Песен о Соколе и Буревестнике не поют. - Алевтина Петровна Монастырская
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Алевтина Петровна Монастырская


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Алевтина Петровна Монастырская / Блог / Песен о Соколе и Буревестнике не поют.


ЗАПИСЬ #5522

КОММЕНТАРИИ (14)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


18 октября 2016, 12:48, автор - хозяйка блога
Алевтина Петровна Монастырская

Песен о Соколе и Буревестнике не поют.

Смена политических настроений в стране почти всегда сразу отражалась на школьных программах и учебниках по литературе. Но сейчас к этому добавилось новая, более опасная тенденция: упростить списки для обязательного чтения из мнимой заботы о наших детях, которым якобы очень тяжело осилить сложные и длинные тексты типа «Войны и мира» или «Преступления и наказания», а потому они вообще перестают брать в руки любые книги. По той же логике, тогда и в математике можно остановиться на таблице умножения. Ведь вычислять логарифмы — это же сложно. И к чему мы придём? Очевидно, к полной деградации и утрате культуры.

 

О том, как изменилась литература в школе и почему нельзя допускать упрощения программ, рассуждает Алексей Фёдоров, учитель литературы московской гимназии № 1516, кандидат филологических наук:

Песен о Буревестнике не поют

Юлия Борта, АиФ.ru: Алексей Владимирович, какие произведения за последние 30 лет ушли из школьной программы, а какие в неё добавились?

Алексей Фёдоров: Списки обязательного чтения менялись не только последние 30 лет, но и на протяжении XIX века, когда они только возникли, и в ХХ веке, конечно. Хрестоматийные списки во многом отражали процесс постепенного формирования отечественной классики, школьного литературного канона. Если же рассматривать последние несколько десятилетий («чему, чему свидетели мы были»), можно обозначить две основные тенденции. Первая — идеологическая. После событий, изменивших общественное отношение к советскому наследию, из писателей XVIII-XIX веков пострадали, прежде всего, Радищев и Чернышевский. Сейчас в большинстве школьных программ по литературе Радищев если и представлен, то небольшими фрагментами из «Путешествия из Петербурга в Москву», а Чернышевский с романом «Что делать?» фактически остался только в программах углублённого изучения литературы. А между тем, эти авторы интересны и важны по многим причинам. Их произведения оказали серьёзное воздействие и на умонастроения современников, и на литературное творчество русских классиков. Изучать романы Достоевского и Толстого, конечно, лучше, имея представление о тех теориях, с которыми они полемизировали; знакомиться с жанром антиутопии (от Салтыкова-Щедрина до Замятина), не зная ни единого примера «первичного» жанра — утопии — по меньшей мере странно. К тому же, поделюсь личным учительским убеждением: оба произведения, особенно «Что делать?», трудные при чтении, оказываются, как правило, удивительно интересными при обсуждении в классе.

 

Смена идеологического вектора коснулась и литературы советского периода. Исчезли из школьной программы роман «Мать» и всё послереволюционное творчество Горького. Дети теперь читают в лучшем случае его ранние романтические рассказы и пьесу «На дне». Песен о Буревестнике и Соколе никто уже не поёт. Маяковский теперь не  «поэт Октября », а футурист, экспериментатор в области стиха, создатель ярких необычных образов и т.д. А потому ни поэмы «Хорошо», «Владимир Ильич Ленин», ни стихов о советском паспорте дети не знают. Проходят «Облако в штанах».

Исчезли из обязательной программы «Пётр Первый» А.Н. Толстого, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, «Разгром» и «Молодая гвардия» Фадеева. Изменились акценты в изучении Шолохова. В советское время школьники читали «Поднятую целину», потом её вполне резонно сменил «Тихий Дон». Но и он сейчас под вопросом.

 

— Чем же «Тихий Дон» не угодил?

