатство является показателем социального статуса человека, студенты в основной массе будут презрительно относиться к преподавателям-нищебродам, считая их лохами и неудачниками. При таком отношении процесс передачи знаний приобретает эффективность близкую к нулевой.
Конкретные действия. Смотри пункт 1.
3. Бюрократизация учебного процесса
Общая идея. Армейская мудрость гласит: чтобы солдату в голову не приходили дурные мыcли, он должен быть постоянно занят; не важно чем, главное – занят. Чтобы в головы педагогов не проникли хорошие и умные мыли, они тоже должны быть постоянно заняты какой-нибудь пустой и тупой работой. Поскольку красить траву в среде преподавателей как-то не принято, нужно изобрести аналог «покраски травы» для профессуры.
Конкретные действия. Аналогом «покраски травы» в ВУЗах может быть заполнение бесчисленных и никому не нужных бумаг и отчетов. Каждый год надо менять формы основных документов, чтобы всю документацию надо было переделывать заново. Но педагоги (особенно советской закалки) – люди вредные, упертые и стойкие. Даже в бессмысленном деле они запросто могут найти творческую составляющую. Чтобы исключить эту возможность необходимо в документооборот ввести элемент авральности: около 30% всех бумаг следует требовать предоставить срочно и с-сегодня-на-завтра.
4. Либерализация учебного процесса
Общая идея. Обучение человека чему-то новому в большинстве случаев вызывает сопротивления. Поэтому насилие есть неотъемлемый элемент любого эффективного образовательного процесса. Отсутствие насилия резко снижает эффективность обучения. Давайте вспомним старые фильмы с Брюсом Ли и Ван Даммом или учителя «Белый лотос» из кинофильма-гротеска «Убить Билла 2». Помните, как там учителя учили своих учеников? Результата был – ого-го! Для снижения качества образования необходимо максимально либерализовать учебный процесс. Человек — существо ленивое (студент – в особенности), поэтому студенту, вырвавшемуся из под контроля школы и родителей и не попавшему в другую систему контроля, будет явно не до учебы.
Конкретные действия. Свободное (пусть не de jure, но de facto) посещение лекций, выбор студентами педагогов, неограниченное количество пересдач экзаменов и зачетов, минимальное отчисление (в идеале – вообще избавиться от явления отчисления) студентов. Побольше капустников, КВНов, конкурсов красоты и т.п.
5. Разрушение интеллектуальной атмосферы
Общая идея. В ВУЗе лекции и семинары – это не главное. Главное – это создание образовательного поля. Именно поэтому западные ВУЗ охотятся за нобелевскими лауреатами и известным учеными и готовы платить им килобаксы просто за факт присутствия. Почему учёные любят ездить на конференции и симпозиумы (на которых, по правде говоря, больше «тусуются» и «выпивают», чем обсуждают научные проблемы)? Да потому, что они там становятся умнее! Сотня светлых голов в одном месте создает уникальное «поле ума»; попавшие в это поле люди умнеют на глазах и рождают хорошие идеи. Однако это интеллектуальное поле легко разрушается под действием низкоуровневых вибраций. Достаточно ввести в это поле десяток идиотов и пиши «пропало» – поля больше нет. Если идиотов будет больше, то они уже начинают создавать свое поле идиотства, в котором люди глупеют.
Конкретные действия. Необходимо устранить заслоны, препятствующие приему в ВУЗы идиотов, бескультурных, агрессивных личностей. Для этого необходимо:
— лишить педагогов ВУЗов права отбирать студентов самостоятельно,
— сделать прием в ВУЗы безличным (элементарный фейс-контроль легко выявляет вышеуказанные патологические типы),
— снизить порог поступления до уровня двоечника (для этого надо увеличить набор студентов).
Чтобы повышение количества обучаемых не потребовало дополнительных бюджетных средств, делаем следующее: излишки студентов должны сами оплачивать свое обучения, количество преподавателей не увеличивать, увеличить нагрузку каждому педагогу (это поможет реализации пунктов 1 и 3 программы). Увеличение количества студентов, приходящихся на одного педагога, выгодно еще и потому, что обезличивает учебный процесс, превращая его в потогонный конвейер.
6. Подбор руководящих кадров
Общая идея. На высшие руководящие должности в системе образования необходимо расставить людей, не соответствующих этим должностям. При правильном подборе и расстановке кадров скорый развал системы гарантирован.
