Со списками чтения - беда. - Светлана Юрьевна Моторина
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ ТВОРЧЕСКИЕ работы учащихся
 ▫ литературное творчество
 ▫ ЭКЗАМЕНЫ
 ▫ 9 класс
 ▫ 11 класс
 ▫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
 ▫ Русский язык
 ▫ Другие области
 ▫ К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРЫ
 ▫ Литературоведение. Таблицы.
 ▫ Е.Квашнина. Внеклассное чтение
 ▫ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА
 ▫ таблицы по орфографии и пунктуации
 ▫ ДОКУМЕНТЫ. ПЛАНИРОВАНИЕ.
 ▫ Русский язык
 ▫ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
 ▫ к выпускному
 ▫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
 ▫ анимация
 ▫ изящные бордюры
 ▫  ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ
 ▫ мои достижения
 ▫ ВОПРОСЫ
 ▫ МУЗЫКА
 ▫ про школу
 ▫ русский романс
 ▫ к Рождеству
 ▫ ДЛЯ БЛОГОВ
 ▫ с днем рождения
 ▫ цветы
 ▫ с улыбкой
 ▫ СПАСИБО
 ▫ праздники
 ▫ осень
 ▫ Интересные факты
 ▫ азбука
 ▫ Разное
 ▫ Вечная классика
 ▫ О чтении
 ▫ ФОТОИСТОРИИ
 ▫ Тюльпаны Коломенского
 ▫ Весеннее Коломенское
 ▫ Выставка фарфоровых кукол `А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!`
 ▫ Квест-игра МИР ГОГОЛЯ










Школыпользователя


Школы не выбраны










Конкурсы


Конкурсы не выбраны









Светлана Юрьевна Моторина


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Светлана Юрьевна Моторина / Блог / Со списками чтения - беда.


ЗАПИСЬ #188

КОММЕНТАРИИ (90)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


24 июня 2016, 17:20, автор - хозяйка блога
Светлана Юрьевна Моторина

Со списками чтения - беда.

Алексей Олейников — детский писатель, учитель литературы школы «Лицей «Ковчег-XXI»и редактор журнала “Переплет” составил свои списки чтения для разных классов и объяснил, почему он их так составил.

Со списками чтения — беда. Ответственные родители начинают их спрашивать с начала мая, ответственные дети (редкое меньшинство) тонут в завалах классики, которую ответственные учителя добросовестно выкатывают по запросу.

А безответственные дети все лето проводят в свое удовольствие, изредка загоняемые в книжный загон родительским окриком.

Мы имеем дело с ритуалом, сколь привычным, столь же и бессмысленным.

РОДИТЕЛИ ТРЕБУЮТ, УЧИТЕЛЯ ИСПОЛНЯЮТ, ДЕТИ ЧИТАЮТ ИЗ-ПОД ПАЛКИ. КОМУ ЭТО НАДО?

Учителям и родителям, думается. Вторым — чтобы дети «были заняты» и не болтались все лето. Первым — потому что в наших школах огромный список литературы, который необходимо пройти в течение учебного года.

ОБЫЧНОМУ РЕБЕНКУ СДЕЛАТЬ ЭТО НЕВОЗМОЖНО, ПОТОМУ КАК У НЕГО ЕЩЕ МАТЕМАТИКА, ФИЗИКА, РУССКИЙ И ЕЩЕ ТЕЛЕФОН С «МАЙНКРАФТОМ», ДРУЗЬЯ, ЛЮБОВИ И РАДОСТЬ ЖИЗНИ.

А мы ему Дубровского, на лето, чтобы жизнь медом не казалась.
Представьте, что вы уходите в свой законный отпуск, а шеф вам дополнительную неоплачиваемую работу подкидывает — ну, чтобы зря не болтался на даче/пляже, а делом был бы занят.

В школе есть неосознанный страх перед свободным временем ребенка. Школьник, как солдат, должен быть занят все время, дабы от безделия в голове не завелись мысли.

Лучшие мои мгновения в школе никогда не касались уроков, а были связаны со свободным пребыванием в библиотеке. Свободным, понимаете? Не с мятым списком в руке, а ведомый читательским инстинктом, я забирался туда, куда меня ни один учитель бы не допустил.

Надо понять, чего мы хотим — конституции или севрюжины с хреном.

ВДОЛБИТЬ «ЗОЛОТОЙ КАНОН» И «КУЛЬТУРНЫЙ КОД» (КОТОРЫЙ САМ ПО СЕБЕ ВЕЩЬ КРАЙНЕ СПОРНАЯ), ИЛИ РАЗВИТЬ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС И НЕ ОТВРАТИТЬ РЕБЕНКА ОТ ЧТЕНИЯ.

Сегодня у чтения много сильных конкурентов, которые успешно оттягивают внимание детей от книг. А мы по-прежнему ведем себя так, как будто у нас в телевизоре два канала, мультики показывают по расписанию, а крем-брюле стоит пятнадцать копеек.

Я УВЕРЕН, ЧТО ПРОГРАММЫ ШКОЛЬНОГО И СПИСКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ НАДО СОСТАВЛЯТЬ КАЖДЫЙ ГОД ЗАНОВО ДЛЯ КАЖДОГО КЛАССА, ОПИРАЯСЬ НА ТЕКУЩИЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ ВАШИХ КОНКРЕТНЫХ ДЕТЕЙ.

В идеале, которого я пока не достиг, этот список должен составляться для каждого ребенка отдельно, и в одном классе у детей может быть совершенно различным. Каждый ребенок — это сейф со своим кодовым замком, где заперт его интерес к чтению, и отмычка не может быть одной и той же.

Составляя свои списки, я опирался на уровень своих детей, их читательские предпочтения, и их предыдущий (весьма различный) читательский опыт. Условно говоря, у меня в одном классе есть дети, которые читали «Сахарного ребенка» и «Сталинский нос» и те, кто предпочитает комиксы достопочтенных компаний «Марвел» и DС.

ПОЭТОМУ ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП ЛЕТНЕГО ЧТЕНИЯ: необязательность чтения всего списка.

Более того, я не ограничивал ребенка и в минимальном количестве прочитанных книг.

ИМЕННО ПОЭТОМУ СПИСКИ ВЫШЛИ РАЗНООБРАЗНЫЕ И ДОВОЛЬНО ОБЪЕМНЫЕ.

ВТОРОЙ ПРИНЦИП: увлекательность. Пресловутый канон каждое поколение пересоздает заново, что-то отбрасывая, что-то привнося. Скажем, Пушкин не читал Булгакова и Маяковского, но вырос Пушкиным. Литература — не мертвый улей, не музей, она живое пространство, дом слов, в котором мы живем. А когда живешь в доме, не плачешь. Если надо снять занавеску или поменять тумбочку. Ты просто живешь. И главная задача списка — чтобы каждый ребенок, как бы он ни ненавидел чтение, нашел в нем что-нибудь для себя. Именно с этой целью я включил, например, серьезные графические романы, которые, быть может, перекинут мостик от комиксов к другим жанрам литературы.

С ТОЙ ЖЕ ЦЕЛЬЮ УВЛЕЧЬ Я СДЕЛАЛ УПОР НА СОВРЕМЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ — КАК ОТЕЧЕСТВЕННОГО РАЗЛИВА, ТАК И ЗАРУБЕЖНУЮ, ПОТОМУ ЧТО ГЛАВНОЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ — ДАТЬ ДЕТЯМ НАЙТИ СЕБЯ В ЗЕРКАЛЕ ТЕКСТА, УСЛЫШАТЬ О СВОИХ ПРОБЛЕМАХ И ИНТЕРЕСАХ, А НЕ ЗАКАПЫВАТЬСЯ В ОСОБЕННОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА В НАЧАЛЕ 19 ВЕКА (ЭТО ВСЕ ТОТ ЖЕ ДУБРОВСКИЙ, НЕ К НОЧИ БУДЬ ПОМЯНУТ).

