ЕЛЕНА ИВАНИЦКАЯЗапретная - Тамара Петровна Скурихина
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Тамара Петровна Скурихина


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Тамара Петровна Скурихина / Блог / ЕЛЕНА ИВАНИЦКАЯЗапретная


ЗАПИСЬ #8

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


24 июля 2016, 06:34, автор - хозяйка блога
Тамара Петровна Скурихина

ЕЛЕНА ИВАНИЦКАЯЗапретная

Запретная зона: преодоление

 

От постоянного повторения доброе становится ничем, а злое становится правдой.

Гегель

Что можно там, где и молчать нельзя?

Сенека

ПОГИБ В ОГНЕ

В огне погиб дневник. Первый, детский.

Новогодний подарок, толстый блокнот в серой зернисто-резиновой обложке словно уговаривал: пиши дневник. С этой целью, наверное, и подарили. Ежедневные записи прочищают мозги, это верно. Я мигом поняла, что моя жизнь лишена и событий и содержания.

Без дневника вроде бы что-то происходило. Чаще скучное и тоскливое — во вторник контрольная, в четверг диктант, в воскресенье кино. Иногда поинтереснее — день рожденья или книга хорошая. А с дневником — ннничего… Часто снились красочные сюжетные сны. Белокрылый парусник, синие тучи, багровая полоса заката над черными волнами и долгое, подробное кораблекрушение.

Не имея никаких ресурсов добавить содержания в жизнь, я принялась добавлять его в дневник. То есть важно рассуждать «о важном». О политике, например. Слово «политика», и не только для меня, одиннадцатилетней, обозначало — «международное положение». Очень оно меня тревожило. Страницы на две. Главной задачей я считала «отвести угрозу ядерной войны» и «сохранить мирное небо над головой». Готова была «внести свой вклад». Эти слова вызывали представление стеклянного шара, я несла его обеими руками и куда-то вкладывала.

Записала фантазии о бесконечности. Бесконечность была большая и черная, с каплями звезд, и мысль в ней летела-летела-летела, пока не натыкалась на висящий в черной пустоте кирпичный забор. Но через него можно было перелезть, а за ним продолжалась та же самая бесконечность. Увы, меня занесло и в роковую радость материнства. Мечтала я, видите ли, стать матерью: страницу с лишним намечтала. Это ведь нетрудно осуществить, правда же? В организме скоро произойдут какие-то перемены на букву «м», а от перемен происходят младенчики. Так что в самое ближайшее время займусь серьезным делом: воспитанием ребенка. Скоро скуке конец! У меня будет маленький!

Потом вернулась из школы, а бабушка — цап за шиворот: «Говори! Всю правду говори!» И ткнула меня носом в эти дочки-матери.

Говорить всю правду, то есть обиженно врать, можно только о том, о чем имеешь понятие. Откуда берутся младенчики, я ни малейшего понятия не имела. Выдают в больницах. После перемен в организме. Из пробирки, наверное.

Бабушка надрывалась: «Говори! Признавайся! А то расскажу маме с папой! Даже подумать страшно, что будет!» Я рыдала, но в чем признаваться? Хоть примерно — в чем? «Так вот почему ты не хотела задачки решать дополнительно? Так вот что у тебя в голове? Кто тебя этому научил?» Прямая речь — дословно. Отпечаталось в памяти.

Я поняла, что влезла в запретную зону. Есть такая зона, а в ней особенные слова. Некоторые нельзя произносить по своей воле. А по команде — нужно и обязательно. Например, на пионерской линейке: Ленин, Брежнев, партбилет. Есть слова, которые совсем нельзя — нигде и никогда. Например, имя какого-то Ивана Денисовича, который, кажется, был артистом миманса. То есть слово «артист» произносить можно, но «артист миманса» — что-то ужасное.

Рыдания продолжались долго, я струсила до блеянья и лязга зубов. Все исписанные странички выдрала, подожгла в железной раковине и пепел смыла. А написано было много: с января до ноября. Жалко, еще бы. Живой документ. Кроме ребенка хотела завести котенка. Рыженького. Он бы прыгал и мурчал, смешной такой. Зато в страшном Китае был ужасный Мао Цзэдун, который всех нас хотел убить бомбой. А я соглашалась заключить договор с судьбой: пусть меня троллейбус переедет насмерть, но чтоб Мао Цзэдун тоже умер. И не убивал оставшихся бомбой. Вторая суицидальная идея была связана с ним же: если Китай нападет, надо сразу покончить с собой. Но как? Троллейбусов, наверное, уже не будет?

