|
|
Лариса Михайловна Савосто
Организация лингвистических исследований старшеклассников. Из опыта работы использования хрии на уроках литературы.
|
|
|
| В качестве альтернативы списанным из сборников готовых сочинений и скачанным из Интернета работам на уроках литературы с недавнего времени я стала использовать в своей работе один из методов обучения развитию речи, с помощью которого в классической русской школе оттачивали своё мастерство и М.В. Ломоносов, и А.С. Пушкин, и Н.В. Гоголь.
Итак, это составление сочинения-речи по хрии. Хрия это краткое рассуждение, модель доказательства тезиса (афоризма), в котором развитие мысли происходит в определённом порядке. Этот метод рассуждения призван дисциплинировать ум через упорядочение речи.
В старой школе этому искусству обучали учителя риторики как изобретать мысли и слова. Причём в дальнейшем одни из теоретиков словесного искусства, выученные риторикой, критиковали эти методы обучения за их схоластику (таковыми были Белинский и Добролюбов), другие отстаивали их творческий характер (как учителя царскосельских отроков Кошанский и Галич), но победили первые, требовавшие словами Тургенева: Аркадий, друг, не говори красиво. Вот и не говорим. Мало того, когда ЕГЭ утратил статус эксперимента и стал одним из обязательных видов итоговой аттестации старшеклассников, один из моих прагматично настроенных учеников договорился до того, что не мешало бы уроки литературы использовать в качестве уроков подготовки к ЕГЭ по русскому языку: решать на них тесты, а не приобщаться к великой русской и зарубежной классической литературе.
Так вот, наряду с другими темами творческих работ, предлагаемых учащимся в конце изучения творчества того или иного писателя, составляем сочинения-речи по хрии. Темой хрии избирается обычно какое-либо изречение, или пословица, или любое положение, которое предстоит доказывать, и применять к нему рекомендуемые смысловые модели доказательства и распространения содержания рассуждения.
|
|
| 2014-11-25 03:18:54 - Екатерина Михайловна Монгуш Очень полезный и нужный материал. Всё подробно и просто.Молодцы. |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫
Спасибо! ▫ Спасибо большое. Интересно и непривычно.Обожаю Филатова. Хотела детям дать задание выписать обращение из мультфильмов, но вы подкинули хорошую идею ▫ https://yandex.ru/video/touch/preview/360114135147733975? ▫ Валентина Васильевна, Вы уж простите, на фото трудно понять - натуральный букет, или Ваше мастерство...
Если первое - то просто изумительная по красоте композиция, надолго захватывающая взгляд..
Ну а если второе - то изумительно в кубе, хотя бы потому, что отличить от живых цветов практически невозможно. Моя жена в последнее время увлеклась этим красивым делом - изготовлением цветов, красота по всей квартире, как у Матроскина молоко. Спасибо за настроение в эти сложные времена, красота, она вечна и непобедима! ▫ Спасибо! ▫ А я тут вот, буквально сегодня, изучал историю `Белых акаций...` Сколько противоречий, сколько `непоняток`,
сколько ставшего обязательным оскорбительного ёрничества по поводу истории своей страны.... Хотя история интересная своим многообразием этих самых противоречий. И фактически так и не нашёл истоков, все авторы статей трактуют по своему. Кто написал первый текст, музыку? Кто потом кардинально переделывал тексты, подгонял музыку. Современный вариант пошёл от `Дней Турбиных` В.Басова, а вот раньше... Варианты Красной армии, варианты Белой армии, изначальный вариант 1903года... да и мелодии не очень то убедительно идентичны... Вобщем, наворочено... А хочется собрать целостную картинку..
Будем искать дальше...
|
|
|
|
|