Труженики тыла - Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа имени Ю. Я. Долгих с. Круглыжи Свечинского района Кировской области
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ










 СТРАНИЦА ШКОЛЫ

 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Сведения об образовательной организации
 ▫ Основные сведения
 ▫ Структура и органы управления ОО
 ▫ Нормативные документы
 ▫ Образование
 ▫ Образовательные стандарты
 ▫ Руководство. Педагогический состав.
 ▫ Материально-техн- ическое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
 ▫ Стипендии и иные виды материальной поддержки
 ▫ Платные образовательные услуги
 ▫ Финансово-хозяйс- твенная деятельность
 ▫ Вакантные места для приёма (перевода)
 ▫ Информационная безопасность
 ▫ Родная школа
 ▫ Из истории школы
 ▫ Его имя носит школа
 ▫ Учителя
 ▫ У школьного порога
 ▫ 75-й юбилей Круглыжской средней школы
 ▫ Методическая копилка
 ▫ Административная работа
 ▫ Воспитательная работа. Документы.
 ▫ Воспитательная работа. Разработки мероприятий.
 ▫ Для учителей ИЗО
 ▫ Для учителей начальных классов
 ▫ Для учителей русского языка
 ▫ Портфолио педагогов и учащихся
 ▫ К Дню защитника Отечества
 ▫ Зарисовки из школьной жизни
 ▫ Архивные фото разных лет
 ▫ 2013-2014 учебный год
 ▫ 2014-15 уч. год
 ▫ 2015-16 уч. год
 ▫ 2016-17 уч. год
 ▫ 2017-18 уч. год
 ▫ Наша гордость - ВЫПУСКНИКИ
 ▫ Выпускники 2011- ... г.
 ▫ Выпускники 2001 - 2010 г.
 ▫ Выпускники 1991 - 2000 г.
 ▫ Выпускники 1981 - 1990 г.
 ▫ Выпускники 1971 - 1980 г.
 ▫ Выпускники 1961 - 1970 г.
 ▫ Выпускники 1951 - 1960 г.
 ▫ Выпускники 1939 - 1950 г.
 ▫ Школьный МУЗЕЙ
 ▫ Фотографии экспонатов и экскурсий
 ▫ Краеведческие конференции
 ▫ Литературные чтения
 ▫ Вспоминая военные годы
 ▫ Они сражались за Родину
 ▫ ДЕТИ ВОЙНЫ
 ▫ 70-летие Победы в ВО войне
 ▫ `Три года домой`. Повесть Анны Аксёновой о нашем селе.
 ▫ ИСТОРИЯ села Круглыжи
 ▫ Не исчезай, моя деревня!!!
 ▫ `Нет милее родных Круглыж`
 ▫ Зарисовки из жизни села
 ▫ Экскурсия по селу
 ▫ День Победы 2011 г.
 ▫ 65-ый Победный май
 ▫ Родник ЛАДЫГИНСКИЙ, село Круглыжи
 ▫ Где начинается Ветлуга...
 ▫ Земля Свечинская
 ▫ Станция Свеча. Летопись. Автор Шалагинова Галина Фроловна
 ▫ Земля Свечинская. Автор Стародубцев П.И.
 ▫ Очерки истории земли Свечинской
 ▫ Село Ильинское. 150 лет
 ▫ Cвет Свечи. Автор Казаков Д. Н. Часть первая. Из истории Православия на Свечинской земле
 ▫ Родословная. Автор Аркадий Александрович Ступников
 ▫ На истоках Ветлуги. Автор Загумённов В. А.
 ▫ Творчество земляков
 ▫ Выступает Круглыжский хор воинов запаса 23 февраля 1963 года
 ▫ Серёжковый дождь. Эдуард Кулаков.
 ▫ `Золотые руки`
 ▫ Ансамбль `Надежда`
 ▫ Тоска по родине. Светлана Старикова.
 ▫ Села прекрасней не найдёшь. Козлов Иван Иванович
 ▫ Как давно не бывал я в Круглыжах. Кулаков Сергей
 ▫ Куваев Олег
 ▫ Горенка

 БЛОГ ШКОЛЫ

 СООБЩЕСТВО














Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа имени Ю. Я. Долгих с. Круглыжи Свечинского района Кировской области

Папка "Сборник `Круглыжи - село моё родное`"