ПРИНЦИП ТРЕТИЙ — развитие. Хорошие тексты не только увлекают, но задают планку — мыслей и переживаний, они формируют внутренний ландшафт читателя.

Поэтому в списках есть и нон-фикшн (особенно в 11-м) — опять же, потому что человек не должен быть подобен флюсу, а скорее матрешке, то есть гармонично развит. Цель утопична, согласен, но вдруг у кого-то из моих учеников сработает? Чтение — это рулетка, никогда не угадаешь, что может зацепить человека, потому что ты стреляешь вслепую, причем на звук убегающего со всех ног ученика. Попал, промахнулся, задел?

КСТАТИ, КАЮСЬ, ВКЛЮЧИЛ В СПИСКИ И НЕБОЛЬШОЙ ШКОЛЬНЫЙ БЛОК — ДЛЯ УСПОКОЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЕСЛИ ЧЕСТНО.

Главный вопрос — насколько доступен сей пир духа не в частной школе, а в обычном государственном ОУ, и для среднего родителя.

БУДЕМ ЧЕСТНЫ — НЕТ НОРМАТИВОВ, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЛЕТНЕГО ЧТЕНИЯ. СИЕ ОТДАНО НА ОТКУП УЧИТЕЛЯМ, И ТОЛЬКО К НИМ ВОПРОС — ПОЧЕМУ ОНИ ПОСТАВИЛИ «ТАРАСА БУЛЬБУ», «АЛЫЕ ПАРУСА» И «ДЕТСТВО» ТОЛСТОГО ДЛЯ ЧТЕНИЯ В ШЕСТОМ КЛАССЕ.

Традиционный ответ — ну мы же будем это проходить, это поможет детям.
Мне не удалось найти исследований, которые замеряли эффективность таких списков — насколько лучше дети усваивали программу и помнили вообще что-нибудь, например, к зиме, если прочитали текст в июне. Подозреваю, что большинство, конечно, ничего не помнит.

МОЖНО ЛИ ОТЫСКАТЬ ЭТИ КНИГИ НЕ В МОСКВЕ И ПЕТЕРБУРГЕ И ЕСЛИ ДА, ТО СКОЛЬКО ЭТО БУДЕТ СТОИТЬ?

Если все покупать, то влетит в копеечку, конечно. Но есть чудесный институт — библиотека, лучше областная, уж там примерно процентов семьдесят этого списка отыскать можно. Но никто не мешает экспериментировать.

В КОНЦЕ КОНЦОВ, ПРОСТО ЗАПИШИТЕ РЕБЕНКА В БИБЛИОТЕКУ, ЗАПУСТИТЕ ЕГО ТУДА И ПОСМОТРИТЕ, С КАКОЙ ДОБЫЧЕЙ ОН ВЫНЫРНЕТ.

Почитайте книгу с ним, потом вернитесь и повторите результат. Пробуйте, ошибайтесь, радуйтесь находкам и веселитесь с ребенком. Лето — это здорово, а лето с хорошими книгами — еще лучше.

СПИСОК ЧТЕНИЯ 7 КЛАСС

Дина Сабитова «Три твоих имени»
Нина Дашевская «Около музыки», «Я не тормоз»
Гари Шмидт «Битвы по средам»
Эдуард Веркин «Герда», «Чяп», «Друг-апрель»
Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»
Наиль Измайлов «Убыр»
Ульф Старк «Чудаки и зануды» (да и вообще любые книги Старка)
Жвалевский и Пастернак «Смерть мертвым душам» и другие книги
(кроме «Охоты на василиска» и «52 февраля»)
А. Бруштейн «Дорога уходит вдаль»
В. Железняков «Чучело»
Н. Горькавый «Астровитянка»,
Давид Гроссман «С кем бы побегать»
Н. Евдокимова «Конец света», «Аквариумные рыбки»
Р. И. Фраерман «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви»
Гюго «Отверженные»
Дж. Лондон «На берегах Сакраменто. Белый клык. Мексиканец»
Р. Брэдбери «Все лето в один день»
Дж. Дарелл «Моя семья и звери»
Р. Шекли «Запах мысли»
Р. Стивенсон «Остров сокровищ» (и другие книги)
Э. По «Золотой жук»
Г. Уэллс «Война миров»
А. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина»
В. Крапивин, романы из цикла о Великом кристалле
А. Маршалл «Я умею прыгать через лужи»
Ю. Кузнецова «Где папа?»
А. Блинов «Рассказы толстого мальчика»
Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика ШКИД»
С. Востоков «Кум королю»
Е. Рудашевский «Здравствуй, брат мой Бзоу»
Ф. Бойс «Просто космос»
Ж. Келли «Эволюция Кэлпурнии Тейт»
************************************************
ГРАФИЧЕСКИЕ РОМАНЫ (ТЕМ, КТО ЗАВИСАЕТ В КОМИКСАХ):
Патрик Несс «Голос монстра»
Шон Танн «Ничья вещь»
Джо Келли, Кэн Ниимура «Я убиваю великанов»
Фанни Бритт «Джейн, лиса и я»
Нил Гейман «Волки в стенах»
Д. Калли «Я не сделал уроки, потому что…»
************************************************
ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В. Жуковский «Светлана»
А. Пушкин «Медный всадник», «Пиковая дама», «Скупой рыцарь», повести Белкина (кроме «Станционного смотрителя»)
А. Куприн «Изумруд», «Тапер», «Куст сирени»
А. Чехов «Размазня», «Тоска» и другие рассказы
М. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашников», «Мцыри»
А. Грин «Алые паруса»
«Слово о полку Игореве»
Н. Гоголь. «Тарас Бульба»
Л. Толстой «Хаджи-Мурат»
Булат Окуджава. «Будь здоров, школяр»
************************************************
НОН-ФИКШН (ТЕМ, КТО ИНТЕРЕСУЕТСЯ)
Н. Логинова, А. Багаутдинов «Что придумал Шухов»
Т. Холлевё «Ида. Взгляд из прошлого»
Т. Бекман «Крестовый поход в джинсах»
Н. Волкова, В. Волков «Профессии старой Москвы»
А. Серр «Я имею право быть ребенком»
____________________________________________________

8 КЛАСС

Луис Сашар «Ямы»
Г. Шмидт «Беда»
Роланд Смит «Пик»
Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика»
Ю. Яковлева «Дети Ворона»
Ельчин «Сталинский нос»
О. Громова «Сахарный ребенок»
М. Ботева «Ты идешь по ковру», «Мороженое в вафельных стаканчиках»
Н. Дашевская «Скрипка неизвестного мастера»
Маркус Зузак «Книжный вор»
Э. Веркин «Друг-апрель», «Облачный полк», «Герда», «Кусатель ворон»
Ая эН «Библия в смсках»
В. Попов «Иногда промелькнёт»
Виктор Голявкин «Мой добрый папа»
Сергей Вольф «Глупо как-то получилось»
А. Крестинский «Мальчики из блокады»
И. Ефимов «Таврический сад»
В. Драгунский «Он упал в траву»
Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
В. Каверин «Два капитана»
Э. Бронте «Грозовой перевал»
Корнелия Функе. Король воров. Чернильное сердце.
Н. Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион»
М. Мюрай «Умник»
И. Богатырева «Кадын»
С. Варфоломеева «Машка как символ веры»
Анника Тор «Остров в море»
Джоан Робинсон «Когда здесь была Марни»
************************************************

