|
|
Раиса Поликарповна Трефилова
Знаем ли мы, что это такое?
Почему мы так говорим?
Таинственная «трын-трава» — это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась «тын-трава», а тын — это забор. Получалась «трава подзаборная», то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.
Мастер кислых щей
Кислые щи — немудрёная крестьянская еда: водичка да квашеная капуста. Приготовить их не составляло особых трудностей. И если кого-нибудь называли мастером кислых щей, это означало, что ни на что путное он не годен.
Подложить свинью
По всей вероятности, это выражение связано с тем, что некоторые народы по религиозным соображениям не едят свинину. И если такому человеку незаметно подкладывали в пищу свиное мясо, то этим оскверняли его веру (одна из гипотез).
Всыпать по первое число
Не поверите, но… из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если наставник переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.
Прописать ижицу
Ижица — название последней буквы церковнославянской азбуки. Следы порки на известных местах нерадивых учеников сильно смахивали на эту букву. Так что прописать ижицу — проучить, наказать , проще выпороть . А вы ещё ругаете современную школу!
Гол как сокол
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идёт о птице. Но сокол здесь ни при чем. На самом деле «сокол» — старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закреплённая на цепях. Ничего лишнего!
Сирота казанская
Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно «казанская»? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на своё сиротство и горькую участь.
Непутёвый человек
В старину на Руси «путём» называли не только дорогу, но ещё и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь — должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутёвый человек.
Шиворот-навыворот
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.
Отставной козы барабанщик
В старину на ярмарках водили дрессированных медведей. Их сопровождали мальчик-плясун, наряженный козой, и барабанщик, аккомпанирующий его пляске. Это и был козы барабанщик . Его воспринимали как никчемного, несерьёзного человека.
Водить за нос
Видно, дрессированные медведи были очень популярны, потому что и это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.
Точить лясы
Лясы (балясы) — это точёные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.
Зарубить на носу
В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. «Носом» называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далёком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.
Ни пуха, ни пера
Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух — звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!» На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: «К черту!». И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.
Бить баклуши
Что такое «баклуши», кто и когда их «бьёт»? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было лёгкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими — «баклушечниками», и пошла наша поговорка.
После дождичка в четверг
Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в «свой день» — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка «После дождичка в четверг» стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.
Попасть в переплёт
В диалектах ПЕРЕПЛЁТ — сплетённая из веток ловушка для рыб. И, как во всякой ловушке, оказаться в ней — дело малоприятное.
Реветь белугой
Нем, как рыба — это вам известно давным-давно. И вдруг реветь белугой ? Оказывается, речь здесь не о белуге, а белухе, так называют полярного дельфина. Вот он действительно ревёт очень громко.
Козёл отпущения
История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живёт…
Дым коромыслом
В старой Руси избы часто топили по-чёрному : дым уходил не через печную трубу (её вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым столбом — будет ясно, волоком — к туману, дождю, коромыслом — к ветру, непогоде, а то и буре.
Не ко двору
Это очень старая примета: и в доме, и на подворье (во дворе) будет жить только то животное, которое понравится домовому. А не понравится — заболеет, захиреет или убежит. Что делать — не ко двору!
Волосы Дыбом
Но вот что за дыб такой? Оказывается, стоять дыбом — это стоять навытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда человек пугается, у него волосы словно на цыпочках на голове стоят.
Переть на рожон
Рожон — это острый шест. А в некоторых русских губерниях так называли четырехзубые вилы. Действительно, не очень-то на них попрёшь!
Вверх тормашками
Тормашить — во многих русских губерниях это слово означало ходить . Значит, вверх тормашками — это всего-навсего вверх ходилками , вверх ногами .
инет Тэги: словосочетания, сохранившиеся с древних времён, значение древних словосочетаний
|
| 2016-02-11 23:35:39 - Ольга Константиновна Короткова Спасибо. | | 2016-02-11 23:42:23 - Раиса Поликарповна Трефилова Часто употребляется в речи: `тёртый калач`.
