ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ
УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ
КЛАССОВ
НА УРОКАХ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Т.В. Потрясова
Учитель английского языка
МБОУ СОШ № 6 Красногвардейского района
Человек
по натуре своей художник.
Он
всюду так или иначе стремится
вносить
в свою жизнь красоту.
М.Горький
Происходящие
в наше время общественно-политические, экономические и социально-культурные
изменения влекут за собой и изменения в системе образования. В центре
современного образования – всестороннее развитие личности школьника. Согласно
образовательной инициативе «Наша
новая
школа» важнейшими качествами личности являются инициативность, способность
творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в
течение всей жизни. И немалое значение здесь приобретает эстетическое
воспитание учащихся.
Эстетическое
воспитание, по определению педагогики, – это воспитание способности
целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать
красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, в
труде, в явлениях искусства [6;123].
Эстетическое
воспитание реализуется, прежде всего, на уроках литературы, изобразительного
искусства и музыки, но и уроки английского языка имеют огромные возможности
эстетического развития личности. Начальный этап обучения английскому языку
является очень важным не только для формирования общеучебных и специальных
навыков и умений, но и для формирования и дальнейшего развития эстетической
культуры школьников.
Эстетическое воспитание учащихся начинается
с окружающей среды. Оно начинается практически с порога школы. Это, в первую
очередь,
кабинет иностранного языка.
Эстетически оформленный кабинет способствует формированию эстетической культуры
так же, как и внешний вид и манера поведения учителя.
На уроках английского языка осуществляется обучение чтению, аудированию,
письму и говорению, и каждый вид деятельности имеет широкие возможности в
эстетическом воспитании.
Так, чтение – это самостоятельный вид
речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Обучение
чтению начинается со знакомства букв и звуков. На данном этапе очень часто
учителем используются разнообразные картинки, позволяющие создать у учащихся
определенные ассоциации и тем самым облегчить запоминание речевых единиц. Кроме
того, можно использовать различные стихотворения, рифмовки, сказки, развивающие
эстетический вкус у учащихся. При обучении чтению на начальном этапе также используют
поэтические произведения. Например, во 2 классе дается простое стихотворение “
A
happy
gnome
”, рассчитанн
o
е только на понимание:
The
gnome is at home.
Bom,
bom, bom, bom,
His
gold is at home.
Bom,
bom, bom, bom,
It
is a funny –
Bom,
bom, bom, bom –
And
happy
old
gnome
.
А уже в 3 классе детям предлагается
стихотворение “
My
mum
”,
в котором представлены все средства выразительности:
My
mum brings me toys,
My
mum brings me sweets,
But
I love my mum
Not
for that or for this.
She
sings lovely songs,
And
her cakes are so yum,
And
I never bored
When
I’m with my Mum…
При
чтении поэтического текста переживается красота языка. Стихи позволяют
сформировать творческое отношение к языку.
В учебниках даются упражнения,
позволяющие учащимся создавать свои стихотворения: добавь рифмующееся слово,
подбери к слову пару, похожую по звучанию, придумай свое стихотворение с опорой
на имеющееся и т.д. Например, уже во 2 классе предлагается упражнение: Робинзон
считает себя поэтом, но не может найти слова, которые рифмуются. Помоги ему –
найди рифмы:
pin,
get, lap, pen, lent, dad
lad,
tin, tent, tap, ten, pet.
Упражнения подобного типа позволяют
развивать чувство слова, приобщают к творчеству.
Развитию художественного и творческого
мышления способствует чтение текстов с описаниями, особенно с описанием природы.
Анализируя текст, учащиеся учатся выбирать литературно-художественные примеры,
иллюстрирующие состояние природы, развивают свое воображение. А развитое
воображение порождает глубокие эмоции и чувства.
Чтение очень тесно связано с другими
видами речевой деятельности – аудированием и письмом. Аудирование (понимание
воспринимаемой на слух информации) составляет основу общения, оно дает
возможность овладеть звуковым составом языка, ударением, мелодикой. При
аудировании детям предъявляют различные тексты: диалоги, монологи, отрывки из
художественных текстов, стихотворения, песни и т.д. Учащиеся учатся слушать и
понимать иноязычную речь и сравнивать ее с родной по темпу, ритму, интонации и
тем самым учатся определять чувства и эмоции говорящего, а также его
настроение.
