5 шагов к знакомству с учениками в начале учебного года
Одна из важнейших задач учителя в начале учебного года –
наладить общение с учениками. Каждый год к педагогам приходят новые классы, или
новые учащиеся, а порой и хорошо знакомых учеников трудно узнать после летних
каникул. К счастью, опыт и проверенные коммуникативные методики помогают
быстрее установить контакт и индивидуализировать учебный процесс.
В этой статье мы хотим поделиться с Вами одной из таких
методик. Предлагаем Вашему вниманию 5 советов от Марка Андерсона – автора книги для учителей «Первые
шесть недель» и консультанта в области общего среднего образования с 20-летним
стажем, а также комментарии Ольги
Николаевны Богаенко – психолога-методиста, эксперта компании
«Мобильное Электронное Образование».
1. Запомните имена
Разве может быть что-то более важное в начале общения?
Задайтесь целью запомнить имена всех учеников на первых же уроках. Чтобы
облегчить себе задачу и добавить в общение элемент игры, предложите учащимся
сделать бейджи, сыграйте в «снежный ком» (простая игра для первого знакомства
на запоминание имен) и, конечно, чаще обращайтесь к ним по имени. И домашнее
задание у всех проверите, и имена запомните.
О.Н.Богаенко: «На вводном занятии с первоклассниками и
5 классом я предлагала ученикам создать образ своего имени. У меня были
заготовлены пустые бейджики, где дети, и я вместе с ними, рисовали эмблемы и
образы, которые ассоциируются с их именами. Потом мы носили эти бейджики на
уроках, и дети не хотели с ними расставаться!
Упражнение «Снежный ком» относится к типу психологических
тренингов«Ледокол». Основная цель этих тренингов – снять напряжение,
раскрепостить участников и познакомить их друг с другом. Предлагаю немного
усложнить и разнообразить упражнение «Снежный ком»: пусть дети называют свои
имена вместе с прилагательными, начинающимися с той же буквы, что и имя.
Например: «Я Ульяна – умная», «Я Вася – веселый». Это поможет Вам не только
запомнить имя ребенка, но и узнать что-то о его характере».
2. Делитесь мечтами и целями
Каких целей Вы и Ваши учащиеся хотите достигнуть к концу
учебного года? О чем вы мечтаете? Предложите детям составить список своих целей
в учебе и в личностном развитии. Можно будет опубликовать их онлайн, на сайте
школы или в социальной сети, или сделать яркий коллаж из разноцветных
стикеров с целями учеников. А в конце года не забудьте сверить результаты!
О.Н.Богаенко: «Если Вы хотите провести более детальный
анализ личности ученика, можно провести анкетирование с вопросами о формальных
данных и об увлечениях ребенка. После анализа анкет можно будет зачитать классу
самые интересные места или, красиво оформив, опубликовать их на стенде.
«Продвинутый» вариант для учеников постарше – сделать
презентацию о себе по заготовленному учителем плану-опроснику. В презентации
ученики могут использовать любые картинки, аудио- и видеофайлы, чтобы
рассказать о себе, своих мечтах, увлечениях, наглядно показать, как они видят
себя. Этот формат дает колоссальные возможности для творчества, а также
развивает коммуникативные навыки и навыки самопрезентации».
3. Познакомьтесь с родителями
Чем больше мы знаем о семьях наших учеников, тем лучше мы
понимаем детей. И тем эффективнее работает трехсторонний образовательный
процесс «ученик – учитель – родитель». Даже если Вы не классный руководитель,
обзвоните родителей своих учеников, пригласите их в школу или посетите
родительские собрания в классах, где преподаете. Расскажите об учебных
планах, об индивидуализированном подходе к учащимся. В свою очередь также
спросите у родителей, каковы особенности восприятия у их детей, что им может
быть интересно, а что, наоборот, наводит скуку.
Если Вы последовали предыдущему совету и сделали
коллаж с целями учеников, предложите родителям принять участие и
поделиться своими мечтами на ближайший год. Результаты этой коммуникативной
игры Вас приятно удивят, проверено на практике!
О.Н.Богаенко: «Помимо личных встреч с родителями,
некоторую информацию о семье можно узнать и из уст детей благодаря простой и
увлекательной игре – «История моего имени». Она хорошо подойдет для учащихся
среднего звена. Ее смысл в том, чтобы ребенок рассказал, почему родители дали
ему такое имя. Например, одна девочка из многодетной семьи рассказала, что
первые трое детей в семье – мальчики, и всех назвали на букву «М». И когда
появилась девочка, мама решила сохранить традицию и выбрать для нее имя на «М»,
причем тоже «мальчишечье», поэтому назвала ее Мишель. Чтобы вовлечь детей,
учитель тоже рассказывает свою историю. Так, я рассказала, как мама с папой во
время ожидания моего появления на свет пошли в кино, где показывали фильм
про мудрую княгиню Ольгу, и решили назвать меня в ее честь».
4. Узнайте об увлечениях Ваших учащихся
Предложите детям принести на урок их любимые игрушки или
какие-то предметы, относящиеся к их увлечениям (например, танцевальные туфли
или велошлем). Пусть каждый ученик расскажет о своем хобби и продемонстрирует
интересные «артефакты». На уроке литературы это может стать настоящим
источником вдохновения для сочинения о своем хобби, а для классного
руководителя или школьного психолога это отличный способ узнать больше об
учащихся и индивидуализировать формы подачи учебного материала.
О.Н.Богаенко: «Еще одна игра, направленная на
знакомство с учениками и их увлечениями, – «Вы не знаете обо мне, что я…». Во
время этой игры ученики по очереди передают друг другу предмет, заканчивая эту
фразу каким-нибудь интересным фактом из своей жизни. Неожиданные открытия друг
о друге помогут педагогу лучше узнать учащихся, а детям – найти своих
единомышленников».
5. Проверьте себя!
Создайте в Excel или аналогичной программе 3-колоночную
таблицу.
В первой колонке запишите имена учеников в том порядке, в
котором Вы их запомнили. Чье имя Вы выучили с легкостью, а над чьим пришлось
поработать?
Во второй колонке, напротив каждого имени, напишите один или
несколько примечательных фактов об ученике. (Маше нравятся лошади. Петя
занимается дзюдо. Марина живет с бабушкой.)
В третьей колонке поставьте галочку, если Вы обсуждали или
упоминали эти факты при общении с учеником. Во время заполнения второй и
третьей колонки может остаться несколько пустых строчек – наверняка напротив
тех учеников, которых Вы с трудом запомнили. Поставьте себе цель в течение
ближайшей недели заполнить пробелы.
Эта простая табличка поможет Вам понять, насколько хорошо Вы
знаете своих учащихся, и знают ли они, что Вы в курсе их дел!
Разумеется, мы перечислили не все возможные способы
знакомства с учениками и улучшения коммуникации с ними. Возможно, у Вас есть
свое ноу-хау? Давайте делиться опытом в комментариях!
Удачного Вам учебного года!
Источник: http://www.teachthought.com/teaching/the-first-6-weeks-strategies-for-getting-to-know-your-students/