Школьная травля; книги и советы... - Светлана Юрьевна Моторина
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ ТВОРЧЕСКИЕ работы учащихся
 ▫ литературное творчество
 ▫ ЭКЗАМЕНЫ
 ▫ 9 класс
 ▫ 11 класс
 ▫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
 ▫ Русский язык
 ▫ Другие области
 ▫ К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРЫ
 ▫ Литературоведение. Таблицы.
 ▫ Е.Квашнина. Внеклассное чтение
 ▫ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА
 ▫ таблицы по орфографии и пунктуации
 ▫ ДОКУМЕНТЫ. ПЛАНИРОВАНИЕ.
 ▫ Русский язык
 ▫ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
 ▫ к выпускному
 ▫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
 ▫ анимация
 ▫ изящные бордюры
 ▫  ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ
 ▫ мои достижения
 ▫ ВОПРОСЫ
 ▫ МУЗЫКА
 ▫ про школу
 ▫ русский романс
 ▫ к Рождеству
 ▫ ДЛЯ БЛОГОВ
 ▫ с днем рождения
 ▫ цветы
 ▫ с улыбкой
 ▫ СПАСИБО
 ▫ праздники
 ▫ осень
 ▫ Интересные факты
 ▫ азбука
 ▫ Разное
 ▫ Вечная классика
 ▫ О чтении
 ▫ ФОТОИСТОРИИ
 ▫ Тюльпаны Коломенского
 ▫ Весеннее Коломенское
 ▫ Выставка фарфоровых кукол `А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!`
 ▫ Квест-игра МИР ГОГОЛЯ










Школыпользователя


Школы не выбраны










Конкурсы


Конкурсы не выбраны









Светлана Юрьевна Моторина


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Светлана Юрьевна Моторина / Блог / Школьная травля; книги и советы...


ЗАПИСЬ #189

КОММЕНТАРИИ (19)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


24 июня 2016, 17:29, автор - хозяйка блога
Светлана Юрьевна Моторина

Школьная травля; книги и советы...

 
Дети всегда молчат о насилии. Родители могут и не подозревать, что их ребенок жертва или инициатор травли. Но без поддержки взрослого ребенку с этим не справиться. 
Как выявить травлю? 
Как говорить с ребенком о травле? 
Какие детские книги станут «скорой помощью»?
Что могут сделать родители, учителя, библиотекари и писатели, чтобы помочь детям?

Ответы на все эти вопросы я получила в ходе лекции  Дарьи Невской — доктора филологии, преподавателя и создателя сайта, посвященного проблемам травли и гонений mobbingu.net.  
 
Дарья Невская: Моббинг — это международный юридический термин для такого распространенного явления, как травля. Я хочу ввести его в употребление в России, потому что это слово дисциплинирует, заставляет тех, кто отвечает за безопасность наших детей, «подтянуться». 

В нашей детской литературе тема травли  разработана гораздо хуже, чем в зарубежной. В советской литературе 40-50х годов упор делался на бойкот «неправильным» пионерам. После этого долгое время о гонениях не писали вообще. В 1981 году вышла повесть «Чучело» Железникова и был всплеск интереса. Также к этой теме обращался Крапивин. Потом снова как будто наступило затишье. 

Для нас это табуированная тема. Психологи приравнивают эмоциональную травлю к изнасилованию. Это категория постыдного: и жертва, и родственники жертвы испытывают стыд. 

Но все мы в разное время жизни оказываемся в одной из ролей — жертвы, инициатора травли, помощников инициатора, наблюдателей. Все участники травли получают травму, а травма, полученная в детстве, может влиять на человека всю жизнь.

Я стала заниматься этой проблемой, потому что сама подверглась моббингу в академической среде. Если взрослому так тяжело это вынести, то каково ребенку?
 
Мы замалчиваем, игнорируем проблему, никто не работает над ее решением. На Западе эта проблема всячески выявляется. В Скандинавии идет колоссальная работа по предотвращению травли: с детьми читают книги, прорабатывают ситуации, подписывают этический кодекс школы. 

