Нетрадиционные формы урока - Валентина Валентиновна Ермишичева
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Валентина Валентиновна Ермишичева


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Валентина Валентиновна Ермишичева / Блог / Нетрадиционные формы урока


ЗАПИСЬ #2

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


25 октября 2016, 18:05, автор - хозяйка блога
Валентина Валентиновна Ермишичева

Нетрадиционные формы урока

Государственное образовательное учреждение Центр образования №133

Невского района.

 

 

 

Тема:

«Нетрадиционные формы урока».

 Учитель биологии 

Ермишичева Валентина Валентиновна

 

 

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург 2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема работы: «Нетрадиционные формы уроков».

Среди разнообразных задач, стоящих перед учителем биологии, одной из важнейших остаётся повышение качества знаний учащихся по предмету. Качество - это  

уровень, которому должны соответствовать знания  и умения учащихся. Запросы общества требуют от школы новых форм и методов работы. Ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Организовать процесс обучения в соответствии с современными требованиями - непростая задача, требующая от учителя постоянного поиска и самосовершенствования.

Данный материал, содержащийся в данной статье, возможно, помогут учителям найти какие-то  новые пути организации процесса обучения.

Нетрадиционные формы урока используются для повышения эффективности образовательного процесса по активизации познавательной деятельности учащихся с помощью различных форм урока. На уроке целесообразно создавать проблемные ситуации, сочетать репродуктивную и творческую деятельность. Следует применять натуральные, изобразительные и словесные средства наглядности. Обучать строгой доказательности суждений,  что способствует реализации развивающих функций уроков в системе.

Уроки можно классифицировать по принципу ведущей дидактической задачи, особенностям содержания и видам работы детей.

Цели:

* разработка условий, способствующих самореализации учащихся в образовательном процессе через нетрадиционные формы уроков;

* повышение эффективности учебно-воспитательного процесса;

оздание условий для индивидуального подхода и дифференциации обучения;

*использовать для контроля воспроизводящей, тренировочной и творческой форм, позволяющих выработать у школьников умение анализировать и обобщать изученный материал, выделять главное и второстепенное, проводить сравнения и умозаключения, что способствует развитию памяти, мышления и стремления к познанию нового;

*выявление уровня усвоения учащимися системы знаний и умений, уровня познавательной самостоятельности у учеников;

*выявление уровня усвоения учащимися системы знаний и умений, уровня познавательной самостоятельности у учеников; оценивание знаний и умений учащихся,   выполняющее следующие функции:

----диагностическую  (измеряет усвоение учащимися нового материала);

----обучающую  (определяет, насколько наблюдается прирост знаний, умений и навыков);

---- развивающую  (во время контроля развивается память, речь, мышление);

---- воспитывающую (на уроках контроля реализуются устойчивые отношения, поведение, сотрудничество, ответственность);

---- корректирующую  (процесс оценивания исправляет и поправляет, если это необходимо).

Для осуществления этого подхода используются идея игровых технологий, а также коллективный способ обучения (КСО) или «организованный диалог».

При контроле знаний и умений учащихся следует пользоваться следующими принципами:

* принцип « стимулирования занимательностью (эффект удивления)»;

* принцип «знать, уметь и быть готовым творить»;

* принцип развивающего обучения;

* принцип  создания успеха в обучении (…Человек никогда не преуспеет в жизни, если однажды не познает успеха в чём-то для себя важном»;

* психологический принцип рефлексии : развитие умения  видеть сильные и слабые стороны своего учебного труда.

Среди методов, которые могут помочь в осуществлении поставленных задач, важное место занимают уроки-игры.

Например , урок-пресс - конференция проводится в старших классах, как итоговый урок по запланированной теме.

