|
|
Раиса Поликарповна Трефилова
Сегодня Олегу Далю исполнилось бы 75!
Родился актёр 25 мая 1941 года в подмосковном Люблине в семье железнодорожного инженера и учительницы.
Первая работа в кино – роль Алика Крамера в фильме режиссёра Александра Зархи "Мой младший брат" (1962) по повести "Звёздный билет" Василия Аксёнова, где Даль сыграл героя 1960-х годов, юнца-интеллектуала из московской подворотни.
Большинство героев Даля в ранний период творческой деятельности – его сверстники. Он присваивал им многие свои черты. Прежде всего, конечно, внешность худого, но очень изящного молодого человека, с ясными большими глазами, выразительной, своеобразной пластикой и удивительным, только ему присущим лукаво-нежным, немного грустным обаянием. В молодом Дале было и то, что никак не зависело от фактуры и внешних данных. Трепетность, поэтическая вдохновенность помогли актёру выразить время, проявляющееся в увлеченности искусством, тяготением к спорам и верой в жизнь.
В 1966 году Владимир Мотыль предложил Далю роль Жени Колышкина в фильме "Женя, Женечка и "катюша". «Это был тот редкостный случай, когда артист явился будто из воображения, уже сложившего персонаж в пластический набросок», – вспоминал позже режиссёр киноленты. 21 августа 1967 года состоялась премьера и вызвала большой интерес у зрителей. Тем не менее на широкий экран картина тогда не попала: было отпечатано минимальное количество копий, прокат был разрешен только в провинции.
Важный этап творческой судьбы Олега Даля – исполнение роли Евгения Соболевского в фильме Наума Бирмана "Хроника пикирующего бомбардировщика" (1967). Благодаря созданному им образу умного и обаятельного парня Жени Соболевского, 27-летний Даль стал одним из самых популярных актёров советского кинематографа.
Роль Кукольника и Солдата в "Старой, старой сказке" (режиссёр Надежда Кошеверова, 1968) ещё больше укрепила любовь зрителей.
В том же году в театре «Современник» Олег играет Ваську Пепла ("На дне" Максима Горького, режиссёр Г.Б. Волчек), играет ярко и неожиданно. В воре Даль увидел человека. Васька Пепел в трактовке Даля – единый и стремительный порыв к счастью и красоте.
Олег Даль продолжает работать в кинематографе. Он снимается в роли Шута в фильме "Король Лир" режиссёра Григория Козинцева (1970). Этот персонаж был выстроен Далем из одних острых углов: голый череп, торчащие уши, ввалившиеся щёки. Трагические и мудрые глаза. Вместо шутовского наряда – ветхое рубище. Его задача не развлекать, а бередить раны.
В 1971 году Даль снимается в картине режиссёра Надежды Кошеверовой "Тень", исполняя сразу две роли: Учёного и его Тени. Учёный – добрый, милый неудачник в потертом бархатном костюмчике, вечный юноша, ждущий встречи со сказочно прекрасной любовью, с приключениями. Но вдруг приключение оборачивается раздвоением личности, и Тень-Даль мечется среди андресеновских декораций с длинными ломающимися пальцами, с лицом-маской, с дикими животными повадками.
С 1974 года в «Современнике» идут сразу четыре спектакля с участием Олега Даля:
"Валентин и Валентина" Михаила Рощина,
"Провинциальные анекдоты" Александра Вампилова,
"Из записок Лопатина" Константина Симонова,
"Принцесса и дровосек" Микаэла Микаэляна и Галины Волчек.
С ним работают такие режиссёры как Валерий Фокин, Иосиф Райхельгауз, Галина Волчек. А спектакль "Принцесса и дровосек" был первым опытом Олега Даля – режиссёра.
В 1975 году Анатолий Эфрос дает возможность осуществиться давней мечте Олега Даля, предлагая ему сняться в телеспектакле "По страницам журнала Печорина". Ещё будучи школьником, прочитав "Героя нашего времени" М.Ю. Лермонтова, Даль решил стать актёром, чтобы когда-нибудь сыграть главного персонажа повести.
Встреча с А.В. Эфросом вновь вернула Олега Даля в лоно театра. Он пришел в «Театр на Малой Бронной», где сыграл разные роли, в том числе Алексея Николаевича Беляева ("Месяц в деревне" И.С. Тургенева), который, словно ветер, врывался в неподвижность и томительность дома Ислаевых.