Скандинавская детская литература о травле  пишется не по велению сердца, а выполняет социальный заказ — предлагает конкретное решение конкретной проблемы.  

Переживания должны проговариваться. Травма, которая замалчивается, не является проработанной. Лучше всего — разговор с психологом. Можно описать свой опыт на бумаге, это также имеет психотерапевтический эффект. У нас на сайте есть раздел «Ваши истории», где люди анонимно делятся своими переживаниями. 

Ребенок должен уметь себя защищать, сопротивляться эмоциональному насилию и уметь говорить «нет, вы не смеете так со мной разговаривать», даже если инициатором моббинга выступает учитель или родитель. 

Как выявить моббинг?

Если ребенок постоянно подвергается враждебному отношению и насилию, то мы имеем дело с моббингом. От спонтанной детской агрессии травля отличается тем, что имеет систематический и долговременный характер.   

Чаще жертвой эмоционального насилия становятся  «удобогонимые» дети: принадлежащие к этническим и религиозным меньшинствам, болезненные, испытывающие трудности с адаптацией (приезжий, сирота, новенький), дети из малообеспеченных семей. Это самые распространенные поводы для травли. Но надо помнить, что жертвой может стать любой ребенок, которого коллектив объявит козлом отпущения. Если в коллективе есть признаки моббинга, он может перекинуться, как заразная болезнь, на других детей.

Как проявляется школьный моббинг:

- Насмешки, обзывание, присвоение кличек. Уже на этом этапе нужно учить ребенка бороться с моббингом, выстраивать защиту. 

- Физическое насилие: шлепки, подзатыльники, избиение, порча вещей.

- Эмоциональное: отказ от общения, игр, нежелание сидеть за одной партой, приглашать на дни рождения, бойкот.   

Эмоциональное воздействие для ребенка страшнее физического. Когда от ребенка отворачиваются друзья, он думает, что он и есть проблема. 

Ребенок-жертва: 
- склонен подчиняться другим детям
- не может защититься от физического насилия
- приходит домой с синяками
- не принимает участия в групповых играх
- не имеет постоянных друзей
- не хочет общаться
- старается держаться поближе к взрослым
- теряет интерес к учебе
- не хочет никого приглашать на свой день рождения

Добрые советы детям:
- помни, что ты ни в чем не виноват
- все это временно и скоро закончится
- если нет сил терпеть, попроси помощи у взрослых, перевода в другую школу
- большое значение имеет дело, которое ты делаешь с удовольствием

Даже если ваш ребенок не жертва и не агрессор, а наблюдатель — в этом тоже есть опасность. 

Наблюдатели — это большинство. Из них формируется наше общество. Наблюдатели боятся «высовываться», у них появляется понятие  фиктивной нормы — человек начинает думать, что если остальные воспринимают насилие как норму, это и есть норма. Считается, если кого-то травят, он сам виноват. Формирование тоталитарного мышления тоже связано с понятием фиктивной нормы.
 

Что могут сделать родители, что помочь ребенку?

Даже самый откровенный ребенок никогда сам не заговорит о насилии. Детей сковывает страх перед агрессором и страх расстроить родителей. 

Книги о травле помогают выявить проблему. Не надо бояться этих книг. Нужно обсуждать с детьми тяжелые, правдивые книги и задавать вопрос: «Как бы ты поступил на месте героя?» Это позволяет понять позицию ребенка и скорректировать ее.
  
С 3 лет можно читать «Гадкого утенка» детям, которые могут стать потенциальной жертвой (маленький рост, очки, социальные отклонения от нормы) и проговаривать, что многих известных людей в детстве дразнили, это пройдет, «ты ни в чем не виноват». 

«Кот с голубыми глазами» Эгона Матисена. Что делать коту с голубыми глазами в компании желтоглазых, которые не хотят с ним общаться?

