Положение сельской учительницы в 19 веке - Ольга Яковлевна Ширяева
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Фото
 ▫ мой фотоальбом
 ▫ Музыка
 ▫ Песни для детей. Барбарики
 ▫ Песни о школе
 ▫ Олег Винник
 ▫ Мир природы
 ▫ Одесский зоопарк
 ▫ Осень
 ▫ Цветы
 ▫ Мир дикой природы Замбии
 ▫ Зимняя природа
 ▫ Подводный мир
 ▫ Из жизни животных
 ▫ Птицы
 ▫ Ялта. Сафари-парк
 ▫ Выставка рыб
 ▫ Закат осенью
 ▫ Природа КРЫМА
 ▫ Бабочки
 ▫ Весна
 ▫ Вроцлав. Ботанический сад
 ▫ Иллюстрации к роману М.Булгакова ` Мастер и Маргарита`
 ▫ Памятники архитектуры Европы
 ▫ Творчество учащихся. Стихи.
 ▫ Презентации
 ▫ Лингвистические сказки
 ▫ Первый снег Зимы (сказка)
 ▫ Из цикла стихов `Ледяные ладони зимы
 ▫ Театр - вне времени
 ▫ Школа моей мечты
 ▫ Весенняя гроза
 ▫ Соледар - соляной город
 ▫ НОВОГОДНЯЯ НОЧЬ
 ▫ 9 МАЯ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ
 ▫ ШКОЛА
 ▫ Моя презентация
 ▫ Уроки русского языка
 ▫ Интегрированный урок. Мир зимней природы в единстве музыки и слова
 ▫ Работа со словарями на уроках русского языка
 ▫ Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка. Сочинения-этюды.
 ▫ Советы родителям
 ▫ МОЙ ЖИВОЙ ЖУРНАЛ. Фильмы для уроков литературы
 ▫ Методический бюллетень
 ▫ РУССКИЙ ЯЗЫК
 ▫ Обучение риторике
 ▫ Облачные фантазии
 ▫ Как изучают русский язык на Украине
 ▫ Однажды в стране Глаголии...
 ▫ 5 класс. Повторение в конце учебного года
 ▫ Игра `В гостях у загадки
 ▫ Поэтический образ NOTRE -DAME
 ▫ Для педагога
 ▫ Наши кошечки
 ▫ Шиншиллы
 ▫ Дельфинарий
 ▫ Картинки
 ▫ Анимация. Животные
 ▫ 1 сентября. День знаний.
 ▫ Информационная медицина или счастье здоровья
 ▫ Храм Иверской Богоматери в г. Днепропетровске
 ▫ Валюта разных стран мира
 ▫ Достопримечатель- ьности мира
 ▫ Краков. Дрезден.Прага. Брно
 ▫ Полтава. Опошня
 ▫ Париж
 ▫ Вена. Будапешт.
 ▫ Живопись
 ▫ Картины В.Л. Шароновой. В движении - жизнь.
 ▫ Ксения Радус `Фиолетовая ночь`. Выставка работ
 ▫ ТАЙНА КАРТИН Иеронима Босха
 ▫ Акварель
 ▫ Николай Рерих
 ▫ Художники Michael and Inessa Garmash
 ▫ Ольга Белоглазова
 ▫ Владислав Нагорнов
 ▫ Натюрморт
 ▫ Болотов А.Б.
 ▫ Котоматрица
 ▫ Презентация. г. Днепродзержинск
 ▫ Презентация Жизнь и творчество А. Грина. По материалам музея.
 ▫ Памятники Феодосии
 ▫ Дню учителя посвящается
 ▫ Путевые очерки. Бутан. Мустанг. Непал. Эфиопия.
 ▫ Камбоджа - чудо чудное...
 ▫ Юго-восточная Азия или все говорят по-русски
 ▫ Притча `Остров чувств`
 ▫ Школа диалога культур (ШДК)
 ▫ Рзмышление о жизни современного человека
 ▫ Лики любви
 ▫ Счастье
 ▫ Семья
 ▫ Советы Ошо
 ▫ Нежность
 ▫ Образ женщины
 ▫ KidsWill - детский город профессий
 ▫ Для блога
 ▫ Пожелания
 ▫ Дни недели
 ▫ Благодарность
 ▫ Пальчиковый театр
 ▫ Украинские народные промыслы - кукла-мотанка
 ▫ Мир путешествий. Египет. Шри-Ланка. Тайланд
 ▫ Болгария
 ▫ Готовим с удовольствием
 ▫ Монтажность времени в романе Толстого `Война и мир`





























