КНИГИ СТИХОВ Н. КЛЮЕВА МИРСКИЕ ДУМЫ И ПЕСНИ ИЗ ЗАОНЕЖЬЯ КАК ФОРМА МАНИПУЛЯЦИИ (Олеся Олеговна Белоусова) в библиотеке ПроШколу.ру
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ





Библиотека - Статьи

КНИГИ СТИХОВ Н. КЛЮЕВА МИРСКИЕ ДУМЫ И ПЕСНИ ИЗ ЗАОНЕЖЬЯ КАК ФОРМА МАНИПУЛЯЦИИ


ОПИСАНИЕ

Название: КНИГИ СТИХОВ Н. КЛЮЕВА МИРСКИЕ ДУМЫ И ПЕСНИ ИЗ ЗАОНЕЖЬЯ КАК ФОРМА МАНИПУЛЯЦИИ
Тип: Статья
Автор: Олеся Олеговна Белоусова
Предмет: Литература
Описание: Циклизация это форма авторской манипуляции на примере ранних сбоников поэта деревенской прозы Н.А. Клюева.

Циклизация это форма авторской манипуляции. Обратимся к терминам: цикл и манипуляция.
Термин манипуляция имеет два значения: с одной стороны, это маленькая группа, пригоршня, горсть; с другой, это обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью [3. С. 43]. Важны следующие толкования: Манипуляция вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями [3. С. 59]. Г. А. Копнина выделяет несколько признаков манипуляции: 1. Манипуляция это вид духовного, психологического воздействия, а не физическое насилие. 2. Манипуляция это скрытое воздействие. Конечная цель манипулятора, как и сам факт манипуляции, должны быть не замечены объектом манипуляции. При этом у него (объекта) сохраняется иллюзия самостоятельности принятия решений. 3. Манипуляция это воздействие, требующее определенных знаний и значительного мастерства [3. С. 44].
Цикл группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, идейно-тематическому принципу или общностью персонажей, а чаще всего по нескольким принципам [6. С. 19]. Как известно, в циклических образованиях... каждое отдельное стихотворение становится воплощением одной из граней авторского миропонимания, существующей только в единстве и соотношении с другими [8. С. 171]. Согласно представлению А. Белого, отдельное стихотворение это только отрывок, находящий свое окончательное место лишь в цикле или книге стихов. Цикл призван облегчить доступ читателя к целому не преломимому частями, но преломляющего эти части [1. С. 121]. А. Белый специфически понимал целостность отдельного лирического произведения. Отдельное стихотворение мыслилось не самостоятельно, но как часть целого. Под циклом также понимают: жанровое образование, представляющее собой группу стихотворений, объединённых авторской заданностью, одноцентренностью композиции, единством лирического сюжета и героя [4. С. 159].
На примере неоднократного процесса издания книги Н. Клюева Мирские думы как нового циклического образования рассмотрим форму манипуляции читательским сознанием.
Вопрос истории формирования структуры книги Мирские думы носит сложный характер и имеет свою неповторимую судьбу.
Стихи. Изначально поэт пишет стихи и циклы, которые публикует в газетах, журналах, альманахах. Так, появляется стихотворение Что ты, нивушка, чернешенька, впервые оно было опубликовано в Ежемесячном журнале 1915 года под названием Мирская дума. В 1913 году поэт задумал выпускать песни отдельной книгой Плясея (состоящей из 12 стихотворений), но в свет книга не вышла.
Книга. К 1916 году у Клюева накопилось много стихов-откликов на первую мировую войну и стихов-песен в традициях народного искусства. Вначале Н.А. Клюев хотел издать отдельной книгой Военные песни, которые очень ценил [5. С. 66]. Так, поэт обратился к редактору А. А. Измайлову, а затем к М. В. Аверьянову с просьбой об издании своих военных стихов. Но Военных песен не хватало на отдельную книгу. Тогда и сложились две стихотворные группы, которым поэт позднее даст название Мирские думы (или Военные песни, состоящие из 12 стихотворений) и Песни из Заонежья (состоящие из 13 стихотворений), и которые выйдут под одной обложкой Мирские думы.
Раздел итоговой книги. В последующие годы у поэта появится мысль о двухтомнике: Клюев расширит и изменит состав книг, отредактирует опубликованные ранее книги, соединит их друг с другом (например, объединит книги Сосен перезвон, Братские песни, Мирские думы) и сформирует их в первый том итоговой двухтомной книги Песнослов (1919) под пятью разделами. Будучи 4-ым разделом Мирские думы будут состоять из 17 стихотворений, а 5-ый раздел Песни из Заонежья из 28 песен.