ШКОЛА

МАТЕРИАЛЫ

БЛОГ

ЧАТ

СООБЩЕСТВО

Времена кардинальных перемен
Помним всех поименно
Кудрин Дмитрий Феопемтович - Герой Советского Союза

Войной опаленное детство
Круглыжская земля и люди, ставшие мне родными
Круглыжи в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого столетия

 Труженики тыла




Авторы      Кудрина Дарья,

Краева Нина Валентиновна



Война перевернула с первых дней все с ног на голову. Главное место на

 

селе заняли женщины. «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик», - гова-

 

ривали многие из них в военную пору. Рабочий день удлинился до невоз-

 

можного, на отдых и сон оставались какие-то 3-4 часа в сутки. Богатая

 

конеферма села опустела (коней забрали на фронт), остались кое-где в

 

стойлах старые лошадки. Да и на них напал какой-то мор, они падали

 

одна за другой, на это место стали готовить быков. Какая это упрямая

 

скотина! Идет не туда, может лечь и, хоть реви, не встает. Дело доходило

 

до того, что в плуг впрягали коров. Бедные наши мамы и бабушки! Ка-

 

ково это было - бить кормилицу, когда она не могла физически больше

 

тащить плуг и падала в борозду. «Свои огороды пахали на себе. Впереди

 

3-4 женщины тащили плуг, сзади управляла женщина посильнее. Разве

 

можно представить такое в настоящее время?» (Лобанова А.П.,1931г.р.)

 

Сеяли вручную из лукошка. Иногда зерно на посевную носили на

 

себе из района. «Помню, нас 28 женщин несли зерно, каждая по пуду».

 

(Беляева Л.С.,1927г.р.) Дороги весной были непроезжие, а сеять надо.

 

Летом на плечи женщин легли косы. Приходилось косить не только

 

травы по лугам, но и хлеба в поле. Эта работа и для мужчин тяжела, а

 

тут молодые совсем, да к тому же голодные женщины. Косили до кро-

 

вавых мозолей и кругов в глазах. «Вытягиваешься в струнку, кажется,

 

все кишки порвала». (Васильева Н. С.)

 

Убирали урожай и серпами. С утра до вечера работали в поле, у кого

 

были грудные дети, брали с собой. Некоторые и рожали в поле. А воз-

 

делывание таких культур как лен, картофель требовало больших за-

 

трат и рабочих рук. Иногда в страдную пору в колхозе организовывали

 

ясли для малышей, чтобы облегчить женщинам жизнь и подкормить

 

детей. Девчонки 10-12 лет работали в таких яслях: играли с малышами,

 

читали им сказки, вечером уводили по домам.

 

Невыносимо тяжелым был труд на фермах. Напоить 100 коров вруч-

 

ную 3 раза в день - об этом даже подумать страшно, а женщины это де-

 

лали изо дня в день годами без выходных и отпусков, получая граммы

 

зерна на трудодни. «Было очень тяжело. После работы в колхозе прихо-

 

жу домой, кушать нечего, изба не топлена, даже вода в ведре замерзла.

 

Сяду, повою и снова за работу». (Жеребцева А.Р.,1910г.р.)

 

«Ведрами носили воду из колодца, плетюхами нужно было наносить со-

 

ломы, сена (хорошее сено берегли для телят), замесить мешанку, подоить коров, убрать навоз. И все это вручную. Сами себя подбадривали, что нужно

 

выдержать, что нашим мужчинам там, на войне, не легче». (Кудрина А.И.)

 

Все научились делать женщины, ничего им не было страшно. Зимой, с

 

вечера получив наряд на завтра, колхозницы утром, когда только начинало

 

светать, одевшись потеплее, собирались на конном дворе. Запрягали лошадок и отправлялись на целый день, оставляя без присмотра своих ребяти-

 

шек и хозяйство. Кто в дальние поездки, кто за сеном, кто за соломой. Не-

 

легкое это дело! «Накладывали, утягивали веревками, иногда воз начинал

 

сползать, крениться, приходилось подпирать плечом». (Юферева Е.,1915г.р.)

 

В сумерки, а то и ночью возвращались смертельно усталые, замершие. По-

 

рою нет-нет да и вырывалось у некоторых: «Господи, за что ты меня так?»