Ольга Яковлевна Ширяева


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Ольга Яковлевна Ширяева / Блог / Положение сельской учительницы в 19 веке


ЗАПИСЬ #1778

КОММЕНТАРИИ (13)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


24 июля 2016, 20:48, автор - хозяйка блога
Ольга Яковлевна Ширяева

Положение сельской учительницы в 19 веке

Картина Владимира Маковского "Приезд учительницы в деревню" (1897) — типичная жанровая картина конца 19 века.


6184522-e4f8daec1de25608.jpg

На первый взгляд, картина оптимистична. Мы видим двор крестьянской усадьбы в Южной России (тополь, наряд бабы слева, характерная форма кровли). Во дворе за столом сидит только что приехавшая (телегу с ее вещами еще не успели разгрузить) учительница в типичном для "барышни" городском наряде. Учительницу, по всей видимости, принимают хорошо — баба в ярком народном костюме уже растопила самовар, принесла фаянсовые чайник и чашку (для крестьян это парадные предметы), глиняную крынку с чем–то (молоко?), малопонятные фрукты или овощи. Какие–то личности, высунувшиеся из дома, с любопытством разглядывают учительницу; хмурый мужик куда–то ведет лошадь. Сияет летнее солнце. Но учительница, симпатичная и хорошо одетая молодая женщина, находится в оторопи, ничему не радуется, да и вообще выглядит так, как будто бы ее отправили на каторгу.

В общем, можно подумать, что капризная городская девица по глупости и вздорности не умеет радоваться травке, солнышку, свежей еде и прочим идиллическим прелестям деревенской жизни.

Что это всё значит на самом деле? Начнем со школы и положения сельских учителей. На 1897 год основым типом сельской школы была одноклассная школа с двух — или трехлетним) курсом. В половине случаев эта школа была земской (побольше зарплата, поменьше молитв), в половине — церковно–приходской (обратная ситуация). Одноклассной школа была в том смысле, что в ней была одна классная комната, и учитель одновременно занимался с детьми всех лет обучения. В школе учили чтению и письму, Закону Божию и чтению на церковно–славянском языке, арифметике; Закон Божий преподавал священник, а все остальные предметы — один учитель. Учителя получали приблизительно 240 рублей в год, как рабочий невысокой квалификации, меньше фельдшера в земской больничке, меньше волостного писаря. Но, кроме жалованья, учителям полагалось еще и бесплатное жилище (по умолчанию комната и кухня) с бесплатным отоплением.  

В учителя брали равно мужчин и женщин, причем платили им одинаковое жалованье; это было весьма благородно для той эпохи, когда женщина обычно получала в два и более раза меньше мужчины за одинаковую работу (относится даже к учительницам гимназий). На момент написания картины женщин в профессии было чуть меньше половины. Сельские (их называли народными) учителя не являлись чиновниками, и для них закрыта всяческая карьера — ближайший начальник, инспектор народных училищ, приходившийся в среднем на сто школ, был уже чиновником с высшим образованием.

Образовательный ценз для народных учителей был невысоким. Кто–то (больше мужчины) заканчивал специализированные учебные заведения — учительские семинарии, это 6–летнее образование с курсом ниже среднего. Кто–то (исключительно женщины) заканчивал гимназию и сдавал на звание учительницы простой дополнительный экзамен; с начала 20 века в гимназиях появлялись добавочные 8–е классы, доучивавшие девочек именно на звание учителя начальной школы. Брали, при условии сдачи особого экзамена, и выпускников разных других учебных заведений с 6–летним и более курсом. Даже выпускники двухклассной (то есть 5–летней) начальной школы могли быть принимаемы в учителя при нехватке более компетентных кандидатов.