Конечно, советскую девочку воспитывали в панической «нравственной чистоте», но бабушка хотела преподать мне другие уроки. Вот какие. Думать — опасно. Записать — еще опаснее. Дневник — улика. Личной тайны не существует. Берегись! Молчи! Всю семью подведешь!

Разумеется, бабушка была права. В самые наши дни председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников строго объясняет: мы ваши личные письма вскрывали и вскрывать будем. Мало ли что в Конституции написано? Конституция — декорация, а перлюстрация — « необходимая аналитическая процедура». Ясно вам? « Руководители любого государства не могут в полной мере реализовать свои решения, не опираясь на мнения населения. Необходимо знать намерения, которые можно выявить только оперативным путем». Наши настоящие мнения и намерения — в наших личных бумагах, вот их и « выявят оперативным путем». Господин Крашенинников, вы меня слышите? Я вам свое мнение сама скажу. Вы занимаетесь антиконституционной деятельностью. Я хочу, чтобы вас во власти не было. И не только хочу, а «вношу свой вклад». Ничего другого вы из моих дневников и писем не узнаете.

Процитированный бесподобный пассаж — что мнение граждан выясняется только обшариванием их личной переписки — это из предисловия думского комитетчика к исследованию Александра Смыкалина «Перлюстрация корреспонденции и почтовая цензура в России и СССР» (СПб., 2008). Предисловие абсурдно противоречит книге. (То есть книга вышла «под конвоем».) Профессор Смыкалин огромным массивом проанализированных архивных материалов доказывает ровно обратное. Перлюстрация убивает правосознание, разрушает цивилизованные регуляторы отношений в обществе и всякое доверие к власти.

Тайну переписки гарантировала и «сталинская» конституция (статья 128) и «брежневская» (статья 56). На деле ничего личного и неприкосновенного у советского человека не было и быть не могло.

Бабушка никогда об этом не забывала. И внучке добавляла ума: чтоб понимала, в какой жизни живет.

Зачем я сожгла опасные странички? Вовсе не затем, чтобы отпираться, если бабушка все-таки расскажет родителям. (Думаю, что в тот же вечер со смехом рассказала.) Нет, я символически продемонстрировала, что урок усвоен.

Что еще в моем одиннадцатилетнем дневнике было, уже не помню. Зато помню, чего там не было: школы.

Считанные по пальцам школы, подобные Второй московской математической, о которой вспоминает Евгений Бунимович (Знамя, 2012, №12), существовали специально для того, чтобы кое-кто кое-что знал. Они так и назывались — специальные. Все-таки для военных целей нужны физики, математики и переводчики. А все остальные, неспециальные, учили будущего советского человека одному — главному: молчи, дурак, хуже будет! Говори: лишь бы вой­ны не было!

 

 

КОММУНИЗМ И ЦИНИЗМ

«А сейчас, — строго объявила учительница, — мы будем писать сочинение». Народ загудел: не предупреждали… «Особенное сочинение. О том, как мы будем жить в двадцать первом веке. Напишите, какая жизнь будет при коммунизме. Напишите, какими вы станете. Все понятно?»

Непонятно было главное: на оценку или нет? Учительница подозвала старосту и велела раздать листки бумаги. «Начали!»

Что тут можно изобрести? Мечтать о коммунизме мне никогда не случалось. О красавице Луизе из «Всадника без головы» — это сколько угодно. Когда злодей Карл потребовал, чтобы она стала его женой, Луиза гордо ответила: «Нет!» И бесстрашно прибавила: «Никогда!» Мне тоже хочется гордо-бесстрашно сказать: «Нет! Никогда!» Но за неимением Карла — увы.

А что касается коммунизма, то, несмотря на Луизу, я знаю: эта фантазия еще глупее. Но коммунизм — это из запретной зоны.

