Откажемся от грубости
в речи
Попалась любопытная
буддийская мудрость:
Грубые слова беспокоят умы других
И приводят в упадок образ поведения Сынов Победителей,
А потому отказ от неприятных другим грубых слов,
Является практикой Сынов Победителей.
Сейчас вы породили идею достижения просветления на благо
других. Поэтому, с этого момента, вы никогда не должны говорить вещи, которые
причиняют боль другим – слов, которые расстраивают их чувства и заставляют их
гневаться. Вместо этого, вы должны говорить только добрые и мягкие слова,
которые будут поддерживать их.
Большинство войн, которые опустошили мир, были начаты
грубыми словами. Ссоры, враждебное негодование, и бесконечная увековеченная
вражда, все это возникает из-за отсутствия терпимости и терпения.
Как сказал Нагарджуна в своем Письме к Другу: «Слова,
которые говорят люди, бывают трех типов, которые Будда описал как те, которые
подобны меду, цветам и экскрементам». Слова, которые помогают и радуют, подобны
меду. Честные и правдивые слова подобны цветам. Но резкие, вредные слова и
ложь, подобны экскрементам, и должны избегаться.
Остановите стрельбу отравленных стрел грубой речи,
И отбросьте вашу злобную агрессию.
Если вы позволяете недобрым словам изрыгаться из вашего рта,
вы не только расстраиваете умы других людей, но также и свой собственный. В
такие моменты путь бодхисаттвы потерян. Тот, кто разглашает неудачи других,
громко объявляя о них повсюду, или принижает учителей и другие духовные линии,
только сам выстраивает гору негативности.
В отличие от этого, способ, которым бодхисаттвы используют
свою речь, приводит людей на путь освобождения. Он или она начинают, говоря
вещи и рассказывая истории, которые открывают умы людей, делая их счастливыми,
и затем постепенно и искусно открывают им смысл Дхармы. Будда учил людей такими
способами, которые согласовывались с их различными способностями и уровнями
восприимчивости. Тех, у кого были большие способности, он наставлял обширными и
глубинными учениями Великой Колесницы, объясняя как быть щедрым, поддерживать
нравственность, и быть терпеливым. Как начать отказываться от всех мирских
активностей, вверяя себя руководству учителя и однонаправлено практиковать его
наставления в уединенных ретритах. Он обучал их, как поддерживать свою
решимость, размышляя о тщетности восьми мирских забот, и как пропитать свою
практику бодхичиттой, зарождая истинный альтруистический настрой, и направляя
все свои действия и мысли на благо других.
Больше всего мне
нравится слово «бодхичитта», оно означает - любящая доброта!
Много мудрости в мире!
Трудно контролировать свои эмоции и избегать грубости, но надо к этому стремиться.
Как-то уже писал в «Ибо не ведают»:
Очень интересно в этом
плане мнение Зора Алефа, о необходимости крайней осторожности в выборе слов при
нашем общении.
«Если ты не можешь произнести слово с любовью,
то его незачем произносить вообще. Слово складывается из четырех великих сил:
веры, воли, воображения, осторожности и пятой силы – любви, которая вращает
этот крест. Если твое слово иное, то в нем нет смысла.
Многие люди болеют,
наработав себе карму неосторожного слова. Неосторожное слово – это страшная
вещь.
И наоборот – Человек может излечиться от ряда болезней, зная, как
произносить слова, обращаясь к своему ближнему, – наполняя их верой, волей,
воображением, осторожностью и любовью.
Вера – означает, что мы верим в то, что
говорим и знаем, что говорим; воля – означает, что мы действительно хотим это
сказать; воображение – есть знание того, как это сказать и в какую форму облечь
свою мысль; осторожность – означает, что мы семь раз подумаем, стоит ли это
говорить данному Человеку, в данной ситуации; и любовь – это то, чем мы наполняем
сказанное. Вот сила слова, вот его внутренний смысл. Если бы люди задумывались
об этом почаще, они смогли бы избежать, по крайней мере, половины своих недугов
и заболеваний».