Итак, народные учительницы происходили из самых разных слоев общества и имели различный образовательный статус. Что же тогда происходит на нашей картине? Почему именно эта учительница такая смурная?

Для начала, надо понять, что перед нами женщина, одетая по моде городского среднего класса: блузка сложного покроя, кружевное жабо, шляпка — это наряд "барышни".
Учительница, выбравшаяся из крестьян, никогда не стала бы одеваться так замысловато. Мы видим, несомненно, бывшую гимназистку (или, как минимум, выпускницу епархиального училища).
Но какая сила могла занести гимназистку в деревню? И тут мы подбираемся к сути картины.  

Молодым женщинам среднего и высшего класса в ту эпоху было очень сложно найти себе мужа. Дело в том, что по правилам стратифицированного общества мужчины могут жениться "по горизонтали" (то есть на равных) и "вниз" (то есть на невестах ниже себя по социальному статусу), а вот женщины могут выходить замуж только "по горизонтали" и "вверх". Поскольку общество устроено как пирамида, и каждый высший социальный слой имеет заметно меньше членов, чем примыкающий к нему низший, то потенциальных невест "снизу" много, а потенциальных женихов "наверху" мало. А женихов "по горизонтали", среди равных, всегда оказывается меньше, чем невест — кто–то уже нашел себе невесту "снизу", а кто–то не особенно хочет жениться.  

Напомним, что брак в том мире был для женщины решением всех жизненных проблем — он давал и социальный статус, и доход, и занятие (разумеется, занятие матери и домохозяйки), и доступ к сексу и деторождению. Для мужчины же брак давал всего лишь одну возможность — иметь законных наследников, все остальные опции были доступны в равной мере и женатым, и холостым; более того, доступ к сексу для мужчины после вступления в брак только ухудшался. Соответственно, мужчина нуждался в браке меньше, чем женщина. Как результат, брак во всех случаях, когда это было возможно, сопровождался доплатой со стороны женщины — приданым.

Но в эпоху 5% доходности многолетних накоплений и многодетности скопить на значимое (то есть дающее значительный для новой семьи постоянный доход) приданое для каждой из дочерей могла только очень и очень обеспеченная семья. Всем остальным приходилось как–то устраивать в жизни дочерей–бесприданниц. И тут на помощь приходила гимназия. Восьмилетнее обучение обходилось в 600–800 рублей (если девочка при этом жила дома), и вложиться в учебу было куда умнее, чем покупать на эти деньги белье или сервизы, которые все равно не произведут на жениха большого впечатления. Разумеется, гимназистка, при прочих равных, была много более привлекательной невестой, чем необразованная девица — она имела хорошо поставленную речь, читала книжки, могла написать письмо, умела поддержать беседу, даже знала немного по–французски.

Семьи из среднего, а иногда и из самых верхов низшего класса сдавали дочерей в гимназии вперебой. Министерство народного просвещения относилось к женским гимназиям безразлично — если местная инициатива имелась и был платежеспособный спрос, то почему бы и не открывать их там, где о том попросили. Спрос же имелся и непрерывно возрастал, и с 1890–х годов начался быстрый рост числа женских гимназий. К 1913 году в число мальчиков и девочек, учащихся в средних учебных заведениях, сравнялось. Мужские гимназии выпускали будущих студентов, чиновников, старших служащих в больших фирмах — а женские тем временем выпускали будущих невест.

Но, увы, по описанным выше причинам женихов все равно недоставало. Чем больше становилось невест–гимназисток, тем меньшее преимущество давала гимназия на брачном рынке. Грубо говоря, на четырех выпускниц гимназии приходились максимум три доступных для брака выпускника гимназии. Кто–то нашел себе необразованную, но имевшую приданое купеческую дочку, кто–то поступил в студенты или в офицеры (первым не разрешалось жениться вовсе, вторым до 29 лет), кто–то предпочел остаться холостяком. Век невесты–бесприданницы был недолог — 23–24 года, и ты вылетаешь с брачного рынка.  

