Ребёнку трудно заводить друзей... - МОУ психолого-педагогический медико-социальный центр реабилитации и коррекции г.Удомля
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ










 СТРАНИЦА ШКОЛЫ

 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
 ▫ Символика центра
 ▫ Педколлектив школы
 ▫ Методическая работа
 ▫ Августовский педсовет - 2010
 ▫ Районный семинар общественных инспекторов `Конфликт между учащимся и педагогом: формула решения`
 ▫ Районный семинар классных руководителей
 ▫ Проектная деятельность
 ▫ Методобъединение
 ▫ Педсоветы
 ▫ Методматериалы, разработки, пособия
 ▫ Предметные недели
 ▫ Русский язык и литература
 ▫ Математика
 ▫ История
 ▫ Биология
 ▫ Психология
 ▫ Неделя начальной школы
 ▫ Наш земляк С.И.Ожегов
 ▫ Дистанционное обучение
 ▫ Профилактика и оздоровление
 ▫ День здоровья
 ▫ Профилактика аддиктивного поведения
 ▫ Профилактика дорожно-транспор- тного травматизма
 ▫ День здоровья к дню защиты детей-2010
 ▫ Акция `Полезные привычки`
 ▫ Всемирный день борьбы со СПИДом
 ▫ Отдых и праздники
 ▫ 1 СЕНТЯБРЯ 2009/10
 ▫ 1 СЕНТЯБРЯ 2010/11
 ▫ Осень-2009
 ▫ Новый год
 ▫ Рождество
 ▫ День защитника Отечества
 ▫ Экскурсии
 ▫ КВН `Наш заботливый учитель`
 ▫ День матери
 ▫ Масленица - 2011
 ▫ День защитника Отечества - 2011
 ▫ Последний звонок - 2010
 ▫ Последний звонок - 2011
 ▫ Юбилей
 ▫ Митинг 9 мая 2011 года
 ▫ 65 лет Победы
 ▫ Мастерство и творчество
 ▫ Мастер-класс для педагогов (июнь-2010)
 ▫ Талантливый педагог талантлив во всём
 ▫ Дополнительное образование
 ▫ Осенний лагерь
 ▫ Летняя занятость подростков
 ▫ Выставка работ `Весна своими руками`
 ▫ Пришкольный летний оздоровительный лагерь- 2010
 ▫ Игра `Пойми меня`
 ▫ Выпускной вечер `Педагогический Оскар-2010`
 ▫ Красивая школа
 ▫ Родительское собрание
 ▫ Вирус сквернословия
 ▫ Советы психолога
 ▫ Всё про левшей
 ▫ Экспозиция `Свеча Беслана`
 ▫ ДОСТИЖЕНИЯ
 ▫ Конкурс-фестиваль `Весенняя капель`
 ▫ Притчи и сказки в работе психолога
 ▫ Летняя площадка для детей с ограниченными возможностями здоровья

 БЛОГ ШКОЛЫ

 СООБЩЕСТВО














Блог школы - МОУ психолого-педагогический медико-социальный центр реабилитации и коррекции г.Удомля


ШКОЛА

МАТЕРИАЛЫ

БЛОГ

ЧАТ

СООБЩЕСТВО
Вы здесь:  МОУ психолого-педагогический медико-социальный центр реабилитации и коррекции г.Удомля / Блог школы / Ребёнку трудно заводить друзей...


ЗАПИСЬ #110

КОММЕНТАРИИ (2)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


26 сентября 2010, 07:24, автор - администратор
Любовь Валентиновна Колганова

Ребёнку трудно заводить друзей...

  Сергей Каменский

Ребенку трудно заводить друзей. В чем причина?

Как правило, она кроется в особенностях семейного воспитания

Именно в младшем школьном возрасте начинается самое активное социальное и личностное общение ребенка. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей – одна из важнейших задач развития на этом возрастном этапе. Но практически неизбежно на этом пути младшего школьника подстерегают различные затруднения или «барьеры» общения. Деструктивное, агрессивное поведение – это все-таки исключение. Конфликтные, грубые ребята заметны всем и сразу. Но повседневно-неизбежные затруднения общения, так или иначе присущие почти каждому ребенку, разглядеть куда труднее…

 