 

На вопрос: какое самое сильное впечатление осталось от военных

 

лет? -круглыжские женщины, все за немногим исключением, ответили:

 

«постоянное чувство голода». С ранней весны перед каждой семьей еже-

 

дневно стояла проблема: что поесть. В ход шел щавель (кисленка), песты,

 

сиверуха (молодые побеги ели), заспа (сосна), анис, старая картошка.

 

Хлеб пекли с добавлением клевера, лебеды, куколя (головки льна). Радо-

 

вались ягодным и грибным годам. Бывали случаи отравления грибами,

 

просто не хватало терпения хорошо их отварить (сморчки и строчки).

 

Одевались бедно, одежду донашивали старую, в войну ничего нового не

 

покупали. Платья были ситцевые, сами шили холщевые сарафаны, юбки,

 

пальто. На ногах зимой носили валенки, кто жил побогаче, а бедные – лап-

 

ти, бахары (из бересты), ленники (лапти изо льна), под эту обувь ноги обе-

 

ртывали портянками. Носили еще кожаные, особенно кирзовые (грубые)

 

сапоги. Дети с ранней весны до осени в основном бегали босиком.

 

Но были и светлые пятнышки в череде суровых дней. Каждый

 

праздник красного календаря колхоз отмечал общим столом. Забива-

 

ли теленка на мясо, выделяли зерно для хлеба, молоко; все распределя-

 

лось по домам. Ставили общий стол. Первыми за стол садили детей и

 

старательно, заботливо угощали. Взрослые пытались скрасить трудное

 

сиротливое детство деревенских детишек. А вкус пшеничных булок

 

остался незабвенным и неповторимым до сей поры!

 

Помимо постоянной работы, тяжелой, иногда просто непосильной

 

женщины ждали, ждали весточку с фронта, ждали своих мужей, сы-

 

новей, любимых. Каждый день к обеду на площадке около почты со-

 

биралась огромная толпа людей, и все ждали, когда выйдет кто-нибудь

 

и раздаст эти трогательные фронтовые треугольнички. Все облегченно

 

вздыхали, если не было серых конвертов. Начинали громко разгова-

 

ривать, смеяться, кто-нибудь запевал, и женщины шли на работу до

 

следующего дня. Но…если, не глядя в лица, почтовый работник спу-

 

скался с крылечка и двигался в сельсовет, все еще больше притихали,

 

молча расходились, мучительно моля Бога и судьбу, чтоб эта чаша его

 

миновала. А вечером где-то в селе вдруг раздавался страшный пронзи-

 

тельный крик, и люди бежали к дому, где поселилась беда, чтоб посо-

 

чувствовать, поплакать вместе. Это было страшно. А на утро снова ни

 

свет, ни заря за работу. Они старели, наши женщины.

 

Тяжелым бременем в деревне были налоги: 250 литров молока, 400

 

граммов шерсти, 75 штук яиц. Если не было кур и овец, приходилось

 

покупать. Местные органы власти помогали труженикам села, были со-

 

ставлены списки остронуждающихся и оказывалась помощь продукта-

 

ми: мукой, картофелем, одеждой, обувью, семенным материалом.

 

А как проходила реализация военного займа? «Меня включили в

 

группу женщин-уполномоченных, которые должны были собирать с

 

населения деньги в фонд государства. Бывало всю ночь сижу, уговари-

 

ваю женщину сдать деньги. А у самой душа надрывается на нее глядя:

 

дети - мал мала меньше, все, что положено сдала (шерсть, яйца, моло-

 

ко). Я уговариваю еще отдать. Она плачет, мне нелегче. Обе понимаем,

 

что надо! До сей поры мне снится этот кошмар». (Конева А.К.) Послед-

 

нее отдавали, отрывая от родных детей. При бюджетном плане 1 млн.

 

300 тыс. рублей реализовано было около 2 млн. рублей. (1942 г.)

 

Поражает то, как дружно жили люди в те трудные военные годы,

 

не падали духом (а было от чего). «Не только работали вместе, но и

 

отдыхали тоже сообща. Женщины любили петь во время отдыха. Или

 

идут домой после покоса, закинут грабли на плечо и запоют. Пели рус-

 

ские народные песни, частушки. Забываются горе и печали за песней. А

 

дети идут сзади и подпевают взрослым». (Буракова Г.С.,1923г.р.) Пели о

 

молодости, о любимых, о своем коротком бабьем счастье, потом о про-

 

клятой войне, искалечившей их жизни. «Зимой удавалось иногда вече-

 

рами посидеть где-нибудь, поговорить, попеть, поделиться новостями

 

с фронта. Они интересовали всех». (Кулакова Р.П.,1931г.р.)

