Урок литературного чтения - Ольга Александровна Мамонтова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Ольга Александровна Мамонтова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Ольга Александровна Мамонтова / Блог / Урок литературного чтения


ЗАПИСЬ #1

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


27 августа 2016, 14:04, автор - хозяйка блога
Ольга Александровна Мамонтова

Урок литературного чтения

Урок литературного чтения

По УМК«Перспектива»

Составитель: Мамонтова Ольга Александровна

Тема: «Устное народное творчество ».

Форма урока: интегрированный урок-путешествие с использованием театрализованных элементов.

Цели:

образовательная:

обобщить знания о жанрах устного народного творчества, различать их; показать красоту языка русского народа, мудрость, скрытую в пословицах; умение различать русские народные инструменты; познакомить с русскими народными песнями, танцами;

развивающая:

развивать интерес к устному народному творчеству, музыкальные и артистические способности учащихся, прививать интерес к традициям своего народа;

воспитательная:

воспитывать любовь к русскому языку, устному народному творчеству, воспитывать патриотические чувства, уважение к людям, почитание старших, трудолюбие.

Оборудование: костюмы, выполненные в национальных традициях, платочки, деревянные ложки, трещотки, свирели, утварь русского быта: самовар, баранки, пироги, мед, варенье; домотканые половики, кружевная скатерть, рушники, кашелка с сеном и курицей (игрушка), ИКТ Презентация « Устное народное творчество » с музыкальным сопровождением, карта, буклет, плакат «музыкальные инструменты.»

 

Этапы урока с временной раскладкой.

1. Организационный момент - 1 мин.

  1. Актуализация знаний - 2 мин.
  2. Самоопределение к деятельности.- 1 мин.
  3. Работа по теме урока — 15 мин.
  4. Физкультминутка - 3 мин.
  5. Продолжение работы по теме урока — 19 мин.
  6. Подведение итогов урока - 2 мин.
  7. Рефлексия — 2 мин.

Чаепитие.

 

Ход урока.

1 . Организационный момент. Слайд 1

Ученица:

Здравствуйте, гости дорогие!

Веселья Вам да радости.

Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.

Просим в избу:

Красному гостю, красное место.

Хлеб, да соль Вам! (кланяется)

 

Учитель:

Чайку откушать, свирельку послушать.

Милости просим к нам на посиделки.

Собрались мы позабавиться да потешиться.

Пошутить, поиграть, посмеяться.

Припасли мы на вас забавушки

На всякий вкус –

Кому сказку, кому правду,

Кому песенку.

 

 

  1. Актуализация знаний.

Урок литературного чтения у нас сегодня необычный. И об этом говорит все: и оформление нашего класса, и вы в таких замечательных костюмах. Какой стиль во всем прослеживается? (русский народный)

Даже письмо для нашего класса, которое я получила сегодня, тоже необычное. Послушайте.

Здравствуйте, ребятишки!

Озорники и шалунишки!

Я- самовар Егор

Из деревни «Фольклор»

В гости вас к себе зову,

Сладким чаем угощу.

Жду вас всех в своей избушке

Возле леса на опушке.

Чтобы вы поторопились,

Чтоб в лесу не заблудились,

Посылаю карту вам-

Я ее составил сам.

3. Самоопределение к деятельности.

Ребята, название деревни необычное - «Фольклор».

Поднимите руки те, кто уже слышал это слово.

Как вы думаете, что это такое?

Посмотрите на карту. Прочитаем названия пунктов.

Кто догадался как называется тема нашего урока?

Слово “фольклор” английского происхождения. Слайд 2

Это произведения устного народного творчества. Слайд 3

 

 

4. Работа по теме урока.

Существует множество жанров УНТ. На уроке мы поговорим о тех, название которых есть на карте. Слайд 4

Произведения УНТ создавались всем народом. Но народные песни и сказки, разные прибаутки и загадки, поговорки и пословицы не могли складываться сами собой, без авторов. Каждое произведение создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение было удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста.

Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к истории своего народа.

Отправляемся в гости к самовару Егорке.

Прочитаем в письме, что нас ждет впереди.

Впереди вас ждет река,

Широка и глубока.

Вы по ней плывите,

Да не утоните.

Берега реки называются «пословица» и «поговорка».

Прочитаем в буклете что такое «Пословица» . Слайд 5

Пословица - это краткое образное законченное изречение с назидательным смыслом. Например: «Без труда не выловишь рыбку из пруда.»

Ребята объясните смысл пословиц на экране:

- «Как аукнется, так и откликнется»

- «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

- «В гостях хорошо, а дома лучше».

