|
|
Игорь Иванович Бабанов
|
24 апреля 2017, 12:56, автор - хозяин блога
Игорь Иванович Бабанов
Всероссийская этнограф. выставка и Славянский съезд в 1867
|
Всероссийская этнографическая выставка и Славянский съезд в мае 1867 года. Университетская типография, Москва, 1867г.
...Знаменательно, что дорога на выставку проходила через Петербург, где, пожалуй, и происходили главные события съезда. Одним из важнейших моментов был торжественный славянский обед в день памяти Кирилла и Мефодия 11 мая в большом зале Дворянского собрания Петербурга. Под белой хоругвью с изображением Солунских братьев звучали многочисленные речи.
…Около пяти часов залы дворянского собрания стали наполняться публикой. В пять часов и 10 минут двери большой залы отворились, и публика вошла в залу. Зала эта была убрана с замечательным вкусом и совершенно сообразно совершавшемуся в ней торжеству. На платформе против царской ложи возвышалась хоругвь Кирилла и Мефодия, белая, с изображением святых и надписями: „Св. преподобный Кирилл и Мефодий, просветители славянства," а по окраинам: „Свет Христов просвещает всех" (по верху хоругви) и „Во свете твоем узрим свет; ты сущих во тьме свет пресветлый."
Над хоругвию возвышался императорский российский герб в трофее из знамен императорских цветов (белый, черный и жолтый), а направо и налево от этого трофея, вокруг всех хор помещались шиты с гербами всех славянских стран и следующими надписями славянскими шрифтом:
Над xoругвию св. Кирилла и Мефодия: „Словенск язык и руськый один." Направо от хоругви: „1-го января 1864" (земские учреждения) „1812"—„1612".—„Хорваты: Звонимир,Николай Шубич Зринский".—„ Чехи: Само, Боривой, Оттокар II-й, Жижка, Подебрад". „Галиция: Даниил, Лев, Яхимович". — „Болгария: Борис, Симеон, Иоанн Асень". Налево от хоругви: „20-го ноября 1864" (судебные уставы) — „19-го февраля 1861" (освобождение крестьян). — „10-го июля 1774" (кучук-кайнарджинский мир).— „Словаки: Ростислав, Коцел, Матвей Тренчинский, Яношик".— „Сербы: Стефан Неман, Стефан Душан, Георгий Черный, Милош, Петр I Негош" — „Поляки: Казимир Справедливый, 19-го февраля 1864" (освобождение польских крестьян).— „Словенцы: Само, Владух".
Зала была блистательна освещена тысячами огней в люстрах и канделябрах; столы накрыты как внизу, так и в галереях нижнего яруса. Под платформою, где стояла хоругвь, помещался стол, за которым сохранены места для Палацкого, Ригера, Ербена, Браунера и других передовых деятелей славянства.
Каждый обедавший, подходя к своему прибору, находил бумагу свернутую трубкой и связанную розовой ленточкой. Развернув сверток, он находил, что это — меню обеда, превосходный хромолитографический рисунок, полный смысла и значения. Русский мужичек в рубашке и с длинной бородой подает хлеб-соль Славянам-братьям. За ним стоять Русские, встречающее гостей. Они махают шапками в воздухе и видимо принимают гостей с воодушевлением. Под ними подпись: „милости просим дорогих гостей хлеба-соли откушать". Все подписи и даже цифра года сделаны на рисунке славянскими буквами (славянскими же буквами написаны были на девизах в зале имена славянских исторических деятелей). На верху рисунка слова: „Христос воскресе" осеняют лик первоучителей славянских — Кирилла и Meфодия. В руке у св. Кирилла свиток с надписью: „В начале бЪ слово;" затем следуют на свитке буквы а, б, в, г, д и т.д. славянским шрифтом, тем самым, каким писал изобретатель славянской азбуки св. Кирилл. По одну сторону рисунка, изображающая Кирилла и Мефодия, панорама Цареграда со св. Coфиею (над нею водружен крест над луною), по другую — Киев — мать городов русских. Под Царьградом представлен рисунок, изображающей Вышеград — этот кремль Праги; под Киевом Москва, с ее Успенским собором. Посреди, между этими рисунками, карта Европы, подо нею ворона и русский герб. Внизу название главных славянских городов с их гербами.