Сегодняшнее журналистское любопытство так и взыгрывает: а что придумали мои одноклассники? Может быть, в архивах сохранились такие сочинения? Не только же наш класс это писал? Да еще на отдельных листках. То есть куда-то их отсылали, что-то с ними делали. Возникает и специфическая мысль. 
По таким сочинениям могли проверять «идейную атмосферу» в семье. Но очень не верится, чтобы кто-нибудь ляпнул от полной наивности: «А мой папа говорит, что все это — промывание мозгов…»

…В двадцать первом веке мы с младшей сестрой будем уже взрослые, серьезные и ответственные. Мы не будем лениться. Мы будем трудиться. Я стану учительницей. А сестра станет врачом. И вот утром по звонку будильника мы просыпаемся в отличном настроении. Мы наливаем в два стакана теплую воду из чайника, бежим в ванную и чистим зубы, весело толкаясь у раковины. Мы одеваемся и дружно завтракаем. Взявшись за руки, летим по лестнице и выбегаем на трамвайную остановку, когда там как раз стоит трамвай. Несемся вприпрыжку и успеваем вскочить, пока двери не закрылись. При коммунизме и в трамвае, и в троллейбусе, и в автобусе будет бесплатный проезд. Мы бесплатно проезжаем две остановки. Я поворачиваю направо, вот сюда, в свою школу, где сейчас я ученица, а буду учительница. А сестра поворачивает налево, в городок мединститута, она там работает в больнице. Я захожу в класс, здороваюсь с ребятами. При коммунизме в каждом классе — телевизор! А сестра в больнице заходит в палату, здоровается с больными, а все-все ее больные уже выздоравливают. Там тоже в каждой палате — телевизор!

Может быть, тут сочинение и кончилось. Во всяком случае до этого места помню очень подробно, а дальше — пустота. Помню именно потому, что остро переживала чувство, которое сейчас назвала бы цинизмом, а тогда — «полным навыворотом» с победительной насмешкой: вы меня не поймали!

Разумеется, я не думала, что две сорокалетние тетки, какими станем мы с сестрой в двадцать первом веке (… если доживем, а то ведь в Китае бомба), что две тетки, взявшись за руки, побегут вприпрыжку. Но я думала, что взрослые улыбнутся «доброй улыбкой».

Разумеется, мне приходило в голову, что в двадцать первом веке у теток будут, вероятно, свои дети. Но про дочки-матери я поняла с первого раза. Нужно делать вид, что ничего подобного даже не воображается. А взрослые улыбнутся «грустной улыбкой».

Разумеется, мне приходило в голову и то, что если уж я не дурочка, то взрослые подавно не дураки. Значит, поверить глупостям, которые я наваляла, они не могут. Но примут как должное. Потому что я сыграла по правилам. Да, именно так: я правильно притворялась, ко мне не подкопаются, меня не поймают.

Но что это за правила такие, где неглупые люди и с одной стороны и с другой изображают из себя глупых, потому что именно так почему-то требуется?

Семья у меня идейная. У нас даже о коммунизме заходит речь. Но то, что говорится в семье, нельзя писать в сочинении. Хотя, например, мама говорит, что ей верится: когда коммунизм будет уже совсем близко, тогда у нас появится поэт, равный Пушкину. Мы сначала услышим коммунизм в стихах нового Пушкина, а потом увидим воочию. Такой поэт будет предвестником нового счастливого общества.

Впрочем, про Ивана Денисовича и артиста миманса я же не во дворе от подружек услышала?

А еще мама рассказывает, как экзаменатор задал ей вопрос: будет ли при коммунизме несчастная любовь? Мама ответила: нет! И доказала прямо по Марксу. Коммунизм начинает подлинную историю человечества, а все прежнее было только предысторией. При коммунизме у людей будет высшая сознательность, они оставят в предыстории такие пережитки прошлого, как несчастная любовь. А пока такие пережитки остаются, это еще не «полный коммунизм». И экзаменатор (стукач, судя по вопросу) вывел пятерку.

Я не спросила, что думала об этом мама на самом деле, потому что не сомневалась: ровно то же, что и я про коммунистический трамвай вприпрыжку.

Однажды мама с папой смотрели по телевизору документальный фильм. Гремели взрывы, дикторский голос вещал про мудрое партийное руководство. А я залюбовалась из темного коридора, как хорошо сидят рядышком молодые и красивые мама с папой. То есть меня не видели. «Может, и правда мудрое? — вздохнула мама. — Мы же победили» — «Какое, к черту, руководство! — тихо взорвался папа. — Немцы на Волге стояли!»