В 1977 году Олег Даль снимается у Анатолия Эфроса в фильме "В четверг и больше никогда" в роли Сергея. Последней их совместной работой стала картина "Острова в океане" (1978). «Он был душевно очень высокий человек. Очень жесткий, а за этой жесткостью – чрезвычайная тонкость и хрупкость», – говорил об актёре А.В. Эфрос.
Съемки в фильме "Отпуск в сентябре" (по пьесе Александра Вампилова "Утиная охота", режиссёр Виталий Мельников, 1979) стали значительным событием в творчестве Даля.
На Зилове-Дале лежала печать высокой одаренности. Он мог бы писать чудесные стихи, сочинять песни. Но с первых секунд появления на экране он знал, что погибнет. В самом ритуале утиной охоты, в её ожидании улавливалось что-то судорожное, нелепое, как нелеп этот отсчёт уже не дней, не часов, – минут.
11 ноября 1980 года Даль был зачислен в труппу Малого театра, где ему лишь единожды (31 декабря 1980 года) довелось сыграть роль Алекса ("Берег" Юрия Бондарева, режиссёр В. Андреев).
Последней работой в кино стала роль Виктора Свиридова в фильме "Незваный друг" режиссёра Леонида Марягина (1981).
Олег Даль обычно сам продумывал задачу роли, её рисунок, фантазировал, импровизировал. С ним любили работать актёры и режиссёры. Его душевный, психофизический аппарат при создании образов был тонким, ювелирным инструментом. Чрезвычайно пластичный и внутренне очень подвижный, Даль мог в одном спектакле или фильме играть в абсолютно разных ритмах.
Во всех ролях Даль был доверчив и распахнут, обладал особым, трагическим восприятием мира. О смерти начал думать очень рано, он как-будто предчувствовал её. Уход из жизни во многом определял саму его жизнь. Из дневника: «Изо всех оставшихся сил стараться сказать все, о чем думал и думаю. Главное – сделать!!!». Он боялся не успеть сказать, сделать… Всегда находился в поиске.
Олег Иванович Даль скончался утром 3 марта 1981 года на 40-м году жизни в гостиничном номере города Киева.
Похоронен актёр 7 марта 1981 года на Ваганьковском кладбище в Москве (участок № 12).
Жизни и творчеству актера посвящена глава 11 цикла "Чтобы помнили" Леонида Филатова.
Тэги: Олег Даль, роли в театре и кино, биография
|
| 2016-05-25 20:48:23 - Светлана Анатольевна Щедрина Прогулки с чёрным котом
В.Ю. Никулину. На день рождения. июль 1980.
Смотри, смотри, пришла луна,
Какая красная ущербная.
Душа - усталая струна
И тихая, как воскресенье вербное.
Там силуэтом мягкий зверь
На подоконнике иконовом,
А позади закрыта дверь,
И тишиной весь мир окован.
И только мерное тик-так,
И мягкие удары ночи.
А на полу лежит пятак
Тяжёлой точкой в многоточии.
Смотри, смотри, ушла луна,
Такая светлая и тонкая,
Как набежавшая волна
На одинокий берег звонкий.
Олег Даль | | 2016-05-25 20:49:19 - Валерия Игоревна Валерия Очень талантливый актёр. В детстве сказку смотрела с его участием `Огниво`. | | 2016-05-25 20:50:55 - Светлана Анатольевна Щедрина А ещё из последних
зима. Монино 1981.
Помоги и спаси,
О, Господи.
Сбереги и укрой,
О, Господи.
Мягким снегом меня занеси, Господи.
И глаза свои не закрой, Господи.
Погляди на меня,
О, Господи.
Вот я весь пред тобой
О, Господи.
Я живу не клянясь,
О, Господи.
Подари мне покой,
О, господи.
| | 2016-05-25 20:53:43 - Раиса Поликарповна Трефилова Вениамин Каверин писал о творчестве Даля:
-Даль никогда не исполнял никаких ролей. Он просто существовал в своём собственном, неповторимом образе. Но его личность, как у каждого талантливого человека, менялась в той мере, в какой перемены эти были необходимы для воплощения того или иного художественного образа, который ему был предложен... | | 2016-05-25 20:55:51 - Лидия Васильевна Шитикова Я была на его могиле. Очень люблю этого актёра. | | 2016-05-25 20:58:16 - Наталья Викторовна Размашкина Светлая память замечательному актёру! | | 2016-05-25 21:03:29 - Светлана Анатольевна Щедрина Судьба часто почти сводила Высоцкого и Даля на одной сцене, но потом по каким-то обстоятельствам их пути расходились. Лишь однажды они сыграли вместе в фильме И.Хейфица `Плохой хороший человек`. В жизни они очень близко общались. Их последняя встреча состоялась 1 мая 1980 года. Даль приехал к Высоцкому домой, и тот читал ему свои последние стихи. Менее чем через 3 месяца Высоцкого не стало.
