Урок литературного чтения в 4 классе (слайд 1)
Тема урока:
И. Соколов- Микитов «Родина»,
М Шолохов « Любимая мать-отчизна
».
Задачи:
1.
Знакомство с новым литературным жанром(очерк),
выделение особенностей и сравнение с другими жанрами.
2.
Продолжить формирование умения сравнивать,
анализировать, выделять главную мысль произведения,
свободно ориентироваться в тексте.
3 Воспитывать патриотизм, чувство любви и гордости за неё,
способность видеть красоту природы родного края.
Оборудование:
учебники «Литературное чтение 4 класс», тетради на печатной основе, детские проекты « Мой любимый уголок Родины»,
презентация о природе родного края, презентация к этапам урока, мультимедийная
установка.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Подготовка рабочего места: учебник стр.122
печатная тетрадь стр.
2.
Литературная разминка.
Вспомним литературные жанры произведений
(слайд 2).
·
рассказ
·
повесть
·
сказка
·
стихотворение
·
былина
·
научно-познавательная статья
·
легенда
·
басня
- и сегодня мы познакомимся
с новым литературным жанром - это очерк.
Вы уже знакомились
с такими произведениями в 3 классе. Я просила ученика ещё раз просмотреть учебник, с тем чтобы напомнить нам всем, что это за произведения. (…………)
3.
Целевая установка (слайд 3).
Наша задача: ответить на следующие вопросы.
1.
Что такое очерк?
2.
Что общего у очерка с другими произведениями?
3.
В чём отличие очерка от других произведений?
4 Чтение вводной статьи.
Ответы на вопросы.
1.
Что такое очерк?
2.
Есть ли в очерке вымысел?
3.
О чём рассказывается в очерке?
4.
Каким языком написаны очерки?
Давайте поместим ваши ответы в таблицу
(слайд 4)
Литературный жанр
|
очерк
|
1. Каким литературным
языком написано?
|
Художественный язык
|
2. На чём основано содержание текста?
|
Реальные события, отсутствие вымысла.
|
ЗО чём рассказывается?
|
О природе, о жизни людей,
о произведениях искусства и т.д.
|
5.Чтение очерка
учащимися (
1раз читали дома).
-
Назовите фамилию автора.
- Название произведения.
- Чтение очерка.
- Ответы на вопросы.
1)
Какова тема произведения?
2)
Как бы вы продолжили предложение?
родина для
И.С. Соколова-Микитова – это
( слайд 5) поля, реки, степи и торы, города. леса.
3)
Какими словами из текста ещё можно подтвердить необъятность и разнообразие нашей страны?
4)
Какова главная мысль очерка.
Родина – это необъятные просторы (слайд 6).
5)
Докажите, что это очерк.
6. Работа в печатной тетради
.
Самостоятельное выполнение заданий.
. Физ.минутка.
8. Чтение очерка М. Шолохова «Любимая мать- отчизна
»(1 раз очерк читали дома)
- Назовите автора произведения.
- Название очерка
- Чтение очерка.
- Ответы на вопросы.
1)
Какова основная мысль произведения?
2)
Прочитайте описание деревьев в разных уголках нашей Родины.
3)
Как рассказывается в очерке о просторах
Родина?
4
)Почему автор называет землю «кормилицей»?
5)
Назовите главную мысль очерка.
6)
Какое из произведений вам больше понравилось?
9 Исследовательская деятельность.
Работа с таблицей (слайд 7).
признаки
/
жанр
|
рассказ
|
очерк
|
статья
|
|
1. Каким
литературным
языком написано?
|
Художественный язык
|
Художественный язык
|
Научно- познавательный
язык
|
|
2. На чём основано содержание текста?
|
Использование вымысла
|
Реальные события, отсутствие вымысла.
|
Реальные факты, понятия, термины
|
|
З О чём рассказывается?
|
О природе, о жизни людей,
о произведениях искусства и т.д.
|
О природе, о жизни людей,
о произведениях искусства и т.д.
|
О природе, о жизни людей,
о произведениях искусства и т.
|
4. Выражает ли автор своё отношение к происходящему?
|
да
|
да
|
нет
|
|
- Проводится сравнительный анализ?
- Как вы думаете, ответили ли мы на поставленные вопросы?
10
Просмотр презентации « Моя Родина»
Родина у каждого гражданина нашей страны – Россия.
А ещё у каждого из нас есть малая
Родина – это место, где мы родились. У вас – это наш п. Новопушкинское
Энгельсский район Саратовская область.
Я предлагаю вам заглянуть в самые прекрасные
уголки
нашего края (просмотр слайдов).
11 Защита проекта.
- Расскажите о своих ощущениях
.
-
Послушайте очерк, который написала ученица нашего класса на тему « Мой любимый уголок природы»
12 Домашнее задание.
!
работа в печатной тетради на стр.
2.Нарисовать свой любимый уголок природы.
3. К этому рисунку попробовать написать очерк, соблюдая
все
правила, о которых мы сегодня говорили.
13. Итоги урока.