Десять лет.
Десять лет педагогической деятельности. Это не начало пути, но и не
конец. Это удивительный период: уже есть, что вспомнить, есть некоторый
педагогический опыт, а главное - желание и силы работать дальше. Не сразу, не
вдруг, а постепенно, на первый взгляд, случайно, сформировалась идея моей
преподавательской деятельности: «сорок пять минут удовольствия». Итак…
Ещё в школьные годы я знала, что буду учителем.
Учителем истории, или географии, или русского языка. Но точно не учителем
английского. «Англичанка»- это же человек с другой планеты, на которой говорят
и думают по-другому, не по-русски. Я по-детски восхищалась англичанами. В
голове - мистер Фогг (из «Восьмидесяти дней») и Джейн Эйр (кстати, тоже юная
учительница). Быть учителем английского языка – это почетная миссия, и я
думала, что не каждый этого достоин.
Прошли годы.
Сначала – педагогический лицей, потом – филфак педагогического университета. Я
страшно гордилась (и одновременно боялась!) тем, что меня приняли в школу в
качестве учителя английского языка. Но работать в школе и быть хорошим учителем
– не одно и то же. Прошел год, два, три, пять, а я всё ещё не была
удовлетворена качеством своей преподавательской деятельности. Недоставало ни
педагогического опыта, ни практики общения на иностранном языке с живыми его
носителями. В голове мысль: «Не стой на месте. Иди вперед». И я делала … что
могла.
Первые годы считала важным своевременное
прохождение программы, точнее, учебника. Я шла вперед твердыми шагами, к концу
года
проходя «всю дистанцию». Но однажды
обернулась и увидела: я здесь, а мои подопечные где-то далеко позади, без
знаний по предмету, без интереса к языку, с отметками в четвертях и в году. К
счастью, в мои руки попала книга М.Ф.Стронина «Обучающие игры на уроке
английского языка» 1981 года издания. «Мусор», приготовленный библиотекарем на
вынос, изменил мое отношение к преподаванию английского языка. Я открыла для
себя, что урок может (и должен быть!) не скучной необходимостью для ученика и
учителя, а сорока пяти минутами удовольствия
. Это позже я прочитаю
слова:
«
Изучение
иностранного языка должно вызывать у вас приятные ожидания
и
положительные эмоции».1
Игра –
ключ к положительным
эмоциям ребенка.
«Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по
своей подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и
сообразительность
здесь
оказываются порой более важными, чем знание
предмета<…>Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим
возникает чувство удовлетворения»2. Золотые слова! Подготовка к
урокам теперь занимала больше времени, чем раньше, но это того стоило. Уроки
стали более разнообразными, интерес ребят к изучению языка возрастал. Конечно,
не всё получалось сразу.
Следующей вехой на этом пути стала семейная поездка
за границу в страну, где русскоговорящее население встречается
так же редко, как попугаи на Камчатке. Я –
учитель английского языка – чувствовала себя среди аборигенов
плохим пловцом в бушующем океане жизни.
Перфектные формы и фразы классного обихода мало помогали наладить контакт с
местными жителями. Но они понимали живую разговорную речь. И тут меня озарило!
Живая речь – вот
чем действительно необходимо овладеть. Эта
поездка определила мою тему по самообразованию
«Формирование
коммуникативной компетенции на уроках английского языка»,
над которой я работаю до
сих пор
. Теперь я знаю, чему
хочу научить детей и что, действительно, будет важным в их дальнейшей жизни.
Тэги:
обучение,
английский язык,
программа,
игра