Среди множества ныне почти забытых художников,
составлявших в своё время славу отечественной живописи, имя Николая
Никаноровича Дубовского стоит особняком: в кругу русских пейзажистов конца XIX
— начала XX столетия его имя было одним из самых популярных. Профессиональный и
общественный авторитет Н. Дубовского был непререкаем. Сподвижники Н. Дубовского
высоко ценили солнечный оптимизм и мощный темперамент, присутствовавшие в его
творчестве.
Радуга. 1890-е
Признание на родине и в Европе однако не
уберегло Н. Дубовского от тени забвения у себя в стране в советское и
постсоветское время. Несмотря на то, что картины Н. Дубовского находятся в
коллекциях Третьяковской галереи и Русского музея, что его знают многие, в то
же время для подавляющего большинства любителей искусства он остаётся неизвестен.
В этом парадоксе заключается печальная истина.
Морозное
утро. 1894.
«Мы, художники, не можем охватить всех
человеческих знаний, даже изучить одну отрасль науки в полном объёме, у нас для
этого не хватит ни времени, ни сил, но мы должны понимать сущность всякого явления,
чтобы не быть оторванными от жизни, чтобы понимать и уметь передавать эту
жизнь. И если не учёность, то всестороннее развитие необходимо для художника,
как и самоусовершенствование, выполнение требований морали». — Н. Н. Дубовской
о необходимости самопознания художника.
На Волге.
1892
Н. Н. Дубовской вместе с И. И. Левитаном и
другими молодыми «передвижниками» был создателем нового направления в русской
пейзажной живописи, которое получило впоследствии название «пейзаж настроения»
Сумерки.
1897