Сказка дорога познаний! - Сергей Егорович Епишин
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Пророчества
 ▫ Достичь желаемого
 ▫ Золотые стихи
 ▫ Гордиться истоками
 ▫ Мой сад
 ▫ На даче
 ▫ Кукарямбы
 ▫ Дачный позитив!))
 ▫ Краски осени 2014
 ▫ Воплотить на даче!
 ▫ Разное
 ▫ Уют в доме и прочее
 ▫ Для блогов
 ▫ Юмор
 ▫ Книги `Ответы непосвященному`
 ▫ Добрые Подарки
 ▫ Домик
 ▫ Позитив!
 ▫ С праздником!))
 ▫ Юмор к празднику!)))
 ▫ Позитив на ночь и утро))
 ▫ Дачные решения!))
 ▫ Позитив мудрости!
 ▫ Не хватает сказки?))
 ▫ Позитивные хрюшки)))
 ▫ Мои позитивные чайнички))
 ▫ Технологии полезные людям!
 ▫ Чудо краски!
 ▫ Лучшая в мире система пожаротушения!
 ▫ Концепция внедрения новых открытий










Школыпользователя


Школы не выбраны




















Статистика


 Просмотров: 1618192
 Посетителей: 440136
 Подробности









Сергей Егорович Епишин


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Сергей Егорович Епишин / Блог / Сказка дорога познаний!


ЗАПИСЬ #2725

КОММЕНТАРИИ (5)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


28 августа 2016, 21:10, автор - хозяин блога
Сергей Егорович Епишин

Сказка дорога познаний!

Сказка – дорога познания!

 

Стоит прочитать и понять! Новая статья моего друга – Ани Бену:

« Зашифрованный язык русских сказок. Тайны волшебного клубочка, прялки, печки... Как сказкой открывать дорогу познания самих себя.

 

Для того, чтобы уметь интерпретировать символы русских сказок, необходимо понимать значение  предметного мира древних славян, обрядов и традиций.

 

Так, познавая символику народного костюма, его космологический характер, его обереги-заповеди, становится понятным, какую рубаху сшила царевна-лягушка царю. Применяя знания о трехчленном делении избы, где крыша - небо и голова человека, сруб - четыре стороны света и тело человека, подпол - мир загробный и ноги человека, можно прийти к выводу, что Емеля возлегает и путешествует на печи – сердце дома. Отсюда и качества Емели - щедрость, любовь, доброта, бескорыстие, забота о других, а вовсе не лень, как принято сейчас интерпретировать.

Архетип людей, живущих в России - это не Емеля-лентяй, а человек любящий, заботливый, умеющий мечтать, стремящийся к развитию - путь Емели от темной избы до дворца и управления своим новым миром вместе с царевной - в конце сказки. Кем бы мы ни были, если мы родились и живем в России, нужно любить эту культуру и самих себя. Я часто встречаюсь с нелюбовью российского современного человека к самому себе. Каждый народ гордится своим прошлым, своей историей, традициями, мудростью и уважает себя. Обращаясь к русским сказкам, можно почерпнуть и любовь к себе и самоуважение.

 

Опираясь на символику прялки, становится понятным значение волшебного клубочка и пряжи, серебряного донца и золотого веретенца. Почему клубочек - волшебный и приводит героя к источнику зла - смерти Кощея? Прялка отражала космогонические представления древних славян, где солнце, рождаясь из наднебесного высшего мира, согревает мир земной и совершает путешествие в мир загробный, замыкая круг. Кудель привязывали к вершине прялки, т.е. к миру небесному и спускали оттуда нить, свивая ее символически из света, из небесной влаги.

Таким образом клубочек - это нить мудрости, спущенная с неба, ведущая к познанию самих себя. 

 

Как писал Сергей Есенин, исследуя символику орнамента, русский человек, встав рано утром и умывшись водой, прикладывал к лицу полотенце с вышитым на нем древом жизни, напоминая себе, что в конце этого дня он, подобно этому мировому древу, должен принести плоды своих рук и шишки своих дум.

