25
октября 2016 года состоялось
заседание Коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации, на
котором были рассмотрены подходы к формированию единой системы оценки качества
школьного образования (ЕСОКО).
Составными
частями
ЕСОКО являются:
1.
Международные исследования качества
образования
'
2.
Национальные исследования качества
образования (НИКО)
3.
Всероссийские проверочные работы
(ВПР)
4.
Исследования профессиональных
компетенций учителей '
5.
ГИА 9 (ОГЭ, ГВЭ)
6.
ГИА 11 (ЕГЭ,
ГВЭ)
Цель ЕСОКО -
выявить реальную ситуацию в системе образования
Единая система оценки качества
школьного образования основывается на следующих принципах:
-
оценка - составная часть учебного
процесса;
-
оценка того,
чему учили;
-
формат оценки
(текст, устная часть) влияет на содержание;
-
объективность
оценки;
-
использование результатов оценки для
развития.
Международные
исследования качества образования
PISA
-
международная программа по оценке образовательных достижений
учащихся 15-летнего возраста (читательская грамотность, математическая
грамотность, естественнонаучная грамотность).
Это тест, оценивающий грамотность
школьников и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В
тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет.
PISA
проводится по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая
грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность.
PIRLS
-
исследование качества чтения и понимания текста (выпускники
начальной школы).
Данное исследование позволяет
сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной
школы, а также выявить различия в
национальных
системах образования. Исследование проводится циклично — один раз в пять лет, и
к настоящему времени проведено три раза: в 2001, 2006 и 2011 годах.
TIMSS
-
международные
исследования по оценке качества математического и естественнонаучного
образования (4, 8 классы).
Данное исследование позволяет
сравнить уровень и качество математического и естественнонаучного образования
учащихся 4-х классов начальной школы и учащихся 8-х классов, а также выявить
различия в национальных системах образования. Исследование проводится циклично
-один раз в четыре года, и к настоящему времени было проведено шесть раз,
начиная с 1995 года. При этом трижды проводилось «расширенное» исследование,
включающее в себя изучение достижений обучающихся последнего класса школы (в
России это 11-й).
ICCS
-
международные
исследования граждановедческого образования
14-летних
школьников.
Данное исследование отслеживает
уровень готовности учащихся основной школы (8 класс) к осуществлению
гражданских прав и обязанностей. Изучаются знания учащихся, понимание ими
основных граждановедческих понятий и проблем, а также ценностные убеждения и
отношение к различным аспектам гражданственности.
TALIS
-
международные
сравнительные исследования учительского корпуса. Проводятся для сбора и
сравнения информации об учителях и директорах в разных странах в таких ключевых
областях как: подготовка и профессиональное развитие учителей, оценка качества
работы, руководство школой, установки и
приемы преподавания, удовлетворенность работой, уверенность в своих
профессиональных способностях.
Международные исследования в
регионах проводятся для небольшой выборки учреждений, которые определяются на
федеральном уровне, поэтому на основании результатов данных исследований нельзя
судить о качестве образования отдельного региона, муниципалитета.
Оценка качества школьного образования на федеральном уровне
-
Национальные
исследования качества образования (НИКО):
-
реализация
поручений Президента РФ и программных документов Правительства РФ в части,
касающейся качества образования;
-
совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации
о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с
учетом введения ФГОС;
-
развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия
управленческих решений по развитию системы образования в РФ;
-
содействие эффективному внедрению ФГОС;
-
процесс стандартизации оценочных процедур в сфере образования;
-
развитие единого образовательного пространства в РФ.
Программа НИКО предусматривает
проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным
предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2-х раз в год),
каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.
Выборку
школ осуществляет субъект Российской Федерации и министерство образования и
науки Российской Федерации (по результатам государственной итоговой аттестации).
Не
предусмотрена оценка деятельности образовательной организации, органа исполнительной
власти субъекта РФ и публичное обсуждение результатов.
Количество участников НИКО в Кировской области
Октябрь 2014 г.