Обучение аудированию происходит и при
просмотре видеофильмов и мультфильмов. Ученики учатся замечать красоту
окружающего мира, находить сходства и различия в жизни других стран и народов.
Широкий простор для эстетического
творчества представляет обучение письму, которое начинается с обучения графике.
Учащиеся изучают начертание букв английского алфавита и учатся их писать. И
здесь очень важным является не только правильно написать букву. Важна
красота
написанной буквы. При обучении графике используются приемы обучения
изобразительному искусству. Школьники учатся анализировать букву по высоте,
ширине, пропорциям, т.е. относятся к ней как к произведению искусства. При
изучении букв английского алфавита применимы различные творческие задания:
нарисовать забавную букву, украсить ее, разрисовать, составить букву из счетных
палочек, конструктора «Лего» и т.д. Такие упражнения вызывают положительный
отклик у учащихся, развивают их творческое воображение и восприятие.
Конечной целью обучения английскому
языку является формирование и совершенствование навыков говорения. Обучение
говорению также предоставляет широкие возможности для эстетического восприятия
мира. В первую очередь это творческие задания: создание журнала мод с яркими
красочными иллюстрациями, создание меню ресторана, создание проектных работ на
определенную тему, рисунки и т.д. Важным средством эстетического воспитания в
процессе обучения говорению являются иллюстрации, репродукции картин известных
художников. Рассматривание картин учит детей воспринимать красоту природы,
людей и предметов, понимать настроение произведений. Достаточно продуктивным при
обучении диалогической речи является драматизация. Разыгрывая диалоги, сценки
из пьес, учащиеся не только овладевают умениями вести диалог, но и учатся
красиво говорить и красиво себя вести, тем самым приобретая навыки
эстетического поведения.
В ходе обучения иностранному языку
учащимся может быть предложен целый ряд творческих работ: создать свой
иллюстрированный тематический словарь, создать проектные работы о временах
года, оформить праздничные открытки и т.д. Наглядные пособия, сделанные руками
учащихся, развивают не только речь, но и их эстетическую культуру.
На уроках английского языка очень
часто используется музыка. Чаще всего используются песни, которые способствуют
прочному усвоению и расширению словарного запаса. Кроме того, песни развивают
музыкальный слух и эстетическое восприятие. Дети с удовольствием участвуют в
работе, когда параллельно пению нужно танцевать, изображать, рисовать.
Итак, уроки английского языка в
начальной школе имеют огромные возможности для формирования эстетической
культуры младшего школьника. Эстетика проникает во все области его деятельности
и способствует познанию красоты мира через другой язык, культуру и обычаи
другой страны и народа.
Список
использованной литературы
1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный
подход – основная стратегия обновления школы // Иностр. языки в школе. –2002. –№2.
–с.11 – 15.
2. Евдокимова М.И. Воспитательный
потенциал урока иностранного языка //
Иностр. языки в школе. –2007. –№4. –с.7–9.
3. Загребина И.В. Особенности обучения
младших школьников английскому языку на начальном этапе // Начальная школа. –2007.
– №10 – с.27–31.
4. Зебзеева В.О. О
формах и методах эстетического образования младших школьников // Школа. – 2007.
– №7. – с. 45–49.
5. Павлова
Е.А. Использование творческих видов неречевой деятельности на уроках
английского языка в начальной школе // Начальная школа.
–
2007. –
№11–
2007. –
с.43–
45
6. Педагогика: учебное пособие для
студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А.
И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. –
4-е изд. –М.: Школьная пресса, 2002. – 512
с.
7. Рогова Г.В. Методика обучения
английскому языку.1–4 классы: пособие для учителей и студентов пед. вузов /
Г.В.Рогова, И.Н.Верещагина, Н.В.Языкова. –4-е изд. –М.: Просвещение,2008. –223с.
|