На сайте ассоциации учителей русского языка опубликованы материалы моей авторской школы. Ссылка http://doirost.ru/course/view.php?id=355. Есть интересные формы работы. Одна из них
Работа с текстом — это прежде всего понимание многозначности его
содержания и запоминания.
В результате своих наблюдений, мы
пришли к выводу, что хорошая тренировка в понимании текста — это развертывание
предложений в текст. Она развивает умение пристально всматриваться в слова и
вычерпывать из них информацию.
Например, пишем предложение: «Всегда
спокойный и выдержанный, тренер на этот раз обнаружил подлинный свой
темперамент»
Задаем вопросы, чтобы получить дополнительную информацию
1.
Каков
был подлинный характер тренера? (Наверное, он был горячим, вспыльчивым)
2.
Какое
качество он выработал в себе? (Умение держаться спокойно, уметь себя
сдерживать)
3.
Из
каких слов мы это видим? ( Всегда, на этот раз)
4.
В
каком значении употреблено слово
всегда?( Обычно, раньше)
5.
Почему
свои врожденные черты он старался не проявлять, воспитывая в себе другие
качества? (Этот человек — тренер, работает с людьми, руководит ими, ему в
работе нужна выдержка и спокойствие)
6.
Почему
же на этот раз он обнаружил свой темперамент? (Очевидно, произошло событие из
ряда вон выходящее).
На основании этого анализа нужно
написать маленький рассказ, в котором должно быть все, что есть в предложении.
Вот примерный рассказ:
«Тренер был всегда спокойным и справедливым. Все привыкли к этому. В
любых, даже самых критических ситуациях, он сохранял выдержку чего бы это ни стоило. Он постоянно сдерживал себя и
не проявлял чувство гнева да и радости тоже. Это помогало ему в работе, в
решении спорных вопросов. Но на этот раз чувства захлестнули его, он обнаружил
свой темперамент, когда лучший футболист не смог реализовать
одиннадцатиметровый. Тренер горячился, кричал. Не поздоровилось всем! Таким его
спортсмены увидели впервые».
Очень разнообразны формы работы с
текстом на уроках русского языка, типы заданий направлены на развитие умения
понимать слово, например:
1.
Найти
в тексте непонятные слова и выяснить их смысл.
2.
Найти
слова в переносном значении.
3.
Найти
в тексте слова, употребленные иронически.
4.
Найдите
в тексте утверждение, которое высказано как предположение.
5.
Найдите
в тексте неверно употребленное слово.
Важно определить смысловые единицы текста, их связь. Нужно учить
школьников предугадывать, о чем пойдет
речь дальше. Читая предложение со словом
те , мы предугадываем, что
скоро последует слово
которые. Это дает нам возможность предугадать и
течение мысли, и синтаксическую конструкцию. Это своеобразный мостик от одного
предложения к другому, от одной микротемы к другой.
Читая текст, мы общаемся с ним, а значит, должны уметь выделять в нем
главную мысль. К сожалению, это не всегда получается. Поэтому на своих уроках
мы используем задания, которые призваны развивать «умственную механику».