Прослушал аудиороман Рафаэля Сабатини "Белларион". Интересная книга,
захватывающий сюжет, поучительная мораль, и это притом, что
повествование основано на исторических фактах.
И всё бы хорошо, но...
В
какой-то момент начал понимать, что это произведение всё больше и
больше напоминает мне мою первую книгу того же автора - "Одиссея
капитана Блада". Нет, конечно же, место и время там разное, главные
герои тоже. Вроде бы. Тем не менее...
- и там и здесь центральный
персонаж - человек, который изначально был никем, а стал всем, то есть
выбрался из грязи в князи, благодаря самому себе и превратностям судьбы;
-
и там и здесь есть прекрасная дама, в которую этот персонаж в самом
начале влюбляется и на протяжение всей книги пытается ей помогать и
защищать её, сохраняя верость и преданность;
- а эта дама, не смотря
ни на что, на протяжение всей книги смотрит на него, как на говно, и
даже хуже, приписывая ему всевозможные пороки и недостатки, и прозрение
наступает лишь в самом конце;
- несмотря на то, что он весь роман
бился честной головой в её чёрствую душу, вопреки её беспросветной
тупости, упорному стремлению видеть в нём не искреннего и отважного
рыцаря, а отпетого подонка и предателя, он всё равно потом её
великодушно прощает и принимает её, прозревшую и виноватую;
- и там и
здесь, рядом с главным героем есть безусловно положительные и
однозначно отрицательные персоны, что делает повествование похожим на
мыльную оперу, где тоже всё очень контрастно.
НО!
В чём
безусловное достоинство романа, так это то, что Белларион здесь хоть и
показан добрым, умным, храбрым и великодушным малым, тем не менее, он
явно выбивается из неких "героических госстандартов" - он очень не любит
драться, избегает лезть в битву, не стесняется признаться в том, что
испытывает страх перед более сильным врагом. Он может притвориться,
обмануть, более того, делает это просто виртуозно и часто, но - во имя
великой цели, а не по мелочи. Короче, это классический авантюрист со
знаком плюс. И дже если он кому-то говорит неправду, кого-то вводит в
заблуждение, это вовсе не выглядит грязной и подлой ложью, нет, это
возвышенный обман, призванный восстановить справедливость и помочь Добру
побежить Зло.
То есть это именно тот самый случай, когда одному
человеку прощаешь то, чего никогда не простишь другому. Ведь врать
нехорошо, и тот, кто лжёт и обманывает, тот плохой. Но... вот именно
этот - хороший! Ему можно.
В общем, советую. Интересно.
Да, а причём тут "пунктик" Сабатини?
Мне
кажется, использование одних и тех же психотипов в разных романах
говорит о том, что автор в своей жизни сильно пострадал от подобной
несправедливости по отношению к себе. И ему, наверное, тоже приходилось
долго и безуспешно доказывать какой-нибудь девушке, что он не баран, а
она не верила, потому что была на 100% убеждена: он не просто баран, а
гораздо хуже! И потом всё-таки справедливость восторжествовала. Но какой
ценой...