Cудя по изменениям,
внесенным в стандарт, составление рабочей программы каждым учителем теперь
должно отнимать меньше времени.
Что было до приказа?
Рабочая программа, в соответствии со
статьей 18 стандарта, должна была включать 8 пунктов:
1 пояснительную
записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с
учётом специфики учебного предмета;
2 общую
характеристику учебного предмета, курса;
3 описание
места учебного предмета, курса в учебном плане;
4 личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета,
курса;
5 содержание
учебного предмета, курса;
6 тематическое
планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7 описание
учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного
процесса;
8 планируемые
результаты изучения учебного предмета, курса.
Что стало теперь?
Теперь рабочие программы должны
содержать всего 3 пункта:
1 планируемые
результаты освоения учебного предмета, курса;
2 содержание
учебного предмета, курса;
3 тематическое
планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
То есть, не нужно писать пояснительную
записку и общую характеристику предмета, давать описание его места в общем
учебном плане. Не секрет, что вся эта избыточная информация механически
копировалась из одной программы и вставлялась в другую. Если у учителя
несколько классов, то он несколько раз писал в программах одно и то же, лишь
увеличивая их объем.
Сокращается и раздел, описывающий
результаты освоения предмета: судя по логике предлагаемых изменений, описание
личностных и метапредметных результатов уходит на уровень школы, в общую
образовательную программу, а в рабочих остаются только предметные результаты.
Из тематического планирования убрано
совершенно ненужное на практике описание основных видов учебной деятельности.
Можно обойтись теперь и без перечисления учебно-методического и
материально-технического обеспечения.
Предложенная трехчастная структура
видится логичной: я определяю, чего хочу добиться, затем описываю, на каком
материале буду это делать – и в финале даю примерную разбивку по темам и часам
(не по датам и урокам, как это требуют многие проверяющие!). Хотелось бы, чтобы
эта же структура распространилась и на стандарт полной школы.
Теперь важно, чтобы между стандартом и
учителем не встали разнообразные его толкователи, которые будут требовать
вносить в рабочие программы лишнее (особенно острым будет вопрос с формой КТП,
которая стандартом не регламентирована). Все участники образовательного
процесса должны руководствоваться в этом вопросе непосредственно требованиями
стандарта, который изменен, как видим, в сторону разгрузки учителя от бумажной
работы. И именно опираясь на стандарт, учителю надо доказывать свою правоту и
право на такую разгрузку.
Автор: Сергей Волков
Источник: http://slovesnik.org/novosti/rabochie-programmy-pokhudeyut.html
Ссылка на приказ: http://slovesnik.org/images/docs/o-vnesenii-izmenenii-v-federalnyi-gosudarstvennyi-obrazovatelnyi-standart-osnovnogo-obshchego-obrazovaniya.pdf