|
Сергей Егорович Епишин
Любопытное интервью о
религии и атеизме.
«Бог идет сквозь нас, как ток через провод»
Философ Михаил ЭПШТЕЙН — о религии после атеизма
Фрагменты из интервью:
— По новым данным социологов, в России лишь 13% атеистов.
Вам верится?
— Во всяком случае, опрос, проведенный Фондом «Общественное
мнение» (ФОМ) летом 2012 г., взял необычайно большую выборку — 57 тысяч
респондентов против обычных полутора тысяч. Кстати, это резко понизило
численность православных. Раньше считалось, что их процентов 70—80, а оказалось
— 41%, 58,5 миллиона. Вторая по численности группа, 25%, 36 миллионов, —
верующие без вероисповедания. 6,5% мусульман; 4% экуменистов, т.е.
внеконфессиональных христиан, дальше идут доли 1 процент и меньше: католики,
протестанты, буддисты, старообрядцы, язычники… Самая неожиданная и интересная —
вторая группа: в Бога они верят, но к конкретной религии себя не относят. В
моей книге это называется «бедная вера».
— Что это значит?
— В конце 1970-х — начале 1980-х гг. все больше людей
уходило от атеизма, но не все присоединялись к определенным религиям. Понятие
«бедная вера» сформировалось в 1982 году по аналогии с «бедным театром» Ежи
Гротовского. В этом театре не было ни сцены, ни костюмов, ни масок, ни
бутафории — актеры просто жили на пределе своей человечности и вовлекали в
процесс зрителей. Они не перевоплощались, а как бы развоплощались. У бедной
веры тоже нет ничего, кроме прямого предстояния Богу. Ни храмов, ни обрядов, ни
догм, только обращенность к Богу здесь и сейчас, один на один. «Бедный» звучит
не пренебрежительно; вообще это слово в религиозном контексте имеет
положительную коннотацию. «Блаженны нищие во имя духа». И слово «бедный»
этимологически родственно латинскому fides, «верa». Связь такая: «Быть бедным,
неимущим — приносить жертву — верить в Бога».
— Вы называете наше общество постатеистическим. Вы верите,
что в нем происходит религиозное возрождение?
— Возрождение религиозного сознания началось в 1970-е годы.
Не только возрождение, но и массовое зарождение нового, надконфессионального
сознания — впервые в российской, а может быть, и всемирной истории. Опыт
советского атеизма, беспощадный для всех, выдвинул категорию «верующий»,
которая поначалу воспринималась как идеологически порочная, а потом стала
наполняться собственным положительным смыслом. Не «православный», не «католик»,
не «мусульманин», а просто верующий.
— Не так ли было еще у Льва Толстого?
— У Толстого поиск надконфессиональной веры сочетался с
резкой критикой конфессий, прежде всего православия, как суеверия, как
язычества, как идолопоклонства. Это один тип надконфессиональности.
Другой — универсализм Даниила Андреева, чья книга «Роза
мира» была чрезвычайно популярна в позднесоветские и постсоветские годы.
Перспектива объединения всех существующих конфессий в «Розу мира», где все
церкви выступают как лепестки «интер-религии».
Есть путь к надконфессиональному изнутри конкретной
конфессии — путь, скажем, Александра Меня. Он в православии пытался подчеркнуть
его универсалистские, экуменические аспекты, что вызвало ярость многих его
со-верников и, возможно, привело к гибели этого великого исповедника и
проповедника
Есть, условно говоря, путь мыслителя Григория Померанца:
экзистенциальное соприкосновение с разными религиозными традициями и попытка
построить надконфессиональное через сопереживание их духовному опыту. «Бедная
вера», пожалуй, ближе всего к этому варианту.
— Истинная вера — именно бедная, внеконфессиональная, а
любая конфессия скорее уводит от Бога?
— Нет, это толстовская точка зрения, которая мне совершенно
чужда.
Внутри каждой конфессии есть глубинное ядро веры, которое
никакое фарисейство и обрядоверие не в силах извратить. Можно принадлежать
какой-то церкви и в то же время выходить за ее пределы, вступать иногда в
трагические отношения со своей конфессиональной принадлежностью. Верующий может
проходить в своей жизни через разные этапы внутреннего воцерковления и
расцерковления. Скажем, православный интеллигент чувствует, что не может
перепрыгнуть через свое историческое и культурное наследие; и в то же время ему
трудно оставаться в этих конфессиональных стенах, тем более учитывая
фундаменталистские устремления церковной иерархии, растущий клерикализм.