Среди других взял слово и Головацкий. Его речь была не всплеском эмоций, а скорее серьезной исторической справкой. После краткого лирического вступления он сказал:
Почтеннейшие господа и милостивые государи! После толиких, глубоко задуманных и резко выраженных речей, после излиянных рекою сердечных чувстве, столь горячо заявленных красноречивыми ораторами славянскими, я не в состоянии выразить слабым моим голосом всю силу мысли и весь избыток горячих чувств, наполняющих ныне душу мою. Нет, на то недостает у меня ни силы, ни слов. Но среди ликований и радостных воскликов этого первого славянского пира, чувствую себя обязанным хотя короткими словами отозваться к вам, мм. гг., русским словом, заговорить от искреннего русского сердца к горячим русским сердцам. Позвольте, мм. гг., прежде всего, да приветствую вас всех родным словом и русским сердцем от имени моих земляков, родных вам русских Галичан, живущих по сю и по ту сторону Карпатов. Позвольте мне в эту нарочитую минуту вспомнить, что моя родная страна, родившая, взлелеявшая и воспитавшая меня в духе славянском есть исконная русская земля, что эта дорогая моему сердцу земля есть древнее достояние святого равноапостольного великого князя Владимира, который, окрестив ее, вместе с другими русскими землями, соединил сродных нам по племени и роду славян теснейшими узами духовного единения святой веры. Вспомним, братья, что в этой святорусской земле нашей владели в течение многих веков князья русские того же Рюрикова племени, которые обладали другими русскими землями. Мы составляли все один великий русский народ, один по роду и племени, один по вере, один по языку, один по закону и обычаю, один по законам власти; мы были родные братья, семейный кружок одной родины. Но по неисповедимому промыслу Божию досталось на долю нам испытать тяжкое горе - мы остались под властью иностранцев и чужеплеменных, исконный союз наш расторгнут насильно на долгие времена; нас принудили следовать чужим знаменам, чужим началам; силою обстоятельств мы принуждены были, мы отрекались от своих заветных преданий, своей родной веры, своей истории, своего языка, своего русского звычая и обычая; насилием, кознями, интригами разрознили недруги наши нас с вами на долгие веки. Несмотря на то, при всякой удобной случайности отзывалось родное сердце, при всякой встрече мы здоровались с ними, как братья и родные: мы обменивали наши задушевный мысли. Наконец пришел час, миновало несчастное время заблуждения и тьмы, засветило солнце науки, просвещения – мы опомнились, пристали сердечнее друг к другу. Наука у Славян разъяснила дело, наука пригадала древнее сродство и одноплеменность Славян, а мы русские почувствовали, что мы в родине наших одноплеменцев роднее всех с вами; мы припомнили, что у нас издревле одна история, один язык, одна народность русская. HCTopia, один язык,одна народность русская. Сначала было немногие поузнавали идею славянства — только первые труженики и работники науки пришли трудом своим к верному сознанию однородства; но эти передовые люди стали разрабатывать далее начала славянства, стали проповедывать и распространять свою науку, стяжанную долголетним трудом, меж племенами, и идея славянского сродства и взаимности стала достоянием всего многомильйонного народа.
Первым явным выражением этой великой современной нам идеи и воплощением ея служит этнографическая выставка славянская в Москве, а первым братским славянским пиром в этой стране — нынешний наш пир. День этот памятен дли нас: это эпоха в развитии славянства — это торжество новой идеи, день, в который мы дружно празднуем память равноапостольных, учителей наших св. Кирилла и Мефодия, просветителей Славян. Примите, мм. гг., в этот нарочитый день искреннюю душевную благодарность нашу за сделанную нам честь и великолепное, истинно братское угощение. Позвольте, мм. гг., в этот торжественный для нас день, чтоб я, при первом славянском пире, среди этого светлого собрания, заявил вам, что в моей родной земле занялась уже давно мысль духовного единства и сродства, и охватила весь русский народ; примите уверение, что в моей родине по обеим сторонам Карпат еще живет трехмиллионный народ, который по сю пору называет себя русским, живет русским духом, говорит по-русски, сохраняет невредимо предания отцов своих и веру в соплеменность нашу с вами. Миллионы сердец преданы вам и чают душевного сближения и единения с вами.
В виду всего этого, позвольте, мм. гг., дабы я с этого места, от имени земляков моих, галицких Руссов, поднес тост, да крепится и возрастает дух единства и уверение в едино-племенности нашей славяно-русской, да придут все в сознание того убеждения, что мы по роду и по племени, по вере и языку, по крови и кости искони один народ, и да живет великий славянский многомиллионный русский народ!