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Н. В. Гоголь цикл «Петербургские повести»
И. С. Тургенев «Ася»
Л. Н. Толстой «После бала», «Хаджи-Мурат»
Е. Шварц «Дракон»
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
У. Шекспир «Ромео и Джульетта», «Гамлет»
А. Чехов, рассказы
Б. Окуджава «Будь здоров, школяр»
Е. Шварц «Тень», «Дракон»
Зарубежная классика:
Дж. Селинджер «Над пропастью во ржи»
Э. М. Ремарк «Три товарища»
Ч. Диккенс «Домби и сын»
П. Мериме «Венера Илльская», «Маттео Фальконе» и др. новеллы
Б. Брехт «Добрый человек из Сезуана»
Р. Киплинг «Сталки и компания»
************************************************
ФАНТАСТИКА:
Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (* по очень большому желанию)
Герберт Уэллс «Война миров», «Машина времени»
Нил Гейман «История с кладбищем»
Филип Пуллман «Темные начала»
Тэд Уильямс «Орден Манускрипта»
Ая эН «Мутангелы»
Наиль Измайлов «Это просто игра»
Дэвид Алмонд «Глина», «Скеллиг»
************************************************
НОН-ФИКШН
Пуи Бланшар «Энциклопедия балбесов, неучей и прочих гениев»
Джеймс Хэрриот — что найдется
____________________________________________________

СПИСОК ЧТЕНИЯ 9 КЛАСС

Современная проза:
А. Жвалевский, Е. Пастернак «Открытый финал», «Охота на василиска»
М. Шойбле «Джихад», «Сканеры»
М. Мартиросова «Фотографии на память»
Е. Польгуева «За секунду до взрыва»
М. Козырева «Девочка перед дверью»
М. Рольникайте «Я должна рассказать»
К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»
Э. Веркин «Через сто лет», «Мертвец»
Ася Петрова «Чувства, от которых болят зубы»
Кауфман Бел «Вверх по лестнице, ведущей вниз»
В. Попов «Иногда промелькнёт»
Виктор Голявкин «Мой добрый папа»
Сергей Вольф «Глупо как-то получилось»
А. Крестинский «Мальчики из блокады»
И. Ефимов «Таврический сад»
В. Драгунский «Он упал в траву»
В. Шефнер. «Сестра печали»
В. Семин «Ласточка-звездочка»
В. Быков «Мертвым не больно», «Обелиск», «Его батальон»
В. Богомолов «Иван»
Я. М. Мартел «Жизнь Пи»
Харпер Ли «Убить пересмешника»
Петер ван Гестел «Зима, когда я вырос»
Гюс Кейер «Книга всех вещей»
Л. Сашар «Я не верю в монстров»
Джениффер Доннели «Революция»
************************************************
ГРАФИЧЕСКИЕ РОМАНЫ:
Арт Шпигельман «Маус»
Фрэнк Павлофф «Коричневое утро»
************************************************
Школьная программа и классика
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Н. В. Гоголь «Мертвые души», повести из сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»;
Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», «Ангел запечатленный»
Поэзия М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. С. Пушкин. Лирика. Кавказский пленник, Цыганы
М. Ю. Лермонтов. Лирика. Демон.
В. Шекспир «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь»
Э. Т. А. Гофман «Золотой горшок», «Песочный человек», «Крошка Цахес»
И.-В. Гете «Страдания молодого Вертера»
Ф.Шиллер «Разбойники»
В. Гюго «Собор Парижской богоматери»
Стендаль «Красное и черное»
Ч. Диккенс «Дэвид Копперфилд»
************************************************
ФАНТАСТИКА
Роберт Хайнлайн «Чужак в чужой стране»
Карел Чапек «Война с саламандрами»
Аркадий и Борис Стругацкие, цикл о Полудне
Урсула Ле Гуин, цикл о Земноморье
Роджер Желязны «Князь Света»
Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»
Стивен Кинг
Мервин Пик «Горменгаст» (*по очень большому желанию)
Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона»
____________________________________________________

11 КЛАСС. ЛЕТНЕЕ ЧТЕНИЕ

А. П. Чехов. рассказы и повести: Скрипка Ротшильда. Учитель словесности. Дом с мезонином. Человек в футляре. Душечка. Попрыгунья. Палата №6. Архиерей. Дуэль. Черный монах. пьесы: Чайка. Три сестры. Вишневый сад.
А. И. Куприн. Поединок. Гранатовый браслет
И. А. Бунин. рассказы: Антоновские яблоки. Господин из Сан-Франциско. Солнечный удар. Легкое дыхание. Сны Чанга. Стихотворения. Окаянные дни.
Стихотворения В. Брюсова, И. Анненского, Н. Гумилева, О. Мандельштама, М. Цветаевой, В. Ходасевича, И. Северянина, С. Есенина.
О поэтах серебряного века, о 20-х — 30-х гг.: В. Катаев. Алмазный мой венец; Н. Мандельштам. Воспоминания.
А. Блок. Стихотворения. Соловьиный сад. Двенадцать.
А. Ахматова. Стихотворения. Реквием.
В. Маяковский. Стихотворения. Облако в штанах. Флейта-позвоночник. Клоп.
М. Булгаков. Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.
И. Бабель. Конармия.
Е. Замятин. Мы.
М. Зощенко. Рассказы.
И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев. Золотой теленок.
А. Платонов. Котлован, Чевенгур
В. Набоков. Машенька. Дар.
А. Н. Толстой. Петр Первый.
М. Шолохов. Судьба человека
В. Гроссман. Жизнь и судьба.
В. Некрасов. В окопах Сталинграда.
Произведения В. Быкова, В. Распутина, К. Воробьева, Б. Васильева о Великой Отечественной войне. (2 произв. По выбору)
Б. Пастернак. Доктор Живаго. Стихотворения
В. Шаламов. Колымские рассказы.
А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича, В круге первом, Раковый корпус
Поэзия Н. Заболоцкого, Б. Окуджавы, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Ю. Левитанского, Д. Самойлова, Д. Кедрина, А. Тарковского, А. Кушнера, И. Бродского, Т. Кибирова, С. Гандлевского.
В. Шукшин. Рассказы.
Ф. Искандер Сандро из Чегема

ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Г. Газданов, С. Довлатов
************************************************
ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ (ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ). ЕСЛИ ЛЕНЬ ДУМАТЬ:
«Даниель Штайн» Л. Улицкая
«Дом, в котором…» М. Петросян
«Виноваты звезды», «В поисках Аляски» Джон Грин
Серия «Недетские книги» издательства «Самокат»
Т. Толстая «Кысь»
П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»
************************************************
КЛАССИКА ФЭНТЕЗИ И ФАНТАСТИКИ (КТО ЛЮБИТ):
Мервин Пик «Горменгаст»
Ф. Хеберт «Дюна»
А. Азимов «Конец вечности», сборник «Я, робот»
Джон Уиндэм «День триффидов»
Филип К. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»
Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
Джордж Оруэлл «1984»
Курт Воннегут «Бойня номер пять»
Роберт Хайнлайн «Чужак в чужой стране»
Станислав Лем «Солярис»
Теренс Хэнбери Уайт «Король былого и грядущего»
Нил Гейман «Американские боги» и другие произведения
Филип К. Дик «Человек в высоком замке»
Говард Филлипс Лавкрафт, рассказы
Стивен Кинг «Сияние», «Кэрри»
Роджер Желязны «Хроники Амбера»
Орсон Скотт Кард «Игра Эндера», «Голос тех, кого нет»
Аркадий и Борис Стругацкие, цикл о Полудне, «Хромая судьба»
Дэн Симмонс «Гиперион»
Роберт Шекли, рассказы
Терри Пратчетт, цикл «Плоский мир»
М. Успенский «Райская машина», цикл о Жихаре
А. Лазарчук и М. Успенский «Посмотри в глаза чудовищ»
Г. Л. Олди — по выбору
М. Галина «Автохтоны», «Малая Глуша»
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: произведения Э. Хемингуэя, Э.-М. Ремарка, Ф. Кафки, Дж. Сэлинджера, У. Фолкнера, Г. Маркеса, Р. Гари.