Урок ролевой игры в 11 классе на тему: «Космический суд над Человеком». Обвинять следует Человека, называющего себя венцом  Природы, суд обвиняет Человека в совершении преступлений против планеты Земля. Потерпевшими выступают Атмосфера, Океан, Почва. Верховный космический суд представляют: Солнце, Луна, Звёзды. Свидетелями выступают: Заповедник, Зубр, Лошадь, Снежный барс, Уссурийский Тигр. Секретарём выступает Время. Суд подчёркивает остроту экологических проблем на нашей планете и ответственность Человека перед Природой, как разумного существа. На этом уроке у учащихся формируются понятия форм загрязнения, последствий хозяйственной деятельности человека, методов и средств защиты природы. Такой урок помогает формировать знания у детей об основных науках, изучающих взаимоотношения организмов и среды, о биосфере как живой оболочке Земли и обмене веществ в ней.

Урок - аукцион можно проводить в любом классе. Он проводится в форме диалога. Очень удобно элементы аукциона использовать на вводных уроках с целью выяснения уровня знаний учащихся или как обобщающий урок (заключительный). Например, на вводном уроке по теме: «Птицы» учитель начинает урок с вопроса: «Что вы можете рассказать о птицах, кроме того, что они умеют летать? Учащиеся поочерёдно продолжают: Тело птиц покрыто перьями», «Птицы могут летать, так как имеют крылья», «Есть нелетающие птицы – это пингвины, страусы». После всех дополнений, учитель хвалит ребят за их знания о птицах. Учитель говорит ребятам, что им уже многое известно о птицах, но им предстоит  конкретизировать знания, углубить.

Уроки - раздумья позволяют задуматься, обсудить, попытаться объяснить сложные вопросы, которые пытаются решить учёные всего мира: вопросы экологии, сохранения здоровья, новые методы лечения, производство новых лекарств, трансплантации органов, проблемы медицинской генетики. Это имеет большое воспитательное значение, так как обсуждаемые вопросы тесно переплетаются с вопросами морали и нравственности.

Дети очень любят урок-викторину, где учитель может обобщить, конкретизировать и осуществить контроль знаний учащихся по теме (играть могут от2-до 5 команд по5-6 человек).

Очень эффективны уроки с элементами интеграции. Они способствуют выявлению межпредметных  связей, изучению предмета и явления с различных позиций, глубине, новизне восприятия материала.

Урок-решение познавательных задач проводится как текущий  или обобщающий урок. Учащиеся  должны научиться  устанавливать отношения между новой и уже известной информацией, связь теоретических положений с практикой, использовать знания из различных разделов изучаемого предмета и смежных дисциплин. На таких уроках учащиеся могут проверить свои знания, научиться объяснять новые факты, явления и стремиться к новым знаниям. Их ребята могут получить через игру.

Игра «Кросс - вопрос »! (универсальная для любой контрольной работы). Учитель начинает урок со стихотворения:

Все на кросс! Все на кросс!

Начинаем «Кросс - вопрос»!

Все на старт!

По ходу кросса будут разные вопросы,

Кто на все ответит, тот-

 путь до финиша найдёт!

Суть игры в том, что около различных письменных заданий указано количество километров, которое «пробегут» ученики, если они выполнят задания верно: чем сложнее задание – тем больше километров «пробежка»,   обязательно включаются и занимательные задания, но их километраж невелик. Оценки выставляются всем ученикам ( в зависимости от количества километров, которые они «пробежали»  («5» получают «добежавшие» до финиш, например,  при изучении темы «Птицы» провожу итоговую проверку знаний по вариантам:

1 вариант

·          Какие особенности строения яйца птицы связаны с её размножением в наземной среде?

·          Почему скелет птиц лёгок?  Какое это имеет значение?

·                 Установите сходство в различии кровеносной  и нервной систем птиц и лягушки.

                                                                       2 вариант

·          Можно ли птичье яйцо назвать яйцеклеткой? Почему?

·          Почему дыхание птиц называют двойным?

·          Каковы характерные особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с их приспособлением к полёту?

                                                                         3 вариант

*Как птицы заботятся о своём потомстве? Каково значение этого явления?

*Какие черты внешнего строения птиц указывают на их родство с пресмыкающимися?

*Расскажите о приспособленности птиц  к сезонному явлению в природе – гнездованию.

