Как преодолеть - Ольга Юрьевна Овсянникова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Ольга Юрьевна Овсянникова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Ольга Юрьевна Овсянникова / Блог / Как преодолеть


ЗАПИСЬ #3

КОММЕНТАРИИ (3)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


01 мая 2016, 13:31, автор - хозяйка блога
Ольга Юрьевна Овсянникова

Как преодолеть

Как преодолеть психологическую интерференцию при обучении орфографии 

(На основе методики Т.Я. Фроловой)

Предлагаемая система овладения практической грамотностью позволяет повторить, систематизировать и обобщить знания по орфографии и пунктуации, сформировать устойчивые навыки грамотного письма, создать базу, на основе которой можно продолжить углубленное освоение норм русского правописания.

Хорошо этот метод зарекомендовал себя при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку:   старшеклассники  обобщают, повторяют всё изученное по орфографии за 12 занятий, при этом экономится время, а в голове у учеников нет «каши», как это обычно бывает при получении большой информации.

Психологическая интерференция - ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате наложения нового, сходного с ним.

Причины, вызывающие интерференцию:

1)     сходство заучиваемого материала (общий опознавательный признак ряда орфограмм).

2)     большой объем интерферирующего материала (несколько правил на один опознавательный признак орфограммы).

 

90 % правил русского языка создают почву для интерференции орфографических навыков:

на один общий сигнал « шипящий на конце слова» в русском языке существует 8 правил:

«О-Ё после шипящих» - 7 правил;

«Н и НН» - 5 правил и т.д.

Почему дети не усваивают материал? Или, казалось бы, хорошо изученный материал вдруг начинают путать, писать слова на изученную орфограмму с ошибками?

         Причина здесь общая – психологическая интерференция: сохранение запоминаемого материала ухудшается в результате наложения нового, сходного с ним.

         И чем больше объем интерферирующего материала, тем больше шансов получить сбившуюся в бесформенный комок информацию, из которой извлечь нужное очень сложно.

Раздраженно исправляя допущенные в очередной раз учеником ошибки в маленьком слове « никто», смирим свой праведный гнев; психологическая интерференция препятствует успешному усвоению учебного материала.

Учителям русского языка постоянно приходится сталкиваться с явлением психологической интерференции при формировании орфографических навыков.

В VI классе, например, ученики легко усваивают правило « Н и НН в именах прилагательных». Трудности начинаются в VII классе, когда школьники знакомятся с правилом « Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях», т.к. на тот же признак (опознавательный сигнал) накладывается новая информация в виде сложного громоздкого правила « Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях». Изучаемый материал сходен с уже изученным, и сформированный навык затрудняет формирование нового. Когда, к примеру, сначала изучаем правописание НЕ с глаголами - мы счастливы – всё помнят наши ученики, трудности начинаются при встрече с орфограммами « НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О-Е», а когда начинаем изучать сложнейшее правило « НЕ с причастиями», у многих школьников возникает ощущение, что в голове каша: что помнили – вдруг забывают, а новый материал никак не желает запоминаться. Это «проделки» интерференции. Это она спутывает, смешивает в памяти правила, имеющие общий опознавательный признак: НЕ, НН-Н, О-Ё после шипящих и т.п.  

А если сразу, на стадии обучения, предложить ученику орфографические правила в обобщенном виде?

Преимущество, казалось бы, налицо: изучая интерферирующий материал в обобщенном виде, мы предотвращаем разрушающее действие интерференции, учим порядку рассуждения в пределах сводного правила.

Но обобщенное правило сложно для восприятия и запоминания, ступеньки алгоритма применения его превращаются в длинную лестницу с массой ответвлений, в которых рискует заблудиться ученик.

Выход из «внутренней интерференции», возникающей при изучении частного правила, которое входит в состав обобщенного, возможен, если привести каждое отдельное правило к безвариантному решению , по типу самой любимой учениками формулировки: « Не с глаголами пишется раздельно».

Безвариантное правило не подвержено разрушающему воздействию интерференции, поэтому легко запоминается и, в случае необходимости, свободно припоминается.

Но возможно ли решить эту проблему? Да, возможно. Вот что предлагает учителям изобретатель-педагог Т.Я. Фролова. Скорректировать методику изложения материала по орфографии.  

Пути, приводящие орфографическое предписание к однозначному решению, различны: пропуск некоторых грамматических категорий, изменение принципа изложения орфографического материала в составе сводного правила.