Конкретные действия. Кого следует назначать на высшие руководящие должности в системе образования? Во-первых, людей, которые не пользуются авторитетом и уважением в среде своих коллег. Во-вторых, «крепких хозяйственников», но не мыслителей, которые в состоянии сформировать целостное представление о сложных системах. В-третьих, людей серых, не имеющих талантов и достижений; в этом случае они будут понимать, что целиком и полностью обязаны своему покровителю и будут идеально повиноваться и хранить тайну.
Для дестабилизации системы образования особенно ценными являются следующие психологические типы: тупые, амбициозные, гиперактивные, агрессивные, трусливые, соглашатели, алчные.
7. Маскировка
Общая идея. Чтобы программа разрушения образования не встретила сопротивление общественности, ее необходимо замаскировать. Врать надо по-крупному. Социальная психология утверждает: чем чудовищнее обман – тем легче в него поверят. Люди склонны думать, что их могут обмануть плохие люди (враги) исподтишка и по мелочам, но мало кто готов поверить, что их обманывают хорошие люди (свои), внаглую и по-крупному.
Конкретные действия. Во-первых, в СМИ необходимо создавать непрерывный информационный шум о модернизации, инновации, болонизации и т.п. Для этого можно успехи отдельных личностей (победы на олимпиадах, конкурсах и т.п.) выдавать за успехи системы в целом. Во-вторых, необходимо отвлекать внимание общественности на второстепенные вопросы. Для этого периодически следует затеивать бессмысленные реформы: менять 5-бальную систему оценок на 10- или 20-бальную, менять количество лет обучение то с 4 на 5, то с 5 на 4; сначала вводить, а потом отменять баклавариат, магистратуру, профильное обучение и т.п.; предлагать сокращать или удлинять (недовольные в любом случае найдутся) летние каникулы и т.п. Пусть в борьбе против второстепенных нововведений активная часть педагогов утилизирует и распыляет свою протестную энергию.
Замечания к программе
Данная программа рассчитана на 5-10 лет. После этого срока начинают действовать механизмы положительной обратной связи (когда выпускники ВУЗов сами идут преподавать в школы и ВУЗы, писать учебники и т.п.). После этого деградация образовательной системы приобретает необратимый и самоподдерживающийся характер. Вот собственно и все. Как видите – ничего сложного.
|
| 2015-11-08 13:00:18 - Галина Васильевна Плюснина Очень похоже на правду! Даже как-то страшновато стало... | | 2015-11-08 13:01:30 - Ольга Николаевна Козина Интересно подмечено,Александр Анатольевич! Всё так и происходит. Печально... | | 2015-11-08 13:02:49 - Надежда Борисовна Арефьева Уже развалили. Шаг 1. Подрыв авторитета педагогов. И больше не надо | | 2015-11-08 13:07:17 - Александра Павловна Молчанова Наверное, соглашусь!
Рада вас видеть, Александр Анатольевич!
Наверное, соглашусь!
Рада вас видеть, Александр Анатольевич! | | 2015-11-08 13:14:05 - Инна Викторовна Полякова Как по писанному... | | 2015-11-08 13:18:07 - Ольга Андреевна Мельникова Верными шагами шагают. Только куда? | | 2015-11-08 13:20:09 - Ольга Константиновна Короткова Все так и есть.
Молодых специалистов в нашей школе нет. | | 2015-11-08 13:34:36 - Марина Валентиновна Морозова А на мой взгляд все семь шагов уже сделаны. Дело осталось за полной заменой кадров. Как только из школы (как средней, так и высшей) уйдет последний педагог `старой закалки` - дело сделано... | | 2015-11-08 13:59:47 - Татьяна Павловна Гришкова Прочитала с интересом. Похоже так оно и есть. | | 2015-11-08 14:01:34 - Галина Николаевна Федотова Педагогам старой закалки 50 и больше. Значит, осталось ждать 5-10 лет. | | 2015-11-08 14:14:08 - Раиса Поликарповна Трефилова Всё так и есть...
А если ещё добавить к этому `прогрессоров` из САЛОНА ОБРАЗОВАНИЯ, то становится понятно, что разваливают систему образования со всех сторон!
http://www.proshkolu.ru/user/trefilova0316/blog/532545/
ВЫСТОИМ?
| | 2015-11-08 14:15:23 - Александр Геннадьевич Покаевский Что тут добавить? Единственное, что все вышесказанное относится, к глубочайшему сожалению, отнюдь не только к системе образования. | | 2015-11-08 14:19:02 - Раиса Поликарповна Трефилова Да, Россия - `помеха в мире`, как сегодня уже звучало в постах... | | 2015-11-08 15:24:14 - Марьяна Федоровна Рженичева Комментарии оставляют учителя `старой закалки`,
а чем живет мОлодежь?)) | | 2015-11-08 16:35:29 - Елена Юрьевна Заланская Не в бровь, а в глаз...