— Прежде всего, своим объемом, но не только. По мнению многих либеральных реформаторов образования, не может быть гениального произведения, написанного человеком коммунистических убеждений. Поэтому опять запускается в медиапространство пыльная, давно сданная в архив теория о шолоховском плагиате...

 

Поэтов стало больше

— А что взамен?

— Свято место пусто не бывает. А потому в 11 классе разрастается почти на полгода «серебряный век». Раньше в программе были три ключевые фигуры этого периода: Блок, Маяковский и Есенин, великие русские поэты XX века, которые собственно «серебряный век» переросли. Сейчас к ним добавились поэты второго ряда, школьники погружаются в различные течения и школы этого сложного и пёстрого периода: акмеизм, эгофутуризм, имажинизм и другие. Кроме того, с той же подробностью (как Блока, Маяковского, Есенина) теперь предлагается изучать и Ахматову, и Цветаеву, и Пастернака, и Мандельштама. Как правило, без оглядки на то, что их поэзия зачастую требует от читателя серьёзной филологической и общекультурной подготовки.

 

Особенно странно всё это выглядит на фоне недавних громких заявлений о необходимости (или желательности) удаления «Войны и мира» и Достоевского из школьной программы. Вообще, если ориентироваться исключительно на степень сложности, то в школьной программе надо оставить только тексты, созданные специально для детей. Почти вся классика — произведения непростые, написанные для взрослых. До понимания этих произведений можно (и нужно!) расти всю жизнь. И школа — первая ступенька постижения этого богатейшего мира. Образно говоря, если в школе на эту ступеньку не «встать», то потом до следующей ступеньки можно и не «допрыгнуть». Ведь классика — это не то, что прочитал-понял-успокоился-забыл. Это то, что необходимо перечитывать. Это трудное чтение. Но труд души не стоит путать со скукой и бессмысленной тяжестью. Поэтому нужно бороться за обязательное присутствие в школьной программе «Войны и мира» и «Преступления и наказания». Которые (попутно заметим) уж никак не сложнее Библии.

— Какие ещё произведения появились?

— В программу включили писателей-эмигрантов, которых не могло быть в советской школе, начиная от Шмелёва и заканчивая Солженицыным. Здесь же можно назвать «возвращённые» имена: долгое время не издававшиеся произведения Булгакова, Платонова и др.

 

— Но это же хорошо?

— Безусловно, если это происходит не через принципиальное «выдавливание» всего «советского» в отечественной литературе. Пусть и трагически разорванные, но это неотъемлемые части нашего общего культурного достояния. Нельзя просто механически заменять одно другим.

 

Упростить и веселить

— На что ещё сместились акценты в школьной литературе?

— Вторая тенденция, помимо идеологической, — «разгрузочная». Неоднократно звучат призывы «облегчить» программу, давать детям произведения поменьше и попроще. Как же бедный школьник, который кроме комиксов в жизни ничего не видел и кроме гаджетов ничего не жаждет, сможет осилить полторы тысячи страниц «Войны и мира»? Логика проста: хватит врать и заниматься имитацией, надо признать очевидный факт, который заключается в том, что дети не читают. Исходя из этого факта, будем читать с детьми (вслух) небольшие рассказы, желательно о них и для них написанные, причём написанные современными авторами, современным языком. Зачем им «Капитанская дочка»?

— А к современным писателям как теперь относятся?

— Сейчас мы видим попытку противопоставить современность «архаичной» классике. Сделать ставку на современную литературу как на единственный способ вернуть интерес к чтению у ребят. Тезис такой: мы скучной устаревшей «обязаловкой» отбиваем охоту к чтению. А вот если бы с ними начать читать что-нибудь такое легко-игриво-весело-увлекательно-злободневно-актуальное, то всё будет иначе... Но это самообман. И ложное противопоставление. От массовой культуры и китча они никогда ни к чему подлинному не придут. После  «кока-колы »святую воду пить не станут, прошу прощения за такое сравнение. А чтобы понять серьёзную современную литературу, надо очень хорошо знать классику. Не наоборот.