И вот тогда семье приходилось решать, что делать с дочкой, вероятность выйти замуж для которой стремительно уменьшается с каждым днем. Разумеется, те, кто мог себе позволить содержать незамужнюю дочь до конца дней в семье, так и поступали. Но многие и так отдавали дочерей в гимназии на последние деньги. Как пристроить в жизни неудачливую девушку? Увы, работы в городе для женщины со средним образованием было мало. Секретарш и машинисток в 1897 году еще не было. Продавщицы были великой редкостью, а платили им копейки. Разумеется, гимназистки могли стать домашними учительницами и гувернантками, но и этих завидных мест резко не хватало. Пойти и заняться простым физическим трудом человек со средним образованием в ту эпоху не мог — это было такое падение, что уж лучше сразу перейти к проституции. Последней опцией для тех, кто не смог найти ничего лучшего, и была должность сельской народной учительницы. То, что мы видим на картине — это итог крушения всех жизненных планов и надежд молодой женщины, чем и объясняется ее унылый внешний вид.

Сельское учительство оказывалось для женщины жизненным тупиком, выбраться из которого было очень и очень сложно. Денег платили ровно столько, что на деревенский вкус можно жить припеваючи, а вот накопить на то, чтобы выбраться из деревни, никогда не удавалось. Связь с городской культурой с годами терялась, и учительницы постепенно дичали — выписать ежедневную газету, толстый журнал, и купить за год 5–6 книжек стоило 40–50 рублей, то есть было для них уже малодоступным. Круг общения сужался до земского доктора, фельдшера и волостного писаря — учительница не могла общаться с "низшими" крестьянами (а помещики, по той же причине, не могли общаться с учительницей), что сводило шансы на замужество к нулю. И наконец, бытовые и гигиенические условия деревенской жизни для всякого выходца из среднего класса, у которого не было дома барского типа и прислуги, казались ужасными. Огромные сложности с мытьем, необходимость прилюдно справлять нужду на огороде (а вы думали, что у крестьян тогда были туалеты?) — все это ежедневно напоминало бедной учительнице, что ее жизнь по существу является каторгой.

Итак, картина совсем не про идиллию деревенской жизни, которую не умеет оценить вчерашняя горожанка. Сюжет ее куда более суровый. Полотно рассказывает нам о мире жестких отношений, в котором девушка, не сумевшая найти себе к 25 годам мужа, должна была убираться на обочину жизни.





