Управление
процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной
структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности:
планирования, организации, регулирования, контроля, оценки и анализа
результатов.
Организация учебного процесса не рациональная конструкция, а творческое
произведение педагога. В нем должны быть
заложены его авторская идея, замысел, выявляться индивидуальный стиль.
Обстоятельства обучения в рамках предметов эстетического цикла разнообразны и
многогранны, что точно учесть их заранее невозможно, поэтому, опираясь на
основные факты, примерные правила и алгоритмы, необходимо составить творческий
сценарий занятия, предвосхитить планируемые ситуации обучения. Иными словами,
педагогические принципы, схемы, методы и технологии оживают, обретая силу,
только переломившись через личность преподавателя, его стремления, мысли,
чувства, творческое вдохновение, когда не меньшее значение, чем знания и опыт,
имеют фантазия, интуиция, умение увидеть проблемы и предвосхитить результаты.
Сам процесс выбора тех или иных методов и
приемов не сводится к строгой, заранее известной пооперационной технологии, а
включает необходимость оценки бесконечного разнообразия ситуаций, опоры на
догадку и интуицию. Педагог нередко оригинально компонует, по своему использует
известные элементы, придает своеобразную окраску педагогическому
общению, модернизирует, совершенствует
известные ему средства и способы обучения.
Если же все известные варианты преподавателя не устраивают и возникает проблемная педагогическая
ситуация, он ищет свое оригинальное ее решение. Вот почему педагогические ситуации
в известном смысле
всегда проблемны, а
педагогическая деятельность по своей
сущности всегда является творческой.
Выделяют стратегический и тактический уровни
проектирования и планирования и обучения. Стратегия связана с формированием
целей, выработкой идей и замыслов, определением общей логики изучения. На этом
уровне определяются ведущие мировоззренческие и педагогические идеи
преподавания предмета, глубина их раскрытия, степень требуемого овладения
материалом со стороны обучаемых, способы связи теории с практикой, логика связи
фактов и обобщений.
Стратегические идеи представляют собой
конкретизацию более общих дидактических идей и концепций, трактующих о
магистральных путях осуществления целей обучения.
Тактический
уровень проектирования и планирования позволяет применительно к конкретным
ситуациям обучения представить его вариативную логику, систему методов и
приемов, в том числе приемы общения, установления интеллектуальных и эмоциональных
контактов с группой и отдельными студентами, способы коррекции и контроля.
В принципе педагогическое творчество может
быть связано как со стратегией, так и с тактикой обучения. Но продуцирование и
воплощение новых стратегических идей, выливающихся в педагогическое
новаторство, требуют большой смелости, самостоятельности и проблемности
мышления, Стратегия более органично связана с социальными целями образования и
воспитания, ведущими педагогическими идеями, спецификой изучаемого, а поэтому
относительно менее подвижна. Творческие же решения тактического характера более
динамичны, вариативны, они необходимы в повседневной работе при подготовке и
проведении каждого занятия, ибо в большей степени связаны со спецификой состава
обучаемых, с особенностями педагогической ситуации. Педагогическое творчество осуществляется как в процессе
проектирования знаний по предмету, разделу, теме, так и в ходе воплощения намеченного,
Основу педагогического творчества на занятиях и других формах занятий составляют
заранее заложенные в педагогический
проект идеи и решения.
Педагогическое проектирование обычно
сводят к постановке целей, отбору содержания, методов, форм учебно-воспитательной
работы, выбору рациональной структуры занятий
на основе принципов
оптимизации.
Прослежен переход от целей
к выбору методов и приемов с учетом учебных возможностей обучаемых. Лимитом времени и
имеющихся в распоряжении педагога
средств, определен примерный алгоритм выбора оптимального сочетания методов применительно к конкретным условиям обучения и воспитания. Овладение
такими алгоритмами –
одно из предварительных условий творчества. Сам же
творческий процесс гораздо сложнее.
Реализация
творческой деятельности в большей мере соотносится с предметами эстетического
содержания.
Эстетическое воспитание –
целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее
эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности,
способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных
отношениях с позиций эстетического
идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.
Искусство
- ядро
и гениальное средство эстетического воспитания,
которое однако,
ведется с помощью изобразительного искусства. Эстетическое воспитание обеспечивает
комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы
жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер
изобразительности и установки и так
далее.
В процессе художественно-творческой
деятельности совершенствуется память,
особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании студенты отражают то, что хранится в их зрительной
памяти.
В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются
мыслительные операции; синтез, анализ,
сравнение, развиваются умственные
способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному
развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое развитие
студента.
Содержание эстетического воспитания
включает в себя формирование знаний, умений, навыков, воспитание эстетических
чувств, вкусов, интересов. Осваивая окружающую действительность и искусство у
обучаемых формируются знания о прекрасном.
Также в содержание эстетического
воспитания входит развитие у обучаемых самостоятельности в творчестве, когда
они сами что-то создают, проявляя, при
этом инициативу и раскрывая свои интересы и
потребности.