 

Неоднократно звучала идея сделать «золотой канон» школьной классики, нашу культурную основу, необязательной для изучения. И предложить учителю самостоятельно выбирать произведения, на которых он будет с учениками отрабатывать какие-либо читательские умения. А кто это будет — Пушкин или Пелевин — якобы не важно. Очень надеюсь, что до этого всё же не дойдёт. Во всяком случае, Общество русской словесности, созданное недавно и возглавленное Патриархом, одной из приоритетных задач своей деятельности объявило как раз защиту классической литературы в школе. Оформляется мощная тенденция противодействия оголтелым «инновациям» в литературном образовании. Без этого мы рискуем окончательно утратить иерархию ценностей, представление о необходимости и свободе, важности и второстепенности. Многие образовательные документы уже «заложили мину» под наш общий культурный фундамент. Существующие списки произведений почти всегда сопровождаются оговоркой об их необязательном статусе, вроде как это снисходительное «подспорье» для некреативных педагогов, привыкших к спискам и указаниям сверху. А смелые раскованные учителя этим перечнем могут пренебречь.

— Мне кажется, наоборот, смелость в том, чтобы суметь донести до ребёнка «Преступление и наказание», открыть в нём что-то актуальное, созвучное детям.

— Конечно! Гораздо проще составить школьную программу из произведений, которые самому учителю, как читателю, ближе, чем бороться с «хрестоматийным глянцем» общеизвестных текстов, открывать их для ребят так, чтобы они «пробивали» до глубины души. Нам пытаются навязать позицию, что высший профессионализм учителя словесности — это способность формировать свой список. А ведь на самом деле высший пилотаж — умение в рамках «золотого канона» (эти рамки не тесны, в них умещается бесконечность) прочитать вместе со школьниками известные произведения как новые, актуальные, необходимые лично для каждого. И прожить эти произведения вместе. Так, чтобы осталась потребность к ним вернуться — потом, после школы, в новой взрослой, постоянно меняющейся жизни. Потому что благодаря классическим произведениям мы лучше понимаем страну, в которой живём, народ, к которому принадлежим. И себя самих, как в чудесном зеркале отражённых в каждой вечной книге.

  • 169
  •  
  •  
  •  
  • 1


http://www.aif.ru/society/education/ubivayut_tolstogo_i_sholohova_kakie_knigi_ischezli_iz_shkolnoy_programmy



ОБСУЖДЕНИЕ


Александр Геннадьевич Покаевский2016-10-18 16:11:46 - Александр Геннадьевич Покаевский
Доиграются...(