Причины затруднений весьма разнообразны. Психологами они группируются в соответствии с тремя источниками.
Первый – семейные стереотипы поведения, усвоенные ребенком и воспроизводимые в классе со сверстниками. Например, демонстративная обидчивость и капризность девочки, скопированные у мамы, или попытки «наказать» друзей молчанием, скопированные мальчиком у папы, вызывают непонимание, удивление или насмешку в кругу одноклассников. Такие «барьеры», вызванные неадекватными стереотипами поведения, особенно свойственны детям, попавшим в школу сразу после домашнего воспитания, не посещавшим детский сад.
Второй источник – особенности темперамента ребенка. Точнее, неумение ребенка справляться с особенностями своего темперамента. Медлительная сдержанность флегматика в кругу шустрых приятелей становится барьером, вызывая неприятные клички «тормоз» и тому подобные. Чувствительность меланхолика может обернуться ярлыком «неженка», «плакса», «мимоза». Напористость и несдержанность холерика могут привести к тому, что слишком активного, моторного ребенка будут сторониться и опасаться. Сангвинический темперамент как будто наиболее сбалансированный и благоприятный в смысле общения в классе, но и тут может возникнуть свое затруднение: ровная, активная открытость ко всем вообще покажется друзьям поверхностным отношением, хотя бы они и не могли еще выразить свое впечатление.
Третий источник затруднений – внутренние конфликты самого ребенка. Например, нерешительный, неуверенный в себе, недоверчивый к миру ребенок будет испытывать большие трудности в установлении контактов. Для коллектива сверстников такой пассивный, настороженный ребенок не интересен, поэтому дети не ищут контактов с ним. А поскольку он сам избегает проявлять инициативу, то может оказаться в изоляции. Причины внутренних конфликтов, настороженности и недоверчивости ребенка в свою очередь имеют три источника. Они разные по типу, но, увы, приводят к сходным неблагоприятным результатам.
Во-первых, это гиперсоциальное воспитание. Родители гиперсоциального ребенка, что называется, слишком «правильные» люди. Они имеют перед внутренним оком «идеал», за отступления от которого строго карают. Над маленьким школьником господствуют не имеющие разумной меры принципы: «ты должен» и «есть такое слово – надо». Ребенок у таких родителей вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания. Он чрезмерно, испуганно дисциплинирован. Боязнь сделать что-то не так парализует всякую инициативу, развивает неуверенность в себе и крайнюю недоверчивость. Такие дети бывают либо эмоционально очень нестабильны, либо эмоционально холодны, поскольку холодность, отсутствие эмоционального отклика – это для ребенка форма защиты.
Тревожно-мнительное воспитание как будто нисколько не похоже на гиперсоциальное, но тоже вызывает пугливую неуверенность в себе и оборонительную реакцию по отношению к миру в целом. Родителей, вольно и невольно придерживающихся этого типа воспитания, преследует неотступная тревога: вот что-то обрушится, что-то случится со здоровьем, с успеваемостью, с благополучием ребенка вообще. Воспитание по этому типу нередко наблюдается в семьях с единственным ребенком, а также в семьях, где растет ослабленный или поздний ребенок. В результате ученик с ужасной тревогой воспринимает все естественные трудности, недоверчиво и даже болезненно воспринимает попытки сближения.
Воспитание по типу «кумир семьи» тоже развивает в ребенке тревожность, неуверенность и эмоциональную холодность. Из-за особенностей поведения родителей и бабушек с дедушками он привыкает быть в центре внимания, не умеет принимать в расчет интересы других детей, но сверстники очень быстро оборвут его претензии на исключительность. А ведь ребенок самим семейным воспитанием не приучен к противодействию своим желаниям, он болезненно воспринимает любые преграды и не знает, что с ними делать. Перестроиться самому, без помощи со стороны детям всех трех типов воспитания будет чрезвычайно трудно.
Но даже и при самом разумном, эмоционально теплом и доверительном воспитании существуют те «барьеры» общения, которые вызваны особенностями младшего школьного возраста. То есть попросту ребенок еще не умеет, не научился продуктивно действовать в ситуации общения. А что надо уметь?
Первое же, исключительно трудное, умение – это умение слушать собеседника. Каждый взрослый, проанализировав собственное поведение, должен понять, учит ли он собственным примером ребенка этому трудному делу. Типичнейшие «барьеры», которые перегораживают общение ребенка, зачастую принесены из семьи. Например, ребенок начинает что-то рассказывать, чем-то делиться, но на полуфразе мама или папа его прерывают: «А что я тебе говорил… А я тебя предупреждал… А ты опять… Что за глупости…» Но ведь точно так же ребенок оборвет и одноклассника, который начнет ему что-то рассказывать. Не выслушает, перебьет, начнет о том, что «а вот я…». Разве что не добавит: в твоем возрасте. Но обрывающую всякий контакт формулу «мне бы твои проблемы» знают и произносят даже первоклассники. А потом не понимают: за что он на меня обиделся?
Второе труднейшее умение – говорить о деле, о том, что происходит, а не о том, какими недостатками обладает партнер по общению. Ребенку еще очень трудно разделить противодействие в конкретном деле, принципиальный спор и сам характер друга, который не хочет согласиться с ним. От родителей здесь потребуется прямое объяснение: «Он не соглашался не со зла, а по таким-то основаниям. В этом случае, я думаю, что прав был ты (или – прав был он), но надо постараться понять друг друга». Но прежде всего опять потребуется личный пример, когда ребенок на собственном опыте общения с мамой и папой усвоит, что их несогласие с его конкретными доводами не переходит в осуждение его самого. А если ребенок постоянно слышит: «Ты опять … Ты вечно… Чего от тебя и ждать…», то принцип перехода на личности он усваивает накрепко.
Третье умение, к которому дети только прикасаются, – это умение сопереживать, сочувствовать, входить в доброжелательный эмоциональный резонанс, понимать чувства другого человека. И тем самым не ранить, а поддержать, не оттолкнуть бесчувственностью, а эмоционально откликнуться. На языке психологической науки это называется «эмпатия». Но по большому счету эмпатии каждому из нас надо учиться всю жизнь.