В. Высоцкому, брату. Монино. январь 1981.
Сейчас я вспоминаю...
Мы прощались... Навсегда...
Сейчас я понял... Понимаю...
Разорванность следа...
Начало мая...
Спотыкаюсь...
Слова, слова, слова.
Сорока бьёт хвостом.
Снег опадает, обнажая
Нагую холодность ветвей.
И вот последняя глава
Пахнула розовым кустом,
Тоску и лживость обещая,
И умерла в груди моей.
Покой-покой...
И одиночество, и злоба.
И плачу я во сне и просыпаюсь...
Обида серебристый месяц.
Клеймённость горя проба.
И снова каюсь. Каюсь. Каюсь,
Держа в руках разорванное сердце...
Олег Даль
| | 2016-05-25 21:03:49 - Раиса Поликарповна Трефилова По мнению Анатолия Эфроса, Даль был воплощением современного актёра: `Даль ничего не делал формально, у него всё наполнялось содержанием, и каким! Я торопился снимать, не спрашивал, понял ли Олег какие-то мои пояснения, а плёнка потом отражала не иллюстрацию к пояснениям, а нечто самостоятельное и значительное.`
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Светлана Анатольевна, большое спасибо за дополнения! | | 2016-05-25 21:05:06 - Надежда Борисовна Арефьева Чудесный актёр) Очень мне по нраву. Светлая, долгая ему память. | | 2016-05-25 21:07:19 - Valentina Afanasjevna Nikitina Светлая память..Настоящий самородок. Он не играл, он проживал каждую роль, может поэтому и ушёл из жизни так рано! | | 2016-05-25 21:10:27 - Раиса Поликарповна Трефилова Жаль, что чиновники Госкино многие его роли критиковали, фильмы лежали на полке...
Это выбивало из привычного ритма работы, вгоняло в депрессию...
А ему хотелось работать и работать!
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу | | 2016-05-25 21:14:58 - Ольга Гамидовна Кущяк Талантливый актёр.
Жаль, что так быстро его не стало. | | 2016-05-25 21:16:48 - Ангелина Васильевна A.B.M. А как хорошо он пел!!Давайте послушаем песню в исполнении Олега Даля...
| | 2016-05-25 21:18:07 - Ирина Александровна Филатова
| | 2016-05-25 21:19:44 - Раиса Поликарповна Трефилова Смотрела многие его фильмы и телеспектакли.
Всегда восхищалась его необыкновенной артистичности, интеллигентности, изяществу, своеобразной манере двигаться, говорить, смотреть... | | 2016-05-25 21:20:17 - Ирина Валентиновна Ермакова Одна из моих любимых сказок - `Старая, старая сказка`
www.youtube.com/watch?v=Vw5V04du63s
Вдоль по дороге, вдоль по дороге
Вот я шагаю - раз и два.
Плевать, что дырки в камзоле
И вдрызг сапоги, зато уцелела голова,
Ать-два...
Ать-два левой, ать-два правой,
Вдоль по дороге столбовой,
А то, что ветер в карманах,
Так это пустяк,
Ведь главное дело, что живой.
Справа и слева синее небо,
А под ногами дальний путь,
Куда иду я не знаю, дорога сама
Меня приведет куда-нибудь,
Ать-два...
Ать-два левой, ать-два правой,
Так бы я, братцы, шел и шел,
А то, что ветер в карманах,
Так это пустяк.
Справа и слева синее небо,
А под ногами дальний путь,
Куда иду я не знаю, дорога сама
Меня приведет куда-нибудь,
Ать-два...
Ать-два левой, ать-два правой,
Так бы я, братцы, шел и шел,
А то, что деньги в карманах
Звенят на ходу,
Так это и вовсе хорошо.
Александр Галич | | 2016-05-25 21:20:48 - Раиса Поликарповна Трефилова Ангелина Васильевна, Ирина Александровна, Ирина Валентиновна, большое спасибо за прекрасные дополнения!
| | 2016-05-25 21:26:23 - Нина Николаевна Гончарова И ломать меня ломали,
И терзать меня терзали,
Гнули, гнули до земли,
А я выпрямился...
Я не клялся, не божился -
Я легко на свете жил,
Хоть в четыре стенки бился -
Волком на луну не выл...