Возникает противоречие между конфессией и надконфессиональным сознанием, или, в
терминах Карла Барта, между религией и верой. Крупнейший теолог XX века Карл
Барт писал, что религия, как система доктрин и ритуалов, имеет право на
существование только тогда, когда она постоянно отвергает саму себя. Вместо
этого она укрепляет свои стены, золотит свои храмы — да и хоромы своих
иерархов. Сейчас борьба между верой и религией составляет душевное напряжение
очень многих людей.
— Но в мире ведется столько войн за утверждение «своей»
веры.
— В том-то и дело, что по мере разжигания религиозного
фанатизма, ведущего к локальным и глобальным войнам, все очевиднее становится
необходимость движения к надконфессиональному сознанию. Узкий конфессионализм в
своих агрессивных проявлениях сам себя разоблачает. Потому и значимость «бедной
веры» растет как путь к межконфессиональному пониманию и единству. В России
есть опыт атеизма, то есть равного отрицания всех вер, а значит, и возможность
равного их приятия.
— Религиозные битвы идут даже в школах: кто-то отказывается
признавать Дарвина, а кто-то шестой день творения.
— Современная наука в гораздо большей степени, чем наука XIX
века, располагает к вере в сотворение мира и бессмертие души. Согласно
антропному принципу в космологии, все физические постоянные во Вселенной, вплоть
до миллиардных долей, ровно таковы, чтобы в ней мог возникнуть человек,
наблюдатель. В науке возрождается телеологический аргумент: природа
обнаруживает такой высокий уровень упорядоченности и целесообразности, который
заставляет предположить разумную деятельность Создателя. Еще Эйнштейн
восхищался «безграничной разумностью», проявляющейся в деталях картины мира, и
называл это восхищение основой религии. Это отличает современную науку от
позитивистской науки середины XIX века.
— Слово «разум» — синоним Бога?
— В данном случае — это синоним того разумного порядка,
который наука обнаруживает в основании физического мироустройства. Тогда
возникает вопрос: «Чей это разум?» Личность — самое сложное, глубокое и
творческое из всего, что мы знаем, потому и разумно предположить, что в
основании всего лежит не просто закон или формула, а Личность, то разумное и
творческое начало, благодаря которому мы не только объекты физического мира, но
и субъекты мира психического и нравственного. Где-то в недрах мироздания должен
быть источник тех ментальных и духовных состояний, которые мы обнаруживаем в
себе. Физические и химические сведения о мозге человека не дают представления о
качестве его внутренних переживаний, о том, что значит «любить» или «страдать»,
а значит, сознание не может быть редуцировано к мозгу, субъективное — к
объективному. Об этом — новая книга крупного американского философа Томаса
Нагеля «Ум и космос: почему материалистическая неодарвинистская концепция
природы почти наверняка является ложной» (2012). Царство Божие нельзя найти
вовне, оно внутри нас, и само наличие в нас внутреннего, ментального есть
свидетельство о нем. Типический аргумент позитивиста: «Я вижу прохождение
электрического тока и могу зафиксировать его приборами. А как зафиксировать Бога
или его эманации?» Вслушайтесь, всмотритесь в себя. Любовь, тревога, надежда,
сострадание, совесть… Это и есть Его прохождение через нас, не менее
достоверное, чем тока через провод.
— А вот знаменитый биолог Ричард Докинз в своей книге «Бог
как иллюзия» доказывает отсутствие Творца и определяет религиозные убеждения
как иллюзию…
— Это так называемый «новый атеизм», который с 2006 года
поднял бурю полемики в научной и околонаучной среде. Философски он очень наивен
и архаичен, утверждая, что наука развеивает религиозный дурман. Такой
вульгарный взгляд тоже, конечно, имеет хождение, в том числе среди ученых. Но
этому противостоит объективный смысл современной науки. Например, жизнь с точки
зрения генетики — это не «способ существования белковых тел», как считал
материалист Энгельс, а способ передачи информации, особым образом
организованный язык. Причем информация — первопринцип не только живой материи,
но и Вселенной в целом. «В начале был бит», — заявляет физик фон Байер в книге
«Информация: новый язык науки», явно отсылая к евангельскому «В начале было
Слово». О Вселенной как о гигантском компьютере, где каждая частица и атом
выполняют работу вычисления, — и недавно вышедшая на русском книга
американского ученого-электронщика Сета Ллойда «Программируя Вселенную».