Всероссийская этнографическая выставка и Славянский съезд в мае 1867. Изд. Е. Попов. Москва. В Университетской типографии, 1867. 473с.
http://simlib.ru/handle/123456789/1755?mode=full
68.2 Мб pdf
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_515.htm
Я.Ф. Головацкий. О первом литературно-умственном движении русинов в Галиции...
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_675.htm
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_467.htm
Н.М. Пашаева. Галицкие русины на Славянском съезде 1867г.
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_526.htm
КарпатоВедение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_755.htm
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ процветания! ▫ спасибо. ▫ 6813342-a2964208 ▫ Посмотрела Вашу страницу.Столько материала,посвящённого Вашим внукам.Они должны вам благодарны за любовь.Думаю,у Вас это взаимно... ▫ Большое спасибо!
▫ Красота и доброта.
Если провести простенький тест на тему: Где поставить запятую в предложении Эту страничку продолжить нельзя закрыть , то , думаю, 100% -ное одобрение получит запятая после продолжить )))) Ведь это разговор не только о розах, хотя она, безусловно, царица цветов. А шикарный пир для очей пионов, а элегантность тюльпанов, а очаровательная вислоухость ирисов, а спокойствие и уют васильков, а завораживающее многообразие цинний, а фееричность космеи, а нежность и наивность незабудок, а а а.. Можно продолжать до бесконечности. Потому что это разговор о КРАСОТЕ, которая и есть связующая нить между душами людей., потому что красота рождает желание поделиться с ней с кем то, а это в свою очередь рождает доброту, а добрая душа не может быть злочинной. А ведь красота, она повсюду, и во взаимоотношении людей (романтика, любовь), и в музыке, и в живописи, и в общении, и в природе, и в речевом общении, если за ним стоит добросердечие , но нет места ёрничеству, фанфаронству
Там, где не правит красота,
Там как цветок завянет слово,
Ведь для него одна основа
Полёт фантазии, мечта
Там, где не правит красота,
Унынье там царит и хаос,
Там сострадание и жалость
Съедает будней маета
Там, где не правит красота,
Зло возникает беспричинно
Идей рождение злочинных,
И оглушает пустота
Когда ж в душе есть красота,
К ней не пристанет грамма дряни,
Она к добру и свету манит ,
Как истина бесценна и проста...
Но к сожалению, сейчас весь мир находится в возбуждённом состоянии, и КРАСОТА где-то потеряла свою приоритетность, но будем надеяться , что станут пророческими строки Э.Асадова:
Впрочем, сколько человек не бегает
Средь житейских бурь и суеты,
Только сердце всё равно потребует
Рано или поздно КРАСОТЫ
Хочу предложить ещё одну картину Риты Бекман Колючка. Казалось бы репейник, ну что с него возьмёшь А вот ночь, серебро Луны и мастерство художника что сделали!!! Кустик как будто светится каким то внутренним светом, уж и Луна не такая яркая, озорные ночные облака-непоседы, гоняясь друг за другом, прикрыли её, но репейник будто бы успел впитать тот волшебный лунный свет, которым одарила его Луна в начале ночи И вот он дарит теперь это серебро всем, кому не спится в этот час. Это ли не волшебство, которое дарит нам КРАСОТА!
6813336-a3298085
Бежит себе, как будто в никуда,
Пыля под жарким Солнышком дорога,
А по обочинам лопух и лебеда,
Колючками репей цепляется за ноги
Невзрачный, Приставучий, как репей
Иной раз о зануде скажут люди,
Искать в нём красоту, всего скорей,
Никто, пожалуй что, не будет
Но отгорит малиновый закат,
Сгустятся сумерки, и звёзды засверкают,
Цикад вечерних песни отзвучат,
И выйдет к людям спутница ночная
Вот заливая мир весь серебром,
Послав привет всем тем, кому не спиться,,
Колючку обласкает вдруг лучом,
И та в царицу ночи превратится
Вот-вот взойдёт она несуетливо
На подиум моделью длинноногой,
В наряд одета лунного пошива,
Пленяя взор красоткой-недотрогой.
Так красоту не надо где-то там искать,
Она во всём, и царствует повсюду,
Лишь только надо душу открывать
Всему простому, как большому чуду
И всегда при мыслях о красоте и доброте вспоминается наша Валя Толкунова, слушать которую можно до бесконечности. Вот очень красивая песня В омут головой, которую я нашёл только в студийной записи.
6813335-a3298085
|
|
|
|
|