Можно плюнуть с горки в реку.
Понатужиться, напрячься
И подпрыгнуть на вершок.
Можно душу человеку
Измолоть на порошок...
Ах, ломать меня ломать...
Ах, терзать меня терзать!..
О. Даль 1981 г
Тонкая и поэтичная душа+ ко всем талантам!
Светлая память!
Спасибо, Раечка! Очень душевный пост!
Спасибо, Друзья! | | 2016-05-25 21:30:57 - Ангелина Васильевна A.B.M. Эксклюзив! Интервью Олега Даля! В 1973 году. Обращение к 15 летним школьникам!
| | 2016-05-25 21:34:28 - Нина Николаевна Гончарова В. Высоцкому. Брату.
Сейчас я вспоминаю...
Мы прощались... Навсегда.
Разорванность следа...
Начало мая...
Спотыкаюсь...
Слова, слова, слова.
Сорока бьет хвостом.
Снег опадает, обнажая
Нагую холодность ветвей.
И вот последняя глава
Пахнула розовым кустом,
Тоску и лживость обещая,
И умерла в груди моей.
Покой-покой...
И одиночество, и злоба,
И плачу я во сне, и просыпаюсь...
Обида - серебристый месяц.
Клейменность - горя проба.
И снова каюсь. Каюсь. Каюсь.
Держа в руках разорванное сердце...
О. Даль В. Высоцкому, 1981 г
Так нравится! | | 2016-05-25 21:35:02 - Раиса Поликарповна Трефилова Его жизнь прошла, как один миг...
www.youtube.com/watch?v=4rRuMLrt5bo
Ниночка, Ангелина Васильевна, благодарю за внимание к посту!
| | 2016-05-25 21:40:30 - Надежда Борисовна Арефьева
Песни в исполнении Олега Даля
http://www.proshkolu.ru/user/Arefjeva/folder/1075604/ | | 2016-05-25 21:51:10 - Наталия Владимировна Пузикова Талантливый актер! | | 2016-05-25 21:57:20 - Раиса Поликарповна Трефилова Призрачно все в этом мире бушующем:
Есть только миг - за него и держись,
Есть только миг между прошлым и будущим -
Именно он называется жизнь...
| | 2016-05-25 22:17:41 - Ирина Леонидовна Филатова Мой любимый актёр. | | 2016-05-25 22:25:07 - Татьяна Викторовна Носова Помню и люблю... | | 2016-05-25 22:25:32 - Маргарита Владимировна Великовская Обожаю Олега Даля всю жизнь! | | 2016-05-25 22:26:01 - Ангелина Васильевна A.B.M. Ещё одна замечательная песня в исполнении Олега Ивановича...
| | 2016-05-25 22:26:41 - Раиса Поликарповна Трефилова Эдвард Радзинский, пожалуй, точнее всех определил суть актёрской
души Олега Даля:
`Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней -
манией совершенства.
Он знал, как это играть надо, но нельзя было на этом безумном темпераменте, на этой беспредельной боли и нерве, на этих слезах
в горле провести всю роль - так можно было только умереть` | | 2016-05-25 23:06:07 - Мария Михайловна Король Многогранный талантливый человек.Запоминающиеся роли. Чудесный голос. Спасибо, Раиса Поликарповна. | | 2016-05-26 00:11:33 - Раиса Поликарповна Трефилова
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу | | 2016-05-26 03:03:57 - Татьяна Павловна Гришкова Был любим народом и до сих пор в нашей памяти. Спасибо, что напомнили. | | 2016-05-26 14:46:55 - Александра Иосифовна Бычина Я тоже сразу вспомнила фильм `Старая,старая сказка`.
Олег Даль...Разве его забудешь. | | 2016-05-26 14:58:29 - Наталья Васильевна Вострикова Таланты уходят такими молодыми...
Светлая память. |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ Доброе утро. Скажите пожалуйста почему я не могу скачать файлы ▫ Не получается скачать
▫ (Но они есть)
И у меня есть. Но, как говорится:искренность на искренность. А на общие фразы...
(Тэги:общаемся)
Пообщались:-)))
Литературу вы любите, поэтому цитирую Вам `Поднятую целину`:
` Ох,... кровя вы мне замораживаете!
Оставьте вы ваши глупые разговоры!
Ну, к чему вы об этом вспоминаете? `
Фёдор Максимович, к чему?