Писатель-антисоветчик Г.П. Климов писал:
`А уж когда разрежут последнюю советскую атомную подводную лодку вот тогда вы и узнаете истинное лицо западной демократии давно уже находящейся под пятой у лидеров дегенеративной секты.`
В сое время хватило ума не сделать этого...
Теперь эксперименты с умами молодежи:`... если это происходит не через принципиальное выдавливание всего советского в отечественной литературе.`
Но `порезав` умы, их так быстро не наштампуешь как подводные лодки...
Елена Александровна Селякова2016-10-18 16:57:07 - Елена Александровна Селякова
Елена Станиславовна Романичева, один из авторов прекрасного учебника литературы под редакцией А.Г.Кутузова (убран из школ), на семинарах говорила: `Стандарт по литературе принципиально неисполняем`. Из своего опыта подтверждаю, что невозможно полноценно и интересно изучить все произведения, которые предлагаются программой. Особенно страшен 10 класс - за год предлагается прочитать `Войну и мир`, `Преступление и наказание`, `Обломова`, `Отцы и дети` - не считая `мелочи` Островского, Салтыкова-Щедрина, Лескова, Чехова...А ведь ученики, кроме литературы, изучают массу других предметов.
Многие произведения остаются в программе только из-за советской традиции (по ним написаны статьи революционно-демократических критиков), например, `Гроза` Островского (`Луч света в темном царстве`) и `Обломов` (`Что такое Обломовщина`). Статьи Добролюбова актуальность потеряли, а произведения в программе остаются...`Грозу` десятиклассники не воспринимают, она для них архаична. Вопросы такого рода задают: `Если Катерина такая верующая была, почему она к священнику на исповедь не пошла? И вообще почему с собой покончила?` Насчет `Обломова` тоже проблемы с восприятием, темп текста медленный, герой несимпатичный. Тоже спрашивают: `Человек лег на диван и лежит, а в конце оказывается, что у него душа прекрасная? И что?`
Лучше всего воспринимаются `Отцы и дети`, `Герой нашего времени`, `Преступление и наказание`. Гоголя читать не хотят никак, особенно `Мертвые души`. Говорят, предложения настолько длинные, что, пока до конца дочитаешь, и сам забудешь, с чего начал, и автор в другую сторону убежит. Ну у Гоголя и вправду такая особенность есть...
Стихи не воспринимают от слова `совсем`, явная несформированность образного мышления еще с начальной школы. Там сейчас уравнения же решают ;), некогда образным мышлением заниматься.
Разгружать надо программу по литературе. Иначе получается не преподавание, а профанация. А когда наша министресса еще и обязательный экзамен по литературе введет, вообще застрелиться....
Алевтина Петровна Монастырская2016-10-18 17:23:57 - Алевтина Петровна Монастырская
Очень нравилась в школе литература. Кстати, вот пример того, что предмет может нравиться, даже если не любишь учителя. Много читала. С интересом. И с удовольствием изучала все программные произведения, все образы в них. Домашние сочинения, помню, не укладывались в тетрадь: выкладывала свои мысли и суждения очень откровенно. Когда учитель читала мои сочинения на уроке, чувствовала себя ужасно: как будто меня прилюдно раздевали, краснела и бледнела от стыда. Но всё равно продолжала искренне писать то, о чём думала. Любила всех авторов, но особенно любила Маяковского (до сих пор люблю и многое со школы знаю наизусть). Поэтому мне совсем непонятно, что молодые люди НЕ разбираются в ЭТИХ произведениях. В 15 лет, будучи выпускницей средней школы, считала себя совершенно взрослым состоявшимся человеком. А нынешние должны же быть на голову выше нас, учившихся ТОГДА.

Хотя и стала учителем математики, ничуть не жалею, что в школе больше уделяла времени литературе. Научившись говорить правильно (литературным языком), могла легко общаться с детьми на своём предмете. Математика - та ещё поэзия!)))
Наталья Валентиновна Мадигожина2016-10-18 17:39:43 - Наталья Валентиновна Мадигожина