 

«В редкие минуты отдыха собирались все вместе, вязали, штопали

 

одежду, пряли, делились новостями. Вот так и выстояли, все вместе»

 

(Черемисинова А.П.,1933г.р.)

 

В районе и в селе не хватало трактористов. Молодых девчонок направля-

 

ли решением правления колхоза учиться на трактористов. Нельзя сказать,

 

что было большое желание, да никто и не спрашивал. Еще вчера боявшиеся

 

подойти к машине, девушки приступали к работе. «Освоили трактор ХТЗ,

 

с металлическими шпорами, потом выучились на комбайнеров. Трактори-

 

сты (подростки и девушки) работали круглосуточно в две смены. Менялись

 

утром в 8 часов, вечером в 23 часа. Выполняли все виды сельскохозяйствен-

 

ных работ: пахали, боронили, сеяли, молотили. Сами ремонтировали, сами

 

запускали трактор. Если трактор ломался, пешком ходили за запчастями,

 

несли на себе и самостоятельно исправляли. С тракторами было строго, в

 

бригаду часто приезжал проверяющий и следил за работой трактористов,

 

наказывал». (Лобанова А.П.,1931г.р.) Работа на тракторах была очень тяже-

 

лой, а девчонкам было всего по 20 лет. Нередко получали травмы. «Однаж-

 

ды не вышла на работу, сил больше не было, решила лучше на лесозаготовки

 

поеду. Но директор МТС предупредил: если не вернусь на трактор, отпра-

 

вит в Котельнич на принудительные работы». (Лобанова Д.Л.) Так до конца

 

войны работала бригада трактористок, всегда выполняли нормы, а в 1943 г.

 

перевыполняли планы на 160%. Были слезы, но они означали своеобразный

 

вызов женского характера препятствию, неурядицам.

 

Даже сейчас, когда прошло более 60 лет, плачут мои односельчане:

 

Рогачева Дарья Петровна, Беляева Лидия Самойловна, когда вспомина-

 

ют свои военные трудовые будни на лесозаготовках. « В 1942 г мобили-

 

зовали на лесозаготовку в Ежиху, для работы колхоз выделил лошадь.

 

Все мобилизованные жили в общежитие. Это бараки с трехэтажными

 

нарами, где только ночевали, спали вповалку и мужчины и женщины,

 

усталые, еле живые от непосильной работы. Никаких бытовых усло-

 

вий. Мокрую одежду сушили мимоходом у костров в лесу. Работали с

 

раннего утра до темноты». (Рогачева Д.П.,1925г.р.)

 

Весь заготовленный лес предназначался для паровозов, которые

 

снабжали фронт техникой, снарядами, оружием, доставляли солдат.

 

Лес был крупный. Давалась норма – навалить, напилить по три кубо-

 

метра древесины на человека. Если норма не выполнялась, не пускали

 

в общежитие. Лес валили ручной пилой, часто пилу зажимало и прихо-

 

дилось ее самим освобождать, молоденьким девчонкам это было про-

 

сто не по силам. Распиленные тюльки грузили на ледяные сани и по

 

ледяной дороге подвозили на эстакаду к паровозам.

 

Кормили при такой тяжелой работе очень скудно: 400 граммов хле-

 

ба на день да похлебка из общего котла. Спасало то, что колхоз, чьи

 

люди были мобилизованы, посылал для поддержки некоторые продук-

 

ты: картофель, горох, хлеб. За продукты колхозу надо было отработать.

 

Когда? В половодье иногда отпускали на месяц домой, вот тогда и от-

 

рабатывали долг колхозу. А ведь дома тоже худо-бедно было хозяйство,

 

которое требовало рабочих рук. Девчонки много раз сбегали от этой

 

непосильной работы. Грозили судом, но все обходилось, возвращали

 

обратно. «Диву даюсь, как мы выжили?» (Беляева Л.С.,1927г.р.)