(математика),
9 ОО
Класс
|
Кол-во обучающихся
|
5 класс
|
338
|
6 класс
|
257
|
7 класс
|
268
|
Всего
|
863
|
Апрель 2015 г.
(4 класс),
43 ОО
Предмет
|
Кол-во обучающихся
|
математика
|
577
|
русский язык
|
524
|
окружающий мир
|
492
|
Всего
|
1593
|
Октябрь 2015 г.
(информационные технологии), 12 ОО
Класс
|
Кол-во обучающихся
|
8 класс
|
250
|
9 класс
|
243
|
Всего
|
493
|
Октябрь 2016 г.
(иностранные языки), 10 ОО
Класс
|
Кол-во
обучающихся
|
Английский язык
|
Немецкий язык
|
5 класс
|
198
|
2
|
8 класс
|
152
|
3
|
Всего
|
350
|
5
|
Далее
планируется проведение работ:
Апрель 2017 года
- ОБЖ
6 и 8 классы,
Октябрь 2017
года
- химия, биология 10 класс,
2017-2018 уч.
год -
география
7-8 классы.
Цели НИКО: развитие единого
образовательного пространства в РФ, совершенствование общероссийской системы
оценки качества образования,
анализ
состояния системы образования, формирование программы развития.
2. Всероссийские проверочные работы
(ВПР)
Всероссийская проверочная работа - это
стандартизированная контрольная работа.
-
Вместо
КИМ – варианты проверочной работы.
-
Вместо
демоверсии – образец проверочной работы.
-
Нет
заданий с выбором ответа
.
-
Оценка
предметных результатов в соответствии с ФГОС, оценка УУД.
-
Предоставление
школам единых вариантов и критериев оценивания.
-
Доступность
для всех школ.
-
Возможность
получить сводные результаты на региональном и федеральном уровне.
-
Использование
банков заданий, построенных с учетом опыта российских и международных оценочных
процедур.
-
Оценивание
работ на основе стандартизированных критериев.
Цель: обеспечение единства образовательного
пространства РФ и поддержка реализации ФГОС за счет предоставления
образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев
оценивания учебных достижений обучающихся.
На коллегии Минобрнауки России была
отмечена особая значимость НИКО и ВПР для формирования ЕСОКО.
Количество участников ВПР в Кировской области
Апробация ВПР (декабрь 2015 года), 35 ОО
Предмет
|
Кол-во обучающихся
|
Математика
|
2962
|
Русский язык
|
2899
|
Апробация ВПР (май 2016 года)
Предмет
|
Кол-во ОО
|
Кол-во обучающихся
|
Математика
|
470
|
11500
|
Русский язык
|
467
|
11425
|
Окружающий мир
|
469
|
11492
|
ВПР по русскому языку (ноябрь 2016 года), 138 ОО
Класс
|
Кол-во обучающихся
|
2
|
6371
|
5
|
|
Результаты
участников ВПР ОО получает через личный кабинет на информационном портале ВПР в
форме статистических отчетов; отметки за выполнение заданий обучающимися – участниками
ВПР не выставляются.
График
проведения ВПР в 2016-2017 гг.
Конкретные сроки
|
Предмет
|
Класс
|
Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2016 № НТ-1331/08 «О ходе исполнения перечня поручений Президента
Российской Федерации»
|
9, 10 ноября 2016 г.
|
Русский язык
|
2, 5
|
Распоряжение федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
30.08.2016
№ 2322-05 «Об утверждении графиков проведения мероприятий, направленных на
исследование качества образования на 2016-2017 годы»
|
18, 20 апреля 2017 г.
|
Русский язык
|
4
|
25 апреля 2017 г.
|
Математика
|
27 апреля 2017 г.
|
Окружающий мир
|
18 апреля 2017 г.
|
Русский язык
|
5
|
20 апреля 2017 г.
|
Математика
|
25 апреля 2017 г.
|
История
|
27 апреля 2017 г.
|
Биология
|
25 апреля 2017 г.
|
Физика
|
11
|
27 апреля 2017 г.
|
Химия
|
11 мая 2017 г.
|
Биология
|
16 мая 2017 г.
|
География
|
18 мая 2017 г.
|
История
|
Образцы
проверочных работ
находятся на сайте
http
://
vpr
.
statgrad
.
org
Внешняя региональная оценка предметных и метапредметных
результатов (ОПМР)
Дата проведения: апрель 2015 года.
