|
Раиса Поликарповна Трефилова
Размышления педагогов об новых технологиях.
Наталья Вячеславовна Гуськова, ГБОУ №13 49. Учитель начальных классов
Школа меняется, бесспорно. Во многом стало проще технически выполнять какие-то задания и поручать их детям. Хотя в нашей школе нет такого масштабного оснащения, как в других школах, у нас не везде есть интерактивные доски и так далее, но из-за того, что дети знакомы как раз со своими гаджетами – у всех есть и компьютеры, и ноутбуки, и смартфоны, – стало проще работать.
И творчески получается работать, и дети с удовольствием осваивают знания вместе с техническими новшествами. Потому что молодежь более подкована в этом всем, это не доставляет им никаких трудностей. И они с удовольствием учатся, идут в ногу с техническим прогрессом.
Не могу сказать про успеваемость, так как в первом классе у нас не было оценок. Тут главное то, что у детей сохраняется интерес к школе.
Ни для кого не секрет, что начальная школа вообще этим не страдает, дети учатся с удовольствием. И что-то происходит с ними чуть-чуть позже. Вот мы пытаемся выяснить, на каком этапе они теряют интерес к знаниям – когда знания становятся оторванными от жизни?
"Учитель теперь организатор, который должен ставить проблемные вопросы, продумывать все с точки зрения современности"
В начальных классах такой проблемы нет. Дети с удовольствия учатся, выполняют все работы. Они очень любят индивидуальные проекты, подключают к этому родителей, родственников. И если сравнивать мой класс сегодня с прошлым выпуском, первые с удовольствием делают то, что для предыдущих ребят было новинкой. Например, интервью взять, анкету создать, какие-то памятки или же подготовить для обучения собственные схемы и наглядные пособия.
Учителю остается внедряться и через детей воспринимать окружающую обстановку. Функции учителя меняются. Если раньше педагог должен был рассказать и проверить, то сейчас нужно направлять детей, идти вместе с ними. Учитель теперь организатор, который должен ставить проблемные вопросы, продумывать все с точки зрения современности. Потому что многие знания доступны сейчас и без учителя: интернет, поездки с родителями – а дети привозят из своих путешествий целый багаж знаний.
Учителю приходится развиваться и быть каждый год разным, чтобы дать те знания, которые ученики больше нигде не получат.
Если говорить про свой класс, то приятно и отрадно осознавать, что нет у них какого-то одного предмета, которым бы увлекались все вместе. Многим ближе математику, кому-то русский язык, большое количество детей любят окружающий мир. Я это связываю с интересом к жизни, потому что окружающий мир – это предмет обо всем. То, что дети сейчас видят, и какие возможности им дает школа – дорогого стоят. Например, если в голове у детей откуда-то возникли проекты, значит им это интересно.
У нас мальчик в этом году настолько углубленно изучал, как и что движется, что вдруг у него возник вопрос: а может ли вода стать источником топлива для ракеты. И вот он проводил свое исследование. Конечно, пришел к выводу, что это невозможно, но, тем не менее, когда изучал это, много дополнительной информации разузнавал, структурировал, ребятам показывал.
Такие вещи ничем незаменимы. Они хоть в программе и не стоят, но методы проектной деятельности, которыми сейчас овладевают все учителя по новым государственным стандартам, позволяют расширить процесс и сделать его интересным, подвижным в ногу со временем.
Конечно, еще рано им выбирать профессию, но есть те, кто уже о чем-то мечтают. Например, есть у нас в классе Слава Дунаев. Он очень любит камни, это у него с первого класса, и все ребята знают о его хобби. Не могу с уверенностью сказать, геологом он будет или нет, но ему уже сейчас кажется, что он будет с этим связан. Он и рассказывает ребятам то, чего нет в программе. Они его слушают, готовят свои проекты. Он организует игры какие-то и ребята видят, что это очень интересно, когда человек влюблен в какое-то дело.