************************************************
НОН-ФИКШН (ПО ЖЕЛАНИЮ):
«Внутренняя колонизация» А. Эткинд
«Ружья, сталь и микробы» Д. Даймонд
«Жизнь – сапожок не парный» Т.Петкевич
Александр Панчин «Сумма биотехнологии»
Александр Соколов «Мифы об эволюции человека»
Олег Хлевнюк «Сталин. Жизнь одного вождя»
А. Марков «Эволюция»
Митио Каку «Физика будущего»
Паола Волкова «Мост через бездну»
В. Франкл «Человек в поисках смысла»

Оригинал статьи на сайте “Год литературы”





ОБСУЖДЕНИЕ


Елена Павловна Горожанцева2016-06-24 21:34:00 - Елена Павловна Горожанцева
Ничего себе, наворотил!
Я помимо классики, ничего другого и не знаю...
Сомневаюсь, что нынешние школьники будут все это читать
Александр Владимирович Серолапкин2016-06-24 21:38:48 - Александр Владимирович Серолапкин
Почитаю-ка я Каку...
пользователь отключен2016-06-24 21:40:57 - пользователь отключен
Комментарий отключен модератором
Александр Владимирович Серолапкин2016-06-24 21:43:58 - Александр Владимирович Серолапкин
Да, Кака оказался для более младшего возраста.
пользователь отключен2016-06-24 21:48:20 - пользователь отключен
Комментарий отключен модератором
Александр Владимирович Серолапкин2016-06-24 21:49:00 - Александр Владимирович Серолапкин
Терри Пратчетт, популярный английский графоман...
суммарный тираж книг которого составляет более 70 миллионов экземпляров. За свои литературные труды Терри Пратчетт был награждён Орденом Британской Империи, а в 2009 году посвящён английской королевой Елизаветой II в рыцари-бакалавры.

Рыцарь-бакалавр... Что за зверь такой ?
Елена Павловна Горожанцева2016-06-24 21:54:17 - Елена Павловна Горожанцева
А что такое Нон-фикшн?
Александр Владимирович Серолапкин2016-06-24 21:56:00 - Александр Владимирович Серолапкин
Нон-фикшн - документальная проза, документальная
литература, нон-фикшн (англ. Non-fiction) особый
литературный жанр, для которого характерно
построение сюжетной линии исключительно на реальных
событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла.

`Нон-фикшн` значит не придуманное, то есть
основанное на фактах, реальных событиях.

В отличие от сайенс-фикшн - научной фантастики.
Александр Леонидович Ус2016-06-24 21:57:34 - Александр Леонидович Ус
НЕхудожественная литература (документальная), критическая, эссе, научная.
Надежда Геннадьевна Горох2016-06-24 22:04:02 - Надежда Геннадьевна Горох
Почувствовала себя двоечницей, познакомившись со списком.
пользователь отключен2016-06-24 22:07:27 - пользователь отключен
Комментарий отключен модератором
Александр Владимирович Серолапкин2016-06-24 22:08:50 - Александр Владимирович Серолапкин
Читать не перечитать...
Что-то из этого мне всё же попадалось.

Читать не перечитать...
Что-то из этого мне всё же попадалось.
Светлана Юрьевна Моторина2016-06-24 22:20:47 - Светлана Юрьевна Моторина
В списке много остро современной литературы, выпущенной в этом году. Кое-что читала. Но все прочитать невозможно, если только не сделать это своим основным занятием, профессией.
Думаю все время только об одном: что испытывают наши дети, особенно в 9-11 классе, когда выбирают литературы как экзамен...
Выбрать книгу по названию и жанру все равно трудно. В наших списках нужны аннотации...
Надежда Геннадьевна, за лето наверстаем)

Но мне кажется, в этой статье еще одна проблема прозвучала : давно пора пересматривать содержание программы по литературе.
Елена Павловна Горожанцева2016-06-24 22:54:17 - Елена Павловна Горожанцева
Начала читать с самого начала про Ритку Дину Сабитову( даже имени не знала такой писательницы)
Татьяна Алексеевна Брик2016-06-24 23:20:33 - Татьяна Алексеевна Брик
Год-два назад была хорошая презентация о современной литературе Долининой для 7-11 классов. Подборка перекликается с предложенными списками. В апреле приглашала библиотекаря из районной библиотеки, они провели часы в 5-8 классах, показывая и рассказывая о современной литературе. Заинтересовали многих и заинтересовались многие; бегают в городскую и районную библиотеки. В школьной, к сожалению, такого нет.
Ирина Алексеевна Машинистова2016-06-25 05:44:21 - Ирина Алексеевна Машинистова
Списки для чтения интересные. И проблема не в них. А в школьной программе по литературе вообще. Я давно говорю, что она составлена взрослыми для взрослых. Детям - то неинтересно...
Людмила Ивановна Захарова2016-06-25 05:50:31 - Людмила Ивановна Захарова
Ирина Алексеевна, как правильно Вы сказали!
Изучаем литературу не для детского чтения, потому и теряется интерес к книге у наших учеников.
Вот даже `Дубровский` Пушкина как тяжело даётся шестиклассникам! Сюжет интересный, но язык, каким написан роман, не для детей!
Светлане Юрьевне огромное спасибо , что разместила эти списки.
Сами прочитаем и детям порекомендуем для чтения.
Ирина Алексеевна Машинистова2016-06-25 05:52:06 - Ирина Алексеевна Машинистова
Да, Дубровский в программе слишком рано. Надо в классе 8-9 проходить.
Людмила Ивановна Захарова2016-06-25 05:57:37 - Людмила Ивановна Захарова
В 5 классе `Косцы` Бунина, в 6 классе `Срезал` Шукшина- эти произведения дети вообще не воспринимают. `Левшу` Лескова тоже надо изучать позднее: язык сказа не для этого возраста.
Ирина Алексеевна Машинистова2016-06-25 06:01:37 - Ирина Алексеевна Машинистова
Согласна, Людмила Ивановна. В этом году 5 класс слабый, так промучились на уроке по бунинским `Косцам`.
Людмила Ивановна Захарова2016-06-25 06:07:16 - Людмила Ивановна Захарова
У нас нынче 5 класс замечательный!
Прошлый год администрация сразу после новогодних каникул пригласила меня по этому классу. Я не хотела больше брать `малышей`. И до конца учебного года не давала согласие на них: пугал ФГОС.
А сейчас я так счастлива, что у меня есть эти дети!!!! Они окрылили меня! Любознательные, читающие, умеют рассуждать, сочиняют стихи, любят самостоятельно работать, творческие задания выполняют действительно по-творчески!
Марина Осиповна Малинина2016-06-25 07:28:39 - Марина Осиповна Малинина
(Вот даже `Дубровский` Пушкина как тяжело даётся шестиклассникам!)- -`Приехали,господа!`

