В связи с возросшим интересом к
закономерностям формирования личности ребенка с проблемами в развитии при
коррекционном воздействии наблюдается комплексное использование различных
психокоррекционных методик, среди которых важное место занимает
арттерапия.
Арттерапия
- это метод коррекции и развития
посредством художественного творчества.
Современная специальная психология и
педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на
использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями в
развитии. На важную роль искусства в работе с проблемными детьми указывали
представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, а
также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П.
Кащенко.
Практический опыт психокоррекционной
работы средствами арт-терапии показывает ее большой терапевтический и
коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии: с
проблемами в эмоционально – личностном развитии (Т.А.Добровольская,
О.А.Карабанова), с задержкой психического развития (Л.В.Кузнецова,
Е.А.Медведева), при ДЦП (Г.В.Кузнецова) и др.
Таким образом, основываясь на
гуманистическом подходе, арттерапия преследует единую цель - гармоническое
развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации
посредством искусства.
Внутренний мир ребенка с проблемами
в развитии (проблемы речи, задержка психического развития, нарушение
опорно-двигательного аппарата, проблемы в эмоционально – личностном развитии)
сложен. Нам, педагогам, необходимо помочь таким детям увидеть, услышать,
почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое «Я»,
раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и
взаимодействовать в нем.
Кроме того, одна из
дополнительного образования
нацеливает на «создание благоприятных
условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала
каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми
и миром».
Использование традиционных методов,
приемов и средств в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями
не всегда приносит ожидаемый результат. В связи с этим возникает необходимость
поиска новых эффективных методов работы с детьми с особыми образовательными
потребностями, поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную
роль в преодолении недостатков развития могут сыграть и
арттерапия.
Для разрешения проблемы у нас
возникла идея: Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством современных
методов и подходов арттерапии.
Мы поставили перед собой
цель:
Создание условий для развития мелкой
моторики у детей с ОВЗ посредством арттерапии.
Существует большое количество
различных форм
АРТТЕРАПИИ, используя
которые в работе с детьми с нарушениями интеллекта, в развитии можно
преследовать разные цели. Любые традиционные формы работы подходят для развития
мелкой моторики: гимнастика и специальные игры для пальчиков; вязание крючком,
узелковое плетение; бисероплетение, нанизывание бус и вышивание и др.
Артпедагогика предполагает следующие
принципы:
·
Принцип самовыражения и спонтанности.
·
Принцип уникальности.
·
Принцип сотворчества.
Для достижения положительных
результатов в работе с детьми огромное значение имеет развивающая предметно –
пространственная среда. При ее формировании мы учитывали современные требования
ФГОС ДО, основные компоненты.
Так в наших группах для детей с ОВЗ всегда были особенно популярны
«Творческие мастерские, «Мастерилки», наполненные разнообразными материалами
для творчески-продуктивной деятельности детей.
Кроме того, А. И. Копытин выделил
четыре принципа арттерапевтического воздействия, которые напрямую связаны с
организацией средового пространства:
1. Принцип использования
разнообразных материалов.
2. Принцип создания условий.
3. Принцип посредничества взрослого
человека.
4. Принцип использования
специфических приемов в арттерапевтической практике.
Реализация этих принципов находит
отражение, как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми с ОВЗ.
Особый акцент мы делаем на: работу с
нитками, вязание крючком, вышивку, бисероплетение, узелковое плетение. Таким
образом, комплексная методика арт-терапии направлена на всестороннее развитие
ребенка. Занятия проходят в увлекательной игровой форме, в непринужденной и
уютной атмосфере.
Детям эмоционально зажатым, с высокой
тревожностью более полезны материалы, требующие широких свободных движений,
включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям мы
предлагаем узелковое плетение.
В рамках коррекционных мероприятий
дополнительно на занятиях мы используем музыкальную терапию и танцевальную
терапию, которые позволяют разрешить эмоционально-личностные проблемы детей,
конфликтные межличностные, внутрисемейные отношения, устранить состояние
эмоциональной депривации, отвержения, чувства одиночества, снять повышенную
тревожность и импульсивностью.
Развитие мелкой моторики рук через
творческую практическую деятельность затрагивает все образовательные области.
Родители воспитанников мои первые
помощники в организации и создании среды оздоровления и развития у детей
любознательности и познавательных интересов. Залог успеха развития ребёнка во многом
зависит от планомерной активности родителей, поэтому мы познакомили их с идеей
нашей работы, получили от них поддержку и желание помогать нам.
·
Мы проводили "Дни открытых
дверей".
·
Организовывали выставки творческих работ.
·
Привлекали родителей к участию в
праздниках.
·
Кроме того, повышали
психолого-педагогической культуру.
·
Реализация коррекционно - образовательных
задач в нашей школе-интернате в полной мере возможна лишь при условии тесного
взаимодействия со специалистами разного профиля.
Большую роль в эффективности работы с
детьми ОВЗ играет взаимодействие с социумом, которое обеспечивается
взаимодействием с разными организациями образования и культуры.
Результативность:
·
Сформировался интерес к НДПИ, возросла
потребность в детском творчестве, поделки стали отличаться оригинальностью,
обогатился эмоциональный мир ребенка.
·
Укрепилась мелкая моторика рук.
·
Расширился словарный запас.
·
Родители стали принимать более активное
участие в жизни детей.
Перспективы:
·
Продолжать работу по развитию мелкой моторики
детей с ОВЗ через артпедагогику.
·
Расширять работу с социумом.
·
Продолжать участвовать в конкурсах
детского творчества.
·
Распространять свой опыт работы.