Прочитаем в буклете что такое «Поговорка» . Слайд 6

Поговорка- э то краткое устойчивое выражение, которое в отличие от пословицы не составляет законченного высказывания. Например: «Когда рак на горе свистнет».

Ребята объясните смысл поговорок на экране:

-«Как белка в колесе»

-«Хранить как зеницу ока»

-«Белая ворона»

Что же дальше впереди, и куда сейчас идти мы прочитаем в письме.

Слева видите — гора?

Вам идти как раз туда.

Под этой горой

Живет волк злой.

Тише идите,

Волка не будите.

Гора называется «Заклички».

Прочитаем в учебнике на с.110 что такое «Заклички» . Слайд 7

Заклички — это коротенькие песенки, в которых обращаются к солнцу, дождю, ветру как к живым существам: солнышко- колоколнышко, весна - красна. Просят о помощи силы природы.

Прочитаем заклички на с.94 в учебнике.

Гору мы обошли, а за горой-то спит волк. Чтобы сон его стал еще крепче, расскажем ему сказку.

Прочитаем в буклете, что такое «Сказка». Слайд 8

Сказка — жанр русского народного творчества, устный рассказ о вымышленных событиях.

На экране вы видите названия сказок. Какие из них являются русскими народными?

Как можно назвать остальные сказки? (авторские)

На какие виды можно разделить сказки? ( о животных, волшебные, бытовые)

Сказка «Золотое яичко». Слайд 9

(звучат звуки деревни)

Приложение 1.

Вам понравилось, ребята?

К какому виду можно отнести эту сказку? (бытовая)

 

 

5. Физкультминутка. Слайд 10

Полдороги, полпути

Быстро мы смогли пройти.

А сейчас мы отдохнем

И опять вперед пойдем.

Веселись народ, становись в хоровод!

(звучит кадриль)

 

6. Продолжение работы по теме урока.

Прочитаем в письме куда нам идти дальше.

А теперь — наискосок,

Через тропочку в лесок.

А в лесочке нас поджидают небылицы, загадки, потешки.

Прочитаем в буклете что такое «Небылицы» Слайд 11

Небылица или перевертыш — это шуточный рассказ о том, чего не бывает на самом деле.

Прочитаем небылицы на с. 97 в учебнике.

Прячутся в этом лесу и загадки.

Прочитаем в буклете что такое «Загадки»

Загадка — фольклорный жанр. В древности была средством испытания мудрости, теперь — народная забава.

Отгадаем загадки этого сказочного леса. Слайд 12-16

Не пустит нас дальше лес, пока не познакомимся с «Потешками »

Прочитаем в буклете что такое «Потешки» Слайд 17

Потешки - жанр русского народного творчества, исполняется в процессе игры с маленьким ребенком.

Прочитаем потешку в творческой тетради на с. 39.

Путешествие к самовару Егорке продолжается.

Справа- медведь,

Он любит петь,

Громко поет,

Пройти не дает.

По секрету вам скажу:

С этим мишкой я дружу.

Спойте ему частушек много,

Он уступит вам дорогу. Слайд 18

 

Дети исполняют частушки. ( Приложение 2)

Частушки- фольклорный жанр, короткая песенка юмористического содержания, исполняется в быстром темпе.

 

Медведю спели -

И вперед скорее.

На пригорке деревушка

Под названием «Фольклор».

Здесь живет и ваш Егор.

Развеселый в ней народ

Песни русские поет.

И вы запевайте,

На свирельках подъиграйте! Слайд 19

 

Песня — основа культуры русского народа. «Песня -душа народа».

 

7. Подведение итога урока.

Вот мы и добрались до дома самовара Егора из деревни «Фольклор».

Ребята, во время путешествия мы узнали много нового.

- Что такое фольклор? ( произведения устного народного творчества.)

- Какие жанры фольклора вы запомнили?

- Зачем современному человеку нужно знать УНТ?

( чтобы знать культуру своего народа, историю, как люди жили в старину)

Домашнее задание записано в буклетах:

Рабочая тетрадь с. 39-41, выразительное чтение.

8. Рефлексия. Слайд 20

В благодарность за нелегкое путешествие самовар Егор дарит вам изображение матрешки. Но лицо матрешки вы дорисуете сами. А какое оно получится зависит от вашего настроения.

Ребята, оцените свою работу на уроке - на фартучке матрешки поставьте оценку.

Чаепитие. Слайд 21

Напекли мы для гостей

Много разных сладостей.

Тары-бары растабары,

Выпьем чай из самовара!

- С сухарями!

- С кренделями,

- С бубликами вкусными,

- С сушками, ватрушками!

Не красна изба углами,

А красна пирогами!