Есть девочки, которые ручным трудом занимаются, им кажется, что они будут шить, вязать. Если говорить о новых профессиях, то мальчикам очень хочется быть связанными с IT-технологиями. Космонавтами хотят стать, но это единицы. Нет такого, как раньше, когда мальчики – летчики, девочки – балерины. Компьютерные направления очень их интересуют.
Ольга Анатольевна Назарова ГБОУ №13 49. Классный руководитель 5 класса
Школа меняется в мире технологий и это естественный процесс. Для детей это данность. Если мы к этому привыкали, то для детей это нормальное существование.
Естественно, изменился и образовательный процесс, и сами дети. Но я не считаю, что это изменение, как многие думают, к худшему, что дети стали зомбированными с этими гаджетами. Нет, если умело использовать информационные технологии, то можно и с гаджетами работать. Это интересно, увлекательно и они только будут помогать образовательному процессу.
Сложно судить, от чего повышается успеваемость – от внедрения технологий в образовательный процесс или нет, но мне кажется, это является вспомогательным средством для современного урока. Без проектной деятельности, без использования интерактивной доски, а соответственно без почты, без интернета сложно представить современный урок.
Мы, педагоги, должны соответствовать потребностям детей, их уровню. Правда, не всегда то, что ученики владеют гаджетами, говорит о том, что они умеют ими правильно пользоваться. Ребят тоже нужно учить этому – добывать правильную информацию, выбирать самое нужное из огромного потока.
Все зависит от того, для чего используется гаджет. Если только как средство развлечения и досуга, тогда да, он мешает и успеваемости, и личностному росту в целом. А если он используется с умом, и ребенка научили правильно пользоваться гаджетом в целях добычи информации, создания какого-то продукта, той же презентации, видеоролика, тогда это только способствует улучшению образовательного процесса и улучшению успеваемости. Поэтому все должно быть в меру и все должно быть с умом.
Сейчас я мало могу представить свой урок без интерактивной доски, потому что я активно использую все эти технологии и внедряю проектную деятельность, а это требование современного урока. Конечно, я могу и веду уроки без интерактивных досок, но это будет уже не столь наглядно, зрелищно, эффективно и продуктивно. Всегда должно быть сочетание и того, и другого урока. Мне интерактивная доска очень нравится и очень помогает. Мы уже столько интересных проектов сделали с ее помощью.
"Роль педагога меняется. Теперь мы скорее направляющая сила, нежели наставническая"
Известно, что учитель сейчас не столько наставник, не столько человек, который передает знания, он скорее учит и направляет. Он должен направить ребенка так, чтоб тот смог сам добыть информацию, неважно, по какому предмету и направлению. Мы должны научить их учиться. Поэтому роль педагога меняется. Теперь мы скорее направляющая сила, нежели наставническая.
До этого я выпустила 11-классников, которые поступили в лучшие университеты страны и выбрали разные профессии – начиная от дипломата и заканчивая дизайнером. Выбор профессии зависит от личности и характера, наклонности и способности ученика.
Сейчас у меня немножко другой класс. Много детей творческих, которые занимаются живописью, музыкой, актерским мастерством. Вот сейчас дети в классе более творческой направленности, как мне показалось. Это зависит и от особенности ребенка, и от среды, и от семьи. Если, например ребенок изначально растет в творческой семье, предположим ,бабушка – художница (есть у меня такая девочка в классе), то конечно же, он вырастает на этом и у него проявляются такие способности. Но не обязательно.
Все зависит еще и от склада ума – есть дети только интеллектуальные, математические, гуманитарные, творческие. Это нормально. С этим интереснее работать.
Я в этом году проходила много курсов по IT- технологиям, участвовала в конкурсе и стала финалисткой. Я поняла, что детей всегда можно заинтересовать, но все должно быть дозированно, в меру.
Все-таки, большую роль играет личность учителя – сможет ли он этим заразить, сможет ли он правильно использовать технологии. Например, не просто из урока в урок смотреть ту же экранизацию как наглядное пособие – это не совсем интересно. А, предположим, сделать видеоролик по сказкам Пушкина или проект о поэзии, – это интересно, продуктивно и значимо.
