По
итогам мониторинга устранения избыточной отчётности учителей в субъектах
Российской Федерации, проведённого Общероссийским Профсоюзом образования в IV
квартале 2016 года, выявлен ряд положительных региональных практик,
рекомендуемых для изучения и возможного распространения в субъектах Российской
Федерации.
Среди положительных практик выделено, например, в части информационной правовой работы:
в
Калужской области изданы брошюры с материалами по вопросам сокращения и
устранения избыточной отчётности учителей, направленные во все первичные
профсоюзные организации;
в
Республике Башкортостане и Липецкой области проведены обучающие семинары для
молодых специалистов по проблеме устранения избыточной отчётности учителей;
в
Хабаровском крае вопросы, связанные с нормативным правовым регулированием
составления учителями отчётной документации, включены в дополнительные
профессиональные программы для руководителей общеобразовательных организаций
В
информационном плане дальше Бежицкого района никто в России не пошел. Мы издали
информационный бюллетень в расчете на каждого работника (члена профсоюза). Но работа по устранению избыточной отчетности
предстоит сложная. Почему?
Для начала надо
выяснить причины избыточной отчетности.
Это
снижение профессионализма тех, кто эту
отчетность генерирует.
Настоящему
управленцу профессионалу надо
меньше информации, чтобы принять компетентное решение. Недостаточно
подготовленные в профессиональном плане чиновники, вместо того, чтобы
сосредоточить свои усилия на реально полезные дела, начинают усиленно
заниматься имитацией в своей деятельности. Начинает процветать такое явление как починомание, которое очень быстро передается как эпидемия гриппа. Подобная практика была характерна для партийных и комсомольских
органов в советские времена. Но чем
закончили эти организации исполины? Развалились, как карточные домики в считанные дни конца 1991 года. Следует
учесть, что многие не понимают, что на
имитацию уходит значительно больше сил и времени, чем на реально полезные дела.
Времени и здоровья на имитацию тратится много, а КПД никакого. Некоторые
дурные или ненужные почины со временем так входят в привычку и уже не осознаются, как дурные.
Страдают от избыточной отчетности также работники недостаточно профессионально
подготовленные.
Настоящий профессионал найдет способ
минимизировать издержки избыточной отчетности. Привожу пример из книги «Религия и прикладная
философия» М. Литвака:-
« Вот как
поступал один из моих учеников, преподаватель клинической кафедры. Его работа состояла из лечения больных,
преподавания и научной работы. Кроме того, он был главным внештатным
специалистом области, возглавлял в профкоме сектор наставничества и еще должен
был участвовать в работе различных конференций и семинаров. Давайте подумаем
вместе, от чего нельзя отказаться. Прежде всего от лечения больных. … Мой
подопечный, когда ему надо было посылать в центр отчеты как главному
внештатному специалисту области (деньги
он за это не получал), писал цифры «от потолка». Ни разу его не разоблачили,
так как он знал средние цифры по
регионам. Эти цифры он ставил, чтобы не выделяться ни в лучшую, ни в худшую
сторону. Так же он отчитывался и за наставничество
(подготовка отчетов за
наставничество отнимало много время от
настоящего наставничества). А вот на больших совещаниях и ненужных ему (
и не только ему) конференциях заполнял истории болезни (
это необходимо делать как врачу) и писал статьи (
необходимо для научной работы преподавателя, так как за нее он получал
деньги). И ни разу его не поймали.
Его состояние улучшилось… Он мог несколько болезней лечить так, как
другие это не могли делать. Так что никто его бы и никто не уволил, даже если бы его и поймали
(любой разумный руководитель сделал бы вид,
что ничего не заметил)
».
Когда человек
стал настоящим профессионалом, то нашел способы избежать перегрузок. Тоже можно
сказать и о педагогах.
Следует
понять, что ни письма свыше, ни совещания
и тем более разговоры об устранении избыточной отчетности вряд ли помогут делу.
Отменить избыточную отчетность сложно, так как нельзя отменить то, что не
принималось в правовом поле. Избыточная отчетность вводится в основном по понятиям и беспределу. Поступает она из самых разных
источников. Например, из любого органа управления образованием (не
только в Брянске), где каждый
заместитель руководителя, начальник какого либо отдела (а их может быть
несколько) может посылать свои запросы. Сам руководитель также в
свою очередь направляет свои
запросы. Тоже можно сказать и про другие
ведомства. Многие инициаторы отчетности
не читали решений Госсовета и поручений Президента. Даже если и прочитают, то
вряд ли откажутся от соблазна использовать властные и другие возможности.
Очень
важно учесть, что своей пассивной позицией, безразличием и бездействием работники образования (и не
только образования) провоцируют и будут провоцировать дальше чиновников.
Именно рост пассивности и
бездействия работников является главной
причиной, а излишняя отчетность является следствием. Если пассивная позиция учреждений образования не изменится, то вместо
одной упраздненной отчетности со
временем появятся другие виды. И это будет неизбежно, так как главная причина
останется. Важно понять, что ни
Президент, ни министр образования, никто другой
не в состоянии отследить ту отчетность, которая навязывается
образовательным учреждениям.
Отменить нельзя,
но избавиться от нее можно
Без
содействия самих образовательных учреждений никто физически не в состоянии узнать об
объеме и источниках отчетности. Самый
реальный путь избавления от излишней отчетности – это взаимодействие образовательных учреждений
с районной организации профсоюза.
После
получения информации из разных образовательных учреждений об отчетности, профсоюзная
организация проанализирует ее содержание,
объём и в случае
необходимости будет принимать соответствующие меры.
Председатель
Бежицкой РО профсоюза – С. Евсютин