` Как это возможно -отчего в тебе(..в Вас..)такое бесчувствие? Неужто тебе(..Вам..) здесь ничего не удивительно?`-обращение Лескова к современным учителям,его преподающим:-)
Людмила Ивановна Захарова2016-06-25 07:42:26 - Людмила Ивановна Захарова
Марина Осиповна , к чему этот тон с коллегами? `Приехали, господа!`...
Речь идёт о языке произведений, сложном для понимания детей этого возраста.
Марина Осиповна Малинина2016-06-25 07:45:46 - Марина Осиповна Малинина
Людмила Ивановна,а как Вы тон определяете?
О языке и речь!
До какого состояния Вы хотите `упростить` состояние русского языка,чтобы все было ясно и понятно,а главное просто и приятно!
Людмила Ивановна Захарова2016-06-25 07:46:51 - Людмила Ивановна Захарова
А разве так трудно его определить по Вашему комментарию?
Людмила Федоровна Озорнова2016-06-25 07:47:49 - Людмила Федоровна Озорнова
А учебник Кутузова в 7 классе на кого ориентирован?! Моя дочь(с синдромом отличницы!) плачет, но читает тот список, что я, учитель, им озвучила. Сейчас мучается над `Недорослью` Фонвизина: язык писателя явно не для 12-летнего ребёнка.
Марина Осиповна Малинина2016-06-25 07:52:21 - Марина Осиповна Малинина
Людмила Ивановна,понимайте, как знаете!
Если учитель за `упрощение`,то вывод неутешительный.
Надежда Геннадьевна Горох2016-06-25 07:55:30 - Надежда Геннадьевна Горох
Да уж, Кутузовская программа - это нечто!А по поводу трудности языка классики я так скажу: главная проблема все же не в этом, а в том, что некоторые дети, пришедшие в 5 класс, плохо читают, другие читают бегло, но нет навыка осмысленного чтения. Все мимо! Поэтому прежде всего нужно всем миром (всем учителям-предметникам) работать, используя на каждом уроке приемы и стратегии смыслового чтения. Научатся читать, понимая, что читают, - появится интерес.
Людмила Федоровна Озорнова2016-06-25 07:57:03 - Людмила Федоровна Озорнова
Марина Осиповна, в качестве эксперимента послушайте любого 12-летнего ребёнка, читающего `Недоросль`. Всё поймёте сами, не станете так отзываться о коллегах с 30-летним, например, стажем...
Людмила Ивановна Захарова2016-06-25 07:57:12 - Людмила Ивановна Захарова
Я давно на портале, потому понимаю бесполезность спора с теми, кто делает `неутешительные выводы`.
До свидания.
Людмила Федоровна Озорнова2016-06-25 07:59:11 - Людмила Федоровна Озорнова
Надежда Геннадьевна, моя дочь читает с 4-х лет,с удовольствием, осмысленно, бегло, однако над Фонвизиным плачет...
Марина Осиповна Малинина2016-06-25 08:09:36 - Марина Осиповна Малинина
Людмила Ивановна,всего доброго!
Надежда Геннадьевна Горох2016-06-25 08:09:48 - Надежда Геннадьевна Горох
Людмила Федоровна! Про Фонвизина в 7 классе - нет слов! Я работала (долго) по программе Беленького и Коровиной. Как мне нравится 7 класс у Коровиной! Такие замечательные произведения! Очень люблю 8 класс у Беленького. Конечно, встречаются трудные для детей произведения, но как-то научилась справляться с этой проблемой. По-разному: где аналогии с современной литературой ищем, в основном - работа с текстом произведения с использованием современных технологи (люблю ТРКМ), и процесс пошел.
Марина Осиповна Малинина2016-06-25 08:12:33 - Марина Осиповна Малинина
Людмила Федоровна,я о `Дубровском` говорила!!! А не о Фонвизине. Разве язык Пушкина сложен?
Людмила Федоровна Озорнова2016-06-25 08:13:13 - Людмила Федоровна Озорнова
У учителя нет выбора: купили для города Кутузова-работай по Кутузову.

Марина Осиповна, в 6 классе и `Дубровский`( не в кратком изложении, как в учебнике) сложен без привлечения современных технологий(соглашусь с Надеждой Геннадьевной). Особенно начальные главы трудно даются детям.
Марина Осиповна Малинина2016-06-25 08:38:16 - Марина Осиповна Малинина
Людмила Федоровна,вызревает проблема:
Что дает читателю чтение `легкого`(хорошо бы сформулировать)произведения?
Зачем читать сложную( для современного читателя)литературу?
Трудное чтение бесполезно?
Зачем учитель?
Цитата:
`Во первых, правило опережающего чтения. На три-четыре книги приходится одна опережающая возраст ребенка. То есть книга требующая усилий для понимания и даже особенной усидчивости. Ребенок учится не только получать удовольствие от чтения, но и трудиться, напрягать мозги. Иначе возможно такое развитие событий, при котором вырастает любитель исключительно легкого чтения.`
http://narodrad.ru/news/item/51-semejnoe-chtenie.html
Светлана Юрьевна Моторина2016-06-25 09:47:15 - Светлана Юрьевна Моторина
Коллеги, мы с вами забываем и о психологии, и об изменении норм поведения в обществе... Наши дети читают классику уже как `Ветхий завет` - слова знакомые, но ничего за ними не стоит. Раньше дети приходили в 5 класс с общими представлениями по истории. Попробуйте глубоко прочитать `Муму`, если на каждом слове - вопрос, а про крепостное право и знать не знаем. Как читать `Песню про купца Калашникова...`, если дети понятия не имеют о том, что такое опричнина... Очень сложно изучать классику, когда не изучены темы по истории. И это еще одна проблема.
Почему дети выбирают современную фантастику, фэнтези? - Там нет таких проблем. Но есть характеры в хороших книгах. Есть приключение. Детям нужна узнаваемость в книгах. Они должны читать в них про себя. О своих проблемах. К чтению классики их нужно готовить. Вспомните дореволюционную Россию: были специальные журналы, альманахи для детей, в которые писали СОВРЕМЕННИКИ. Это важный пласт. Согласитесь, что на произведения, где героями являются ровесники, ребята реагируют живее (я о школьной программе).
Мне все-таки кажется, что главная проблема не в языке, не во времен написания книги, не в жанре, а в ее соответствии психолого-возрастным особенностям наших детей. `Косцы` в 5 классе - кошмар! В `Муму` - жалко собачку, потому у детей это рассказ о животных!
Марина Осиповна Малинина2016-06-25 09:53:54 - Марина Осиповна Малинина
Светлана Юрьевна,изменилось общество(родители)-изменились дети.
Тезис: `Легко и доступно!` прослеживается как лейтмотив!
В детстве заглядывала в папины журналы и мне было интересно. А сейчас? Чтиво! А это среда, в которой формируется любознательность ребенка.