Если ребенок постоянно жалуется на учителей, я предлагаю книгу Гэри Шмидта «Битвы по средам». Иногда дети становятся фиктивной жертвой и, как герой этой книги, убеждают себя в том, что учитель их ненавидит.

«Джейн, лиса и я» — книга об одиночестве. Одиночество бывает как следствием, так и причиной травли. Главную героиню в школе дразнят: «Элен, стыд и срам, весит 200 килограмм!» Единственная подруга Элен — Джейн Эйр.  Когда у детей нет друзей, у них должна быть книга, которая выполнит функцию проговаривания переживаний.

Родители агрессоров никогда не признают, что их дети агрессоры и оберегают их от школьных психологов. А психолог не имеет права работать с ребенком без согласия родителей. 
 
Агрессорами, как правило, становятся гиперактивные дети, гиперопекаемые или расчетливые манипуляторы, у которых есть проблемы в семье. 

Ребенок должен быть чем-то занят. Для ребенка-агрессора это очень хороший выход.
 

Что может сделать учитель?

В Европе у учителей есть четкая инструкция на каждый случай. Учитель должен все замечать, налаживать отношения в классе, вовлекать детей в общее дело. Составить кодекс класса и попросить учеников его подписать, повесить у входа в класс. 

Заранее, до возникновения травли, учитель должен обсудить с классом книгу, посвященную этой теме. 

В 8 классе проходят «Повелителя мух» Голдинга. Но если до 8 класса ни в школе, ни в семье не обсуждались проблемы травли, то Голдинг воспринимается исключительно как притча. Давая эту книгу, учитель должен акцентировать внимание на том, как формируются фиктивная норма, мышление толпы и тоталитарный строй. 

«Чудо» Паласио надо читать для формирования чувства толерантности и умения принимать в свой круг «иных» детей. К сожалению, часто родители объединяются против такого ребенка: «Уберите его из нашего класса, он гиперактивный, неадекватный…» В «Чуде» тоже возникает такая ситуация — дети с подачи родителей «гнобят» главного героя, у которого врожденная аномалия лица. Что ценно, ситуация описана не только с точки зрения героя, но и его родителей, сестры и других участников событий.

Если в классе все-таки возникла ситуация моббинга, «скорой помощью» станет книга «Почему я? История белой вороны». Все школьные годы Айджа Майрок была жертвой травли и в 19 лет написала книгу о своем опыте. Это не художественная книга, а сборник рекомендаций, стратегия выживания. Как переодеваться, чтобы не видели, какое у тебя тело, как не давать над собой издеваться — огромное количество конкретных советов. 

Ситуация: новенький. В «Огнеглотателях» Дэвида Алмонда в поселок приезжает новенький и очень правильно ведет себя по отношению к местным ребятам, еще и защищает их от жестокого учителя. Такие книги полезны не только детям, которым предстоит стать новенькими, но и тем, у кого в классе появится новенький. Читать их нужно заранее, чтобы предотвратить травлю.

Тема новенького хорошо разработана у Анники Тор в тетралогии «Остров в море». Это история двух еврейских сестер из Вены, которые спасаются от нацистов на шведском острове. 

О специфике моббинга в девичьей среде рассказывает книга «Правда или последствия» Анники Тор. Типичнейшая ситуация: Нора приходит с каникул, а ее подруга Сабина теперь дружит с Фанни. Нора так стремится быть принятой в эту группу, что молчит, когда травят толстую Карин. На протяжении всей книги Нора пытается рассказать маме о том, что происходит, но у мамы много своих проблем. Читая эту книгу, ребенок поймет, как важно рассказать о сложившейся ситуации взрослым.
 

Что может сделать писатель?

Мы прошли через тоталитарную травму, и здесь есть два пути: либо мы будем об этом много и долго говорить, либо старательно молчать.  Мы молчим, и литература наша молчит. Немцы постоянно говорят о фашизме. Скандинавы постоянно говорят о том, что любой человек может столкнуться с эмоциональным насилием.