Мирские думы книга 1916 годаПеснослов первый том 1919 года (ред. Струве и Филиппов)
Мирские думыПесни из ЗаонежьяМирские думыПесни из Заонежья
12 стихов13 песен17 стихов28 стихов
25 стихотворений35 стихотворений

Книга Мирские думы это яркий пример циклического образования, прошедший путь от одиночного стихотворения до книги. Клюев очень тщательно подходил к выпуску своих изданий, руководствуясь определенным идейным смыслом.
Книга Клюева это отражение авторской картины мира. В своей дилогии Мирские думы поэт намеренно изображал тему войны не в прямом её смысле (в книге нет изображения самой битвы), а в скрытом, иносказательном. Война представлена через образы смерти, старухи, женщины-вдовицы, кукушки, железного века, вторжения чужого; развиваются мотивы плача, прядения.
Если Мирские думы наполнены в большинстве своем поэмами, думами, то Песни из Заонежья фольклорными песнями, песнями скрытников, причетом.
Поэт усиливает читательское внимание на акценте дума-песня, с помощью графического выделения заглавий раздела, стихов (использование заглавных и строчных букв), также с помощью посвящения книги, повторов в названии, и с помощью жанрового определения стихов в эпиграфах (выполняющих функцию указателя жанрового состава разделов), подзаголовках.

МИРСКИЕ ДУМЫПЕСНИ ИЗ ЗАОНЕЖЬЯ
Графический акцент
В этот день за святыми обеднями, Что ты, нивушка, чернешенька, НЕБЕСНЫЙ ВРАТАРЬ, Луговые потемки, омежки, стога, СОЛДАТКА, МIРСКАЯ ДУМА, Кабы я не Акулиною была, ПОМИННЫЙ ПРИЧИТ, Гей, отзовитесь, курганы, СЛЕЗНЫЙ ПЛАТ, РУСЬ, БЕСЕДНЫЙ НАИГРЫШАх, вы цветики, цветы лазоревы, Я сгорела, молоденька, без огня, Не под елью белый мох, Ах, подруженьки-голубушки, ПЕСНЯ ПРО ВАСИХУ, Я ко любушке-голубушке ходил, Меня матушка будит спозаранья, ПЕСНЯ ПОД ВОЛЫНКУ, СТИХ О ПРАВЕДНОЙ ДУШЕ, ИВУШКА ЗЕЛЕНЕНЬКА, ПРОСЛАВЛЕНИЕ МИЛОСТЫНИ, На селе четыре жителя. СКРЫТНЫЙ СТИХ.
Посвящение книги, стихотворения
К книге: Памяти храбрыхК книге: Надежде Плевицкой

Повтор в названии книги раздела - стихаПовтор в жанровом определении
Книга МИРСКИЕ ДУМЫ
первый раздел МИРСКИЕ ДУМЫ - стихотворение в разделе
МIРСКАЯ ДУМАПЕСНЯ ПРО ВАСИХУ,
ПЕСНЯ ПОД ВОЛЫНКУ,
СТИХ О ПРАВЕДНОЙ ДУШЕ,
СКРЫТНЫЙ СТИХ.
Эпиграф, подзаголовок
БЕСЕДНЫЙ НАИГРЫШ
СТИХ ДОБРОПИСНЫЙ (подзаголовок)
По рожденьи Пречистаго Спаса
(эпиграф)СКРЫТНЫЙ СТИХ
Из песен олонецких скрытников
(эпиграф)

Дублирование названия книги, раздела и стихотворения (Мирские думы Мирская дума) и собрание песен во втором разделе Песни из Заонежья (Песня про Васиху, ПЕСНЯ ПОД ВОЛЫНКУ, СТИХ О ПРАВЕДНОЙ ДУШЕ, Скрытый стих и т.п.) обусловлены тем, что поэт заостряет, цепляет внимание читателя на двух жанрах дума и песня, соединенных в одной книге под одним названием с общей темой войны.
Стоит отметить, что в итоговой книге 1919 года (в первом томе, состоящем из 5-ти разделов), такая идея дума-песня прослеживается и развивается. Так, в книге Мирские думы помещено тоже стихотворение Мирская дума; а раздел Песни из Заонежья расширяется песнями и включает в себя цикл Плясея (тот, который не вышел отдельной книгой под одноименным названием ранее).