`Книжное чтение` и `почитание книжное` должны сохранить для нас и для будущих поколений свое высокое назначение, свое высокое место в нашей жизни, в формировании наших жизненных позиций, в выборе этических и эстетических ценностей, в том, чтобы не дать замусорить наше сознание различного рода `чтивом` и бессодержательной, чисто развлекательной безвкусицей. - Дмитрий Лихачев
Людмила Федоровна Озорнова2016-06-25 10:03:42 - Людмила Федоровна Озорнова
Да нет такого лейтмотива, Марина Осиповна! К тому же, `легко и доступно`- это не про моё читающее(что уже редкость!) дитя! А я на примере её восприятия меняю своё мнение о программе Кутузова.
Согласна со Светланой Юрьевной!
Светлана Юрьевна Моторина2016-06-25 10:09:32 - Светлана Юрьевна Моторина
Марина Осиповна, что-то мне подсказывает, что не знакомы Вы с современной детской литературой. Сабитова, Блинов, Крапивин, Веркин, Крюкова, Абгарян, Шолохова - чтиво??? И зарубежная литература не менее талантлива.
Марина Осиповна Малинина2016-06-25 10:20:15 - Марина Осиповна Малинина
Светлана Юрьевна,я о журналах. Переход на личности,это сильный аргумент:-)
Хотя понятный:
(А мы ему Дубровского, на лето, чтобы жизнь медом не казалась.)
Крапивин печатался ещё в журнале `Пионер`.
(Да нет такого лейтмотива!)-тогда почему (Вот даже `Дубровский` Пушкина как тяжело даётся шестиклассникам! )?
ЗА `ДУБРОВСКОГО` И ЛЕСКОВА ОБИДНО!
Людмила Ивановна Захарова2016-06-25 10:46:55 - Людмила Ивановна Захарова
Комментарий отключен хозяином страницы
Марина Осиповна Малинина2016-06-25 11:02:55 - Марина Осиповна Малинина
Комментарий отключен хозяином страницы
Ирина Валентиновна Ермакова2016-06-25 11:05:19 - Ирина Валентиновна Ермакова
Комментарий отключен хозяином страницы
Светлана Юрьевна Моторина2016-06-25 11:05:47 - Светлана Юрьевна Моторина
Дорогая Марина Осиповна, я перечислила тех, чьи книги написаны год-два года назад. Крапивин ПИШЕТ! А на личности не переходила. Этот вопрос вызван Вашим утверждением, что мы подсовываем детям легкое чтиво. Как это далеко от истины!!!
Людмила Ивановна, опечатки случаются. Плохо только, что с Мариной Осиповной не складывается конструктивный разговор: критика и никаких предложений. Не верю, что у современного педагога-словесника нет проблем с привлечением детей к чтению. И классику давно читают в дурных пересказах.
Марина Осиповна Малинина2016-06-25 11:08:42 - Марина Осиповна Малинина
(Этот вопрос вызван Вашим утверждением, что мы подсовываем детям легкое чтиво. Как это далеко от истины!!!)
Светлана Юрьевна,Вы правильно меня поняли?
Это Вы здесь нашли?
(В детстве заглядывала в папины журналы и мне было интересно. А сейчас? Чтиво! )
Согласна, конструктивного разговора не получилось!
Светлана Юрьевна Моторина2016-06-25 11:11:22 - Светлана Юрьевна Моторина
Главный вопрос: как мы можем изменить ситуацию? И можем ли? Какими должны быть принципы отбора произведений в школьную программу?
Марина Осиповна Малинина2016-06-25 11:13:07 - Марина Осиповна Малинина
Светлана Юрьевна,исключением произведений классиков из программы проблему не решить.
Александр Владимирович Серолапкин2016-06-25 11:16:14 - Александр Владимирович Серолапкин
Диво дивное, чтиво чтивное !
Сам почти ничего не читаю, кроме как журналы
`Тайны ХХ века` и `Загадки истории`.
Светлана Юрьевна Моторина2016-06-25 11:23:46 - Светлана Юрьевна Моторина
Сейчас много замечательной литературы,о которой не знают не только дети, но и взрослые. И обидно, что у нас нет времени обсудить новинки, включив их в круг чтения современных детей.
Все классики были когда-то современниками! Раз появляются новые книги, значит, в них есть необходимость. Этот вид искусства самый демократичный. Словом можно передать абсолютно все. Вот и речь идет о том, что современное слово мало представлено в наших программах.
Классика. А кто так решил? Для меня `Хаджи-Мурат` Толстого гораздо интереснее и значительнее `Войны и мира`. Эту повесть писал зрелый Толстой и дольше четырехтомного романа. Но кто-то решил, что надо изучать `Войну и мир`, а `Хаджи-Мурата` предлагают для внеклассного чтения в 8 классе. Мне кажется более весомым роман Булгакова `Белая гвардия`, но мы изучаем `Мастера и Маргариту`, потому что этот роман больше востребован современниками.

Речь не идет об исключении классики: вот уж точно о чем не писала. Речь идет о соответствии времени и психологическим и возрастным особенностям детей!!! И о пересмотре списка. Он требует изменений.
Между прочим, статья, послужившая поводом для разговора, о том же: каждому возрасту свое, каждому ученику - свое... А как это уложить в рамки одной программы? Да еще при 2-3 часах в неделю???
Марина Осиповна Малинина2016-06-25 11:31:29 - Марина Осиповна Малинина
Слушала на днях аудио `Слово о полку Игореве`.
Очень современные проблемы.
Светлана Юрьевна Моторина2016-06-25 11:32:02 - Светлана Юрьевна Моторина
Марина Осиповна, ждем с нетерпением Ваших рекомендаций и предложений!!!
Александр Владимирович Серолапкин2016-06-25 11:35:15 - Александр Владимирович Серолапкин
Нам трудно судить, что сейчас нужно читать нынешнему
молодому поколению, потому что мы живём в своём времени,
а они - в своём.

С другой стороны.
Возьмём, к примеру, тему гражданской войны
и борьбы с басмачами.
Разве это не современно ?
Светлана Юрьевна Моторина2016-06-25 11:39:11 - Светлана Юрьевна Моторина
`Слово...` почти все дети читают с удовольствием. А если еще и рассказать им о том, что есть убедительная версия авторства поэмы! Княгиня Болеслава Святославна, Ярославовой Ольги дитя любимое.:)))


Александр Владимирович, мы с нашими детьми живем в ОДНО время. Боли, проблемы, радости общие. Но наш жизненный опыт шире. И мы с трудом принимаем новое: вечный конфликт `Отцов и детей`:)
Есть у нас точка соприкосновения - день сегодняшний! Вот от него и надо отталкиваться.
Марина Осиповна Малинина2016-06-25 11:44:38 - Марина Осиповна Малинина
(Марина Осиповна, ждем с нетерпением Ваших рекомендаций и предложений!!!)`Всяк сверчок знай свой шесток.`- урок этого разговора.
Спасибо!:-)
Светлана Юрьевна Моторина2016-06-25 11:47:27 - Светлана Юрьевна Моторина
Обидеться легко. А что-то все-таки предложите! Тем более, что никто Вам на шесток не указывал. Это Вы сами как-то...
Марина Осиповна Малинина2016-06-25 11:56:09 - Марина Осиповна Малинина
Светлана Юрьевна,это констатация:-)
Все современное,прежде чем попасть в школу,должно пройти через решето времени: крупное остается.
`Дубровский` -нужен!
А в школьные библиотеки приходит современная детская литература, и дети её читают.
(100 лучших новых книг 2016 года для детей и подростков)-сделала закладку.
Светлана Юрьевна Моторина2016-06-25 12:02:47 - Светлана Юрьевна Моторина
В школьные библиотеки, увы, новые книги не приходят - нет финансирования. И не все дети ходят в школьные библиотеки. Но это повод для другого разговора.
Татьяна Викторовна Носова2016-06-25 12:28:33 - Татьяна Викторовна Носова
Не хотела спорить, но всё же...

Во-первых, есть произведения, которые можно читать в разном возрасте. Меняется восприятие - и только. `Дубровский` в 6-м и он же в 8-м это две большие разницы, как говорится. Вот перенесли из 8 класса в 6-й `Алые паруса`Грина и `Маленького принца` Экзюпери. Да, дети прочитают. Но воспримут ли? У Грина для 6 класса ОЧЕНЬ тяжелый язык. А Экзюпери настолько глубок, что можно перечитывать каждый год и находить новое. Чем руководствовались авторы? А кто их знает?
Во-вторых, есть разные классы. Этот же Экзюпери:: у меня в разные годы уроки проходили по-разному. И это не зависит от того, читающий ли класс, это зависит от общего уровня развития детей. Вынуждена с грустью констатировать, что этот уровень падает...((