Ощущается острая нехватка книг с позиции агрессора и молчаливого наблюдателя, который все видит, но ничего не делает, чтобы помочь жертве.  

О жертве говорить легко. А дайте портрет эмоционального насильника. Что происходит в его душе? Как правило, это несчастный, недолюбленный ребенок. Как ему с достоинством выйти из этой ситуации?

Выход и надежда
«Стеклянный шарик» Ирины Лукьяновой — книга-лауреат конкурса «Книгуру». Она начинается с признания 42-летней женщины, которая не может избавиться от страха и ненависти к своим одноклассницам, которые ее травили. В отзывах на сайте «Книгуру» члены подросткового жюри пишут:  «Тут все как в жизни». Книга сильная, жесткая, правдивая, но в финале чувствуется безнадежность, выхода нет.

В эссе Людмилы Петрушевской «Зло» (из антологии «Азбучные истины») тоже есть ощущение безысходности: «...И это будет первое маленькое зло в твоей судьбе. И тот, кто сам или за компанию входит в такой коридор жизни, уже не выходит из него никогда». 

Но такая антимоббинговая литература должна носить прикладной характер:  не только выявлять проблему, но и помогать ее решить

Почему книга «50 дней до моего самоубийства» имела такую популярность среди подростков? Она показывает детям, что даже из самой страшной ситуации есть выход. Ведь в конце главная героиня не заканчивает жизнь самоубийством. Я изучала фанфики, которые подростки пишут по этой книге. Случаи травли в них не редкость. Но в этих фанфиках всегда есть выход. Детям нужен выход.

Это большой вопрос: как написать книгу честную, жесткую, но не травмирующую.
 

Что может сделать библиотекарь?

Установить стенды с информацией о травле, вывесить список антимоббинговых книг, сделать выставку книг по этой теме, проводить презентации и беседы по книгам.

Антимоббинговый список книг

Алмонд Д. «Огнеглотатели»
Андерсен Г. Х. «Гадкий утенок»
Арсено И., Бритт Ф. «Джейн, лиса и я»
Богословский А. «Верочка»
Вартан В. «Заморыш»
Голдинг У. «Повелитель мух»
Железников В. «Чучело» 
Кинг С. «Кэрри»
Комье Р. «Шоколадная война»
Крапивин В. «Белый шарик Матроса Вильсона» и «Я больше не буду, или Пистолет капитана Сундуккера»«Гуси-гуси, га-га-га» (глава «Секло и стебелек»),«Трое с площади Карронад»«В ночь большого прилива»«Голубятня на желтой поляне»
Кэндзиро Х. «Взгляд кролика»
Лукьянова И. «Стеклянный шарик»
Майрок А. «Почему я? История белой вороны»
Матисен Э. «Кот с голубыми глазами» 
Митчелл Д. «Лужок Черного лебедя»
Оливер Л. «Прежде, чем я упаду»
Паласио Р. Дж. «Чудо»
Пиколт Д. «19 минут»
Питцорно Б. «Послушай мое сердце»
Рис Г. «Мыши»
Санден М. «Анна Д'Арк»
Сашар Л. «Ямы»«Я не верю в монстров»
Серёжкин А. «Ученик»
Тассиес Х. А. «Украденные имена»
Тор А. «Правда или последствия»
Хайасен К. «У-гу!»
Шмидт Г. «Битвы по средам»

О тоталитарном моббинге:
Громова О. «Сахарный ребенок»
Ельчин Е. «Сталинский нос»
Павлофф Ф. «Коричневое утро»
Штрассер Т. «Волна»
Яковлева Ю. «Дети ворона»

Книги, которые в ходе лекции предложили библиотекари:
Вильке Д. «Грибной дождь для героя»
Габова Е. «Не пускайте рыжую на озеро» (из сборника «Двойка по поведению»)  
Доцук Д. «Мандариновая пора»
Дрейпер Ш. «Привет, давай поговорим»
Михеева Т. «Не предавай меня» 
Тривизас Е. «Последний черный кот»
Шолохова Е. «Ниже бездны, выше облаков»




ОБСУЖДЕНИЕ


Инна Викторовна Полякова2016-06-24 20:34:18 - Инна Викторовна Полякова
Будущие жертвы травли создаются в собственной семье, мамами и папами.

