Как преодолеть психологическую интерференцию при обучении орфографии
(На основе методики Т.Я. Фроловой)
Предлагаемая система овладения
практической грамотностью
позволяет повторить, систематизировать и обобщить знания по орфографии и
пунктуации, сформировать устойчивые навыки грамотного письма, создать базу, на
основе которой можно продолжить углубленное освоение норм русского
правописания.
Хорошо этот метод зарекомендовал себя при подготовке к
итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку:
старшеклассники
обобщают, повторяют всё изученное по
орфографии за 12 занятий, при этом экономится время, а в голове у учеников нет
«каши», как это обычно бывает при получении большой информации.
Психологическая
интерференция
-
ухудшение сохранения запоминаемого
материала в результате наложения нового, сходного с ним.
Причины, вызывающие интерференцию:
1)
сходство заучиваемого материала
(общий опознавательный признак ряда орфограмм).
2)
большой объем интерферирующего
материала (несколько правил на один опознавательный признак орфограммы).
90 % правил русского
языка создают почву для интерференции орфографических навыков:
на один общий сигнал
«
шипящий
на конце слова» в русском языке существует
8 правил:
«О-Ё после шипящих»
-
7
правил;
«Н и НН»
-
5 правил
и т.д.
Почему дети не усваивают
материал? Или, казалось бы, хорошо изученный материал вдруг начинают путать,
писать слова на изученную орфограмму с ошибками?
Причина
здесь общая – психологическая интерференция: сохранение запоминаемого материала
ухудшается в результате наложения нового, сходного с ним.
И
чем больше объем интерферирующего материала, тем больше шансов получить
сбившуюся в бесформенный комок информацию, из которой извлечь нужное очень
сложно.
Раздраженно исправляя
допущенные в очередной раз учеником ошибки в маленьком слове
«
никто»,
смирим свой праведный гнев; психологическая интерференция препятствует
успешному усвоению учебного материала.
Учителям русского языка
постоянно приходится сталкиваться с явлением психологической интерференции при
формировании орфографических навыков.
В
VI
классе, например, ученики легко
усваивают правило
«
Н и НН в именах прилагательных». Трудности начинаются в
VII
классе, когда школьники знакомятся с
правилом
«
Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях», т.к. на тот
же признак (опознавательный сигнал) накладывается новая информация в виде сложного
громоздкого правила
«
Н и НН в отглагольных прилагательных и
причастиях». Изучаемый материал сходен с уже изученным, и
сформированный навык затрудняет формирование нового. Когда, к примеру, сначала
изучаем правописание
НЕ с глаголами -
мы счастливы – всё помнят наши ученики, трудности начинаются при встрече с
орфограммами
«
НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О-Е»,
а когда начинаем изучать сложнейшее
правило
«
НЕ с причастиями», у многих школьников возникает ощущение, что
в голове каша: что помнили – вдруг забывают, а новый материал никак не желает
запоминаться. Это «проделки» интерференции. Это она спутывает, смешивает в
памяти правила, имеющие общий опознавательный признак:
НЕ, НН-Н, О-Ё после шипящих и
т.п.
А если сразу, на стадии
обучения, предложить ученику орфографические правила в обобщенном виде?
Преимущество, казалось
бы, налицо:
изучая интерферирующий материал в обобщенном виде, мы предотвращаем
разрушающее действие интерференции, учим порядку рассуждения в пределах
сводного правила.
Но обобщенное правило
сложно для восприятия и запоминания, ступеньки алгоритма применения его
превращаются в длинную лестницу с массой ответвлений, в которых рискует
заблудиться ученик.
Выход из «внутренней
интерференции», возникающей при изучении частного правила, которое входит в
состав обобщенного, возможен, если привести каждое отдельное правило к
безвариантному решению
, по типу самой любимой учениками формулировки:
«
Не
с глаголами пишется раздельно».
Безвариантное правило не
подвержено разрушающему воздействию интерференции, поэтому легко запоминается
и, в случае необходимости, свободно припоминается.
Но
возможно ли решить эту проблему? Да, возможно. Вот что предлагает учителям
изобретатель-педагог Т.Я. Фролова. Скорректировать методику изложения материала
по орфографии.
Пути, приводящие
орфографическое предписание к однозначному решению, различны: пропуск некоторых
грамматических категорий, изменение принципа изложения орфографического
материала в составе сводного правила.
Попробуем изменить
порядок изложения темы
«
Не с разными частями речи».