191319161919
Плясея (не опубликована)Песни из Заонежья
(в книге Мирские думы)Песни из Заонежья (входит Плясея, в итоговой книге Песнослов)

Стоит отметить, что в книге 1916 года цикл Плясея не будет входить в раздел Песни из Заонежья. Возможно, что таким способом компоновки Клюев плясовую, залихватскую, хороводную Плясею в один ряд с песнями-плачами не изобразил, в связи с происходящими событиями военных лет. И только спустя 3 года в 1919 году поэт поместил эту и другие протяжные лирические, свадебные песни в раздел Песни из Заонежья, но уже в итоговом расширенном, переосмысленном издании Песнослов.
Война в книге 1916 г. Клюева выражается через ряд ассоциаций: война как дума, война как многоголосная песня.
Дума украинские народные песни об исторических событиях и народных героях, напоминающие по характеру и содержанию русские былины и исторические песни [2].
Мирская дума, по Клюеву, это размышления мирянина о трагизме происходящего. Образ войны в Мирских думах изображен в эпическом, сказовом варианте. В подтверждение к выше сказанному стоит упомянуть, что Клюев использует в своей книге Мирские думы типичные для жанра думы крики гей-гей. Так, есть стихотворение под названием Гей, отзовитесь, курганы. То есть, поэт стремится донести до читателя историю своего народа, своей земли и призывает стихии природы и великомучеников встать на защиту родины.
Именно в этой книге (в отличие от предыдущих) значимой становится стилистика причитаний. Причит ощущается в стихотворениях: В этот год за святыми обеднями, Поминный причит, Слезный плат, Гей, отзовитесь, курганы, Луговые потемки, омежки, луга. Книга 1919 года будет дополнена свадебными обрядами и стилизованными фольклорными обрядовыми песнями.
Жанровое своеобразие книги разнообразно, Клюев широко использует фольклорные формы: причет, песню, думу, предание. Все они подчинены принципу единства и целостности. Перечень стихотворений поэта показывает, что жанровое обозначение песня он часто включает в название и отдельных книг, разделов (Братские песни, Песни из Заонежья и т. п.).
Песня это воспевание, превозношение, это хвала прошлому. Песня это истинное положение вещей, а сказка желаемое [4. С. 246]. Песня это песня женщины за прядением, ее размышления и плач о происходящем военном времени, ожидание любимого. Пение форма ритуального поведения [7. С. 662].
Образ войны в Песнях из Заонежья (в книге 1916 года) изображен через лирические фольклорные песни, плачи, женский образ прядущей женщины, фольклорные обряды. Такое жанровое определение выбрано Клюевым не случайно. Песня в представлениях Клюева это широко доступная форма изложения беды, слияние чаяний народа, песня это выход из сложившейся ситуации.
Таким образом, война в дилогии Мирские думы (1916) выражена в форме плача; заметен переход от эпоса к лирике; выступает в двух планах: как реальное (дума об историческом прошлом) и как скрытая форма запредельного, ирреального (Заонежья).
Книга 1919 года значительно расширилась: поэт вставляет сюда и свадебные песни. Природа манипуляции здесь состоит в наличии двойного воздействия наряду с посылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату закодированный сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипулятору.

Литература
1. Белый А. Стихотворения и поэмы. М., 1966. 550 с.
2. Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт / С. А. Кузнецов. 1998. [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/kuzhecov/Duma-5932.html (дата обращения 10.12.2015).
3. Доценко Е. Психология манипуляций: феномены, механизмы и защита / Происхождение термина манипуляция / Е. Л. Доценко. М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 2009. 344 с.
4. Маркова Е. И. Творчество Николая Клюева в контексте северно-русского словесного искусства. Петрозаводск: Карел. НЦ РАН, 1997. 312 с.
5. Мекш Э. Б. От замысла к воплощению: (творческая история Собрания сочинений Н. А. Клюева Песнослов) // Традиция и новаторство в советской литературе: Сборник научных трудов / Отв. ред. Д. Д. Ивлев. Рига: Латвийский университет, 1986. С. 6582.
6. Редько Я. П. Поэтика цикла Избяные песни Н. Клюева: Автореф. дисс. на соискание ученой степени к.ф.н. Барнаул, 1997. 23 с.
7. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под общей ред. Н. И. Толстого. Т.3: К (Круг) П (Перепелка) М.: Международные отношения, 2009. 704 с.
8. Фоменко И. В. Об анализе лирического цикла (на примере стихов Б. Пастернака) // Принципы анализа литературного произведения. М., 1984. 171 с.
Добавила:
Олеся Олеговна Белоусова
Олеся Олеговна Белоусова