 

Орнамент костюма и утвари любого древнего народа несет в себе космогонию, целый рассказ об окружающем мире и способе гармоничного бытия в нем.

 

В славянской культуре символ имеет понятие оберега. Символами украшали все, чем пользовались и где жили. Это «изба-храм», как называл ее Сергей Есенин, а ее обереги – «избяными заповедями». Конь на крыше, петухи и розетки на ставнях и фронтоне избы – символы солнца и его лучей. Матица – символ млечного пути, волнистые линии – воды и дождя, ромбы с точками – символы засеянного поля. Крыша является символом неба, сруб – мира земного с четырьмя сторонами света, подвал – мир подземный. Так изба отражала представления о мире, была целым необъятным космосом. Изба – человек. Крыша избы – голова, сруб – тело, печь – сердце, подпол – ноги. Еще один персонаж, связанный с печкой - баба Яга.

 

 Почему она стремится поместить героев в печь? Печь в русской традиции это и сердце и лоно матери. В старину, если младенец рождался недоношенным, больным, его обмазывали тестом -символом солнечных лучей, и помещали на лопате для выпечки хлеба в теплую печь, а когда вынимали - считалось, что он переродился здоровым, допекся. Яга стремится перепечь, переродить героев, усадив на лопату и поместив в печь.

 

Однажды на семинаре, посвященном символизму сказок и мифов, я рассказала про обряд перепекания младенцев в русской традиции. И одна женщина поделилась своей историей:

 - Мой дедушка родился болезненным, с врожденным пороком сердца. Врач сказала, что младенец не выживет. Но мама дедушки несколько раз повторяла с ним обряд перепекания - обмазывала тестом и помещала в теплую печь, а потом вынимала. И он не только выжил - всю Великую Отечественную войну прошел  и прожил 85 лет.

 

Почему череп с тына бабы Яги помогает  Василисе? Обнаженный череп – символ смерти. А так как при жизни в его лоне живет мозг, то это символ смерти разума. Череп со светящимися глазницами - это символ смерти обыденного мирского разума. Свет же во многих культурах символизирует знание, дух, свет истины. Недаром говорит пословица: «Знание – свет, неведение – тьма». Происходит замена смертного ограниченного сознания сознанием  неограниченным. Василиса возвращается от Яги с обновленным сознанием, способным трансформировать свой мир. Поэтому негативные начала - мачеха и сестры, носители зависти, лени, злости, мести - исчезают.

 

Все предметы быта несли в себе рассказ о мире: вышитые полотенца и коромысла, сундуки, валики для стирки белья, прялки, костюм, постельное белье, занавески, дорожки тканых ковров.

 

«Как же мне, старцу

Старому не плакать.

Как же мне, старому, не рыдать:

Потерял я книгу золотую

Во темном бору,

Уронил я ключ от церкви

В сине море».

Отвечает старцу господь бог:

«Ты не плачь, старец, не вздыхай,

Книгу новую я вытку звездами,

Золотой ключ волной выплесну».

 

 Приводит народные слова Сергей Есенин в своем произведении "Ключи Марии" - исследовании корней русской культуры, сетуя на то, что утерян символический язык «избяных заповедей», космогоническое, сакральное значение орнамента, одежды и утвари – всего созданного руками человека предметного мира, несущего сказания о вселенной и смысле бытия.

 

В сознании древнего человека любая созданная им вещь несла в себе смысл, миф о сотворении мира, о цели и смысле жизни его самого в этой безграничной вселенной. Круги, кресты, ромбы, зигзаги, покрывающие глиняные горшки или деревянные изделия отражали космос – солнце и круговращательное движение, стороны света, смену времен года, мифологическое отделение света от тьмы и т.д.  Предметный мир, миф и сказка были неотделимы друг от друга, являясь наставлениями, духовной грамотой о способе гармоничного и счастливого бытия в этом мире. Линии орнамента, вышивка костюма, занавесок, полотенец, резьба покрывающая утварь и стены дома, архитектурные элементы избы, устное творчество – фольклор, сказка, миф – все это древняя молитва, письмена мудрости, напоминание о праведной и плодотворной жизни.