 

Для подростков это была суровая пора, временами горькая. Основ-

 

ное занятие детей – учеба. Но учиться пришлось не всем. В больших

 

семьях не хватало одежды, нечего было обуть, поэтому дети оставались

 

дома, да и трудодни для семьи надо было зарабатывать. «Какая школа,

 

если некоторые ходили побираться. Конечно, им сочувствовали и по-

 

давали кусочки». (Черемисинова А.П.,1933г.р.)

 

Учебников было мало, по 2-3 учебника на класс. Пользовались ими по

 

очереди, передавая друг другу. Иногда готовились к урокам вместе: один

 

читает, другие слушают и запоминают. Контрольные работы писали в

 

тетрадях, а дома писали на старых книгах, в тетрадях, сшитых из газет.

 

Учеба учебой, но школьники еще и работали. Работали все: маленькие и

 

большие. Помогали собирать урожай, работая до глубокой осени. Маль-

 

чишкам 9-10 лет нравилось возить навоз на поля. Им доверяли лошадь с

 

телегой (чихан). Они не грузили навоз и не разгружали, это делали люди

 

постарше (сваленщики). Но работа продолжалась до позднего вечера.

 

Во время сенокоса дети ворошили сено, подгребали, топтались на

 

возу. Девчонки постарше научились косить косой-горбушей. Дети косят,

 

а старичок у них был за старшего, обучал косьбе и точил косы. Похвалят

 

за труд – радовались как хорошему гостинцу. А если еще выпустят бое-

 

вой листок и напишут красными чернилами благодарность родителям –

 

готовы до неба прыгать. Школьникам было с кого брать пример: взрос-

 

лые односельчане кроме самоотверженного труда, военных займов, на-

 

логов еще собирали средства на постройку танковой колонны «Киров-

 

ский комсомолец». Всего от района было в 1943 г собрано около 60 тыс.

 

рублей. Только от Круглыжской школы поступило 7300 рублей.

 

Сейчас они удивляются той, своей стойкости, удали и не понимают,

 

как вынесли невзгоды! Вынесли, детей вырастили и остались словом

 

мягче, и несравнимо чище душою и верою. Когда в селе появился заез-

 

жий фотограф, все были взбудоражены. Он мог увеличить фотографии.

 

Денег ни у кого не было. Занимали, что-то продавали, и вскоре в каждом

 

доме на самом видном месте висел портрет молодого, красивого и бес-

 

конечно дорогого человека – мужа, отца, сына, брата. Когда приходили

 

гости, дети с гордостью говорили: «Это мой папа!» Многие отцов своих

 

не помнили и только благодаря своим мамам всю жизнь хранили память

 

о своих отцах. Называли их именами своих детей, внуков.

 

Не гудели самолеты с черными крестами на крыльях над нашим се-

 

лом, но в военные годы здесь шла борьба. Противники были сильные –

 

горе, голод, болезни.

 

Победили! Как самую дорогую реликвию хранят мои земляки ме-

 

даль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945

 

гг.». Каждый день они совершали трудовые подвиги, подтверждая кры-

 

латые слова: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд».

 



Сергей Васильевич Кулаков
Автор: Сергей Васильевич Кулаков
Прислано: 2012/09/02, 09:30:26
 


ОБСУЖДЕНИЕ


Наталия Витальевна Карпикова2012-09-02 23:12:52 - Наталия Витальевна Карпикова
Нина Валентиновна Краева подготовила для сборника материал `Вспоминаю с любовью и грустью`. К сожалению, в сборник он не вошел.
Привожу его текст:

Вспоминаю с любовью грустью.

Анна Сергеевна Аксенова, по образованию учитель, член Союза писателей, автор нескольких книг для детей. Жила в Ленинграде. Незадолго до начала войны она, будучи девочкой, вместе с мамой и маленьким братом выехали на дачу Около 3 месяцев, пересаживаясь с поезда на поезд, пытались вернуться в Ленинград. Не знали о том, что город окружен немцами, блокирован герметически. Аксеновы сошли с поезда на станции Свеча в сентябре 1941 г, так они попали в числе других эвакуированных в Круглыжи. А уехали в августе 1944 г. Без малого три года.
Три года домой - так назвала свои воспоминания Анна Аксенова, воспоминания о военных годах, проведенных в Круглыжах. Повесть была опубликована в журналах Север №№ 2,3 1981 г. Передавая эти журналы, она написала: Дорогим круглыжанам с любовью и грустью от круглыжанки Анны Аксеновой 27 апреля 81г