Участники: обучающиеся 4 классов 479
общеобразовательных организаций Кировской области
Класс
|
Предмет
|
Кол-во тестируемых
|
Кол-во справившихся
|
Качество
подготовки
|
4
|
Математика
|
11547
|
9679
|
84%
|
Русский язык
|
11516
|
10903
|
95%
|
Комплексная
работа
|
11493
|
10765
|
94%
|
Далее
планируется апробация технологии внешней оценки качества
дошкольного образования
в соответствии с ФГОС в образовательных организациях Кировской области (апробация
в 20 дошкольных образовательных организациях).
Перспективы РСОКО:
-
проведение
апробации внешней оценки качества дошкольного образования;
- проведение комплексных работ в
рамках оценки качества образования в 3 и 7 классах.
3. Исследования профессиональных компетенций учителей
Исследования
профессиональных компетенций учителей проводится на
основании поручение Президента РФ по результатам заседания
Государственного совета РФ от 23.12.2015: «Формирование национальной
системы учительского роста, направленной в
частности, на установление для педагогических работников уровней
владения профессиональными
компетенциями,
подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения
выпускников общеобразовательных организаций».
На 1 этапе (2015-2016 г.г.) в
исследовании
профессиональных компетенций учителей
приняли участие
- 65 учителей истории «Портрет
учителя истории»
-
объективное оценивание уровня подготовки обучающихся учителями математики, русского языка и литературы - 2 542 учителя.
4. ГИА -
9 (ОГЭ, ГВЭ)
Успешное развитие системы ГИА 9 во
многом определяется качеством и объективностью его проведения.
Особенности ГИА 9 2017:
-
срок подачи заявления - до 1 марта (включительно);
-
для получения аттестата - 4 экзамена (русский язык,
математика и 2 учебных предмета по выбору должны быть сданы на положительные
оценки);
-
изменений в КИМ ОГЭ в 2017 году не запланировано;
-
проект расписания
:
-
досрочный период - 20 апреля-6 мая,
-
основной -
26
мая - 23 июня,
-
дополнительный (сентябрьский) - 5-22 сентября;
-
-
оптимизация сети ППЭ при проведении ГИА
9.
5.ГИА11(ЕГЭ,ГВЭ)
Особенности ЕГЭ 2017:
-
срок подачи заявления до 1 февраля
(включительно);
- увеличение количества ППЭ с технологией «Печать КИМ в ППЭ»
и
сканированием ЭМ в штабе ППЭ по окончании
экзамена;
- изменения КИМ ЕГЭ (физика, химия, биология) - исключены
задания
с выбором ответа;
-
изменение бланка ответов № 1
(максимальное количество полей для замены ошибочных ответов - 6);
-
проект расписания:
- досрочный (23 марта - 14 апреля),
- основной (29 мая - 1 июля),
- дополнительный (5-16 сентября);
-
оценка
регионов по критериям, эффективности организационно- технологического
обеспечения проведения ЕГЭ;
-
оценка эффективности ППЭ (100/100).
6. Итоговое сочинение
Итоговое сочинение - это условие
допуска к государственной итоговой аттестации, а также важный элемент единой
системы оценки качества образования.
Сроки
проведения и регистрации
:
7
декабря
2016 года
- с 8 ноября до 23 ноября 2016 года,
1 февраля 2017 года
- с 11 января до 18 января 2017 года,
3
мая 2017
года
-с 3 апреля до 19 апреля 2017 года.
Проверка итоговых сочинений
(изложений) и их оценивание осуществляется комиссией, сформированной
руководителем организации, где участники писали итоговое сочинение (изложение)
и завершается не позднее семи календарных дней с даты проведения итогового
сочинения (изложения).