 

Сундуки, наличники на окнах, валики для стирки белья и т.д. – все украшалось символами солнца, воды и земли, напоминая, как человек должен жить – по законам солнца, т.е. добра, истины, привнося в жизнь чистоту ума и души, отраженные в символах  воды, и в конце каждого дня приносить прекрасные плоды своих рук. Таким образом, любая вещь была не просто произведением декоративно-прикладного искусства, но и несла в себе целую философию.

 

Изделия декоративно-прикладного искусства Древнего мира  можно назвать молитвой и мудростью, запечатленными в трехмерной форме, несущей прикладное  назначение.

 

Если перевести язык древних на наш современный, то на каждой вещи окружающего нас мира – на мебели, посуде, одежде, на полу, оконных рамах, на домах, дорогах, машинах, витринах, - везде мы бы видели надписи: «помни о вечном», «стремись к мудрости», «будь справедливым», «люби  и дари любовь», «будь плодотворен», «стремись к чистоте души»…

 

«Вся наша жизнь есть не что иное, как заполнение большого, чистого полотна рисунками». ( Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. Гл. Быт и искусство. М., 1991).

 

Это стремление к гармоничному бытию  в окружающем мире отражено не только символами предметного мира, но и заповедями мифа и волшебной сказки, выкристаллизовавшими в течение тысячелетий мудрые наставления-законы. Знание символики оберегов предметного мира и сказки раньше не были разделены, как это мы видим сейчас по вполне понятным причинам - предметный мир ушел в прошлое и изучают его только специалисты. А сказки остались с нами.

 

Читая мифы и сказки, мы отождествляем себя с главными героями, особенно к этому склонны  дети. Сказки дают молодому сознанию веру в безграничные возможности, способность побеждать чудовищ - преодолевать чудовищные трудности, дают напутствия к праведной жизни, непрерывное стремление к новым подвигам и открытиям, сказки открывают перспективу развития и путь счастья. Вспоминая народную поговорку: "Без царя в голове", становится понятно как это важно жить с царем в голове, значит быть хозяином своих проявлений и своей жизни. А если "без царя в голове", то в народе добавляли еще поговорку "крыша поехала", происходящую из тождественности дома и человека.

 

  После прочтения сказки или мифа, задайте детям вопросы о том, где живет добро, а где зло, кто такой главный герой, прекрасная царевна и дракон – и вы увидите, как многолико выскальзывают из подсознания, разбуженные этими вопросами древние архетипы, извечные символы, присущие каждому человеку.

 

Сказки говорят о нас самих и о нашей жизни. Но  символы сказочно-мифологических миров в них зашифрованы – «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит, там, на неведомых дорожках следы невиданных зверей, избушка там, на курьих ножках стоит без окон, без дверей…»

 

 Это леший наших заблуждений на неизведанных дорожках поиска смысла в лесу познания, это русалка наших чувств, манящая погрузиться на дно души-психеи за жемчугами любви и перламутром одежд радости и боли, это избушка нашего сознания, мечтающего взлететь над обыденным…

 

В сказках пульсирующим ритмом бьются сценарии нашей жизни, где высшее начало – Жар-птица, царь – разум, Кощей – пелена заблуждений, Василиса Прекрасная – душа…»

https://snob.ru/profile/30157/blog/111360

 

С Любовью,

СЕ

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Ирина Алексеевна Машинистова2016-08-29 02:28:24 - Ирина Алексеевна Машинистова
Надо подправить заголовок поста. Сказка - дорога познания.

