Министерство образования и науки РФ летом 2016 года приступит к внедрению новых программ повышения квалификации для учителей русского языка и литературы. Изменения коснутся содержания образовательных программ и методики их преподавания. Предполагается, что число практических занятий в рамках этих дисциплин увеличится, а в будущем в ЕГЭ появится устная часть. А пока самих педагогов ждет серьезная проверка: учителя из Чечни, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Тувы должны пройти тест на знание правил русского языка и умение донести их до ученика.
Новые программы повышения квалификации для школьных преподавателей русского языка и литературы проходят экспертизу и начнут реализовываться уже летом 2016 года, сообщили «Ъ» в пресс-службе Минобрнауки. Свежие стандарты разработаны Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина и Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Они основаны на утвержденной правительством весной 2016 года «Концепции преподавания русского языка и литературы». Изменения коснутся содержания образовательных дисциплин и методики их преподавания. Так, в Минобрнауки предполагают, что нововведения «позволят поднять число практических занятий на уроках».
Процедура повышения квалификации учителей также изменится: «больше станет практической работы, открытых уроков, усилится интерактивная составляющая». «Процесс обучения должен стать более индивидуальным, учитывающим особенности каждого ученика, с каким бы уровнем знания языка он ни приходил в школу»,– цитирует пресс-служба ведомства первого замминистра образования и науки Наталью Третьяк. По ее словам, школьники должны уметь «свободно общаться на хорошем письменном и разговорном языке». В частности, речь идет о разработке механизма введения устной части в итоговую аттестацию, в том числе по русскому языку. В Минобрнауки подчеркнули, что это необходимо для «повышения уровня грамотности и интереса к чтению у российской молодежи». Однако ЕГЭ по русскому языку с устной частью ждет школьников не раньше чем «через несколько лет», уточнили в ведомстве.
Новые правила позволят решить ряд проблем, которые «копились в школах десятилетиями», считает декан филологического факультета Института русского языка им. А. С. Пушкина Андрей Щербаков. В частности, он обратил внимание на методику преподавания русского языка в классах, где есть ученики, для которых русский не является родным.
Сейчас, согласно федеральным государственным образовательным стандартам, на изучение русского языка и литературы отводится ежегодно 2685 часов (от четырех до девяти часов в неделю) на всех уровнях образования, таким образом, примерно каждый четвертый урок в школе – урок русского языка и литературы.
В апреле 2016 года Рособрнадзор начал проверку уровня знаний учителей русского языка и литературы. Тестирование пройдут более 32 тыс. педагогов из Чечни, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Тувы. Исследование пройдет в два этапа (лексико-грамматический и методический) и позволит «оценить готовность педагогов к преподаванию русского языка в полиэтнических, многоязычных классах», его результаты будут представлены в июле 2016 года.
Увеличение практических занятий прежде всего поможет самим педагогам лучше понять предмет и методику преподавания, считает учитель русского языка и литературы в центре образования N57 Сергей Волков, «нужна передача живой школьной традиции сильным учителем менее опытному: как задавать вопросы, как общаться с учениками, какие задания давать». Однако он опасается, что в рамках процедуры повышения квалификации педагога технологически такие встречи организовать сложно. Кроме того, по его мнению, задания устной части должны затрагивать то, что «волнует ребенка, чтобы была возможность вступить с ним в диалог, но процедура ЕГЭ требует обезличенности», что тоже вызывает опасения профессионального сообщества.
Тэги:
педагоги,
повышение квалификации