Статья заинтересовала так, что нашла автора - САНДАКОВ ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ, доцент, кандидат биологических наук Белорусского государственного университета.
Похоже, что проблемы в образовании на поссоветском пространстве общие. | | 2015-11-08 18:18:18 - Людмила Михайловна Ячменева Всё верно и достоверно к великому сожалению. | | 2015-11-08 20:33:11 - Людмила Николаевна Громакова Убедительно! Спасибо,Александр Анатольевич.
Назло `врагам`, имея старую закалку и высокую степень самомотивации, вернусь в школу, откажусь от пенсии и буду жить и работать до тех пор,пока хватить сил противодействовать разрушительству))). | | 2015-11-08 20:53:31 - Татьяна Михайловна Щукина Наше ГМО учителей тоже обсуждало эту тему и возмущено сокращением часов.Кому писать? Может клич бросить ,чтобы все учителя, наконец, спросили Министерство образования , причину сокращения часов. Где здравый смысл? У нас биология 5, 6, 7 класс -по учебному плану уже 1 час! 10-11 тоже 1 час в неделю. Природоведение убрали. | | 2015-11-08 21:00:42 - Елена Михайловна Малыхина Мы это наблюдаем изнутри системы... Окончательно рушится образование... Работаем на голом энтузиазме, зарабатываем на хлеб-воду да ещё и получаем `на пряники`((( | | 2015-11-08 21:04:04 - Леонид Андреевич Денисов Кто шагает дружно в ряд?
...А в конце дороги той....
| | 2015-11-08 21:07:30 - Александр Владимирович Серолапкин Да нет, я думаю.
Всё гораздо проще.
Это даже не глупость.
Это просто забота о своей заднице
среди тех, кто допущен к кормушке. | | 2015-11-08 21:28:35 - Алла Петровна Казакова Коллеги! Принят фЗ 212 о народном контроле. У всех умных инициативных граждан появился инструмент воздействия на чиновников. Надо создавать общественные советы из родителей- руководителей НКО - некоммерческих и общественных организаций. Им даны очень большие права. Я подумаю, как учителя могут инициировать движение родителей в этом направлении | | 2015-11-08 21:44:53 - Татьяна Витальевна Ведмедовская Никакой `гипотетики`. Правда. Голая правда(((
| | 2015-11-08 21:52:16 - Алла Петровна Казакова Но этой. Правде можно противостоять с помощью ФЗ 212 об общественом контроле. Мне думается, что здесь учителя могут сделать очень много. | | 2015-11-08 22:00:02 - пользователь отключен Комментарий отключен модератором | | 2015-11-08 22:15:39 - Владимир Николаевич Моисеев Не всё так мрачно. Где-то сегодня в новостях мелькнуло, что правительство приняло программу поддержки студентов обучающихся в иностранных университетах. Чьи дети там учатся не уточнялось. | | 2015-11-08 22:43:49 - Валентина Леонидовна Мерзлякова Владимир Николаевич, шутить изволите!
Печально, но факт! Образование разрушается. Мы помогаем. | | 2015-11-08 23:03:01 - Юлия Владимировна Певгонен Надежда Борисовна Уже развалили. Шаг 1. Подрыв авторитета педагогов. И больше не надо
Шаг 6. Подбор руководящих кадров И больше не надо | | 2015-11-09 00:50:05 - пользователь отключен Комментарий отключен модератором | | 2015-11-09 18:28:59 - Гульжиган Мухаммедовна Гайнуллина Александр Анатольевич, вот это да, прочитала, всё точно на все 200%!
В этом пункте:
Для дестабилизации системы образования особенно ценными являются следующие психологические типы: тупые, амбициозные, гиперактивные, агрессивные, трусливые, соглашатели, алчные.
Именно таких надо ставить над учителями, для контроля последних, для руководства над последними, то бишь учителями.
А не такие ли управляют в чиновничестве минобразе? | | 2015-11-09 23:20:34 - Алевтина Петровна Монастырская Ни прибавить, ни убавить. С точностью 100%.
Ничего! Ещё поборемся! А там, возможно, придут иные времена - надеюсь и не сдаюсь: продолжаю хорошо делать ТО, что мне отмерено на данный момент. | | 2015-11-15 19:52:18 - Анна Павловна Афанасьева Создаётся впечатление, что о безобразиях на местах вышестоящие руководители не знают. Но ведь знают! Но за мзду они молчат? Иначе как объяснить, что дипломы о высшем образовании с лёгкостью раздаются за мзду в филиалах, дистанционно, на очном отделении...