Каково его значение в жизни птиц?

                                                                            4 вариант

*Как птицы приспособлены к жизни в степях и пустынях?

*Почему у большинства птиц зрение и слух    лучше, чем обоняние?

*Как птица дышит в полёте и сидя на ветке? Почему птицы в полёте не задыхаются?

                                                                              5 вариант

*Почему температура тела не зависит от температуры окружающей среды?

*Какие особенности скелета птиц обеспечивают полёт?

*Расскажите о приспособленности птиц к сезонным явлениям в природе – кочёвкам и перелётам.

                                                                                  6 вариант

*Какие примеры вы можете привести для доказательства разнообразного и сложного поведения птиц?

*чем различается обмен веществ у птиц и пресмыкающихся? Какое это имеет значение?

* Ласточек и стрижей относят к разным отрядам. Как объяснить сходство в их строении?

(Ребята  выбирают вариант самостоятельно).                                                                                                                                                         

Игры: «Крестики - нолики ».

* Учитель каждому ученику называет  изученное семейство цветковых растений;

                  *Ученики записывают после слова «семейство» в зачётный лист.

                  * Затем раздаются листы со списком из 16 признаков:

 1 . Стебель с узлами и междоузлиями.

2 . Формула цветка: О3+3Т3+3П1

3 . Плод зерновка.

 4. На корнях - клубеньки, в них живут бактерии.

 5 . Плод – ягода или коробочка.

  6. Параллельное или дуговое жилкование листьев.

 7. Формула цветка : Ч4Л4Т4+2П1.

  8. Плод стручок или стручочек.

 9. Стебель – соломина.

10 . Соцветие кисть.

  11. Соцветие початок, султан, сложный колос и т.д.

  12 Плод боб.

13. Мочковатая корневая система.

  14. Строение цветка: 2  цветковых  чешуи, 2 цветковых плёнки, 3 тычинки и 1 пестик.

15. Формула цветка: Ч(5)Л 1+(2)+2Т(9)+1П1.

             «Слабое звено»,  «Мозаика», «Домино»,  «Биологический тайник»  (по теме: «Простейшие и Кишечнополостные»), «Слушай, не зевай» (по теме: «Ткани растений»), «Морской ветер» (по теме: «Цветок. Соцветия.  Плоды»).  

 Цель этой игры :

 проверить знания о генеративных органах растения и умения находить на модели части цветка,

 распознавать на гербарных листах соцветия, сравнивать их, узнавать на рисунках сухие и сочные плоды,

 показывать на таблице составные части семян, сравнивать семена. 

Уроки-экскурсии в природу - знакомят учащихся не только с природными объектами и явлениями, но и с историческими местами, заповедниками, заказниками, оранжереями.    Искусством  садово-паркового диза йна , влияние экологических факторов на живые организмы. Знакомство с парками, садами, скверами города (автобусные или пешие экскурсии).

  Уроки – конкурсы и уроки – турниры дают учителю возможность организовать доскональное повторение и проверку знаний ребят. У учащихся развиваются умения слушать, задавать вопросы, вести диалог, корректно отстаивать свою точку зрения. Опрос могут вести  не учитель, а сами ученики.

На этих уроках учитель создаёт условия для проверки знаний и умений учащихся по изученной теме, не вызывая у детей излишнего волнения.

«…В сотрудничестве ребёнок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, разрешаемых им.  Есть возможность перехода от того, что ребёнок  умеет, к тому, что он не умеет…»- Л.С.Выготский, психолог.

Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, ассоциативную память учащихся и коммуникативные умения и навыки. А также стимулировать интерес не просто к предмету биологии, но и  к окружающему миру.

Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая обеспечивала бы образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями и возможностями. Среди разнообразных задач,  стоящих перед учителем биологии, одной из важнейших остаётся повышение качества знаний учащихся по предмету.

        Запросы общества требуют от школы новых форм и методов работы. Основная цель моей работы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая обеспечивала бы образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреж

Тэги: биология



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу


































 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/