8 часов, не пользуясь телефоном и интернетом, а также не
включая радио и телевизор. Наедине с собой. Можно делать что угодно —
гулять, рисовать, читать, спать. Казалось бы, что тут трудного. Но
эксперимент, поставленный на подростках, привел к неожиданным
результатам — только трое из 68 смогли пробыть наедине с собой 8 часов.
Остальные с различными жалобами — «Я больше не мог», «Мне казалось, что я
сейчас взорвусь», «У меня голова лопнет» — вплоть до панических атак,
прервали эксперимент.
Пишет Катерина Мурашова:
Осенью я провела небольшое исследование. Представляю читателям
полученные результаты. Моя рабочая гипотеза была такова: современных
детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя
занять, избегают встречи с самими собой, от чего, в свою очередь, своего
внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся.
По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов
(непрерывно) в одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими
средствами коммуникации (телефоном, интернетом), не включая компьютер
или другие гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные
человеческие занятия — игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка,
пение, музицирование, прогулки и т. д. — были разрешены.
Во время эксперимента участники по желанию могли делать записи о
своем состоянии, действиях, о приходящих в голову мыслях. Строго на
следующий после эксперимента день они должны были прийти ко мне в
кабинет и рассказать, как все прошло.
При возникновении сильного напряжения или других беспокоящих
симптомов эксперимент следовало немедленно прекратить и записать время
и, по возможности, причину его прекращения.
В моем эксперименте участвовали в основном подростки, которые
приходят ко мне в поликлинику. Их родители были предупреждены и
согласились обеспечить своим детям восемь часов одиночества.
Вся эта затея казалась мне совершенно безопасной. Признаю: я ошиблась.
В эксперименте приняли участие 68 подростков в возрасте от 12 до 18
лет: 31 мальчик и 37 девочек. Довели эксперимент до конца (то есть
восемь часов пробыли наедине с собой) ТРОЕ подростков: два мальчика и
девочка.
Семеро выдержали пять (и более) часов. Остальные — меньше.
Причины прерывания эксперимента подростки объясняли весьма
однообразно: «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь»,
«У меня голова лопнет».
У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались прямые вегетативные
симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость,
сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение
«шевеления» волос на голове.
Почти все испытывали беспокойство, страх, у пятерых дошедший практически до остроты «панической атаки».
У троих возникли суицидальные мысли.
Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла
практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек
из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и
больше) часа одиночества.
Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне
дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое
состояние. Тут уже волосы зашевелились у меня (от ужаса).
Что делали мои подростки во время эксперимента?
— готовили еду, ели;
— читали или пытались читать,
— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
— смотрели в окно или шатались по квартире;
— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было
запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или
кассирши — не в счет);
— складывали головоломки или конструктор «Лего»;
— рисовали или пытались рисовать;
— мылись;
— убирались в комнате или квартире;
— играли с собакой или кошкой;
— занимались на тренажерах или делали гимнастику;
— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);
— трое писали стихи или прозу;
— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
— одна девочка вышивала по канве;
— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;
— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;
— одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.
Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20
позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро
пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или
погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу
включили музыку или сунули в уши наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.
63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным
для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают,
что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек
употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить
без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…»,
«слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были
ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе
эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения
общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь
часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с
собакой. Другой (сын моих знакомых — научных сотрудников) сначала
разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы.
Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных
эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.
Получив такие результаты, я, честно сказать, немного испугалась.
Потому что гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается… А
ведь надо еще учесть, что в моем эксперименте принимали участие не все
подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.