Образы оригиналов бланков итогового
сочинения (изложения) размещаются на региональных серверах.
Изображения образов оригиналов
бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организация и
высшего образования через федеральную информационную систему обеспечения
проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные
образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и
приема граждан в образовательные организации для получения среднего
профессионального и высшего образования.
Проблемы:
- объективность оценивания
экспертами школьных комиссий;
- объективность проведения
сочинения:
-
наличие работ списанных из сети Интернет,
-
наличие одинаковых работ в рамках
одного учреждения;
-
различный почерк при написании
работы на одном бланке
;
-
большое количество исправлений в
тексте сочинения;
-
различный
почерк при написании сочинения и ЕГЭ по русскому языку;
-
результаты
оценивания сочинения и ЕГЭ по русскому языку существенно различаются.
В текущем году будет организована перепроверка
сочинений тна
региональном
уровне региональной комиссией (до 10% сочинений).
Оценка эффективности ППЭ (100 лучших
- 100 худших)
Примерные критерии отбора:
-
оснащенность ППЭ в соответствии с
п.36 Порядка проведения ГИА;
-
оснащенность ППЭ оборудованием для
технологий печати КИМ в аудитории, сканирования экзаменационных материалов и
записи устных ответов по иностранным языкам;
-
соблюдение дисциплины всеми лицами,
присутствующими в день экзамена в ППЭ;
-
квалификация кадров ППЭ;
- обеспечение
ППЭ региональными общественными наблюдателями.
Подведомственный Рособорнадзору Федеральный институт педагогических
измерений (ФИПИ) опубликовал на своём официальном сайте утверждённые документы,
регламентирующие структуру и содержание контрольных измерительных
материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2017 года по 14 учебным
предметам (
http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory):
демонстрационные варианты, кодификаторы и спецификации.
Осенью текущего года проекты данных документов прошли широкое
общественно-профессиональное обсуждение, итоги которого были подведены на
заседаниях научно-методических советов ФИПИ.
В кодификаторах даётся систематизированный перечень требований к уровню
подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания. Из спецификаций
можно узнать, какова структура и содержание КИМ (как распределены задания по
объектам проверки и уровню сложности), система оценивания работы, условия
проведения экзамена. Демонстрационные варианты представляют собой образцы КИМ ЕГЭ,
составленные в соответствии со спецификацией. При ознакомлении с
демонстрационным вариантом КИМ ЕГЭ следует иметь в виду, что задания,
включённые в него, не отражают всех вопросов содержания, которые будут
проверяться с помощью вариантов КИМ в 2017 г. (полный перечень вопросов,
которые могут контролироваться на ЕГЭ 2017 г., приведён в кодификаторе).
Ежегодно разработчиками контрольных измерительных материалов формируются
множество вариантов КИМ, разработанных по часовым поясам, что исключает
возможность их совпадения у участников ЕГЭ, сдающих в одном пункте проведения
экзамена. Поэтому самой эффективной подготовкой к ЕГЭ является добросовестное
изучение предметов с использованием учебников из федерального перечня
учебников.
Кроме указанных документов на сайте ФИПИ также размещен Открытый банк
заданий ЕГЭ (
http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege)
по всем предметам, который содержит материалы для подготовки к экзамену.
Повторение материала с использованием данных заданий позволит успешно
подготовиться к ЕГЭ-2017.
Рособрнадзор и ФИПИ предупреждают: утверждения многочисленных интернет
ресурсов и печатных изданий о том, что они содержат «реальные задания ЕГЭ», не
соответствуют действительности, так как подготовка экзаменационных материалов
проходит с соблюдением строгих мер безопасности, исключающих любую утечку
информации. Настоящие контрольные измерительные материалы можно увидеть только
непосредственно на экзамене.
Л. Сысуева
главный специалист – эксперт
отдела Западного образовательного округа
министерства образования Кировской области
(по материалам совещаний
и информации с официальных сайтов)