Обособленно, не связывая
определение написания слова с принадлежностью к той или иной части речи,
осваиваем общие положения:
·
слово
не употребляется без частицы
(негодовать);
·
есть
«слова- магниты»
далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не
(далеко не глупый);
·
есть
противопоставления с союзом
а.
Этот
материал не вызывает затруднений, поскольку противопоставление с союзом
а и «слова- магниты» легко выхватываются из
орфографического поля зрительными и слуховыми анализаторами.
Теперь
мы «разгрузили» отдельные правила, входящие в состав обобщенного, и, чтобы
принять решение надо только определить часть речи.
Глаголы, деепричастия – раздельно.
Существительные, прилагательные,
наречия на О-Е – слитно (если образуется новое слово, что можно подтвердить,
подобрав синоним или образовав сравнительную степень)
.
Этот
материал легко усваивается в
V
классе. До встречи с
интерферирующей
орфограммой
«Не с причастиями»
в
запасе 2 года
, чтобы сформировать
устойчивый
навык.
В
сложном правиле
«Не с причастиями»
общие
положения уже отработаны. И мы направляем усилия на закрепление той части
орфограммы, где выбор написания
определяется наличием зависимого слова.
Стремление
разгрузить память, помочь ученику сохранить умения и навыки, предотвратить
смешение орфографического
материала –
одним словом,
попытка преодолеть
интерференцию предпринимается при изучении ряда орфографических тем.
Общие сведения о
методе
·
Все орфографические правила,
изучаемые по школьной программе, обобщены в 12 тем по общему опознавательному
признаку орфограммы.
·
Простое правило, входящее в состав
сводного, не имеет противоположных вариантов решения орфографической задачи,
что предотвращает интерференцию, т.е. смешение результатов при применении
правила.
·
Алгоритм применения обобщенного
правила не превышает 3-х шагов, что позволяет легко запомнить порядок его
применения, сделать оперативным самоконтроль.
·
Все сводные правила подстрахованы
мнемотехническими приемами (четверостишиями), обеспечивающими легкое
запоминание.
Педагогические эффекты, достигаемые
при использовании метода
Использование
метода в средней школе позволяет выделить для изучения на каждый отдельный
учебный год всего 7 орфографических тем; в 6 раз упростить процесс изучения
орфографии, увеличить количество часов, необходимых для формирования навыков
грамотного письма.
В старших классах,
репетиторской деятельности, при обобщающем повторении данный метод позволяет
организовать обучение экспресс-методом за 11-12 занятий, т.к. защищенные от влияния
интерференции орфографические правила легко раскладываются по полочкам памяти и
также легко извлекаются при помощи кратких алгоритмов или мнемотехнических
приемов.
Этот метод имеет большую
практическую направленность, облегчает усвоение сложных разделов орфографии,
дает возможность работать системно, вызывает огромный интерес у учащихся к
изучению русского языка, снимает страх забыть или перепутать орфографические
правила.
Основные методические приемы подавления интерференции
У человеческой памяти есть три основы/ три кита:
SHAPE
\* MERGEFORMAT
SHAPE
\* MERGEFORMAT
создать крючки для памяти
|
SHAPE
\* MERGEFORMAT
система
(в конце урока, д/з, через день, два, шестой день, тридцатый день)
|
Подавив интерференцию, мы
получаем возможность теоретический и практический материал давать блоком.
В
V
классе в начале учебного года ученики
повторяют части речи, опираясь на знания, полученные в начальной школе,
повторяют и
изучают орфограмму
«
Буква
Ь после шипящих на конце существительных»
Отсутствие Ь в
родительном падеже множественного числа существительных с основой на шипящую. А
впереди - в разное время и в разных классах - другие орфограммы с таким же
опознавательным признаком (Ь или его отсутствие после шипящих).
VI
класс:
·
Ь
на конце глаголов в повелительном наклонении;
·
отсутствие
Ь после шипящих в кратких формах прилагательных;
·
Ь
в наречиях.
Т.Я. Фролова предлагает повторение и изучение этих тем в
одном обобщенном правиле в начале
V
класса. Потом учащиеся только
повторяют эти орфограммы, закрепляют их.
Какие проблемы возникают при изучении орфограммы
Восемь правил связаны с
одним опознавательным признаком
орфограммы
– «
Шипящий
на конце слова». Большой объем орфографических правил с общим
опознавательным признаком неизбежно вызывает эффект интерференции, когда уже
сформированные навыки тормозят развитие новых.
Изучая все эти орфограммы
в одном обобщенном правиле, подкрепленном рифмованным алгоритмом, мы можем
преодолеть разрушающее воздействие интерференции, что позволит легко и прочно
удержать их в памяти.
Тэги:
Психологическая интерференция