Татьяна Павловна Гришкова2016-08-29 03:34:49 - Татьяна Павловна Гришкова
Спасибо, очень интересно)
Валентина Федоровна Короткова2016-08-29 13:41:29 - Валентина Федоровна Короткова
Сласибо!Исслед. статья очень понравилась.Расшифровка символов скаочных героев и вещей помогает правильно понимать заложенный в сказке глубокий смысл о жизни и отношениях людей.баба-Яга не такая уж страшная и вредная. помогает очищаться от всякой скверны...Понравилось и то, что приводятся выдержки из сочинений есенина.
Людмила Николаевна Громакова2016-08-29 19:40:37 - Людмила Николаевна Громакова
Давно думала о смысле символов, присутствующих в русских народных сказках. Спасибо, за статью, Сергей Егорович.
Сергей Егорович Епишин2016-08-30 02:00:39 - Сергей Егорович Епишин
Благодарю, друзья!

Вот еще немного

Одинаково ли творят сказки дети и взрослые? Что для ребенка придумывать сказку?
- Сказка это такой золотой ключик к душе ребенка. Это самый быстрый способ взаимодействия с душой не только ребенка, но и взрослого. Потому что в сказке заложены архетипы, присущие каждому человеку. Умирают цивилизации, а наследие остается. Египетская цивилизация мертва, а ее мифы и сказки нам интересны до сих пор. Точно так же мы можем почитать шумерские, акадские, греческие и так далее. Сказки нам близки и мы их любим, несмотря на то, что культура ушла в прошлое и она уже не с нами.

Здесь можно даже поспорить с Афанасьевым, который анализировал русские народные сказки и говорит, что в них отражены природные явления. Например, Прометей, Баба Яга это все природные явления: туча, гром и молния, потому что древний человек был связан с природой и зависел от урожая. Современные люди не думают об урожае, а больше о настроении. Например, сегодня дождь. И нам печально, меланхолия на душе. Мы отошли от аграрного, а сказки все равно нам близки. Вот здесь больше можно поддержать теорию Юнга, теорию архетипов. В сказках заложены объективные архетипы. И если эти архетипы самим знать, можно научиться сочинять и показать любому ребенку, как это сделать. Любой человек может сочинить сказку.

Как учить ребенка создавать сказки? Он ведь и сам может придумать? Зачем нужно придумывать сказки? Это проблемы решает, к чему-то двигает?
- К примеру, дерутся мальчишки. Драку учитель должен остановить? Сказать детям, что нельзя, потому что плохо. Так обычно делают учителя или родители. Мы даем образ мира, но не объясняем. Через архетипы можно показать ребенку, почему так лучше не делать. Нужно дать посыл, не навязывая. А они сами разберутся. К примеру, подойти и спросить: Где живет зло? Кто хозяин этого зла? Мальчики перестали драться, мышцы расслабились. Вопрос перевел их из состояния агрессии в состояние размышления. Ребенок понимает, что агрессия это только часть, часть его самого, ею можно управлять. Важно показать вопросами. Не заставляя, не говоря, что это плохо, а вопросом расширить его сознание. Родители тоже, читая сказки, могут задавать детям вопросы.

В русских сказках Иван часто борется со злом в образе Кощея Бессмертного, Змея Горыныча. И всегда выходит победителем. Возникает вопрос, почему Кощея нельзя убить? В чем его бессмертность? И вот здесь сказочный архетип дает ответ если бороться со злом и самоуничижением заниматься, из негативного состояния не выйдешь. Казнить себя за ошибки нельзя, иначе в негативе погрязнешь. Сказки это подсказывают.

Родители чаще всего просто читают сказки. Их нужно читать поособенному? Обсуждать? Как правильно задавать вопросы?
- Основные вопросы, которые стоит задавать при прочтении сказок:
* Где живет добро?
* Где живет зло?
* Кто всего этого хозяин?

Дальше нужно посмотреть на всех персонажей сказки, выделить добрых и злых. Постараться увидеть это в себе, как в зеркале. Дети начнут сами рассказывать и отвечать. Василиса добро. И это лучшее начало украл Кощей, смерть которого в пустом яйце, где должен был быть зародыш на кончике иглы. Много животных должен был Иван убить, но не убил. Таким образом, у него появились друзья, помощники. У каждого животного свой архетип:

Архетипы животных

Медведь сила и могущество;
Волчица смелость, мать;
Ворон мудрость;
Заяц трусость, страх;
Утка негативная составляющая мыслительной сферы.