А я хоть и стала учителем литературы, не жалею, что училась в математическом классе. И математика, и словесность развивают разные части мозга.
Но если государству в принципе не нужны умные люди, то можно читать хоть `Мать`, хоть роман `Отцы и дети` - результат будет один. Тем более, что часть школьников уже не умеют читать. Вообще. У них побуквенное чтение.
Но ведь показатели в стране - отличные, значит, можно повышать планку. И, в сущности, не все ли равно, что ребенок не может прыгнуть в высоту 5 или 8 метров?!
Тамара Петровна Скурихина2016-10-18 17:42:24 - Тамара Петровна Скурихина
Ахматова и Пастернак - поэты второго ряда?
Елена Александровна Селякова2016-10-18 17:46:34 - Елена Александровна Селякова
А с другой стороны, `Евгению Онегину` через 10 лет будет 200 лет...Уже сейчас приходится через слово объяснять, иначе просто не понимают. А текст огромный.
Те же статью критиков 19 века когда перерабатываю для уроков, суть можно на полстраницы изложить, а они растягивали на 15-20. Темп жизни совсем другой был, могли они позволить себе роскошь воду лить в своих сочинениях.
Что ни говори, русская классика - литература другого времени и для другого мира.
Нина Владимировна Осипова2016-10-18 18:11:05 - Нина Владимировна Осипова
Будучи школьницей средних классов (не старших!) прочитала произведения Черкасова ( `Хмель`, `Конь рыжий`, `Черный тополь`), Г. Маркова (`Строговы`), Иванова `Тени исчезают в полдень`, Шолохова `Тихий Дон` и много ещё чего. Читала в школе на переменах, на уроках, спрятав книгу под парту, приходя домой во время подготовки домашнего задания, замаскировав очередной роман под учебник физики или химии... Дома огромная библиотека. Отец покупал книги, а ещё доставал - было такое время, когда книги именно доставали. Читала взахлёб, читала под одеялом с электрическим фонариком, за что получала от мамы нагоняи. Специально любви к чтению и не прививали, просто дома читали все: и мама, и отец, и брат. На уроках литературы частенько устраивались дискуссии по прочитанному, значит, я не была исключением и единственным `поглотителем` книг. Что случилось с современными детьми, почему заставить читать их практически невозможно, я не знаю. Но не читают не только ученики - не читают и их родители, и редко кто покупает книги, зачем, ведь есть его величество Интернет, где можно прочитать все, причем в кратком изложении. Вот и приходится устраивать `читки` во время уроков. И ведь что поражает - слушают! Слушают с интересом. А сами читать не хотят. Может, виной колоссальная загруженность? У старшеклассников ежедневно по 6-7 уроков плюс дополнительные занятия. Вопросы из серии кто виноват и что делать по-прежнему остаются открытыми...
Раиса Поликарповна Трефилова2016-10-18 22:33:14 - Раиса Поликарповна Трефилова
Читала всегда и везде! Дети (собственные) читают и сейчас! Приучаем к чтению внуков!

Без названия
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу

Без названия
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Наталья Валентиновна Мадигожина2016-10-19 19:38:54 - Наталья Валентиновна Мадигожина
Раиса Поликарповна! Это Вы нас агитируете?:)
Константин Борисович С.2016-10-19 21:38:44 - Константин Борисович С.
Книги как машина времени, ну в принципе с Радзинским можно согласиться, но только читать прошлое, которое уже прошл0 всегда было тошно.
Помню в библиотеке у меня наконец-то очередь на `Туманность Андромеды` подошла, а заставляют читать про тусовку Пьера Безухова и Платона Каратаева.
Ну реальная тошниловка.
Наталья Валентиновна Мадигожина2016-10-21 19:12:15 - Наталья Валентиновна Мадигожина
А я люблю воспоминания... Как сейчас помню: пригласил меня Анатоль на вальс, а я такая вся в розовом и белом, как зефир ассорти, к тому же тонкая и воздушная...
Марина Егоровна Бойкова2016-10-21 19:27:58 - Марина Егоровна Бойкова
Современные дети разные. И читающих на самом деле много. На школьной олимпиаде по литературе в 7 классе одно из заданий: напишите письмо любимому писателю (поэту). Кому же написали письма мои удивительные семиклассники? Гоголю, Есенину, Ахматовой, Бродскому (!). Эти читающие заразили почти весь класс. еще пример. Утро. Подходит мальчик (тоже семиклассник). Марина Егоровна, вы представляете, я сегодня проснулся в 6 часов и мне так захотелось читать стихи. Посмотрите, что я нашел...И начинает показывать мне стихи, которые он читал.
Я не хочу сказать, что они при этом все понимают. Но они, оказывается, хотят быть к этому причастны. И это здорово.
Елена Александровна Осадчая2016-10-21 19:37:52 - Елена Александровна Осадчая
Всю жизнь работаю учителем математики, а недавно случайно дали вести литературу в 5-7 классах. Прекрасный предмет! И дети читают, с удовольствием выполняют творческие задания. Правда, не все. Впрочем, как и по математике. И я душой отдыхала на уроках. А произведения какие изучаются!
Наталья Валентиновна Мадигожина2016-10-23 09:49:14 - Наталья Валентиновна Мадигожина
Да... Повезет с набором детей - и все в образовании кажется лучезарным. А возьмешь класс, где половина детей читать не умеют, - и работать не хочется.