Некоторые выдержки из этой повести:

Село было расположено вокруг пустой площади, образуя некий круг с этой площадью посередине, а Барановщина примыкала к селу одной длинной улицей. Получалась как бы громадная буква Р, где верхняя часть село, а удлиненная ножка деревня. В центре площади сельсовет, школа- десятилетка, клуб, столовая, магазин и библиотека. А недалеко в стороне - больница с амбулаторией. В деревне же были только одни избы окнами на улицу, колхозная конюшня, ветеринарный пункт и в самом конце деревни отнесенные в сторону молочные фермы и ток. Вдоль деревни, за огородами текла река Ветлуга. Не очень широкая, кое-где подзаросшая кустами с заболоченной во многих местах поймой Еще в деревне было кладбище. Оно нисколько не пугало, как пугают обычно кладбища. Было вроде как лесочком, случайно разорвавшим одну сторону улицы Река в этом месте делала крутую излучину, выгибаясь далеко в сторону, и кладбище не затапливало во время паводков

В школе занятия перенесли на октябрь. Надо было убирать урожай. Мы оставляли братишку дома одного, а сами в летних пальтишках, в единственных туфлях, под моросящим дождем, в грязи, собирали картошку. За каждые 10 собранных мешков колхоз разрешал одиннадцатый брать себе. Да еще за работу начислялись трудодни. Я еще ни с кем не подружилась и собирала картошку в обществе деревенских женщин. Им было не до меня, городской девчонки, и я была целый день одна. Всавала затемно, шла к сельсовету, глее собиралась бригада. Потом вслед за всеми шла в поле, с каждым разом все дальше и дальше. Как и все, рылась в земле, выбирая и складывая в кучки картошку. Потом ее насыпали в мешки. В сумерках возвращалась, ела столовский суп, почему-то всегда один и тот же с крупнонарезанными листьями капусты
Потом уже к следующему году я привыкла к нелегкому деревенскому труду. Вместе с местными девушками и женщинами мы теребили лен, пололи овес, выдирая из него колючий осот, гребли сено, жали, копали, окучивали Зимой валили лес, волочили тяжелые толстые бревна, пилили их, кололи отапливать школу

Везде было битком набито эвакуированными. Некоторые, оглядевшись или списавшись со знакомыми, с родственниками, все- таки уехали отсюда. Но не стало свободнее в нашем перенаселенном селе. Сюда были эвакуированы семьи какой-то воинской части. Было много молоденьких женщин с грудными или на сносях. Были , конечно, женщины постарше. Как мы потом узнали, здесь в селе устроилась мать маршала Воронова, раза два за эти годы маршал прилетал к ней и даже выступал у нас в школе.
Возможно, сюда были эвакуированы и семьи ученых. Во всяком случае, у нас в школе какое-то время преподавала географию невестка Семенова-Тяньшанского. Запомнилось ее бледное лицо и сережки с кораллами

По утрам у нас в школе бывала линейка. На линейке рассказывали о новостях с фронта и важнейших событиях в стране. Радио в селе не было, а газеты приходили в сельсовет и в школу устаревшими дня на два, три, поэтому свежие сообщения узнавали из района по телефону. Кто- нибудь из учителей шел утром в сельсовет и дежурил там, ожидая сводку Совинформбюро. Если в село приезжал кто-нибудь, как сказали бы теперь, с большой земли, его обязательно приводили в школу к нам на линейку Выступал у нас в школе и маршал Воронов. Он был, как показалось мне тогда, очень высоким и говорилспокойно и даже хладнокровно. Вся речь мне не запомнилась. Но поразили и поэтому запомнились, остались в памяти слова о том, что воюет вся страна, в том числе и мы, школьники, что и от нас тоже зависит наша общая победа. А ведь действительно: учеба учебой, но мы же еще и работали! И так по всей стране. Мы, деревенские ребята, собирали урожай, работая до глубокой осени, время занятий отодвигалось до октября, а то и до середины ноября. Ходили на лесозаготовки, утопая в рыхлом снегу, пилили вручную толстенные деревья, набивая кровавые мозоли, обрубали упрямые сучья, потом волоком тащили деревья к дороге, глее дряхлая колхозная лошаденка, понукаемая, подпираемая со всех сторон, везла их в село.