В итоге руководители - недоучки, организовать систему образования, управлять ею им не дано.
Будущее поколение детей жалко - что их ждёт? | | 2015-11-15 19:59:57 - Юлия Владимировна Певгонен Полагаю, не за мзду, а напротив, в рамках выполнения именно такой задачи - развалить. все идет по плану, но его пришлось несколько раз корректировать: слишком живуч наш учитель. измором не взяли, завистью ( НСОТ) не разобщили, ИКТ не испугали (даже обрадовали), бесправием перед родителями выучили изворачиваться. да нас теперь дрыном не убьешь.
глядя на нас, и дети станут неуязвимыми. просчитались господа. что-то еще придумают? | | 2015-11-16 19:01:33 - Валентина Ивановна Антипова Статья заставляет думать: кто виноват и что делать.
Бороться надоело и не хочется. Надо просто научиться даже в таких условиях получать хоть редкое удовольствие от своей работы и жить `с царём в голове`. | | 2015-11-23 00:04:37 - Марина Сергеевна Хрипунова Последняя капля - `Электронный журнал`!!! | | 2015-11-26 17:35:53 - Анна Павловна Афанасьева Сидим по ночам за рутиной! | | 2015-11-26 17:43:47 - Раиса Афанасьевна Кулакова Марина Сергеевна, те, кто давно ввёл электронный журнал, довольны. Теперь нас действительно и дрыном не убьешь)) | | 2015-11-27 21:18:24 - Виген Борисович Прозоров Давно разваливают систему образования. Причём фразу `хотели как лучше. а получилось как всегда` в данном случае можно считать лишь красиво закамуфлированной ложью. На самом деле: Как хотели - так и получилось! Министерство образования можно вполне именовать по иному - министерство ОКОЛОобразования! А в прежние времена деятельность его руководителей вполне могла быть квалифицирована по всем известным статьям... которые так любят упоминать критики сталинской эпохи. | | 2015-12-05 23:51:11 - Робот Роботович Прошкольный donate.proshkolu.ru/campaign/proshkolu/
Уважаемые коллеги, друзья, прошкольники!
Отвечая на все ваши запросы по поводу технического развития портала, вынуждены констатировать тот факт, что практически развитие проекта приостановлено, портал работает в режиме функционирования, и процесс
удается поддерживать благодаря рекламе, которая вас раздражает и иногда наносит вред порталу, как это случилось не так давно, когда портал не работал 2 недели. Конечно, хочется, чтобы на школьном портале не мелькали предметы одежды, но найти рекламу, близкой к школьной или социальной тематике сложно. Администрация ПРОШКОЛЫ отчаянно ищет выход из сложившейся ситуации. Читая ваши высказывания в блогах, мы зацепились за идею всем миром поддержать портал. Поэтому обращаемся к вам с предложением благотворительного платежа. Если каждый из вас добровольно пожертвует на содержание сайта не большую сумму от 100 до 500 рублей в год, мы справились бы и без рекламы. Для педагогов существенно уменьшили бы сумму оплаты для получения сертификатов публикации в СМИ. Сбор средств - это вынужденная мера, чтобы дать порталу жить и развиваться. Поэтому мы надеемся на понимание и поддержку верных ПроШколе людей, предполагаем, что будут несогласные, но как гласит народная мудрость, даже если ты ангел, всегда найдется тот, кому не понравится шелест твоих крыльев.
Для помощи портала можно воспользоваться безопасной платежной системой Яндекс по ссылке:
donate.proshkolu.ru/campaign/proshkolu/
Так же можно перечислить желаемую сумму на счет
Яндекс кошелька: 410012764713383
Просьба, если вы желаете получить Грамоту Благодарности от руководства портала при перечислении средств на Яндекс кошелек, сообщите пожалуйста на эл. почту proshkolu2000mail.ru, или напишите роботу - свою Ф.И.О.
тогда мы сможем ее отправить.
Автоматически передается Благодарность, только если вы воспользуйтесь безопасной платежной системой
donate.proshkolu.ru/campaign/proshkolu/
Можно оплатить по квитанции, распечатав ее по ссылке:
www.proshkolu.ru/user/robot/file/5853194/
С надеждой на взаимопонимание
Генеральный директор ООО ПроШколу.ру
Исакова Тамара Александровна
+7 916 478 4607 |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|