Спасибо, Светлана Юрьевна.
Александр Леонидович Ус2016-06-24 20:37:20 - Александр Леонидович Ус
Как и агрессоры.
Инна Викторовна Полякова2016-06-24 20:40:46 - Инна Викторовна Полякова
Да.
И те, и другие имеют серьёзные проблемы.
Ирина Владимировна Маркина2016-06-24 21:39:53 - Ирина Владимировна Маркина
Извините, полная чушь о создании будущих жертв травли собственными семьями.За тему огромное спасибо, пригодится
Елена Ивановна Иванова2016-06-24 22:05:47 - Елена Ивановна Иванова
Школьная травля - это исключительно отсутствие работы Учителей и директора. Такую школу надо закрывать, как опасный соц.объект, весь персонал увольнять по статье без права работы в образовании.
Не заметить травлю невозможно, не предотвратить травлю- невозможно. Не знать, что травля - это уже конечный продукт - это значит не понимать, что такое педагогика вообще.

На своем опыте я прекрасно убедилась, как элементарно можно предупреждать не то что травлю, а просто неуважительное отношение друг к другу. Прекрасно все получается. Травля начинается с того, что Валя шепчет подружке на ушко, что Лена - дура. С того, что учитель не знает, что делает каждый ребенок на перемене. С того, что в классе нет дружбы и уважения к каждому члену коллектива.
Вот и весь секрет.

Если есть в школе травля, значит в такой школе нет ни одного педагога. Есть люди, освоившие программу средней школы по разным предметам в совершенстве и только.

А завучам надо не бумажки перебирать, а ходить по школе с ушами-локаторами, в их интересах дирижировать работу учителей в этом русле.

Класс не может приступить к работе, если в классе кого-то не принимают, если есть конфликты между детьми. Класс и учитель - это организм, в нем не должно быть болезни. И не надо постоянно латать дыры и подлечивать болезни. Надо не допускать их в принципе.

Нина Владимировна Осипова2016-06-24 22:11:00 - Нина Владимировна Осипова
Дружба и уважение прививаются не только в классном коллективе, Елена Ивановна!Дети - это прежде всего отражение своих родителей.
Светлана Сергеевна Лизунова2016-06-24 22:12:25 - Светлана Сергеевна Лизунова
Комментарий отключен модератором
Елена Ивановна Иванова2016-06-24 22:28:26 - Елена Ивановна Иванова
Нина Владимировна, я не вам лично сейчас отвечу, а в общем.

Идите тогда и поделитесь половиной своей зарплаты с родителями. Я еще раз повторяю, искать виноватого бессмысленно. Если директор не хочет рано или поздно сесть за то, что у него ребенка выкинули из окна туалета. То в его интересах сделать акцент на
ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА каждого класса. Учитель не развалится, если 2 сентября удосужится разобраться, с кем из детей у кого конфликты. Это его прямая обязанность.
Я это делала у себя в классе. Я не обработалась, я не поседела от усталости. Я делала это с корыстной целью - мне не нужны были травмы в классе, мне не нужны были дети, которые без мое внимания сотворят что-то с другими детьми, мне не нужны были старшеклассники,которые затащат куда-то моих, пока я не вижу. Со всеми разговоры, я не пройду мимо, если кто-то бьет другого даже из чужого класса сменкой по спине или голове, если кого-то накрыли курткой и пинают.