Учитель химии лицея №1580 Кубышев Сергей Сергеевич. Классный руководитель 11 класса
В мире высоких технологий школа меняется, меняются и дети. Но не могу сказать, что вижу сильные изменения в своих учениках. У нас школа при МГТУ имени Баумана, поэтому я не уверен, что гаджеты повлияли именно на учебный процесс.
Конечно, в быту дети ими пользуются, и пользуются гораздо быстрее и активнее, чем мы. Но это нормальный тренд, дети более восприимчивы ко всему новому. То есть, если нам с классом нужен какой-то адрес в Москве, когда мы идем на экскурсию, дети находят его гораздо быстрее, чем я.
"Роль учителя должна меняться от трансфера знаний к организации самостоятельной работы учащихся, владению этими знаниями"
У нас достаточно классический подход к образованию, и сказать, что в каждом классе есть интерактивные доски и уроки проходят только с ними, – нельзя. На мой взгляд, это правильно, потому что многие задачи в высокой математике, высокой физике нужно решать с детьми мелом на доске. Для младшей школы, наверное, процесс информатизации – вещь более наглядная и более уместная.
Роль учителя должна меняться от трансфера знаний к организации самостоятельной работы учащихся, владению этими знаниями. В нашем лицее так было всегда. У нас очень большую роль играет самостоятельная работа, и мы всегда существовали на неформальных взаимоотношениях с учениками, поэтому нам даже проще, чем другим школам.
У нас из года в год в районе 65-75 процентов поступают на различные факультеты МГТУ имени Баумана. Остальные дети обычно идут на похожие факультеты других вузов. В основном они выбирают точные, естественные науки. Несколько человек уходят в биологию, химию, в гуманитарные институты, поступают на экономические факультеты Высшей школы экономики, но в сравнении с выпуском в 420 человек – а в этом году именно столько выпускников, – это считанные единицы.
Почти вся моя жизнь в школе – это уже эпоха ЕГЭ. Успеваемость – это ежедневная работа. ЕГЭ – это разовый текст. Я, например, к ЕГЭ по своему предмету отношусь очень положительно. Потому что если ты химию не знаешь, ты ЕГЭ по химии не сдашь. Он проявляет знания всех детей по всей стране. У нас в школе стандартно высокие показатели ЕГЭ. По всем предметам в среднем мы имеем выше 70 баллов. Довольно много стобалльников по русскому языку, математике, информатике, физике.
Учитель английского языка школы № 1494 Мухина Евгения Львовна. Под своим руководством выпустила 11 класс
Разумеется, дети изменились. Как не меняться, если вместе со временами года меняется мир вокруг них. И школа пытается соответствовать этому миру – миру цифровых технологий. Высоких технологий.
При этом функции самого учителя, я думаю, никогда не изменятся. Есть две крайности во взгляде на образование с использованием высоких технологий. Есть позиция, что учителей никто, никогда и ничто не заменит, и не нужны никакие технологии. И есть позиция, что учителей с легкостью можно заменить любым гаджетом или другим новым технологическим средством или процессом.
|
| 2016-07-02 11:20:25 - Наталья Викторовна Размашкина Это ода новым технологиям) | | 2016-07-02 11:35:37 - Раиса Поликарповна Трефилова Но есть исключения!
`У нас достаточно классический подход к образованию, и сказать, что в каждом классе есть интерактивные доски, и уроки проходят только с ними, нельзя. На мой взгляд, это правильно, потому что многие задачи в высокой математике, высокой физике нужно решать с детьми мелом на доске... ` | | 2016-07-02 12:06:10 - Валентина Михайловна Соснова Подскажите, как новые технологии помогут выучить даты и события по истории. | | 2016-07-02 13:02:22 - Антонина Алексеевна Каврева Элементарно, Валентина Михайловна. Видео, тренажеры, интересно составленные тесты в виде кроссвордов и пр. помогают события, понятия, даты запомнить не преднамеренно. Например, видео ролики по истории древней России, использованные мною в профучилище (хоть и переименованном в технический техникум) на ВСЕХ уроках дали 100% положительный результат по датам, именам правителей, событиях, происходящих при том или ином правители. Не в смысле, что все дали верные ответы на ВСЕ вопросы, но минимум легко преодолели ВСЕ. А мы ж знаем, что там обучаются те, кого в школе считают неспособными усвоить программу 10-11 класса хотя бы на 3... Учитель при сем очень нужен тоже, остановить просмотр, уточнить термин, дату, задать вопрос по содержанию и двигаться далее. Ролики эти в большинстве минут по 5 всего. Они загружены у многих преподавателей истории на страничках здесь. И не только по Истории государства Российского.