И помните, что на холод теплом не отвечают(всё как в школьной жизни) ▫ Нина Николаевна, картины чудесные. Владимир Николаевич, в этот день у меня племянница родилась, Лена, названа в честь прабабушки, затмевает.
А если серьезно, то В.И.Ленин все-таки в первую очередь не литератор. ▫ Так не хочется расставаться со страницей о красоте, о цветах Нина, может продолжим наш диалог о хризантемах, к примеру? О романсе про хризантемы? Для души А здесь ведь и наша история!!
Осень 1918г. Хутор Тихорецк. Идёт свадьба А.Козачинского и С. Гонсеровой. Склонившись над клавишами рояля и напевая, сидит приглашённый на свадьбу красивый, интеллигентный, своим обаянием рождающий интерес и симпатию молодой человек. И особенным вниманием он пользуется у женщин, у невесты и её сестры, с которой пришёл на свадьбу ухажёр, ротмистр, барон Бонгартен. Видимо, позавидовав успеху молодого человека у женщин, во время вспышки злобы, Бонгартен вызывает его во двор, поговорить Ничего не подозревая, тот встаёт и идёт во двор впереди барона.
И вдруг барон выхватывает револьвер и в упор стреляет в молодого человека, убивая его на месте. Так был убит Николай Харито, автор одного из лучших русских романсов.
Отцвели уж давно хризантемы в саду .Полиция успела спасти барона от расправы друзей Николая, а в дальнейшем он практически ушёл от наказания, поплатившись только разжалованием. А Николай Харито вошёл в сонм тех, о ком писала М.Цветаева:
Уж сколько их упало в эту бездну,
Развёрстую вдали
Пушкин, Лермонтов, Григорьев, Харито, Есенин, Рубцов, Тальков. Сколько их, ушедших, едва сверкнувших талантом, но словно комета, оставивших огненный след в истории и культуре России.
Биография Н.Харито чрезвычайно насыщена противоречивыми поступками, продиктованными лихорадочно меняющейся ситуацией тех лет. Это и служба у Деникина, и дружба с П.Войковым Но одно было в нём неизменно интеллигентность, тактичность, коммуникабельность с любыми встреченными людьми. Так к примеру, романс Отцвели уж давно был написан им, с его же текстом, и он же был первым исполнителем. Но в редакции попросили подкорректировать текст, что помог сделать Василий Шумский, который затем просто поставил себя автором текста. Харито не только не обиделся, но долгое время дружил с Шумским, и писал музыку на его тексты.
Родился Н.Харито в 1886г. в Ялте, в семье горного инженера и его гражданской жены
гречанки по фамилии Харито, поэтому и носил он эту фамилию. В интернете очень подробно освещена биография Н.Харито, написавшего около 50 романсов за семь лет, среди которых и Астры осенние, и Кончилось счастье и другие, являющиеся гордостью и историей нашего русского песенного искусства.
6813500-a3298085
Романс в исп. известной певицы начала прошлого века Эмской М.А. (1881 1925) и ведь тоже ушедшей всего в 44года.
6813499-a3298085
Коллаж с картиной Риты Бекман Хризантемы
Отцвели уж давно хризантемы в саду, (с)
Осень дышит сырою прохладой,
Андромеда рассыпала звёзд череду
Мирозданью церковным окладом
Умирающих листьев полёт в тишине,
Словно исповедь перед прощаньем,
Звук романса в слегка приоткрытом окне,
Догорающей свечки мерцанье,
Что горит пред неведомым этим певцом,
Чтоб добиться звучанья бельканто, **
И напомнить романсом об авторе, том,
Что погиб лишь сверкнувши талантом
Подарив в своих песнях и светлую грусть,
И надежду под тенью разлуки,
Лишь таким дано право в вечность шагнуть,
Коль расправу свершат богомерзкие руки.
Ведь не ведомо этим, обуянным злом,
Друзьям зависти и фарисейства.
И готовым идти по дороге с грехом,
Не гнушаясь смертельным злодейством,
Что века оставляют в памяти тех,
Лишь прекрасных в любви и страданьях,
Что не клянчат вниманье, дешёвый успех,
Их найдя в красоты созидании.
Откровеньем романсы сквозь время идут,
Вновь трепещет в волненьи душа
И пусть вечно цветут хризантемы в саду
Страстью, негой, любовью дыша
** - во времена моды на бельканто певцы отрабатывали технику перед горящей свечой, добиваясь отсутствия волнения пламени.
▫ Нет, Владимир Николаевич, В.И. Ленин не был,
он есть и будет.
Это временщики приходят и уходят.
|
|
|
|
|