Дети в 1 классе меняются на столько, что им становится дико смотреть на соседний класс, где дать ногой кому-то сзади можно на перемене. Дети начинают кричать - Зачем ты обижаешь товарища. И какие ответы они получают

- Отстань, ты не из нашего класса. Учитель об этом и не знает. А это цепочка ...одно из звеньев, которое ведет к серьезным делам в будущем.
Тут нужна работа уже двух учителей в одном русле, в одну дуду дудеть надо. Это должен обеспечивать директор и завуча заставлять.
Светлана Сергеевна Лизунова2016-06-24 22:30:03 - Светлана Сергеевна Лизунова
Комментарий отключен модератором
Нина Владимировна Осипова2016-06-24 22:55:14 - Нина Владимировна Осипова
Про зарплату сильно, Елена Ивановна!)) Я не снимаю ответственности с учителя, классного руководителя, директора за травлю детей, но я также хочу, чтобы эту ответственность разделяли и родители, чьи дети агрессивны и жестоки в отношении своих сверстников и не только их. Если в семье имеет место жестокое отношение, если ребенок это видит и для него это нормально, то, простите, никакие беседы и увещевания не помогут. Да, можно пресечь, наказать обидчика, но искоренить совсем, увы! Рано или поздно это все равно проявится.(В школе уже 27 лет, работу свою люблю. Это так, к слову!))).
Александр Леонидович Ус2016-06-24 23:05:51 - Александр Леонидович Ус
Елена Ивановна! Это что ж получается: чего дурного мальчиш-плохиш наворотил - это школа виновата. Директор не туда смотрел, завуч не на то дул, классный руководитель не туда слушал, физрук (его там не было, но пусть уж заодно) не туда мячик кинул. В результате `спортили пацана`.

А что хорошего мальчиш вычудил - это семья постаралась?

Отдали дитё в школу и ВСЕ обязаны убиться, убить несогласных и отмутузить непричастных, чтобы `солнышко` сияло и лучилось? А родители тогда это что: родители или где? (простите за армейский сленг).

А потом участковый виноват, что мальчиш другого мальчиша подрезал. Прокурор виноват, что не то запросил, что хотелось бы. Судья - виноват в том, что не то начислил, как желалось бы. А родители при чём? Ну естественно не при чём! Ведь есть ШКОЛА. Есть ОВД. Есть прокуратура. Есть злой начальник, который не следит, чтобы у мальчиша всё из рук не валилось.