Между прочим, и на самом деле был такой сорт хлеба - тёртый калач. Тесто для него очень долго мяли, месили, тёрли, отчего калач получался необыкновенно пышным. И ещё была пословица: не тёрт, не мят, не будет калач. То есть, человека учат испытания и беды. Считают, что выражение и пошло от пословицы, а не от названия хлеба. | | 2016-02-12 00:47:58 - Гульназ Юнировна Альмухамбетова Спасибо! | | 2016-02-12 00:54:21 - Нина Владимировна Малинина Спасибо, пригодится! Взяла в закладки! | | 2016-02-12 01:28:50 - Раиса Поликарповна Трефилова Пожалуйста, Нина Владимировна!
Выводить на чистую воду.
Когда-то говорили выводить рыбу на чистую воду. А если рыбу, то все понятно: в зарослях камыша или там, где в иле тонут коряги, попавшаяся на крючок рыба легко может оборвать леску и уйти. А в прозрачной воде, над чистым дном пусть попробует. Так и разоблачённый жулик: если все обстоятельства ясны, от расплаты ему не уйти. | | 2016-02-12 15:34:43 - Ирина Геннадьевна Гринь Велик и могуч...
Спасибо, Раиса Поликарповна!
Одно из толкований выражения
`Драть как Сидорову козу`.
Изначально ни о какой козе и речи не было, а сидорова коза это искажение арабского оборота садар каза, означавшего приговор шариатского судьи кази, или казия и частенько содержавший в себе наказание осужденному в виде битья палками. Арабское слово каза означает, кроме того, и само судопроизводство, точнее, рассмотрение отдельных судебных дел, случаев. | | 2016-02-12 16:29:05 - Татьяна Павловна Гришкова Добрый вечер!
Тогда - `Путь сокольничий ведаю`, а сейчас у нас `дорожная карта` - это-тоже оттуда? | | 2016-02-12 16:48:30 - Владимир Николаевич Моисеев Спасибо! Очень познавательно! | | 2016-02-12 22:03:34 - Раиса Поликарповна Трефилова И на старуху бывает проруха.
А что это за проруха (ошибка, оплошность/у Ожегова и Ефремовой) такая, прореха (т.е. изъян, дефект) что ли?Смысл, следовательно, такой: И умудрённый опытом человек может ошибаться .Толкование из уст знатока древнерусской литературы: И на старуху бывает поруха Поруха(укр.)ж. разг.-сниж. 1) Вред, разрушение, порча; 2) Беда.
Язык до Киева доведёт
В 999 году некий киевлянин Никита Щекомяка заблудился в бескрайней, тогда русской, степи и попал к половцам. Когда половцы спросили его: Откуда ты, Никита? , он отвечал, что из богатого и красивого города Киева, и так расписал кочевникам богатство и красоту родного города, что половецкий хан Нунчак прицепил Никиту за язык к хвосту своей лошади, и половцы поехали воевать и грабить Киев. Так Никита Щекомяка попал домой при помощи своего языка.
Шаромыжники1812 год.
Когда французы Сожгли Москву и остались в России без пропитания, они приходили в русские деревни и просили пропитания Ше ра ми, типа - дайте мне. Вот русские и стали их так называть(одна из гипотез).
http://rodrus.com/news/news_1454609207.html
| | 2016-02-12 22:32:09 - Константин Борисович С. Насчёт шаромыжников неверно. `cher ami` по-французски `дорогой друг`. | | 2016-02-12 22:35:59 - Александр Леонидович Ус Оу, бьен - шер`ами - `дорогой друг`. | | 2016-02-12 22:38:46 - Валентина Вениаминовна Королева Богат русский язык! Иностранцу нас трудно понять! | | 2016-02-12 22:42:23 - Александр Леонидович Ус `Рожон - это не только острый шест.