ЭТОТ МАТЕРИАЛ В ИНТЕРНЕТЕ

Просмотр ссылок доступен только зарегистрированным пользователям


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Да уж....Дима, звучит в конце немного иронично, но действительно надо отдать должное, как нас охватывает паника, стоит только одному звену прерваться в этой `игрушке`, величаемой божественным словом Интернет. Придумают ли какую-то новую в наш век, верится с трудом, но здесь одно нужно держать в уме: все хорошо в меру... А то, что расширяем область своей компетенции в любой сфере, не выходя из дома, что в конечном счете позволяет замедлить процесс старения мозга и снизить риск развития деменции , это главное...с улыбкой... Спасибо за продолжение разговора на моих страничках. Доброго вечера! Кстати, в продолжение разговора о хризантемах .... У Галина Улетовой в репертуаре есть песня РАСЦВЕЛИ ХРИЗАНТЕМЫ ОПЯТЬ (слова и музыка Льва Дризо) Когда мы рассталися с вами совсем, Душа исстрадалась глубоко, Но в сердце больном кто-то радостно пел, Как счастья предвестник далекий. Расцветут хризантемы опять, Вновь вернется к тебе твое счастье, И исчезнут тоска и ненастье, Расцветут хризантемы опять. И вот вы вернулись, опять вы со мной, И вновь расцвели в сердце розы, И веет, как прежде, прекрасной весной. Вы - жизнь, вы - счастье, вы - грезы! Расцвели хризантемы опять, Вновь вернулось ко мне мое счастье, И исчезли тоска и ненастье! Расцвели хризантемы опять. Есть расхождение в авторстве текста и музыки, что вполне естественно, нам не привыкать, но поет узнаваемая и прекрасная наша современница ГАЛИНА УЛЁТОВА Н ХАРИТО,РАСЦВЕТУТ ХРИЗАНТЕМЫ ОПЯТЬ,ГАЛИНА УЛЕТОВА (youtube.com) https://www.youtube.com/watch?v=3pRUlElcfoY&t=5s ОЧЕНЬ ВПЕЧАТЛЕНА!
Спасибо большое
Хризантемы - Лили Иванова 6730746-a3298085 Золотистые хризантемы - Януш Поплавский 5487423-a3298085
То, что магнолия видела динозавров, не может не удивлять. Значит этому растению миллионы лет, если учесть, что динозавры существовали 170 миллионов лет назад. Но, наверно, магнолия тогда была другой: не могла же она не эволюционировать за столько лет. У вас, Татьяна Павловна, как и должно быть: апрель же только.
У нас гиацинты и нарциссы отцветают, уже цветут лилиецветные тюльпаны. Цветёт виола, незабудка, маргаритка,императорский рябчик и примула. Отцветает жимолость.
Любите тех, с кем хочется проснуться, Молчать, обнявшись, в комнате пустой! Любите, когда хочется коснуться, До сердца - сердцем, до руки - рукой! Любите тех, кто вас в минуту грусти, Обнимет, пожалеет! Не предаст! И если все на свете отвернутся, - Всегда вам руку помощи подаст!!! Любите тех, кто любит и не ранит, Не обижает глупо, невпопад! Любите тех, кто, все изъяны зная, Быть рядом с вами несказанно рад! Любите тех, кому нет страха верить, С кем хорошо и просто, без затей! Любовь и страсть, увы, нельзя измерить! Любите тех, с кем хочется детей! Любите тех, которые как воздух, Как солнце, иль, как в засуху вода! За поцелуи! Ласки! Несвободу! Любите тех, кто с вами навсегда! Любите тех, с кем хочется проснуться.. Эдуард Асадов Говорят, не живи своим прошлым Говорят, не живи своим прошлым, Не гневи понапрасну судьбу. Кто ушёл, их вернуть невозможно, Жизни вновь не зажечь нам звезду. Всё ушло в пустоту, безвозвратно, Оставляя свой в памяти след. Оттого-то так больно, отвратно, Что к былому возврата уж нет. Ночью сны безутешно тревожат, Окуная назад в те года, В омут лет, что всего нам дороже, Их уже не вернуть никогда. В них рассветы страстей и туманы, С пеленою волнующей кровь. Романтичной любви океаны Возвращают нас к радости вновь. Миром правят любовь и искусство, Миром правит души красота. Жизни свет это яркие чувства, Что рождает к любимым тропа. Путь наш сложен и в чём-то трагичен, То ты счастлив бываешь порой, Но сбиваясь, ты в нём безразличен, Ко всему утеряв свой покой. Пусть не ладилось в жизни всё гладко, Не сбылись пусть надежды, мечты. Но нельзя путь пройти без остатка Ощущения вечной любви. Одиноко бывает отчасти, Оттого, что замкнёшься в кругу, И не можешь найти своё счастье, Словно в Богом забытом углу. Оттого на душе неуютно, Оттого и идти тяжело, Что мы верим всегда безрассудно В то, что с прошлым от нас всё ушло. Как забыть можно то, где ты счастлив Был когда-то своею душой https://www.litres.ru/book/aleksandr-foks/tut-ne-odno-vospominane-tut-zhizn-zagovorila-vnov-stihi-48711883/chitat-onlayn/page-2/





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/