Александр Сосланд
Влечение к
новизне: теория и практика
Новое влечение — это влечение к новому
Итак,
кайнэрастия (kainos,
др.-греч. — новый, erastes, др.-греч. — любящий, почитатель) — это влечение к
новому, составляющее коренную сущность любого влечения. Оно присуще всем сферам
человеческих интересов и всем областям деятельности. Безразлично, в какой
области мы работаем, неважно, что мы избираем в качестве способа проведения
досуга. В любом случае, нам надо, чтобы в том, что мы делаем, обязательно
присутствовала хоть какая-то новизна. Подобно либидо и стремлению к власти,
кайнэрастия — безусловно, коренное влечение, не сводимое более ни к чему.
Можно сказать, что кайнэрастия включает в себя три
составные части:
— воспринимать новое, то есть, стремление к пассивным
новым впечатлениям;
— быть новым, иначе говоря, стремиться к изменениям в
собственной жизненной ситуации;
— создавать новое, то есть производить новые ценности и
смыслы.
Если другие мотивационные теории давно и прочно прописаны
в научном обиходе, то кайнэрастия — сравнительно молодая теория, хотя уже
сейчас ясно, что она не менее значима для понимания человека, чем фрейдовское
либидо. Это понятие сейчас интенсивно разрабатывается.
Нейропсихологическая
основа
Один из путей обоснования кайнэрастии —
нейропсихологический. Вот что мы читаем у известного российского детского
психолога Лидии Божович:
„Ппотребность в новых впечатлениях первоначально является
чисто органической потребностью, но очень скоро (скорее, чем другие
органические потребности) она начинает приобретать некоторые специфические
особенности, характерные для духовных потребностей человека.
Во-первых, удовлетворение этой потребности, вызывавшее
сначала только ускорение (так же, как удовлетворение других органических
потребностей), затем начинает сопровождаться ярко выраженными положительными
эмоциями“.
Здесь же кроются корни очевидной опасности, коренящейся в
этой потребности:
„Во-вторых, потребность в новых впечатлениях становится
как бы не-насыщаемой: чем больше ребёнок получает впечатлений, тем в большей
степени у него проявляются реакция сосредоточения и положительные эмоции. То и
другое снимается только утомлением.
Получается так
,
что ненасыщаемая потребность превращается в род дурной бесконечности, создавая
потом опасность таких проблем, как алкоголизм и наркомания. Вообще в этих
сферах кроется потенциал экспериментально-психологического исследования этой
проблемы“.
Новизна — вокруг нас
На житейском уровне, в рамках „психопатологии
обыденной жизни“, кайнэрастия может проявляться по-разному. Она проявляется в
жалобах на скуку, в раздражении от увиденного на ком-то костюма, похожего на
твой. Мы просим замолчать человека, который в кинозале пытается нам рассказать,
чем закончится фильм.
Мы отправляемся в путешествия и делаем ремонт в квартире.
Мы покупаем новые вещи, не износив старых, и делаем новые причёски. Мы
испытываем страх перед заключением брака и меняем предмет страсти. Мы совершаем
революции и переезжаем из города в город. Множество видов человеческой
деятельности имеет преимущественно кайнэрастический смысл.
В жизни мы имеем дело с целым рядом кайнэрастических
„добродетелей“. Это спонтанность, креативность, оригинальность, неповторимость,
непохожесть на других. Они обсуждаются повсеместно, на них строится наша оценка
многих событий, культурных практик, межличностных отношений. Коренную сущность
этих повседневных житейских понятий составляет новизна.
Кайнэрастия встроена в семейные отношения. Речь, понятно,
идёт о так называемом конфликте отцов и детей. Кайнэрастические потребности,
более сильные и отчётливые в юности, сталкиваются с утомлённой кайнэрастией
пожилого возраста. Со старением сама по себе новизна перестаёт быть новой. Конфликт
поколений, эдипов комплекс и т. п. вполне могут быть пересмотрены с
кайнэрастической точки зрения.
Однако кайнэрастия может быть такой интенсивной, что
легко выдерживает испытание повторением. Быть новым — это постоянно
самоактуализироваться. Вот как об этом пишет один из создателей теории
самоактуализации Абрахам Маслоу:
„Самоактуализированные люди обладают удивительной
способностью радоваться жизни. Их восприятие свежо и наивно. Они не устают
удивляться, поражаться, испытывать восторг и трепет перед многочисленными и
разнообразными проявлениями жизни, к которым обычный человек давно привык,
которых он даже не замечает. Колин Уилсон назвал эту способность чувством
новизны. Для такого человека закат солнца, пусть даже он видит его в сотый раз,
будет так же прекрасен, как и в тот день, когда он увидел его впервые; любой
цветок, любой ребёнок может захватить его внимание, может предстать перед ним
как чудо природы, пусть даже он перевидал на своём веку тысячу цветов и сотни
детей“.
Конечно, отношение к новизне в неоднозначно. Оказавшись в
неких новых условиях, новой ситуации, мы неизбежно оживляем в воображении
образы прошлого, причём они нам представляются очень привлекательными.
Обновление неизбежно ведёт к ностальгии. Все эти проявления вражды к новизне —
консерватизм, пассеизм, ностальгия, а также мизонеизм — страх перед новыми
поступками, решениями и проч., так или иначе уравновешивают кайнэрастию,
проблематизируют её и тем самым вносят определённое напряжение в процесс её
реализации.
Ясно, что отношение к новому имеет и возрастной аспект.
Кайнэрастические потребности, более сильные и отчётливые в детстве и юности,
постепенно угасают в течение жизни, за редкими исключениями. С возрастом сама
по себе новизна перестаёт быть новой.
Кайнэрастическая патология всеохватна и встроена в
корневую систему любого психопатологического феномена. Нет клиники без
ущемлённой кайнэрастии. Так, депрессии и навязчивости, безусловно, связаны с
затруднением приобщения к новизне в любом виде. В структуру депрессивных
феноменов встроено то, что называют „редукцией антиципации“ — отсутствием
взгляда в будущее. Обсессии (навязчивые действия) и фобии (страхи) в
значительной степени „замешаны“ на этом же феномене.
Понятно, что есть ещё множество аспектов, связанных так
или иначе со стремлением воспринимать и творить новое. Они пока не исследованы
и, значит, относятся к области нового. Эта область так или иначе притягивает
нас к себе. Конечно, это именно она, кайнэрастия, вдохновляет нас исследовать
природу и сущность влечения по имени кайнэрастия.
Об авторе:
Александр Сосланд — канд. психол. наук, член Европейской
Ассоциации психотерапии, доцент кафедры мировой психотерапии факультета
психологического консультирования МГППУ, автор книги „Фундаментальная структура
психотерапевтического метода, или Как создать свою школу в психотерапии“ (М.,
1999).
http://wsyachina.narod.ru/social_sciences/kainerastes.html