Попробуем изменить порядок изложения темы « Не с разными частями речи».

Обособленно, не связывая определение написания слова с принадлежностью к той или иной части речи, осваиваем общие положения:

·         слово не употребляется без частицы (негодовать);

·         есть «слова- магниты» далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (далеко не глупый);

·         есть противопоставления с союзом   а.

Этот материал не вызывает затруднений, поскольку противопоставление с союзом   а и «слова- магниты» легко выхватываются из орфографического поля зрительными и слуховыми анализаторами.

Теперь мы «разгрузили» отдельные правила, входящие в состав обобщенного, и, чтобы принять решение надо только определить часть речи.

Глаголы, деепричастия – раздельно.

Существительные, прилагательные, наречия на О-Е – слитно (если образуется новое слово, что можно подтвердить, подобрав синоним или образовав сравнительную степень) .

Этот материал легко усваивается в V классе. До встречи с интерферирующей орфограммой «Не с причастиями» в запасе 2 года , чтобы сформировать устойчивый   навык.

В сложном правиле «Не с причастиями» общие положения уже отработаны. И мы направляем усилия на закрепление той части орфограммы, где выбор написания   определяется наличием зависимого слова.

Стремление разгрузить память, помочь ученику сохранить умения и навыки, предотвратить смешение орфографического   материала – одним словом,   попытка преодолеть интерференцию предпринимается при изучении ряда орфографических тем.

Общие сведения о методе

 

·         Все орфографические правила, изучаемые по школьной программе, обобщены в 12 тем по общему опознавательному признаку орфограммы.

 

·         Простое правило, входящее в состав сводного, не имеет противоположных вариантов решения орфографической задачи, что предотвращает интерференцию, т.е. смешение результатов при применении правила.

 

·         Алгоритм применения обобщенного правила не превышает 3-х шагов, что позволяет легко запомнить порядок его применения, сделать оперативным самоконтроль.

 

·         Все сводные правила подстрахованы мнемотехническими приемами (четверостишиями), обеспечивающими легкое запоминание.

Педагогические эффекты, достигаемые при использовании метода

 

         Использование метода в средней школе позволяет выделить для изучения на каждый отдельный учебный год всего 7 орфографических тем; в 6 раз упростить процесс изучения орфографии, увеличить количество часов, необходимых для формирования навыков грамотного письма.

В старших классах, репетиторской деятельности, при обобщающем повторении данный метод позволяет организовать обучение экспресс-методом за 11-12 занятий, т.к. защищенные от влияния интерференции орфографические правила легко раскладываются по полочкам памяти и также легко извлекаются при помощи кратких алгоритмов или мнемотехнических приемов.

Этот метод имеет большую практическую направленность, облегчает усвоение сложных разделов орфографии, дает возможность работать системно, вызывает огромный интерес у учащихся к изучению русского языка, снимает страх забыть или перепутать орфографические правила.

Основные методические приемы подавления интерференции

 

 

У человеческой памяти есть три основы/ три кита:

        

 SHAPE   \* MERGEFORMAT

впечатление

мотивация

 SHAPE   \* MERGEFORMAT

ассоциация

 

создать крючки для памяти

 SHAPE   \* MERGEFORMAT

повторение

 

система (в конце урока, д/з, через день, два, шестой день, тридцатый день)

         

Подавив интерференцию, мы получаем возможность теоретический и практический материал давать блоком.

В V классе в начале учебного года ученики повторяют части речи, опираясь на знания, полученные в начальной школе, повторяют и изучают орфограмму « Буква Ь после шипящих на конце существительных»

Отсутствие Ь в родительном падеже множественного числа существительных с основой на шипящую. А впереди - в разное время и в разных классах - другие орфограммы с таким же опознавательным признаком (Ь или его отсутствие после шипящих).

VI класс:

·         Ь на конце глаголов в повелительном наклонении;

·         отсутствие Ь после шипящих в кратких формах прилагательных;

·         Ь в наречиях.

Т.Я. Фролова предлагает повторение и изучение этих тем в одном обобщенном правиле в начале V класса. Потом учащиеся только повторяют эти орфограммы, закрепляют их.

Какие проблемы возникают при изучении орфограммы

 

Восемь правил связаны с одним опознавательным признаком орфограммы – « Шипящий на конце слова». Большой объем орфографических правил с общим опознавательным признаком неизбежно вызывает эффект интерференции, когда уже сформированные навыки тормозят развитие новых.

