«Организация патриотического
воспитания дошкольников в условиях
детского сада
ГБОУ «
Школа» № 2051
»
Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к
своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству
Д. С. Лихачёв
Самое нужное и самое
трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно -
патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного
образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с
отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке.
Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство
Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он
изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им
глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в
становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается
восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство
патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности
человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного
формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности,
преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь
и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно
воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные
ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой
Родине?
Для более
плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в
нашей группе проводятся: родительские собрания, беседы « Наша армия родная», музыкальный досуг « День защитника Отечества», литературные чтения, физкультурные праздники, занятия. Мои дети в
группе совместно с родителями под
руководством воспитателей ведут альбом « Наши папы – настоящие солдаты», «Мой дедушка – герой»
Передо мной встала задача разработать новую систему работы
по патриотическому воспитанию дошкольников. Основная цель этой системы:
прививать детям любовь к Родине, уважительное отношение к защитникам Отечества,
воспитание достойных будущих граждан
России, Я – мужчина.
Для достижения этой цели надо решить несколько задач: ознакомление с
историческим прошлым нашей Родины, своего города, детского сада, приобщать к
культуре и традициям народа через связь поколений, музыку, поэзию, закреплять
знания о родах войск в Российской армии.
Для работы были выбраны оптимальные методы и формы. Среди
форм я выбрала: конкурсы рисунков,
чтецов, занятия мужества. Среди методов – беседа, просмотр видеофильмов,
экскурсия с родителями, народные игры.
Сегодня проблема воспитания патриотизма считается трудной, это связано с
особенностями возраста дошкольников. В этом периоде происходит формирование
духовно – нравственной позиции, т.е. начинается процесс осознания себя в
окружающем мире. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая
Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее
просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче,
стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для
этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы
на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей
страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является основной ступенью нравственно-патриотического
воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит Россия для него – Родина.
Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в
системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и
методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно
с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском
саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми
играми. В своей работе используем различные технологии: игровые,
информационные, коммуникативные, консультативные, проектные, ИКТ.
В работе по нравственно - патриотическому воспитанию особое
место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным
играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.
Содержание работы по направлениям включает: формирование
понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
Знакомство с родным городом Москвой: значимыми объектами,
природой, традициями, историей и наиболее значимыми историческими событиями. Знакомство
с государственной символикой города, Московской области, республики, других стран. Знакомство с
Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа.
Знакомство с
профессиями людей. Знакомство с героями былин, сказок и их подвигами. Знакомство
с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями. Знакомство с устным народным
творчеством: потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным
искусством.
Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего
мира путём изучения культурного наследия родного края и России. Формирование
понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
Принципы работы по патриотическому воспитанию осуществляется
по блокам.
Тематические блоки:
Блок – «Семь Я», «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Я и
взрослые».
Не менее важным условием нравственно-патриотического
воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького
ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям –
отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью
воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать
и анализировать; провели занятия на темы , «Пожилые люди», «Моя мама - лучше
всех», «Дети и родители» и т.д.
Блок - «Культура и традиции»
Знакомим детей с традициями и бытом России. Знакомим с
историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества.
Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и
ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия - развлечения
«Выставка дымковских игрушек», «Масленица», «Праздник Осени», «Русские
матрешки».
Блок - «Я и Родина».
Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной
страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к
случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой,
и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач,
которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор
наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии
из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь
к своему городу, подвожу их к пониманию, что их город — частица Родины,
поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по
ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.
Блок - «Этих дней не смолкнет слава».
Мы (воспитатели) проводим занятия, утренники, праздничные
концерты о Великой Отечественной войне, солдатах Российской Армии. Дети
совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов,
воинам Российской армии. Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою
армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть
похожими на сильных смелых российских воинов.
Блок – «Вижу чудное раздолье…»
Расширяются представления детей о природных ресурсах родного
края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким
событием стали совместные выходные на
природу родителей и детей. Дети вместе с родителями выезжают на природу, любоваться
самыми красивыми местами своей малой Родины. Традицией нашей группы стало в
зимнее время забота о птицах нашего города. Во время прогулки дети с взрослыми
вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями, следами зверей и птиц на участке. Во время
походов в лес с родителями дети собирают разнообразный природный материал для поделок.
Блок – «Педагогическое сопровождение семьи».
В работе с семьёй опираемся на родителей не только как на
помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования
детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка
сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти
прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует
бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
В работе с родителями используем разнообразные формы:
собрания, выставки, конкурсы, досуги.
Наши родители принимают активное участие в жизни группы. В
течение года мы организовывали разнообразные конкурсы, досуги, посиделки, выставки с участием родителей.
Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к
родному краю у детей дошкольного возраста, свою работу начали с диагностики.
Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма
использовали следующую технологию М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А.
Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг
нравственно - патриотического воспитания
в детском саду и начальной школе».
На основании диагностических данных выявилось: значительно
возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к
миру, стране, природе у дошкольников.
У детей появился интерес к истории, художественной литературе, природным
богатствам родного края.
Особенности представлений о родном городе, родном крае стали
более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках,
рассказах, рисунках, поделках.
Выросло количество участников проводимых в детском саду
конкурсов, направленных на развитие творческих способностей, любознательности,
воспитание любви к Родине.
У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе и в
детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, досуги,
посиделки), а также количественный состав их участников.
Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям
испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю;
испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции,
гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно
относиться к ней.
Формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если детский сад устанавливает
тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления
дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими
возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное
учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная
насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для
воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй
должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения,
а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие
семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на
основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности,
принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В
нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых,
близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо
проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято
назвать «Малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество,
«долг перед Родиной». Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть
только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего
города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного
возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие
знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет
восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок
- чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой
след все, кто соприкасался с ребенком.
Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые,
высоконравственные люди.
Хочу закончить свой разговор словами Педагога с большой
буквы В. Л. Сухомлинского: «Любовь к Отчизне и любовь к людям – это два быстрых
потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма»
Тэги:
патриот,
детский сад,
воспитание,
защитник.