Не удивительно, что когда Иван пришел к дубу, все архетипы помогли ему свалить дуб, поймать зайца, найти утку, достать корень зла иглу.

Многие обвиняют сказки в жестокости. К примеру, распороли брюхо утке, отрезал Иван Змею языки. Но если воспринимать это не буквально, а через архетипы, то все очень правильно выстраивается.
Яйцо универсальный символ мироздания. Игла? Почему игла? В игле Кощея нет нитки. Игла это боль, не способна сшить, а способна проткнуть. Эта сказка может рассказать, где зло. В наших страхах, негативных мыслях, в боли. Переломив иглу, можно освободиться от источника зла. Жизненная сказка. Многие думают, что простая история, а она настолько поучительна.
semya.tv/obrazovanie-detei/skazkoterapija.html


Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Владимир Николаевич! Еще раз пересмотрела видео. Любовь у вас всех взаимная, об этом красноречиво говорит атмосфера, которая царит в Вашем библиоквартирнике. И все женщины становятся еще краше, смущенные Вашими комплиментами.... И каждый поцелован Богом! Повезло же Вам!И у меня хорошее чувство в связи с этим, улыбка не сходила с лица во время просмотра и продолжает отзываться и сейчас, когда пишу комментарий... Добрых мирных дней всем, это сегодня самое главное! Обнимаю!
Открываю томик одинокий - томик в переплёте полинялом. Человек писал вот эти строки. Я не знаю, для кого писал он. Пусть он думал и любил иначе и в столетьях мы не повстречались.... Если я от этих строчек плачу, значит, мне они предназначались. 💖💖6193773-a151550💖💖 Мое любимое ВЕРОНИКИ ТУШНОВОЙ! Спасибо, Алиночка! Кстати , в один день с ней родился и адресат ее любовной лирики (27 марта) Александр Яковлевич Яшин (настоящая фамилия Попо́в; 14 (27) марта 1913, Б - 11 июля 1968) - русский советский прозаик, поэт, журналист и военный корреспондент. Лауреат Сталинской премии второй степени (1950). Член ВКП(б) с 1941 года. Участник Великой Отечественной войны. Удивительно, что марте , в котором празднуется Всемирный день поэзии, появилось на свет много известных писателей и поэтов и среди них мои любимые: 💖Евгений Абрамович Баратынский Родился 2 марта (1800-1844) 💖26 марта родилась Мария Петровых. `Мастерица виноватых взоров, Маленьких держательница плеч!` (с) О.Мандельштам 💖26 марта родился Роберт Ли Фрост (англ. Robert Lee Frost, 26 марта 1874, Сан-Франциско - 29 января 1963, Бостон) - один из крупнейших поэтов в истории США, четырехкратный лауреат Пулитцеровской премии (1924, 1931, 1937, 1943). 💖29 марта 1940 г родилась наша любимая всеми на портале современница -поэтесса Лариса Емельяновна Миллер. Списочек далеко не полный...может кто-то дополнит.. Буду благодарна.
Очень интересно.
Не открывается презентация
Галина Ивановна,ь спасибо большое за материал!!!
Тотальный диктант проходит ежегодно в единый день для всех городов и стран. В 2024 году акция состоится 20 апреля.Это акция для всех желающих, независимо от возраста, национальности, уровня образования и социального статуса. Она показывает, что быть... Марина Николаевна, продолжайте здесь в комментариях.... А я, в свою очередь, предлагаю всем учителям, особенно преподавателям русского и литературы посмотреть фильм по теме, который вряд ли кто-то из вас видел. Хотя фильм детский, но вопросы русского языка, поднятые в нём, вполне взрослые. Фильм интересен, рекомендую...! https://youtu.be/e5Ulpii-wXo или хотя бы двухминутный сюжет для начала: https://youtu.be/B5Zxu6SX-_I





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/