А мальчиш, оказывается, в семье ничемушеньки-то и не научен. Но проблемы, конечно, у него из-за школы. Анискина, прокурора, судьи и злого начальника. Как вариант - дубового командира.
Инна Викторовна Полякова2016-06-24 23:31:44 - Инна Викторовна Полякова
Ирина Владимировна, а как тогда объяснить тот факт, что травят одних и тех же в разных коллективах, даже после смены школы?
Людмила Федоровна Озорнова2016-06-25 07:32:32 - Людмила Федоровна Озорнова
Ой, вот мне точно Елены Ивановны не хватает для решения моих проблем с классом!(Едкая ирония!)Если бы всё было так однозначно категорично в воспитании подростков, всем бы премии давали за нравственно здоровую ученическую среду. В моём 6 классе из 29 учащихся 2 объекта для периодических нападок: оба мальчика поменяли уже 2-3 школы; один из них учится с 3 класса, другой с 6-ого в нашем коллективе.Эти парни сами очень проблемные(стукачество, тычки исподволь,обзывалки...),к тому же есть гиперактивные, не терпящие вмешательства в их личное пространство, есть подстрекатели...Практически ежедневная работа по каждому поводу и без повода.А уж для сплочения классного коллектива делается всё: в этом классе и моя дочь, поэтому микроклимат-ещё и личный интерес, если хотите.Мы и каникулы вместе: то поездки, то экскурсии, то совместные с родителями мероприятия...Увы, пока низкий результат:этих мальчиков терпят с трудом.
Светлана Юрьевна Моторина2016-06-25 09:16:37 - Светлана Юрьевна Моторина
Доброе утро, коллеги. Серьезный спор разгорелся. Проблема трудно решаемая. Я вот в этой статье увидела для себя зацепочку: попробовать подключить книги в активную борьбу в качестве зеркала. Думаю, помогут и на классных часах, и на уроках внеклассного чтения. В моем классе, слава богу, этой проблемы нет. Но вижу ее в двух классах, где преподаю.
Во многом не согласна с Ниной Владимировной. Мы работаем с тем, что получили из семей!!! РАБОТАЕМ!!!
Татьяна Анатольевна Кайденко2016-06-25 09:37:59 - Татьяна Анатольевна Кайденко
`полная чушь о создании будущих жертв травли собственными семьями.` По моим наблюдениям такое бывает редко. Вот `агрессоров` да,создают семьи в подавляющем большинстве.Тема актуальная,очень больная.Спасибо,Светлана Юрьевна,что Вы её подняли.
Галина Геннадьевна Селиванова2016-07-08 14:06:08 - Галина Геннадьевна Селиванова
Мои восьмиклассники с удовольствием прочитали книгу Громовой `Сахарный ребенок`. Обсуждение было бурное, причем не на уроке, а на переменах всю неделю. я волновалась, что не прочитают мальчишки, потому что главная героиня маленькая девочка. Все прочитали. Огромное впечатление на меня произвела книга Паласио `Чудо`!!! Читаем в летние каникулы. в сентябре поговорим. Книги Е Габовой и Михеевой идут на ура! Я рекомендую читать `Ведьму` и в 6, и в 8 классе. Серьезные и актуальные проблемы поднимают авторы, поэтому дети читают.
Светлана Юрьевна Моторина2016-07-08 15:04:40 - Светлана Юрьевна Моторина
А мои в 7 классе с удовольствием прочитали `Повелителя мух`. Как-то пришлось к слову на уроке. `Вынуждена` была в конце 6 класса всех `наградить` томиком Голдинга по итогам года) Обсуждали осенью и благодарили, что познакомила с этой книгой.

`Чучело` Железникова перевернуло сознание одного из самых сложных классов. В этом году они закончили 8. А было это классе в 6, когда возникла необходимость разговора о детской жестокости, принципиальности, умении противостоять стае...

Уверенно могу рекомендовать книги Дарьи Доцук `Мандариновая пора`, Елены Шолоховой `Ниже бездны, выше облаков`. А вот о новой книге Юрия Яковлева `Дети Ворона` много спорных мнений, ибо это попытка рассказать о сталинских временах через жизнь детей и подростков того времени...
Галина Геннадьевна Селиванова2016-07-09 09:10:15 - Галина Геннадьевна Селиванова
Светлана Юрьевна, спасибо за новые книги. Найти бы еще их, нет в библиотеке.
Светлана Юрьевна Моторина2016-07-09 11:25:49 - Светлана Юрьевна Моторина
Найдем:)

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Галина Ивановна,ь спасибо большое за материал!!!
Тотальный диктант проходит ежегодно в единый день для всех городов и стран. В 2024 году акция состоится 20 апреля.Это акция для всех желающих, независимо от возраста, национальности, уровня образования и социального статуса. Она показывает, что быть... Марина Николаевна, продолжайте здесь в комментариях.... А я, в свою очередь, предлагаю всем учителям, особенно преподавателям русского и литературы посмотреть фильм по теме, который вряд ли кто-то из вас видел. Хотя фильм детский, но вопросы русского языка, поднятые в нём, вполне взрослые. Фильм интересен, рекомендую...! https://youtu.be/e5Ulpii-wXo или хотя бы двухминутный сюжет для начала: https://youtu.be/B5Zxu6SX-_I
Какие же лапочки!)))
Спасибо!
спасибо,Галина Владимировна! мне урок понравился!
https://vokrug-knig.livejournal.com/120686.html?ysclid=lu9yemchyj129496662 В тему К дню рождения Вероники Тушновой Стихи о весне.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/