Помнится, еще Лао-Цзы
говорил:
• Не привязывайся к тому, что имеешь
– развяжи узлы
• Следуй Единому и силе Духа, только
они дают истинную радость
• Не заставляй себя, не жалей себя,
не считай себя правым
• Сноси все тяготы – в них корень
легкости, не пытайся сбросить груз со своей повозки
• Стань, подобен новорожденному и не
стремись обличать
• Видя петуха, помни о курице, видя
славу, помни о позоре, видя черное, помни о белом – непрестанно следуй
естественному ходу вещей
• Избегай чрезмерного, избавляйся от
излишнего, не стремись к изобилию
• Стремись к покою и согласию,
избавься от важности и самодовольства
• Тот, кто добр ко мне молодец, тот,
кто не добр ко мне, тоже хорош, так как он помогает мне стать лучше
• Я верю, всем и это помогает мне
быть искренним
Хороша здесь и Этика
Пифагора:
• Со всеми будь ты дружелюбен,
незлоблив.
Друзей ни в чем не
предавай, прощай им все,
Что незначительным
проступком сочтено.
Врагов в друзей
преображай, свой нрав смирив.
• И стань достойным для доверия
любому.
А в отношенье старших
гнев твой неуместен.
Не начинайте ссор,
хоть спор и интересен.
Коль вас бранят, вы не
перечьте и тому…
Ведь в пору юношества
страсть всегда кипит,
А коль не ты, то кто ж
ту страсть смирит?
• Благоразумие цени превыше слов.
Держи себя в узде,
пороки - бич веков.
Благоразумие дает
живущим благо
Души и тела - вот
здоровия отрада.
Знай, величайшие
несчастья приключились
Из невоздержанности,
беды так пролились…
• Цени разумность и порядок, власть,
что свыше,
А захотелось
покричать, кричи потише
• Цените дружеские узы выше всех,
Не допускайте вспышек
гнева, громкий смех.
• Душа имеет справедливость,
доблесть, благость,
И соразмерность,
чистоту, любовь и радость.
От смерти та душа
спасется, что в любви,
В согласии дружеском,
в гармонии семьи.
Еще лучше – Золотые
стихи Пифагора:
Не обижайся, сколь
можешь, на друга за мелкий проступок,
Будь, сколь возможно
терпим, ибо долг и возможность – соседи.
Безрассудно себя не
веди. (Осторожность - не худший девиз.)
Просто помни, не
минует смертных кончина,
А богатство придет,
иль уйдет – это тщетно.
Смертным волей богов могут выпасть на долю страданья.
Не ропщи на судьбу,
каким бы не выпал твой жребий,
Свою долю прими, как
досталась, и по жизни неси без роптаний.
В силе Духа ищи
исцеленье, развивая духовную силу.
Если чист ты душою
своею, то судьба не накажет сверх меры.
Помни, что честные
люди, подвержены меньше невзгодам.
Многие люди внимают в
жизни и злобе и смеху,
Много приходиться
слышать добрых и злых разговоров -
Веры слепой не питай к
ним, не пререкайся с молвою.
(Лживым речам вопреки,
продолжай оставаться бесстрастным.)
Кротость любезна
Богам.
Не раздражайся, узнав,
что обман принимают за правду.
То же, что я говорю,
всюду исполнить старайся.
Веры к тому не имей,
чьи слова и дела ненадежны -
Обольщают бесчестье и
злоба.
Сам же лишь то говори,
что сочтешь из всего наилучшим.
Прежде, чем делать, -
подумай, иначе получится глупо.
Многие люди порою
ведут себя так неразумно,
Ты все же делай лишь
то, о чем сокрушаться не будешь
К сожалению, мало кто
знает путь спасенья от бедствий,
И это - губит многих,
лишая рассудка.
Только злая судьба
постоянно их бросает в пучину мытарства.
Это скрытый Раздор, им
присущий, их во многом
Сопутствуя бедам,
Губит их.
Ты ж найди в себе силы
не вызывая к нему
Уклоняться, избегая
раздора и смуты.
…
С любовью к Вам,
СЕ