Семиклассник, пишущий письмо И.Бродскому, это, конечно, супер. Завидую белой завистью.

Эх, Бродский! Знаю, что ты `растекался плевком по стене` вместо того, чтобы вкалывать на свое отечество. Правильно тебя называли `тунеядцем`, скоро у нас таких же, как ты, будут гнобить - и поделом! Потом вот уехал к нашим врагам, и дали они тебе, Иуде, вместо 30 серебренников, Нобелевскую премию за то, что ты классические тексты наших пушкиных перевирал и портил...

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Владимир Николаевич! Еще раз пересмотрела видео. Любовь у вас всех взаимная, об этом красноречиво говорит атмосфера, которая царит в Вашем библиоквартирнике. И все женщины становятся еще краше, смущенные Вашими комплиментами.... И каждый поцелован Богом! Повезло же Вам!И у меня хорошее чувство в связи с этим, улыбка не сходила с лица во время просмотра и продолжает отзываться и сейчас, когда пишу комментарий... Добрых мирных дней всем, это сегодня самое главное! Обнимаю!
Открываю томик одинокий - томик в переплёте полинялом. Человек писал вот эти строки. Я не знаю, для кого писал он. Пусть он думал и любил иначе и в столетьях мы не повстречались.... Если я от этих строчек плачу, значит, мне они предназначались. 💖💖6193773-a151550💖💖 Мое любимое ВЕРОНИКИ ТУШНОВОЙ! Спасибо, Алиночка! Кстати , в один день с ней родился и адресат ее любовной лирики (27 марта) Александр Яковлевич Яшин (настоящая фамилия Попо́в; 14 (27) марта 1913, Б - 11 июля 1968) - русский советский прозаик, поэт, журналист и военный корреспондент. Лауреат Сталинской премии второй степени (1950). Член ВКП(б) с 1941 года. Участник Великой Отечественной войны. Удивительно, что марте , в котором празднуется Всемирный день поэзии, появилось на свет много известных писателей и поэтов и среди них мои любимые: 💖Евгений Абрамович Баратынский Родился 2 марта (1800-1844) 💖26 марта родилась Мария Петровых. `Мастерица виноватых взоров, Маленьких держательница плеч!` (с) О.Мандельштам 💖26 марта родился Роберт Ли Фрост (англ. Robert Lee Frost, 26 марта 1874, Сан-Франциско - 29 января 1963, Бостон) - один из крупнейших поэтов в истории США, четырехкратный лауреат Пулитцеровской премии (1924, 1931, 1937, 1943). 💖29 марта 1940 г родилась наша любимая всеми на портале современница -поэтесса Лариса Емельяновна Миллер. Списочек далеко не полный...может кто-то дополнит.. Буду благодарна.
Очень интересно.
Не открывается презентация
Галина Ивановна,ь спасибо большое за материал!!!
Тотальный диктант проходит ежегодно в единый день для всех городов и стран. В 2024 году акция состоится 20 апреля.Это акция для всех желающих, независимо от возраста, национальности, уровня образования и социального статуса. Она показывает, что быть... Марина Николаевна, продолжайте здесь в комментариях.... А я, в свою очередь, предлагаю всем учителям, особенно преподавателям русского и литературы посмотреть фильм по теме, который вряд ли кто-то из вас видел. Хотя фильм детский, но вопросы русского языка, поднятые в нём, вполне взрослые. Фильм интересен, рекомендую...! https://youtu.be/e5Ulpii-wXo или хотя бы двухминутный сюжет для начала: https://youtu.be/B5Zxu6SX-_I





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/