Все это противостоит пещерному материализму и позволяет
говорить об органической связи научного и религиозного мировоззрения. Так было
от Пифагора, для которого математика и религия были двумя аспектами
миропознания, до физика-богослова Ньютона и Эйнштейна, говорившего, что наука
без религии хрома, а религия без науки слепа. Большая наука вдохновляется
большой метафизикой, представлением о том, что мы можем не просто описать
окружающий мир, но и что-то в нем объяснить. Это объяснение приводит к выводам
о разумности того, что познаем. И о родственности высшему разуму нашего разума.
Сейчас мы с физиками Алексеем Цвеликом и Алексеем Буровым, работающими в
крупных американских лабораториях, создаем проблемную группу «Наука и религия».
— Хотите упрочить взаимопонимание между верой и наукой?
— Именно. И для выработки внутренней позиции у верующих
ученых и для артикуляции этой позиции в обществе. Это актуальная, в том числе и
для Запада, задача. Там тоже вражда между эволюционистами-дарвинистами и библейскими
креационистами достигает такого накала, что, с одной стороны, запрещается
изучение Дарвина в некоторых школах, а с другой стороны — ученых, делающих
малейшую уступку креационизму, просто изгоняют из университетов. В этой войне
надо наконец найти компромисс, вернее, общий горизонт. Речь идет о выработке
интегрального миросозерцания, где религиозный и научный подходы будут
взаимодействовать. Тейяр де Шарден, великий палеонтолог, антрополог и католик,
член иезуитского ордена, разработавший христианскую концепцию ноосферы, —
пример такого научно-религиозного дискурса. Или Франк Типлер, крупнейший
американский физик, который пишет книги с большим математическим аппаратом, где
обосновывает религиозное, эсхатологическое видение мира («Физика бессмертия»,
«Физика христианства»).
Читать интервью полностью:
http://www.novayagazeta.ru/arts/60376.html
Любопытное интервью!
Есть, что сказать, но и так уже очень длинно.
Как-то мало у Эпштейна
мыслей о Любви к Создателю, о Любви к Мудрости и Истине.
Мир многолик, вот
попалась такая схема:
Разными путями идет
человечество. Жаль, что пока нет единого подхода, хотя вижу предпосылки…
С Любовью,
СЕ
|
| 2017-02-19 22:03:28 - Александр Владимирович Серолапкин Бахаи. Религия, которая как бы объединяет.
Даже песню написал Александр Городницкий.
Бахайский Храм
У вершины Кармель, где стоит монастырь кармелитов,
У подножья ее, где могила пророка Ильи,
Где, склоняясь, католики к небу возносят молитвы
И евреи, качаясь, возносят молитвы свои.
Позолоченным куполом в синих лучах полыхая,
У приехавших морем и сушей всегда на виду
Возвышается Храм новоявленной веры бахаи|
Возле сада цветущего трижды в году.| 2 раза
Этот сказочный Храм никогда я теперь не забуду,
Где все люди живут меж собой в постоянном ладу.
Одинаково чтут там Христа, Магомета и Будду
И не молятся там, а сажают деревья в саду.
Здесь вошедших любя обнимают прохладные тени,
Здесь на клумбах цветов - изваянья животных и птиц.
Окружают тебя очертания дивных растений,|
Что не знают границ, что не знают границ.| 2 раза
Буду я вспоминать посреди непогод и мороза
Лабиринты дорожек, по склону сбегающих вниз,
Где над синью морской распускается чайная роза
И над чайною розой небрежно парит кипарис.
Мы с тобою войдем в этот сад, наклоненный полого,
Пенье тихое птиц над цветами закружится вновь.
И тогда мы с тобой осознаем присутствие Бога, -|
Ибо Бог есть Любовь, ибо Бог есть Любовь.| 2 раза
http://www.youtube.com/watch?v=H1e0iSGqbGk
| | 2017-02-19 22:17:47 - Инна Викторовна Полякова Антихрист выстроит храм всех религий. По видимым предпосылкам, не так уж долго ждать осталось. | | 2017-02-19 22:20:15 - Александр Леонидович Ус )) Корпоративные интересы. И борьба за количество паствы. Всего лишь. | | 2017-02-19 22:20:31 - Александр Владимирович Серолапкин Похоже, что Аннушка уже пролила масло. | | 2017-02-19 22:21:45 - Инна Викторовна Полякова Давным-давно, когда у змея плод взять согласилась.
| | 2017-02-19 22:26:11 - Александр Геннадьевич Покаевский `...в России лишь 13% атеистов. Вам верится? `
Не удивлен нисколько.