Очень нравятся детям и тесты в виде игр по отдельным темам или обобщающие. Сидят у компьютера, отвечают, тот им ставит оценки, указывает ошибки. В рамке тренинга они несколько раз могут пересдавать компьютеру... А потом сдавать на компьютере преподавателя.
Вот ссылка на папку, расположенную у меня:
http://www.proshkolu.ru/user/aakavreva/folder/900750/
| | 2016-07-02 13:10:37 - Раиса Поликарповна Трефилова У меня по биологии тоже есть программы-тренажёры и зачётные. | | 2016-07-02 13:10:55 - Антонина Алексеевна Каврева Игры-презентации:
http://www.proshkolu.ru/user/aakavreva/folder/152650/
Раиса Поликарповна, ведь очень помогают, правда? | | 2016-07-02 13:44:22 - Раиса Поликарповна Трефилова Антонина Алексеевна, у нас очень много терминов, которые в обычной речи не используются, поэтому, конечно, помогают! | | 2016-07-02 14:36:36 - Светлана Михайловна Ковалёва Вполне согласна с мнением учителя начальных классов. Сравнивая моих 3-клашек и прошлые свои выпуски, понятно, что дети сейчас другие, более `продвинутые` что ли, более творческие. Обязательно нужно использовать на уроках различные ролики, тренажеры, интерактивные игры, иначе им не интересно. Они сами готовят различные сообщения- презентации, различные опыты и жаждут поделиться этим с одноклассниками. | | 2016-07-02 15:47:13 - Валентина Михайловна Соснова Я спросила не просто так. Наигралась за последние несколько лет с новыми технологиями, но экзамен на 5 сдают дети, которые просто учат. Традиционно,много раз повторяя в голове. Иначе историю знать невозможно 🙅. Я сейчас на распутье. Думаю, как работать в следующем году. Педагогические технологии учат детей рассуждать, а на диагностике мцко приходят совершенно конкретные вопросы, типа - назовите первую столицу Арабского халифата (6 класс). И все игры заканчиваются. С сентября переходим на новый эл.журнал (уже третий по счету), в нем прописано время на дз -15 минут по санпину. Интересно, что за это время успеют дети. Параграф в учебнике по тому же Арабскому халифату - 20 страниц. | | 2016-07-02 16:18:43 - Ирина Валентиновна Ермакова Если ученики сами сознательно учить не будут - никакие технологии не помогут. | | 2016-07-02 18:42:56 - Татьяна Павловна Гришкова Пальцем кнопки тыкать умеют. А чуть поглубже копни - им неинтересно. На экран смотреть сколько минут можно в день? Все нормы суммарно превышаем, применяя технологии. У кого в школе поставлен учёт - сколько минут дети смотрели на экран? Ни одной такой школы не знаю. У себя поставила вопрос, чтобы в день, когда информатика не применяли никаких технологий, уже будет превышение нормы. Но воз и ныне там. Так что не знаю чему радоваться.
Передовыми технологиями овладели и малыши и бабушки. Раньше в автобусе можно было отвлечься, подумать. А теперь тебе в ухо будут кричать сразу трое каждый о своём. Устаю ехать. А иногда в пробке застрянешь. Ой-ёй) | | 2016-07-02 19:23:09 - Валентина Михайловна Соснова Татьяна Павловна, как я Вас понимаю. В общественном транспорте стараюсь садиться подальше от тех, кто разговаривает по телефону. Если есть возможность, конечно. А еще на такие случаи ношу с собой наушники, лучше музыку в уши включить, чем оказаться в курсе житейских событий какой-нибудь говорливой особы.