А уж `Косцы` Бунина в 5 классе - это вообще что-то...(((
Людмила Ивановна Захарова2016-06-25 12:45:04 - Людмила Ивановна Захарова
Разве речь идёт о том, чтобы не изучать классическую литературу?
По-моему, большинство из тех, кто преподаёт литературу в школе, говорят о возрастном её восприятии.Некоторые программные произведения, увы, рано изучать в 5 , 6 классах. Вот о чём речь, а не об ислючении классики из преподавания. Классическая литература - это собрание того лучшего, что было создано в культуре прошлого.
Не приобщившись к прошлой культуре, нельзя стать вполне культурным человеком в настоящем.
К этому можно добавить, что человек, познакомившийся с классикой, в дальнейшем без нее чувствует себя уже неуютно. Ему не `нужно` читать классику, а хочется, он получает от нее большое, ни с чем не сравнимое удовольствие. Ему неуютно без нее. Знаю это по своему 40-летнему опыту преподавания. И есть у меня взрослые мои выпускники, которые закончили школу давно и читают классику сейчас.
Светлана Юрьевна Моторина2016-06-25 13:33:30 - Светлана Юрьевна Моторина
А какой выход? Мы теряем год от года читающих, думающих, мы проигрываем сражение с соцсетями и гаджетами. Как сдвинуть эту ситуацию? Одними часами внеклассного чтения не обойтись. А так много замечательных книг ждут своего читателя...
Марина Осиповна Малинина2016-06-25 13:48:50 - Марина Осиповна Малинина
Цитата:
`С точки зрения С.Н. Плотникова,происходит упрощение и огрубление речи, поскольку дети не
осваивают язык классического наследия, в том числе и язык русской и зарубежной классики, которая раньше составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков.
(Разве речь идёт о том, чтобы не изучать классическую литературу?)- создается такое впечатление,что постепенно к этому идет.
Людмила Ивановна Захарова2016-06-25 13:49:57 - Людмила Ивановна Захарова
Светлана Юрьевна, хотим мы того или нет, мы должны понимать, что живем в век развитых технологий.
И дети с самого раннего возраста учатся активно ими пользоваться.
Гаджеты можно использовать в помощь учебе.
Сейчас многие школы отказались от бумажных учебников, дети имеют возможность скачать книгу в планшет и носить его в школу вместо кучи тяжестей;
в интернете можно найти много полезной информации для исследовательских работ и проектов;
в гаджеты можно закачать развивающие программы, книги, учиться рисовать;
Всё это расширяет кругозор и мировоззрение ребенка.
Людмила Федоровна Озорнова2016-06-25 13:54:27 - Людмила Федоровна Озорнова
Согласна с Людмилой Ивановной:не об отмене классики речь.
А вот выход, к сожалению,не найден, Светлана Юрьевна. Несмотря на все наши усилия,лучшее, что мы можем,-вызвать интерес у ребят к отдельно взятому произведению.
Людмила Ивановна Захарова2016-06-25 13:58:35 - Людмила Ивановна Захарова
Светлана Юрьевна, Ваши посты не оставили равнодушными учителей, которые стремятся к тому, чтобы их дети читали.
Я почерпнула из предложенных Вами материалов столько нового, нужного, полезного!
У меня нынче 5 класс замечательный, мы уже участвовали с ними по литературе в областных и Всероссийских конкурсах. Пока без мест, но у этих ребятишек ещё всё впереди.
А вот мои старшеклассники заняли в некоторых конкурсах 1-е места! Это для меня огромная радость!
Марина Осиповна Малинина2016-06-25 14:04:52 - Марина Осиповна Малинина
(вызвать интерес у ребят к отдельно взятому произведению) -все начинается с малого. Только подлинный интерес!
Ради таких мест стоит помочь детям преодолеть языковые трудности:

`Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, нога его поминутно вязла в болоте, он ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; ручеек извивался молча около деревьев, полуобнаженных осенью. Владимир остановился, сел на холодный дерн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Сильно чувствовал он свое одиночество. Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки в таком случае нищета ожидала его. Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев и живо представляющего ему верное подобие жизни подобие столь обыкновенное.

И глаза его неподвижно остановились на портрете его матери. Живописец представил ее облокоченною на перилы в белом утреннем платье с алой розою в волосах. И портрет этот достанется врагу моего семейства, подумал Владимир, он заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями или повешен в передней, предметом насмешек и замечаний его псарей, а в ее спальной, в комнате... где умер отец, поселится его приказчик или поместится его гарем. Нет! нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня.`

Любовь учителя к вдумчивому чтению передается детям.


Светлана Юрьевна Моторина2016-06-25 14:08:24 - Светлана Юрьевна Моторина
Поздравляю с успехами, Людмила Ивановна.
Все так. Победы надо вырастить. У меня на классном руководстве теперь уже 8 класс, 3 года за спиной. Не читают, потому что пришли из семей, где книга не в чести. Теперь вот изменения есть, но такие крошечные:( И в классе библиотечку создаем, и дарю сама много книг, и награждаю книгами (отсюда мой интерес к современной детской и юношеской прозе). Но все еще слышу иногда: `Мне не нравится читать книги с русскими именами героев!` А я им классику для обсуждения на уроках предлагаю!)Знаю точно, что если мне удается выстроить проекции на `подсунутые` им современные книги - процесс идет бурно. Дети хотят говорить о том, что им понятно и что их волнует по-настоящему!
Есть еще одна беда - наша перегруженность! Не успеваем заниматься самообразованием и следить за современным литературным процессом. Отстаем от жизни.

Парадокс! Для того, чтобы дети поняли классику, нужно, чтобы они читали современную литературу:)))
Раиса Афанасьевна Кулакова2016-06-25 14:13:47 - Раиса Афанасьевна Кулакова
Я в шоке от фразы: `Мне не нравится читать книги с русскими именами героев!` О патриотическом воспитании здесь говорить не приходиться...
Ирина Алексеевна Машинистова2016-06-25 14:13:54 - Ирина Алексеевна Машинистова
`Любовь учителя к вдумчивому чтению передается детям`. А как вдумчиво читать, когда на литературу - 2 часа в неделю? А в классе сидят дети, разные по уровню. Один уже дома прочитал, другой - и не брался.

Марина Осиповна Малинина2016-06-25 14:20:27 - Марина Осиповна Малинина
Ирина Алексеевна,а каким путем идете Вы? Ведь руки не опускаете.
Ирина Алексеевна Машинистова2016-06-25 14:22:36 - Ирина Алексеевна Машинистова
Так никто из учителей-практиков руки не опускает.
Но проблема программы по литературе существует. И никуда от этого не денешься.
Наталья Анатольевна Жукова2016-06-25 14:31:10 - Наталья Анатольевна Жукова
Зажигательная тема - программа по литературе. Я помню, как интересно было читать 5-классникам Гайдара `Тимур и его команда`, Б.Полевого `Повесть о настоящем человеке`, В.Катаева `Белеет парус одинокий`! А затем приходил и `Дубровский` и другие, тоже необходимые, классические произведения... Всем понятно, что программа составлена непрофессионально.
Но современным спискам я тоже не доверяю, пока не прочту лично. Сейчас читаю Давида Гроссмана `Бывают дети-зигзаги`. В списках представлен этот автор, правда другой книгой. Неплохая книга, но пользы читателю большой не принесёт. Автор пытается закрутить интригу, герои совершают поражающие воображение поступки, в прошлом автор спрятал много тайн (как в сериалах)... Но я не почувствовала ценности этого чтения для своих учеников. При ограниченности времени (у детей тоже хватает забот, не все бездельники) лучше прочесть что-то другое. Хотя увлекательно! Раздражает меня и настойчивая рекомендация книги Мурашовой `Класс коррекции`, и М.Петросян `Дом, в котором...`. Потеряла время, читая эти книги. Но не читать не могла: столько рекомендаций умных людей. Кажется, герои этих книг - за гранью нормального восприятия мира.
Классика прошла испытание временем. Она залог успешного образования. Современная литература требует тщательнейшего отбора. В советское время могли же выбирать интересное для детей, нужное для государственной идеи. Сегодня одни разрушительные споры.
Списки - прекрасно, посоветуйте одну книгу, но стОящую!
Ирина Алексеевна Машинистова2016-06-25 14:34:09 - Ирина Алексеевна Машинистова
Светлана Юрьевна, поняла вас.
Наталья Анатольевна Жукова2016-06-25 14:42:53 - Наталья Анатольевна Жукова
P.S. Спасибо блогу: узнала, что такое нон-фикшн. Мемуарная литература - тоже нон-фикшн?
Светлана Юрьевна Моторина2016-06-25 14:44:38 - Светлана Юрьевна Моторина
Дина Сабитова `Где нет зимы`
Марина Осиповна Малинина2016-06-25 14:44:48 - Марина Осиповна Малинина
(Классика прошла испытание временем.)-золотые слова!
Светлана Юрьевна Моторина2016-06-25 14:48:28 - Светлана Юрьевна Моторина
Эдуард Веркин `Облачный полк`, `Друг- апрель`.
Для старших Тамара Крюкова `Триптих в черно-белых тонах`, сборник `Единожды солгавший` и прежде всего - `Ведьма`.

Мемуарная - нет. В ней не может быть даже вкраплений вымысла, что дозволено в нон-фикшн.