Это - наконечник серьёзного охотничьего оружия: мощного копья с длинным, широким, иногда снабжавшимся гардой наконечником.
С таким оружием выходили на медведя. Кстати, поединок с кабаном считался более опасным, чем с мишей.
`Ходить с рожном` на зимнего медведя - не перевелось и в наши дни. Я видел фото одной такой охоты: поднятый мишка сломал копьё и... Мишку `убрали` помошники охотника, стоявшие с карабинами. А вот `рожновщику` не повезло совсем...
| | 2016-02-12 22:49:16 - Татьяна Петровна Аладышева Интересно! | | 2016-02-12 22:55:48 - Константин Борисович С. Рогатина всегда была с `гардой`, поскольку зверь мог быть проткнут насквозь, и соскользнув по древку, достать охотника.
Такую же функцию имело лезвие протазана. Держать уколотого на расстоянии, пока не помрёт. | | 2016-02-12 22:56:35 - Александр Леонидович Ус Если получится...
Хм... У обоих. | | 2016-02-12 22:59:28 - Александр Владимирович Серолапкин Силь ву пле ме доннэ кель ку шузэ можей!
s`il vous plaît me donner quelque chose à manger.
Это насчёт шаромыжников. | | 2016-02-12 23:00:58 - Александр Леонидович Ус _____
Сейчас глянул `протазан`, `эспонтон`. - какие широкие лезвия у них...
Чего ж только людь не выдумал, чтоб...
___________
А, покушать просили... Чё-нить, пжалста, поись... ) | | 2016-02-12 23:04:23 - Марьяна Федоровна Рженичева Очень интересно! Спасибо за пост, Раиса Поликарповна! | | 2016-02-12 23:04:47 - Александр Владимирович Серолапкин У нас кабаны пасутся там, где лыжники катаются.
Полно. В паре километров за городом, по ядринскому шоссе. | | 2016-02-13 00:16:53 - Раиса Поликарповна Трефилова В конце 2015 года неподалёку от нашей школы бегал кабан-однолеток...Было страшно, не знаешь, ЧТО там у него в голове...
Надеялись, что в лес уйдёт...
Через 2 дня охотники застрелили.
| | 2016-02-13 00:19:12 - Александр Владимирович Серолапкин И возле аэропорта у нас бегал.
По опушке леса в сторону дач.
Но он был сытый. Осень. Желуди. Яблоки в садах. | | 2016-02-13 00:24:12 - Раиса Поликарповна Трефилова В древней славянской мифологии отмечали: силен медведь, люты волки и рыси, но наперед всего боялся охотник в лесу схватиться один на один с грозным вепрем-кабаном. Упрям и жесток этот хищник, а если разозлить его, то смерть от его клыков не заставит ждать. Неукротимость, воинственность кабана внушали уважение и этого зверя по праву посвятили Перуну - богу грозы и военной власти. У Днепра обнаружили дуб, в который было вставлено девять кабаньих челюстей, очевидно в ритуальных целях.
Источник: http://tropamivelesa.ru/ |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ Спасибо, Нина Николаевна, за содержательный комментарий. Ссылка ваша многое поясняет. Сдвиги - вещь коварная, случаются редко, но бывают. Иногда и слух не помогает, как в песне `Дучше нету того цвету` или в стихотворении про пятнадцать дочерей, то есть союзных республик.
▫ К сожалению, провокаторы войн тоже на всех углах
кричат, что уж они-то, и именно они, и хотят мира,
а не те, кто ...
Так что мир миру рознь в мире людей. ▫ 6138762-a151550 ▫ 5063196-a151550
Спасибо, Дима! ▫ Славные Женщины! Вызывают восхищение!
Спасибо!
Посчастливилось в 2018 году побывать в Вашингтоне в музее Космонавтики.
Видели много экспонатов. Жаль, самолет не сфотографировала и уже не помню.
https://proshkolu.ru/user/goncarova/file/6532576/
▫ Спасибо!
Как интересно!
|
|
|
|
|