Изучая все эти орфограммы в одном обобщенном правиле, подкрепленном рифмованным алгоритмом, мы можем преодолеть разрушающее воздействие интерференции, что позволит легко и прочно удержать их в памяти.

 




Тэги: Психологическая интерференция



ОБСУЖДЕНИЕ


Геннадий Тихонович Родионов2016-05-01 17:06:18 - Геннадий Тихонович Родионов
Чтение - вот лучшее учение.
Ольга Ивановна Оленюк2016-05-02 06:15:09 - Ольга Ивановна Оленюк
Геннадий Тихонович! Я с Вами согласна на все 100!!!
Татьяна Михайловна Каргаполова2016-05-02 06:18:36 - Татьяна Михайловна Каргаполова
Надо больше читать!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Хризантемы - Лили Иванова 6730746-a3298085 Золотистые хризантемы - Януш Поплавский 5487423-a3298085
То, что магнолия видела динозавров, не может не удивлять. Значит этому растению миллионы лет, если учесть, что динозавры существовали 170 миллионов лет назад. Но, наверно, магнолия тогда была другой: не могла же она не эволюционировать за столько лет. У вас, Татьяна Павловна, как и должно быть: апрель же только.
У нас гиацинты и нарциссы отцветают, уже цветут лилиецветные тюльпаны. Цветёт виола, незабудка, маргаритка,императорский рябчик и примула. Отцветает жимолость.
Любите тех, с кем хочется проснуться, Молчать, обнявшись, в комнате пустой! Любите, когда хочется коснуться, До сердца - сердцем, до руки - рукой! Любите тех, кто вас в минуту грусти, Обнимет, пожалеет! Не предаст! И если все на свете отвернутся, - Всегда вам руку помощи подаст!!! Любите тех, кто любит и не ранит, Не обижает глупо, невпопад! Любите тех, кто, все изъяны зная, Быть рядом с вами несказанно рад! Любите тех, кому нет страха верить, С кем хорошо и просто, без затей! Любовь и страсть, увы, нельзя измерить! Любите тех, с кем хочется детей! Любите тех, которые как воздух, Как солнце, иль, как в засуху вода! За поцелуи! Ласки! Несвободу! Любите тех, кто с вами навсегда! Любите тех, с кем хочется проснуться.. Эдуард Асадов Говорят, не живи своим прошлым Говорят, не живи своим прошлым, Не гневи понапрасну судьбу. Кто ушёл, их вернуть невозможно, Жизни вновь не зажечь нам звезду. Всё ушло в пустоту, безвозвратно, Оставляя свой в памяти след. Оттого-то так больно, отвратно, Что к былому возврата уж нет. Ночью сны безутешно тревожат, Окуная назад в те года, В омут лет, что всего нам дороже, Их уже не вернуть никогда. В них рассветы страстей и туманы, С пеленою волнующей кровь. Романтичной любви океаны Возвращают нас к радости вновь. Миром правят любовь и искусство, Миром правит души красота. Жизни свет это яркие чувства, Что рождает к любимым тропа. Путь наш сложен и в чём-то трагичен, То ты счастлив бываешь порой, Но сбиваясь, ты в нём безразличен, Ко всему утеряв свой покой. Пусть не ладилось в жизни всё гладко, Не сбылись пусть надежды, мечты. Но нельзя путь пройти без остатка Ощущения вечной любви. Одиноко бывает отчасти, Оттого, что замкнёшься в кругу, И не можешь найти своё счастье, Словно в Богом забытом углу. Оттого на душе неуютно, Оттого и идти тяжело, Что мы верим всегда безрассудно В то, что с прошлым от нас всё ушло. Как забыть можно то, где ты счастлив Был когда-то своею душой https://www.litres.ru/book/aleksandr-foks/tut-ne-odno-vospominane-tut-zhizn-zagovorila-vnov-stihi-48711883/chitat-onlayn/page-2/
У вас все цветет и растет. А у нас выпал снова снег)
Неужто Вы употребили слово `неужто` в смысле иронического несогласия? :-))) Надеюсь на реакцию удивления. Смотрела передачу `Мировой садовод` о магонии. В Курске в частном доме видела цветущую магонию. Если магонию из Владивостока размножить семенами, то можно получить относительно морозостойкие сеянцы.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/