Особенно сейчас, когда в моде быть антикоммунистом, а атеист - вообще ругательное слово. | | 2017-02-19 22:28:52 - Александр Владимирович Серолапкин Среди моих знакомых я не вспомню навскидку
ни одного верую...
Вспомнил одного. Инженер-электроник, между прочим.
| | 2017-02-19 22:29:18 - Инна Викторовна Полякова Интересные мысли в статье. Особенно о науке и вере. Спасибо, Сергей Егорович. | | 2017-02-19 22:32:21 - Александр Владимирович Серолапкин 13% атеистов.
Подоходный налог. | | 2017-02-19 22:34:16 - Инна Викторовна Полякова Сейчас и религию ругать модно, Александр Геннадьевич. 90-е с их модой на крещение-венчание давно прошли. | | 2017-02-19 22:35:09 - Александр Владимирович Серолапкин Человек - это эксперимент, а животные -
это еще один эксперимент.
Время покажет, стоило ли с ними возиться.
Бог
(от Марка Твена) | | 2017-02-19 23:15:46 - Сергей Егорович Епишин Да, люблю Городницкого!
Конечно, все это сложно, когда концептуальность ума ученых, в купе с догматизмом и ортодоксальностью религий, при наличии корысти, жажды власти и других прельщений человеческих, хотят рассудить Истину. А главное - иметь на нее монополию(( Это невозможно. Даже инсайт - прямое знание, постараются объявить колдовством и лженаукой... Ничего личного, люди забыв о Творце и Любви, делят сферы влияния. Для этого есть давнее определение - невежество, неведание и неведение. Ну да, времечко сжимается, поживем - увидим, кто прав)) | | 2017-02-19 23:28:26 - Дмитрий Сергеевич Булатов Инна Викторовна, ох лукавите. `Модно ругать бога...`.
В современной России созданы такие организации как `Движение Сорок Сороков (ДСС)`, состоящая из футбольных фанатов и нацистов(германский крест самое популярное тату у них). Организация `Божья воля`, крушащая выставки. Милонов и Мизулина, называющие всех атеистов 3,14до... Министерши попадьи....
Очень модно быть атеистом.
P.S. Ах да, забыл ещё и оскорбляющиеся верующие, закон о защите чувств верующих, при отсутствии закона о защите чувств атеистов.
А судебные эксперты в современной РФ называют страшным преступлением слова `бога нет`...
Ну очень модно быть сидящим в тюрьме атеистом. Прям не представляете как `модно`...
| | 2017-02-20 02:32:45 - Сергей Егорович Епишин Всяко бывает...
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Что-то улетит))
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Что-то прилетит))
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Но, ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!!!))
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
| | 2017-02-20 08:21:41 - Инна Викторовна Полякова Чой-то Вы, Дмитрий Сергеевич, при таких-то законах до сих пор на свободе?
Модно быть антиклерикалом, а среди молодёжи - атеистом. Так что Вы в тренде по обеим позициям.
Отрадно, что комитет РАН по борьбе со лженаукой, которую некоторые объявляют инсайтом, активизировался. Дай Бог сил и ума комитету этому. Православие в деле борьбы с суевериями и оккультизмом с наукой заодно. Это Сергею Егоровичу. | | 2017-02-20 08:31:16 - Александр Геннадьевич Покаевский Вот, к примеру, пишут:
`...Рождение его (антихриста) произойдет чувственным образом. По учению Отцов и учителей Церкви, родится от жены блудницы, родом иудеянки, из колена Данова, и будет даже обрезан по обычаю иудейскому. В толковом Апостоле поясняется, что от колена Данова по плоти придет антихрист (Прот. Григорий Дьяченко (+1902)).`
А даты нет.... | | 2017-02-20 08:34:53 - Александр Леонидович Ус А что, озабоченный народ из этих `сороков` и `воль`
ещё не пересажали? Не за что?
Почитать об их деятельности - так давно
пора бы вспомнить об УК или уж КоАП РФ.
О том, что они пока есть.
И о том, что для всех писаны. | | 2017-02-20 08:39:30 - Инна Викторовна Полякова Даты нет, да.))
`7. Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти`
(Деяния св. Апостолов 1:7)
`3. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
4. Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
5. ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: Я Христос, и многих прельстят.
6. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:
7. ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
8. все же это начало болезней.
9. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;
10. и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
11. и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
12. и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
13. претерпевший же до конца спасется.
14. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. `
(Св. Евангелие от Матфея 24:3-14)
Александр Леонидович, ждут Вашего иска. | | 2017-02-20 08:43:53 - Александр Леонидович Ус Ой, фсё, я пошёл стреляться от стыда) | | 2017-02-20 12:33:15 - Дмитрий Сергеевич Булатов Александр Леонидович, нет не пересажали.
Я ещё статью видел, не знаю, не забанят
ли если ее выложу. Православные
активисты Петербурга, за деньги
будут выдавать разрешения на
проведение концертов. | | 2017-02-20 12:47:32 - Александр Леонидович Ус Да потому что носятся с этими `активистами`,
как дурни с писаной торбой. Нечего и потакать
блажи всякой. Прям куда с добром, - одни тут
живут, а остальные погулять вышли.
А по поводу взимания платы
за `анализ текста и поведения на сцене`
(посмотреть можно здесь, например:
http://saint-petersburg.ru/m/society/bespalov/356131/)
- что сказать? Сказать можно вот что:
- Рэкетить вздумали? `Бизнись` себе нашли?
Бабло, простите, из воздуха делать?
Дак таких чудесников видали и посерьёзнее,
чем эти самозванцы) Ну решили повыпендриваться,
чуя безнаказанность (якобы безнаказанность,
конечно). Ну-ну)
Да в путь, актив) Не все же и не всегда
станут спокойно на их взлягивания смотреть)
так что будут они пассивом, охота пропадёт
заниматься своей явно провокационной
деятельностью.
Не сразу, конечно: в определённых кругах
жажда наживы - неистребима, а восторги от
временных поблажек властей - повод творить,
что вздумается.
И вот ТАКОЕ себя почему-то и называет
`православными активистами`. Читал я тут
кое-какие сайты с воплями `славие, ссия,
то-сё` - экстремизм неприкрытый.
Злоба, ненависть, кликушество, глупость,
дерзость, наглость, хамство и ничего другого.
А туда же: `православные, православные`.
Постыдились бы. Фу. Какие они `православные?
Да никакие. Даже не в кавычках.
Погано то, что их в качестве `чёрной сотни`
могут использовать или `бойцов`.
Впрочем, при такой их роли и разговора с ними
не будет: как с такими поступать, все знают.
А что они там выкрикивают и чем прикрываются -
мне, например, без разницы.
_________________
Там помощник депутата Милонова этим
собирается заниматься - `сборами`. Поборами.
Ну вот и `прикиньте`, кто за таких `милоновых`
голосует, для чего - и что они ожидают от
деятельности этих для себя.
И что для вас, соотечественники. Правде-то
в глаза посмотрите. И послушайте себя.
А не то, что вам в уши вливают под `соусом`
сами понимаете каким. | | 2017-02-20 13:03:00 - Лидия Васильевна Шитикова И снова вспомнился фильм `Ученик`... | | 2017-02-20 15:48:45 - Ирина Петровна Козлова А я вот так и не посмотрела фильм `Ученик`(
Эхо-хо...
Сегодня, кстати, у нас с девятиклассниками интересная беседа вышла о лермонтовском и пушкинском `Пророках`. Очень) | | 2017-02-20 18:31:38 - Сергей Егорович Епишин Так поделились бы, Ирина Петровна!
Ох уж этот по лженауке)))((( Такого в науке накосячил, что и Милонову не снилось))(( Теперь у нас уже и гомеопатия - `продажная девка капитализ..`, уж не знаю и чья?))) Генетика с кибернетикой до сих пор икают))) | | 2017-02-21 20:33:35 - Ирина Петровна Козлова О, ни в сказке сказать, ни пером описать, Сергей Егорович)
Это надо видеть) Да и слышать)
Сравнивали `Пророков`.
Говорили о роли литературного пророка.
Потом дети плавно перешли на тему библейского пророка.
О его предназначении в жизни человека.
Потом возник вопрос: есть пророки в современном мире?
Надо было видеть детей во время беседы:)
На лицах - улыбки)
Шеи вытянулись!
А глаза горят и широко раскрыты!
А рот еще больше... открыт))
Слушали внимательно каждого, не перебивая!
Детям было интересно)
Мне на уроке понравилось больше, чем им, потому что мне понравилось, что им понравилось:) |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|