Коллективный способ обучения «предполагает работу учащихся в парах
сменного состава, при которой расширяются объективные возможности обучения. У
каждого учащегося своя тема, которую он прорабатывает самостоятельно, а потом
объясняет ее своему товарищу. При первичной работе с учебной литературой
содержание фиксируется в виде модели в тетради. Выделяется главное,
существенное, при работе в паре подбираются слова и фразы, которые наиболее
точно выражают это существенное». (Г. М. Наймушина)
В.И. Андреев, «Педагогическая биография», СПб, 2011, стр. 20
Когда
началась перестройка, к нам в Институт Усовершенствования Учителей пришла
Валентина Васильевна Архипова и сообщила о том, что будет читать о
коллективном способе обучения.
До
перерыва у нее на лекции сидело порядка ста методистов, и я в том числе. После
перерыва народ пошел курить и не вернулся. Осталось два-три человека. Архипова
изумилась: где народ?! А народ заявил: мы – методисты, нам все понятно!
А
мне было понятно и непонятно, кроме того, я этим увлекся. Мне понравилась
методика Ривина
1,
которая предполагала серьезную работу с текстом, его углубленное изучение. Эта
методика дает такое интеллектуальное развитие человека, такое погружение в сам
смысл текста, что ничто другое не может с этим сравниться. Настолько это
глубоко.
В общем, я начал работать
В.И. Андреев, «Педагогическая биография», СПб, 2011,
стр. 10
Ривин Александр Григорьевич (1877–1944) —
педагог-новатор. В 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия
для изучения почти всех учебных предметов в старших классах средней школы.
Метод Ривина предполагает разноуровневое и разновозрастное обучение,
индивидуальный темп изучения материала, одновременное изучение разных предметов
по выбору, обучение на разных языках и имеет своей целью воспитание
самостоятельного, ответственного, творческого ученика.
В.И. Андреев, «Педагогическая биография», СПб, 2011,
стр. 10
Нашими первыми детьми и родителями стали те, о ком я
уже упоминал. Это те самые «один-два ребенка», которые подходили и говорили: я
бы хотел так учиться! Их родители сами находили меня и предлагали открыть новую
школу. Звонили учителя. Собственно, такая популярность была обоснованной: я,
как преподаватель кафедры педагогики и психологии, во многих местах выступал с
лекциями о коллективном способе обучения, рассказывая, как это выглядит не
только теоретически, но и на практике. И после лекций всегда находились
учителя, которые спрашивали, есть ли такая школа, и если еще нет, то будет ли.
В.И. Андреев, «Педагогическая биография», СПб, 2011,
стр. 12
Частное
образовательное учреждение «Школа «Обучение в диалоге» при поддержке
Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования (центр современной дидактики)
с 21 июня по 23 июня 2014 г.
проводит
II
Всероссийские
дидактические чтения В.К. Дьяченко
(научно-практическую конференцию). Чтения
приурочены к 25-летию школы «Обучение в диалоге», которая с самого начала своей
деятельности применяет КСО на практике и получила одобрение В.К.Дьяченко.
Основная
тема дидактических чтений «
Практика
становления КСО в современной школе».
Дополнительная информация
http://shod.ru/conference
Тэги:
пары сменного состава,
коллективный способ обучения,
КСО,
обучение в диалоге,
диалог,
Конференция,
дидактические чтения,
Андреев,
Дьяченко,
Ривин