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте!

Нас добрым словом вспоминайте!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Сказка «Золотое яичко».

Баба: Эй, старик, проснись скорей!

Дед: Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь старуха?

Баба: Да смотри, что я нашла... Наша курочка -пеструха под окном яйцо снесла.

Дед: Ну, снесла, какое дело... Что ты, баба, обалдела?

Баба: Да яйцо-то непростое, а гляди-ка, золотое.

Дед: Золотое? В самом деле?! Мы с тобой разбогатели!

Баба: Погляди, горит как жар.

Дед: Не случился бы пожар.

Баба: Ох, горит, слепит глаза!

Дед: Чудеса!

Баба: Чудеса!

Дед: Ты в сундук запри его.

(раздается стук в дверь)

Баба: Нету дома никого! Ишь, соседей как назло ненароком принесло.

Дед: Ты пойди запри засов, да спустить бы надо псов.

Баба: (Возвратившись)

В среду в Бондари поеду,

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там,

Им яичко я продам.

Как дадут мне денег груду,

Накидают мне рублей:

На салоп себе добуду

Я сибирских соболей.

Вот обновок накуплю я,

Разных юбок сорок штук,

Шаль в цветочках голубую...

До краев набью сундук.

Дед:

Что ты мелешь небылицы?

Ишь сыскалась молодица

Наряжаться в разный хлам.

Нет, уж если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трехэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба:

Наказанье с глупым мужем!

Что ты, старый, не блажи!

Мы живем других не хуже

Ни к чему нам этажи.

А за эти за беседки

Засмеют тебя соседки.

Дед: Пусть смеются, мне не жалко!

Баба:

Да уймись ты, не кричи.

Вон упала на пол скалка,

Чугуны гремят в печи.

Ох, не мил мне белый свет!

Дед: (кричит) Я хозяин или нет?!

Баба: (с испуга разжимает руки и яйцо падает)

Ох, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось.

И скорлупки не осталось,

все куда-то подевалось.

(дед и баба загоревали)

Дед:

Ну чего мы затужили?

От чудес одна беда.

Будем жить, как прежде жили

И работать, как всегда.

Баба:

И шубенку справить можно,

И подправить можно дом.

Дед:

Только то, видать, надежно,

Что дается нам с трудом.

Открывай старуха дверь,

Что нам прятаться теперь!

Эй, соседка!

Баба:

Эй, сосед!

Забывать друзей не след!

Заходите на часок:

У меня хорош квасок

И варенье, и соленье.

Вместе: Заходите без стеснения!

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Частушки

Запеваем мы частушку

Первую, начальную

Мы хотим развеселить

Публику печальную!

 

Мы частушек много знаем,
Под разлив гармошечки,
У нас куплетов в голове,
Как в мешке картошечки.

 

С неба звездочка упала
Прямо на нос петуху,
А петух наш встрепенулся,
Закричал: "Ку-ка-ре-ку!"

 

А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А по лужам босиком
Прыгали девчушки.

 

 

Под веселую гармошку
Сколько лет уже пою:
Восемь лет уже пропела,
Еще больше пропою.

 

 

Не ругай меня, мамаша,
Что сметану пролила.
У окошка шёл Серёжка,
Я без памяти была.

 

Как по саду-огороду

Любит козочка гулять

После этого похода

Урожая не собрать.

 

Я сидела на печи

Сторожила калачи

А за печкой мышка

Сторожила пышки.

 

Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!

 

 

Хорошо частушки пели,
Хорошо и окали.
Мы бы очень все хотели,
Чтоб вы нам похлопали.

 



Тэги: Устное народное творчество.



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Тотальный диктант проходит ежегодно в единый день для всех городов и стран. В 2024 году акция состоится 20 апреля.Это акция для всех желающих, независимо от возраста, национальности, уровня образования и социального статуса. Она показывает, что быть... Марина Николаевна, продолжайте здесь в комментариях.... А я, в свою очередь, предлагаю всем учителям, особенно преподавателям русского и литературы посмотреть фильм по теме, который вряд ли кто-то из вас видел. Хотя фильм детский, но вопросы русского языка, поднятые в нём, вполне взрослые. Фильм интересен, рекомендую...! https://youtu.be/e5Ulpii-wXo или хотя бы двухминутный сюжет для начала: https://youtu.be/B5Zxu6SX-_I
Какие же лапочки!)))
Спасибо!
спасибо,Галина Владимировна! мне урок понравился!
https://vokrug-knig.livejournal.com/120686.html?ysclid=lu9yemchyj129496662 В тему К дню рождения Вероники Тушновой Стихи о весне.
Исподтишка





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/