Творчество на уроке математики - Алексей Иванович Сгибнев
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Алексей Иванович Сгибнев


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Алексей Иванович Сгибнев / Блог / Творчество на уроке математики


ЗАПИСЬ #289

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


13 февраля 2016, 21:04, автор - хозяин блога
Алексей Иванович Сгибнев

Творчество на уроке математики

Обычно на уроке все «нити» ведут к учителю. Между тем ясно, что всякий творческий процесс предполагает инициативу со стороны ученика. На этом пути бывают радостные находки, например когда восьмиклассник проводит хороший урок для товарищей. Но все знают и провалы в простых вещах, например когда ученик рвётся рассказать товарищам своё решение, делает это плохо и его не слушают. Задача учителя – на каждом этапе находить и давать ту степень свободы, которая ученикам по силам. Трудность в том, что эта мера своя у каждого возраста, класса и ученика.

 

 

 

Введение нового материала: диалог.

 

Традиционно новый материал излагается учителем в готовом виде: ученики записывают  за ним определения, формулировки и доказательства. При таком подходе развивающим является только содержание урока; форма урока развивает разве что аккуратность. Конечно, наивно было бы ждать, что дети за ограниченное время смогут самостоятельно открыть, сформулировать и доказать всё то, что заготовил учитель. Однако если хорошо подбирать вопросы и примеры, то продвинуться в этом отношении можно довольно далеко.

 

Начинать можно с обсуждения кусочков сообщаемого материала.

 

Проходим с пятым классом взаимно простые числа.

 

Я: Бывают ли числа, у которых общий делитель - только единица?

 

Маша: Например, простое число - и любое другое.

 

Я: Ага, 7 и 8.

 

Федя: Ну да! А 7 и 14?

 

В результате дети не только узнают о взаимно простых числах, но и научаются исследовательским приёмам: Маша выдвигает гипотезу, а Федя опровергает её с помощью контрпримера.

 

Когда класс привыкает к такому стилю работы, роль учителя в диалоге уменьшается. Простые вопросы удаётся выяснить вообще без его помощи. В сложных, как правило, удаётся вместе сформулировать гипотезу. После этого доказательство можно дать и в готовом виде – материал пройден с пользой для исследовательских умений. К тому же дети учатся слушать друг друга.

 

 

 

Решение задач: выбор.

 

После введения нового материала обычно происходит решение задач. Традиционное решение стандартных задач стандартными приёмами также скорее развивает умение аккуратно действовать по алгоритму, чем творческие умения. Значит, нужны нестандартные задачи и нужна активизация роли ученика в решении задач.

 

Я перечислю некоторые технологизируемые приёмы такой активизации:

 

- выбор задач из избыточного списка;

 

- выбор из нескольких уровней сложности; разумный выбор вполне доступен даже пятиклассникам;

 

- выбор метода решения задачи; чтобы ученики могли сделать осознанный выбор, надо показывать разные методы, обсуждать их преимущества и недостатки, приучать делиться находками с товарищами;

 

- задания типа привести свой пример к данному утверждению, задать свой вопрос к данной конструкции, придумать свою задачу; вряд ли своя задача сразу будет очень содержательной, но хорошие своевременные примеры и вопросы надо всячески поощрять;

 

- формулировка открытых задач, в которых ученик может сам уточнить условие, выдвинуть гипотезу, задать свой вопрос, обобщить задачу и т.д. – фактически становится соавтором задачи.

 

В результате выбора возникает личное отношение ученика к задаче, а это – начало всякого творчества.

 

 

 

Оценка.

 

Вопрос оценивания творческих заданий очень деликатный. Согласимся, что ставить оценку справедливо только за «воспроизводимые» задачи – т.е. такие, в которых практика позволяет «набить руку». Творческие задачи к воспроизводимым не относятся: «озарит – не озарит» – не подвластно ученику и учителю. Поэтому должно быть твёрдо установлено и известно детям, что зона плохих оценок кончается на воспроизводимых заданиях. За удачный «прыжок в незнаемое» можно получить «отл», за неудачный – ничего. Пограничной зоной можно сделать решение на оценку одной из нескольких творческих задач на выбор.

 

Отвлекаясь от формального оценивания, отмечу, что именно на творческих заданиях хорошо учить ребёнка самооценке и радости от хорошо сделанной работы.

 

 

 

Время.

 

У учителя жёсткие внутренние часы: за определённое время нужно пройти определённый материал. Между тем расход времени на творческие задания непредсказуем. Пятиклассник Тимоша выбрал сложную задачу и в течение 10 минут не смог сделать. Я: «Делай простую, что ты простаиваешь!» Тимоша: «Так интересно же!» Он совсем не простаивает.

 

Другой аспект: творческие задания часто требуют глубокого вдумывания, «вживания», которое может длиться днями и неделями. Федя писал окружную олимпиаду по математике и не справился с последней задачей: «Я потом уже понял, что можно взвешивать по две монеты. А тогда всё ясно…» В.И. Арнольд вспоминает, как в 5 классе учитель задал ему «задачу про старушек» (сложную задачу на движение). Он решил её только дома, после долгих размышлений и в первый раз испытал при этом чувство научного открытия.

 

Такие задачи можно выдавать, скажем, на неделю, или совсем без ограничений времени – если решение не понадобится для нового материала.

 

Додумывать свои мысли – очень важное умение. Учебный процесс нужно строить так, чтобы он по возможности к этому приучал.

 

 

 

Заключение.

 

Задача учителя двойственна. С одной стороны, ему надо научить детей базовым знаниям и навыкам – и для этого надо жёстко спрашивать, давать ограниченное время и ставить оценки. С другой стороны, хочется на этом же материале развить творческие, исследовательские способности детей. И тут способы совсем другие (см. выше), а главное – другая психологическая позиция: учитель сотрудничает с учеником, делится своими соображениями и выслушивает ученика на равных, точнее как старший товарищ.

 

Нужно искусство, чтобы сочетать тот и другой подход.





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Моей целью было порадовать вас, мои дорогие друзья. Кажись я справилась. Обнимаю вас и люблю ПроШколу со всеми её плюсами и минусами.
Замурчательные картинки! Хоть головой повертеть можно, чтобы посмотреть! Какая-никакая физкультура! 😀😅👍
В Черноземье и ласточки, и соловьи поют-заливаются, да что там вишня, уже сирень даурская на днях зацветёт:-))) А из окна любуюсь яблоней в цвету,.. С надеждой проблематично...
Картины соответствуют романсу `Расцвели хризантемы опять`. Это как бы продолжение романса `Отцвели хризантемы в саду`. Прослушал. Это исполнение понравилось. Спасибо, Нина Николаевна. https://yandex.ru/video/touch/preview/8093954113962896974?
... старый анекдот про сантехника...
Это у Б. Ахмадулиной очень южное: в средней полосе всё это происходит, как правило, в мае. Год нынешний високосный, поэтому уже в апреле и мотыльки, и цветы, но ласточек еще нет. Цветёт вишня: ей тоже показалось, что уже май, как мне сегодня.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/