Странно, что эту единственно возможную мысль и сейчас еще не все разделяют. Без родного руководства немецкие войска ну никак не могли оказаться на Волге. Они же не марсиане с чудо-оружием. Но только скажешь, сразу крик: «Париж заняли! По Елисейским полям маршировали!» Верно. Но девяностолетнего маршала Петена судили и приговорили к расстрелу. Как наруководил, так и получил. Расстрел заменили на пожизненное — в уважение возраста и прежних заслуг, так это еще внушительнее. Пусть бы и Сталин посидел пожизненно вместе с тонкошеими вождями.

А мы сдали наши странички. И через столько лет эта история помнится. Прежде всего неприятнейшей смесью унижения со злорадством. Унижение — что пришлось наврать столько глупостей. А злорадство — что ловко вывернулась.

Наверное, это и есть «дух времени». То, что «носится в воздухе». Пропаганда барабанила. Школа «прививала». Семья «оберегала». Бесполезно.

Далее по ссылке:   http://magazines.russ.ru/zvezda/2016/7/zapretnaya-zona-preodolenie.html 





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Спасибо ,Зоя Васильевна ,за комментарий ,включающий важное выступление 27 марта 2024 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.
27 марта 2024 года. Наша задача всеми силами хранить единство Русского мира. Как я говорил на юбилейном съезде Всемирного русского народного собора 27 ноября 2023 года, Русский мир это не узконациональное явление, это общность идеалов и ценностей, общее культурное пространство всех народов, на протяжении веков мирно живущих, созидающих и трудящихся ради нашего единого Отечества 27 марта 2024 года Защита и укрепление Русского мира. Разделение и ослабление русского народа, лишение его духовных и жизненных сил всегда приводило к ослаблению и кризису Российского государства. Поэтому восстановление единства русского народа, а также его духовного и жизненного потенциала являются ключевыми условиями развития России и Русского мира в XXI веке. https://mitropolia-simbirsk.ru/2024/03/27/vystuplenie-svyatejshego-patriarha-kirilla-na-vneocherednom-sobornom-sezde-vsemirnogo-russkogo-narodnogo-sobora
Владимир Николаевич! Еще раз пересмотрела видео. Любовь у вас всех взаимная, об этом красноречиво говорит атмосфера, которая царит в Вашем библиоквартирнике. И все женщины становятся еще краше, смущенные Вашими комплиментами.... И каждый поцелован Богом! Повезло же Вам!И у меня хорошее чувство в связи с этим, улыбка не сходила с лица во время просмотра и продолжает отзываться и сейчас, когда пишу комментарий... Добрых мирных дней всем, это сегодня самое главное! Обнимаю!
Открываю томик одинокий - томик в переплёте полинялом. Человек писал вот эти строки. Я не знаю, для кого писал он. Пусть он думал и любил иначе и в столетьях мы не повстречались.... Если я от этих строчек плачу, значит, мне они предназначались. 💖💖6193773-a151550💖💖 Мое любимое ВЕРОНИКИ ТУШНОВОЙ! Спасибо, Алиночка! Кстати , в один день с ней родился и адресат ее любовной лирики (27 марта) Александр Яковлевич Яшин (настоящая фамилия Попо́в; 14 (27) марта 1913, Б - 11 июля 1968) - русский советский прозаик, поэт, журналист и военный корреспондент. Лауреат Сталинской премии второй степени (1950). Член ВКП(б) с 1941 года. Участник Великой Отечественной войны. Удивительно, что марте , в котором празднуется Всемирный день поэзии, появилось на свет много известных писателей и поэтов и среди них мои любимые: 💖Евгений Абрамович Баратынский Родился 2 марта (1800-1844) 💖26 марта родилась Мария Петровых. `Мастерица виноватых взоров, Маленьких держательница плеч!` (с) О.Мандельштам 💖26 марта родился Роберт Ли Фрост (англ. Robert Lee Frost, 26 марта 1874, Сан-Франциско - 29 января 1963, Бостон) - один из крупнейших поэтов в истории США, четырехкратный лауреат Пулитцеровской премии (1924, 1931, 1937, 1943). 💖29 марта 1940 г родилась наша любимая всеми на портале современница -поэтесса Лариса Емельяновна Миллер. Списочек далеко не полный...может кто-то дополнит.. Буду благодарна.
Очень интересно.
Не открывается презентация





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/