Сушили дома в печах картофель для фронта, хотя сами его ели не досыта. Вязали теплые шерстяные носки, хотя сами обматывали ноги простым тряпьем. Вязали рукавицы с двумя пальцами, чтоб боец мог стрелять, не снимая их, а сами прятали зимой руки за пазухой. В школе и в сельсовете везде, где только было можно, - висели, взывая к нам лозунги: Все для фронта! Все для победы!. И мы собирали посылки с простенькими гостинцами: набитый махоркой кисет с вышитыми на нем словами Бей крепче фашистов, дорогой боец! да десяток печенюшек из овсяной муки, которые одним хороши: твердые как камень, их можно было сосать часами, ощущая во рту вкус хлеба. Мы искренне верили, что наши подарки и письма принесут радость там, на фронте. И они приносили: ведь мы часто получали ответы со словами благодарности, с пожеланиями отлично учиться и слушаться учителей И как тут не вспомнить учительниц военных лет! В самые тяжелые, самые опасные для Родины дни они не раскисали, были приветливы и бодры. Что бы лично с ними не происходило, они шли в классы делать свое дело учить нас. Могли ли мы, глядя на них, сомневаться в нашей победе? И мы не только сами верили, мы знали, что должны вселять эту веру в других Мы сидели на уроках в верхней одежде, а учительницы позволяли себе лишь накинуть теплый платок на плечи. А ведь мерзли даже чернила в чернильницах, и приходилось их отогревать своим дыханием. Не хватало дров отапливать школу в две смены, потому что не хватало наших сил заготавливать столько дров на длинную зиму, тем более, что дрова нужны были и фермам, и хлебопекарне, и столовой, и больнице, и библиотеке, и престарелым колхозникам, оставшимся без помощи близких.

У нас и огород был для эвакуированных отвели большой пустырь за почтой и получали кое-что по трудодням, а не хватало. Только на огороде начнет появляться ботва моркови, свеклы, а мы уже варим из этих травок рагу. И до чего же оно было вкусное. Маме, чтобы накормить нас, приходилось все время что-то изобретать: она пекла лепешки пополам с клевером и это было так вкусно, хотя всегда мало! Варила кашу из целых зерен ржи. (После уборки урожая младшие классы собирали на полях колоски. Каждый колосок нужен был колхозу. Какая-то часть выдавалась сборщикам за работу. С законной гордостью брат приносил свою долю домой. Позднее, после сбора колосков, можно было ходить по сжатому полю и искать оставшиеся. Сегодня принесешь горсть, завтра, а там, глядишь, высушит их мама, выколотит вальком, провеет на ветру и сварит кашу. Рассыпчатую, ароматную. Не ела я никогда каш вкуснее.)
Сера - это обыкновенная смола сосны или ели. Вначале ее долго жевали, без конца сплевывая, потому что она страшно горькая. Постепенно горечь выходила и оставалась просто жвачка. Жвачку жевали чуть не весь день. Кто находил чужую жвачку, оставленную где-нибудь на подоконнике, нимало не смущаясь чья она брал себе Сера эта, помимо прочего, выручала, когда уж очень хотелось есть.

Мы старшеклассники и учителя ставили в клубе пьесы из фронтовой жизниКроме пьес, мы также устраивали и концерты. Стараясь разнообразить программу, мы каждый раз придумывали новые номера, новые частушки.

Вспоминаются зимние вечера. Именно зимние,- летние до самого сна проходили вне избы: с работы колхозной только к ночи возвращались, а то огород пололи. А зимние, те долгие, темные. В щель между бревнами вставлена длиннущая березовая лучина. Она потрескивает и горит очень ярко, освещая все углы нашего дома. Но ее часто надо менять, она быстро сгорает. От лучины в избе сладковатый дух, и хоть горит она почти бездымно, все-таки постепенно начинает першить в горле. Поэтому лучиной пользовались не часто когда нужен был большой свет. И это было вроде праздника. После лучины наш обычный фитилек в пузырьке с льняным маслом казался особенно жалким, слабеньким. Углы избы сразу темнели, только светилась середина стола, за которым сидели все мы. Нет, нехорошо я сказала о нашем фитильке. Он изо всех сил старался дать нам свет. Виноват ли он, что силенок было мало? При его тихом свете мы читали, учились, умнели. Писали между строк в старых книгах, заменяющих нам тетради. Вот уж работы было нашим учителям проверять задания! Лишь для контрольных работ полагалось нам по чистому листу, из привозимых по строгому счету из района.