ОТНОШЕНИЯ С ХАРАКТЕРОМ

На всякий случай...

Помочь преодолению «барьеров» в общении могут коллективные игры с группой сверстников. Навыки продуктивного, активного, доброжелательного общения ребенок может получить только в ходе самого общения. Поэтому важно создать для него возможность отрабатывать эти навыки в специально организованной игровой обстановке. Детский психолог-методолог Любовь Савва предлагает ряд увлекательных для ребят и вместе с тем простых игр-тренингов, которые можно с успехом провести как в классе, так и на прогулке или в летнем лагере.

Игра-знакомство-1 . Хотя ребята в классе как будто бы уже хорошо знают друг друга, но эта игра оказывается интересной и важной для всех участников. Играющие садятся в круг. Опыт показывает, что для более непринужденной и доверительной обстановки лучше садиться «на пол», «на землю» – на ковер, на траву, на циновку. Условия простые и сложные одновременно. Каждый из играющих должен рассказать о себе ровно в четырех словах. Первое слово «Я» – его обязательно нужно произнести, а затем три слова для характеристики. Ведущий предварительно объясняет, какие это могут быть слова. Например: «Я – хочу стать смелым», «Я – добрый, ласковый, заботливый», «Я – верный, хороший друг», «Я – несобранный, но исправляюсь».

Игра-знакомство-2. Это видоизменение хорошо известной игры, когда все участники называют по очереди свое имя. Особенность в том, что на этот раз игрокам не обязательно называть свое настоящее имя. То есть можно назвать и настоящее, но можно также представиться любым другим именем или словом. Как захочется! Смысл видоизменения состоит в том, что ребенок может таким путем как бы выйти из своего старого «Я», сбросить стереотипы, стать для окружающих и для самого себя «новым», таким, каким хочется быть. Дети часто выбирают имя лучшего друга, киногероя, название животного, которое бывает глубоко символичным. В диагностическом смысле выбор не своего имени – признак существующих у ребенка затруднений. Выбор чужого имени служит указателем желаемого объекта идентификации – на кого ребенок хочет быть похож. Можно договориться, что во время продолжения игр ребенок будет выступать под тем именем, которое назвал при «знакомстве».

«Покажи чувство». Игроки разбиваются на пары или на тройки. А потом по очереди изображают лицом и телодвижениями, но не словами, те чувства, которые называют другие члены микрогруппы: радость, гнев, удивление, испуг, сомнение, ликование... Ведущий при этом наблюдает, а сколько вообще чувств знают, могут назвать и изобразить маленькие игроки. И каких чувств они знают больше – положительных или отрицательных?

«Счастливая корзинка». Участники разбиваются на группы по пять человек. В качестве реквизита потребуются корзинки (или яркие мешочки, пакеты, конверты), листочки бумаги и цветные карандаши. Один из игроков в каждой группе берет корзинку и выходит на минутку из класса (или просто отходит в сторону). За эту минуту остальные игроки в его группе должны написать «записочку», в которой будет одно-два-три слова, но такие, которые характеризовали бы отошедшего игрока с положительной стороны: «смелый», «верный», «нарядный», «всегда поможет», «много знает» и так далее. Ушедший возвращается и собирает в корзинку добрые мнения о себе. Потом следующий и так каждый по очереди.

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Наталья Викторовна Размашкина2010-09-26 11:38:06 - Наталья Викторовна Размашкина
Спасибо, полезная статья!
Любовь Валентиновна Колганова2010-09-26 16:32:12 - Любовь Валентиновна Колганова
Насколько умными и мудрыми должны быть взрослые, чтобы научить ребёнка искусству общения?! Если не научим с детства, то откуда возьмутся понимающие взрослые?

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу


































 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/