Но это уже совсем другая история)) | | 2016-07-02 22:48:59 - Надежда Семеновна Сешко `...у детей сохраняется интерес к школе.
`Ни для кого не секрет, что начальная школа вообще этим не страдает, дети учатся с удовольствием. И что-то происходит с ними чуть-чуть позже.В начальных классах такой проблемы нет. Дети с удовольствия учатся, выполняют все работы. Они очень любят индивидуальные проекты, подключают к этому родителей, родственников`
Не верю! Таких детей всё меньше и меньше! А большинство вообще ничего не хочет, кроме развлечений! | | 2016-07-02 22:52:19 - Ирина Валентиновна Ермакова А потом наступает среднее звено и игры заканчиваются... | | 2016-07-02 23:20:04 - Раиса Поликарповна Трефилова Программы-тренажёры - это не игры!
Это обучающие программы. | | 2016-07-02 23:22:27 - Светлана Сергеевна Лизунова Комментарий отключен модератором | | 2016-07-02 23:36:20 - Илона Парфировна Васильева Комментарий отключен хозяином страницы | | 2016-07-02 23:41:10 - Раиса Поликарповна Трефилова Ещё надо помнить, что каналы восприятия у детей разные.
Сами знаете, есть ребята, которые вроде бы и не слушают, а спроси - всё скажут.
А другим надо посмотреть на то, о чём идёт речь.
Визуалы и кинестетики охотнее других работают с обучающими программами.
И тут уж задача учителя, как построить урок, чтобы продуктивнее использовать эту программу. | | 2016-07-02 23:51:48 - Ирина Валентиновна Ермакова Обучающие программы имеют смысл когда у каждого ученика есть компьютер. | | 2016-07-02 23:57:32 - Раиса Поликарповна Трефилова У меня мобильный класс - ноутбуки, и они подсоединяются по линии к компьютеру учителя. | | 2016-07-03 00:11:31 - Ирина Валентиновна Ермакова Мобильные классы есть далеко не у всех. | | 2016-07-03 00:18:56 - Раиса Поликарповна Трефилова К сожалению, да!
Но если есть, то чего ж не использовать, если это работает на результат.
| | 2016-07-03 03:25:28 - Татьяна Анатольевна Кайденко
Раиса Поликарповна,как всегда,затронула
актуальный вопрос.Много вопросов,
неоднозначные ответы.Но интересны ответы
людей и это помогает в работе.Спасибо всем,
а Вам, Раиса Поликарповна,в особенности за
тактичность и заинтересованность! | | 2016-07-03 17:39:49 - Татьяна Павловна Гришкова Не услышали! Есть САНПИН - по нему много использовать нельзя!!! Чтобы правильно рассчитать время, нужно прописать - на каком уроке сколько работали за компьютером, сколько - на доске интерактивной. То есть на каждый урок - 10 мин не выходит. А на некоторых уроках карусель - и кино, и презентация, и тест компьютерный... Глаза детей страдают. | | 2016-07-03 17:44:43 - Ирина Валентиновна Ермакова И идет эта карусель сама по себе, а в головах ничего не остается. | | 2016-07-03 20:07:53 - Валентина Михайловна Соснова И в итоге- нужно просто открыть учебник и выучить, сколько бы велосипедов не изобретали) | | 2016-07-03 23:58:45 - Раиса Поликарповна Трефилова Татьяна Павловна, согласна, всё полезно в меру. Учитель, если он владеет методикой, никогда не допустит `карусели` на уроке!
Ирина Валентиновна, ЧТО остаётся в головах, показывает результат...
Валентина Михайловна, несомненно, учебники открываем, учим и учимся!
`Велосипеды` до нас изобретены, согласна. Но наше дело (учительское) - максимально эффективно их использовать в своей работе.
|
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|