Было так странно, что люди одной национальности, русские, одни и те же вещи называют по- разному и при этом не понимают друг друга. Лопатина, например, означала одежду. Разоблакайся раздевайся. Много чего, сейчас и не вспомнить. Интересно, что ухажер, ухажерка имели много синонимов: дроля, матаня, залетка, ягодинка.
Ты залеточка, залеточка,
Веселые глаза,
За твои глаза веселые
Наплакалася я.
Не хвалися, что отбила,
Не хвались, что увела,
Сколько звездочек на небе,
Столько дролей у меня.
Частушки вообще поразили меня, точно были открытием. Здесь почему-то не пели песен ни современных, ни старых, только частушки. Они мне не очень нравились не всегда, на мой вкус, звучали благозвучно, грамотно, но в то же время было любопытно, что на такой маленькой площади успевается сказать так много. В селе то и дело шли провожания: молодые мужики и парни уходили на войну. И на каждых проводах, когда в последний раз гуляли по селу подвыпившие новобранцы, звучала под гармошку зловещая, с надрывом частушка: Во солдатушки, ребятушки,
Дорога широка.
Она сахаром усыпана,
Слезами полита.
Похоже, это была старинная частушка, петая издавна. Но были и совсем новые:
Ты не плачь, моя матаня,
Жди письма с передовой,
Или буду весь в медалях,
Иль погибну как герой.
Некоторые приезжали на побывки после ранения, а некоторые насовсемПоявились безрукие, безногие, слепые. Но их как-то не было видно, они прятались по домам, они еще стеснялись своего увечья. А на их жен с завистью смотрели не только те, кому уже некого было ждать, но и с боязнью, как бы не сглазить свое счастье каждая, чей муж был жив, не изувечен, но пока еще оставался на фронте, где в любой момент, может быть, вот в этот самый, неслась в него его смертушка. Все смешалось в это время радость и страх, боль и любовь, хлеб и долг, единое и общее. Сейчас, когда теряли жизнь миллионы, жизнь каждого в отдельности приобрела неизмеримую ценность для других. Все смешалось и стало тем особым настроением. Тем особым подъемом духа, который есть наивысшее состояние любви к Родине.

Жизнь была суровая, порой нестерпимо горькая, но было в ней и много светлых моментов ведь это была жизнь.






Материал подготовила Краева Н.В.
Использованы журналы Север № 2 и3 1981 гг


http://www.proshkolu.ru/org/kruglyzhskaya/folder/3378/
Ирина Геннадиевна Авдеева2012-09-04 09:07:33 - Ирина Геннадиевна Авдеева
Аксёнова (Мыльникова)  Анна Сергеевна
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Аксёнова (Мыльникова) Анна Сергеевна (р.1926) - прозаик, детская писательница
Наталия Витальевна Карпикова2013-01-25 23:38:09 - Наталия Витальевна Карпикова

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться










  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Морализм энитайм?
Добрый день, Алла Олеговна, можно минус этой песенки на почту? Почему то здесь перестало скачиваться, раньше проблемы не было . Заранее спасибо , вот адрес- [email protected]
.. Лететь по волнам НА быстроходном катере.. Шедевр р-р! :-(((-это о содержании и выводе. Сисадмин эникей?
К чему Вам этот `глобализм`? ;) Смотрите ближе, вокруг себя. Да, вот прочёл Ваш пост от 2022 года, что-то изменилось?
Славный герой. Когда-то пионерский отряд моего класса носил его имя и совершал ради его памяти добрые дела.
А у нас нет пока птиц, у нас паводок, вода поднялась и пока не уходит - Обь пока стоит... Как уточнила местная администрация, река Черная выходит на дорогу в районе дома на улице Советской, 26, Черной Речки. Жителей улицы Городской отрежет от выезда из деревни. Людей просят выключить газ, свет, воду, отвязать собак и покинуть свои дома. Сейчас специалисты песком выстраивают границу вдоль реки Черная.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/