ОБСУЖДЕНИЕ


Татьяна Викторовна Носова2016-07-25 00:09:06 - Татьяна Викторовна Носова
Ой, как интересно-то!))
Лариса Алексеевна Тюлина2016-07-25 00:12:11 - Лариса Алексеевна Тюлина
деревня и город как тогда, так и теперь - два совершенно разных образа жизни, два разных мира. Я не говорю, что один хороший, другой плохой, просто они разные... И грусть - тоска молодой ГОРОДСКОЙ учительницы понятна...
Татьяна Викторовна Носова2016-07-25 00:18:33 - Татьяна Викторовна Носова
Да просто из дома неизвестно куда - и то грусть-тоска будет((
Ольга Яковлевна Ширяева2016-07-25 00:21:14 - Ольга Яковлевна Ширяева
А сколько учителей и сейчас не выдерживают деревенской жизни.
Алевтина Петровна Монастырская2016-07-25 00:55:29 - Алевтина Петровна Монастырская
Ольга Яковлевна, ну ничем не отличается сейчас деревенская жизнь. Возможно, даже и получше жить в деревне, чем в городе. Я могу сравнивать из собственного опыта. Тем более, что в каждом деревенском дворе стоят собственные машины - нет проблемы с выездом в ближайший город. У нас, например, в школе все девушки - `обезьяны с гранатой`))). И все настроили себе дворцов.
Ирина Валентиновна Ермакова2016-07-25 00:59:25 - Ирина Валентиновна Ермакова
`А сколько учителей и сейчас не выдерживают деревенской жизни.` - таки сколько?
Ольга Яковлевна Ширяева2016-07-25 01:40:21 - Ольга Яковлевна Ширяева
Не в каждой деревне, Алевтина Петровна, есть такие условия.Приходится вести учителю несколько предметов, а дети в мае и сентябре в школу не ходят, потому что помогать родителям на земельных участках приходится. А одинокой
молодой учительнице, привыкшей к городской жизни, ох как тяжело приходится и без того, податься некуда, поговорить не с кем, молодежь пьет, нецензурщина процветает.И в Алтайских глухих селениях, и на севере Томской обл. мне приходилось бывать.
А сейчас на Украине и того хуже. Бегут учителя из сел.
Раиса Поликарповна Трефилова2016-07-25 03:17:32 - Раиса Поликарповна Трефилова
Интересное описание картины! Спасибо, Ольга Яковлевна!
Оксана Иосифовна Головина2016-07-25 06:00:15 - Оксана Иосифовна Головина
Спасибо!
Надежда Борисовна Арефьева2016-07-25 06:51:20 - Надежда Борисовна Арефьева
Сурово((
Инна Владиленовна Панченко2016-07-25 07:58:10 - Инна Владиленовна Панченко
Навеяло воспоминания о моей 2-месячной педпрактике в глухой деревеньке Томской области. Там обитали те, кому запрещено проживание в крупных населенных пунктах, и те, кто остался по работе (отделение лесхоза и леспромхоза). Как я стучала зубами, когда ко мне ломились приехавшие из лесов на отдых! Там был мастер очень правильный мужик - ни разу голос не повысил, а слушали его как бога. Так вот этот мастер пристроил меня на проживание к местной женщине. Я оказалась совершенно нежизнеспособной, даже печь растопить никак не получалось! Городская дочка, маменькой опекаемая... Хорошо, что в школе учителя тоже взяли под опеку, научили работать. Я училась в университете, нас готовили к научной работе, а на практику отправили в школу... `Выплывать` было очень трудно. До сих пор помню деревенских учителей, которые поддержали меня.
Правда, ситуация с картиной у меня отличалась - после такой практики, насмотревшись на прелести самостоятельного выбора и деревенской жизни, я быстренько выскочила замуж, чтобы не ехать по распределению! Моего мужа до сих пор забавляет эта история, говорит, знал бы, давно отправил бы на практику в деревню ( я раздумывала больше двух лет, выходить замуж или нет)
Светлана Михайловна Ковалёва2016-07-25 14:28:07 - Светлана Михайловна Ковалёва
Спасибо! Очень иньересно!
Ольга Владимировна Лазунина2016-07-26 18:22:29 - Ольга Владимировна Лазунина
Спасибо!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Морализм энитайм?
Добрый день, Алла Олеговна, можно минус этой песенки на почту? Почему то здесь перестало скачиваться, раньше проблемы не было . Заранее спасибо , вот адрес- [email protected]
.. Лететь по волнам НА быстроходном катере.. Шедевр р-р! :-(((-это о содержании и выводе. Сисадмин эникей?
К чему Вам этот `глобализм`? ;) Смотрите ближе, вокруг себя. Да, вот прочёл Ваш пост от 2022 года, что-то изменилось?
Славный герой. Когда-то пионерский отряд моего класса носил его имя и совершал ради его памяти добрые дела.
А у нас нет пока птиц, у нас паводок, вода поднялась и пока не уходит - Обь пока стоит... Как уточнила местная администрация, река Черная выходит на дорогу в районе дома на улице Советской, 26, Черной Речки. Жителей улицы Городской отрежет от выезда из деревни. Людей просят выключить газ, свет, воду, отвязать собак и покинуть свои дома. Сейчас специалисты песком выстраивают границу вдоль реки Черная.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/