Мы не успеваем даже за развитием жанров следить...

А для младших - А. Блинов, но не `Чистые враки`, а `Рассказы толстого мальчика`.

Марина Осиповна, классику вы и не назвали ни разу: Гомер, Софокл, Апулей, Геродот, Еврипид, Аристофан:) - Вот уж точно прошли испытание временем!!!:)
Пушкин знал все о них. Что знаем мы сегодня?
ДИАЛЕКТИКА.
А Вы все время уводите разговор в ненужную сторону. Мы для того и обмениваемся, чтобы в огромном море новых книг не утонуть. И мы все РАЗНЫЕ. Читаем и воспринимаем по-разному, и ученики у нас разные. НЕТ ОБЩИХ РЕЦЕПТОВ, хотя проблемы общие. Вот и обсуждаем.

Если находится книга, которая нравится всем, - велик шанс, что это та самая классика:) В будущем)
Петя Петрович Петров2016-06-25 15:10:19 - Петя Петрович Петров
Реплика `Не Учителя` !!!
Очень познавательная для Деда (так называет меня моя Внучка!) дискуссия.
===================
1. Дискуссия полностью подтвердила тезис:
`Со списками чтения - беда`.
(Моё восприятие - Беда и для Учителя и для Учеников).
2. Учителя не знают как оградить детей от этой Беды!
3. `Список чтения` - нельзя бездумно взять за основу для развития своей Внучки.
===================
Безусловно, у меня есть свои представления о роли художественной литературы в развитии моей Внучки, а также о роли школьного образования в этом аспекте. И, полагаю, смогу, когда в этом будет возникать необходимость, уберечь Внучку от той Беды, о которой шла речь в этой дискуссии.
====================
С уважением ко всем участникам
Марина Осиповна Малинина2016-06-25 15:13:20 - Марина Осиповна Малинина
Комментарий отключен хозяином страницы
Любовь Николаевна Туз2016-06-25 15:23:19 - Любовь Николаевна Туз
Дискуссия полезная! Чем больше мнений, тем ближе истина!?
Валентина Федоровна Короткова2016-06-25 15:24:23 - Валентина Федоровна Короткова
Комментарий отключен хозяином страницы
Марина Осиповна Малинина2016-06-25 15:32:34 - Марина Осиповна Малинина
Комментарий отключен хозяином страницы
Светлана Юрьевна Моторина2016-06-25 15:39:09 - Светлана Юрьевна Моторина
Спасибо всем за разговор, отдыхаем:)))
Марина Осиповна Малинина2016-06-25 15:40:49 - Марина Осиповна Малинина
Дополню список классики для детей (по Вашей рекомендации)
Я.Э. Головкер Сказания о титанах.
Ф.Ф Зелинский Сказочная древность Эллады.


Наталья Анатольевна Жукова2016-06-25 16:25:25 - Наталья Анатольевна Жукова
Все устали за учебный год. Накопилось какое-то ужасное раздражение. Может, от беспомощности изменить мир к лучшему. Читаем! Готовимся к новой встрече с учениками.Книга врачует!
Светлана Степановна Олефир2016-06-26 15:08:23 - Светлана Степановна Олефир
Задание на лето.
`Что читать летом?`
Этот вопрос я задала своим ученикам на одном из последних занятий (литература, 5 кл.).
И не на словах, а подготовила специальный `вопросник`, сопроводив его красочной `картинкой`. На `картинке` было обозначено 18 тем.
Суть вопросов заключалась в том, чтобы выяснить что ученикам интересно (т.е. какая тема из предложенных 18-ти им наиболее интересна), по какой теме они хотели бы больше узнать..
Конечно, опасалась, что ничего не получится. Но получилось. Ученики группками по 4-5 чел. что-то обсуждали, спорили...(ко мне обращались редко..) потом сдали мне (на листках) ответы на вопросы...
=====
На основе ответов учеников подготовила и принесла на урок книги по выбранным темам.(Пришлось нести на урок и в рюкзаке и `на руках`)..
Предложила ребятам разобрать книги с условием, что в новом уч. году они расскажут о что-то интересном из выбранных ими тем всему классу.
Получилось. Разобрали. Посмотрю что будет в сентябре.
Вот какую `картинку` ребята рассматривали в своих спорах...
Темы для чтения
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Светлана Юрьевна Моторина2016-06-26 18:28:06 - Светлана Юрьевна Моторина
Интересная идея. Спасибо,Светлана Степановна.
Галина Геннадьевна Селиванова2016-07-07 17:55:35 - Галина Геннадьевна Селиванова
Светлана Юрьевна, я позже всех, но внимательно изучила Ваш пост. Спасибо за неравнодушное отношение к серьезной проблеме. сама я пока ничего лучше читательского дневника не придумала. Это работает хорошо до 8 класса, потом трудно. Читающие одиннадцатиклассники ушли в этом году. Снова буду приучать(некрасивое слово) к чтению малышей. Согласна, что списки должны быть составлены для каждого ученика под его личность, его интересы.
Наталья Николаевна Баталенко2016-07-07 19:16:28 - Наталья Николаевна Баталенко
Уважаемая Светлана Юрьевна! Спасибо за пост! Читала с огромным интересом. Для меня эта тема чрезвычайно важна. В этом году выпустила 11 класс, с которым билась (они пришли ко мне в 9-ом), пытаясь приобщить к чтению. Стыдила, призывала не быть `серыми`, приносила на уроки и современную литературу, проводила параллели с классикой, с их собственной жизнью (мою любимую Дину Рубину, ее `Всё тот же сон..` и `Астральный полет души на уроке физики`).Добилась того, что запомнили что-то с уроков и стали приносить в школу и читать на переменах современное `чтиво` (что-то наподобие `вампирской саги` и т.п.). Шестеро решили сдавать литературу (Отговорить не удалось. К счастью, сдали, хоть и не на высокие баллы).
Согласна с Татьяной Викторовной `есть произведения, которые можно читать в разном возрасте. Меняется восприятие...` и `есть разные классы`.
Ту же `Капитанскую дочку` в этом году некоторые выпускники перечитывали, готовясь к декабрьскому сочинению, делились, что совсем по-другому воспринимали, чем в 8-ом.
Заметила, что когда на уроке я читаю ребятам сама, а затем на эмоциональном подъеме идет беседа по по только что прочитанному, то дома ребята берутся читать дальше.
Классика должна быть в школьной программе, но пересмотреть, что и в каком возрасте должно преподноситься, необходимо.



Отдельное спасибо за список современной литературы.

Светлана Степановна, спасибо за идею! У меня в этом годубудет 5 класс!
Светлана Юрьевна Моторина2016-07-07 21:13:52 - Светлана Юрьевна Моторина
Наталья Николаевна, конечно, без классики НЕЛЬЗЯ! Но пересмотреть кое-что нужно. И часов бы нам побольше!!! Дети любят слушать в любом возрасте, а у нас такой возможности нет!!!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Тотальный диктант проходит ежегодно в единый день для всех городов и стран. В 2024 году акция состоится 20 апреля.Это акция для всех желающих, независимо от возраста, национальности, уровня образования и социального статуса. Она показывает, что быть... Марина Николаевна, продолжайте здесь в комментариях.... А я, в свою очередь, предлагаю всем учителям, особенно преподавателям русского и литературы посмотреть фильм по теме, который вряд ли кто-то из вас видел. Хотя фильм детский, но вопросы русского языка, поднятые в нём, вполне взрослые. Фильм интересен, рекомендую...! https://youtu.be/e5Ulpii-wXo или хотя бы двухминутный сюжет для начала: https://youtu.be/B5Zxu6SX-_I
Какие же лапочки!)))
Спасибо!
спасибо,Галина Владимировна! мне урок понравился!
https://vokrug-knig.livejournal.com/120686.html?ysclid=lu9yemchyj129496662 В тему К дню рождения Вероники Тушновой Стихи о весне.
Исподтишка





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/