Девиантное поведение подростков как форма проявления дефицита морального и нравственного развития личности
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение
социальных норм, приобрело в последние годы
массовый характер и поставило эту проблему в
центр внимания социальных педагогов и
психологов, медиков, работников
правоохранительных органов.
Объяснить причины, условия и факторы,
детерминирующие это социальное явление, стало
насущной задачей. Ее рассмотрения предполагает
поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов,
среди которых вопросы о сущности категории
“норма” (социальная норма) и об отклонениях от
нее. В стабильно функционирующем и устойчиво
развивающемся обществе ответ на этот вопрос
более или менее ясен. Социальная норма – это
необходимый и относительно устойчивый элемент
социальной практики, выполняющий роль
инструмента социального регулирования и
контроля. Социальная норма, по мнению Я.И.
Гилинского, - определяет исторически сложившийся
в конкретном обществе предел, меру интервал
допустимого (дозволенного или обязательного)
поведения, деятельности людей, социальных групп,
социальных организаций.
Социальная норма находит свое воплощение
(поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во
всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт,
в образ жизни большинства населения,
поддерживается общественным мнением, играет
роль “естественного регулятора” общественных и
межличностных отношений.
Но в реформируемом обществе, где разрушены одни
нормы и не созданы даже на уровне теории другие,
проблема формирования, толкования и применения
нормы становится чрезвычайно сложным делом.
Конечно, российское общество не может долго
оставаться в таком положении. Девиантное
поведение значительной массы населения
воплощает сегодня наиболее опасные для страны
разрушительные тенденции.
Динамизм социальных процессов, кризисная
ситуация во многих сферах общественной жизни
неизбежно приводят к увеличению девиаций,
проявляющихся в поведенческих формах,
отклоняющихся от норм. Наряду с ростом
позитивных девиаций (политическая активность
населения, экономическая предприимчивость,
научное и художественное творчество)
усиливаются девиации негативные –
насильственная и корыстная преступность,
алкоголизация и наркотизация населения,
подростковая делинкветность, аморальность.
Таким образом, девиантное поведение является
показателем уровня дефицита морального и
нравственного развития общества.
Содержание понятия “девиантное
поведение”. Причины девиации
Существование любой системы (физической,
биологической, социальной) есть динамическое
состояние, единство процессов сохранения и
изменения. Девиации являются всеобщей формой,
механизмом, способом изменчивости, а,
следовательно, и жизнедеятельности, развития
каждой системы. Чем выше уровень ее организации
(организованности), чем система динамичнее, тем
больше значат изменения как средство сохранения.
Поскольку функционирование социальных систем
неразрывно связано с человеческой
жизнедеятельностью (предметной коллективной
сознательной деятельностью общественного
человека), социальные девиации реализуются, в
конечном счете, также путем девиантного
поведения.
Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение)
поведением понимаются:
- поступок, действие человека, не соответствующие
официально установленным или фактически
сложившимся в данном обществе нормам
(стандартам, шаблонам);
- социальное явление, выраженное в массовых
формах человеческой деятельности, не
соответствующих официально установленным или
фактически сложившимся в данном обществе нормам
(стандартам, шаблонам).
Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом
понятие “аномия” (состояние общества, когда
старые нормы и ценности уже не соответствуют
реальным отношениям, а новые еще не утвердились),
причиной отклонения поведения считает
несогласованность между целями, выдвинутыми
обществом, и средствами, которое оно предлагает
для их достижения.
В современной отечественной социологии
несомненный интерес представляет позиция Я.И.
Гилинского, считающего источником девиации
наличие в обществе социального неравенства,
высокой степени различий в возможностях
удовлетворения потребностей для разных
социальных групп.
Девиантное поведение имеет сложную природу и
обусловлено разнообразными воздействующими
факторами, такими как экономические, социальные,
демографические, культурологические и др. Среди
них важнейшее значение имеют:
- биологические факторы – это неблагоприятные
физиологические или анатомические особенности
организма ребенка (нарушения умственного
развития, дефекты слуха и зрения, повреждения
нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и
др.);
- психологические факторы – это психопатологии
или акцентуации характера. Данные отклонения
выражаются в нервно-психических заболеваниях,
психопатии, неврастении, пограничных состояниях,
повышающих возбудимость нервной системы и
обуславливающих неадекватные реакции подростка.
- социально-психологические факторы. Они
выражаются в дефектах школьного, семейного или
общественного воспитания, в их основе –
игнорирование половозрастных и индивидуальных
особенностей детей, приводящее к нарушениям
процесса социализации.
Важнейшими причинами отклонений в
психосоциальном развитии ребенка могут быть
неблагополучные семьи, определенные стили
семейных взаимоотношений, которые ведут к
формированию отклоняющегося поведения учащихся,
а именно:
- конфликтный стиль воспитательных влияний,
часто доминирующий в неполных семьях, в
ситуациях развода, длительного раздельного
проживания детей и родителей;
- дисгармоничный стиль воспитательных и
внутрисемейных отношений, когда не выработаны
единый подход, общие требования к ребенку;
- асоциальный стиль отношений в
дезорганизованной семье. Для нее характерно
систематическое употребление алкоголя,
наркотиков, проявление немотивированной
“семейной жестокости” и насилия.
Анализ семьи и ее воздействий на
психосоциальное развитие ребенка показывает,
что у большой группы детей нарушены условия их
ранней социализации. В связи с этим невозможно
отделять проблемы ребенка и работать с ним, не
изучая семью, стиль воспитания и особенности
взаимоотношений родителей и детей.
Социально-экономические факторы включают
социальное неравенство, расслоение общества,
обнищание значительной части населения,
безработицу и, как следствие, социальную
напряженность.
Морально-этические факторы проявляются в
понижении морально-нравственного уровня
общества, отсутствие определенной системы
ценностей, которая бы оказывала влияние на
развитие и социализацию личности.
Особую остроту эта проблема приобрела сегодня
в нашей стране, где все сферы общественной жизни
претерпевают серьезные изменения, происходит
девальвация прежних норм поведения,
нравственных устоев. Рассогласование между
ожидаемым и реальностью повышает напряженность
в обществе и готовность человека изменить модель
своего поведения, выйти за пределы сложившейся
нормы. В условиях острой социально-экономической
ситуации существенные изменения претерпевают и
сами нормы, зачастую исчезают культурные,
морально-нравственные ограничения, ослабевает
вся система социального контроля.
Профессор В.Н. Иванов выделяет такие причины
девиации, как: изменения в социальных отношениях
общества, которые получили отражение в понятии
“маргинализация”, егонеустойчивость,
“промежуточность”, “переходность”,
распространение различного рода социальных
патологий. Главным признаком маргинализации
является разрыв связей - экономических,
социальных, нравственно-духовных. Экономические
связи рвутся в первую очередь и в первую же
очередь восстанавливаются. Медленнее всего
восстанавливаются духовные связи, ибо они
зависят от переоценки ценностей.
Социально-психологический портрет
девиантного подростка
Анкетирование проводилось среди обучающихся
5-8-х классов – 122 чел. (подростки 11-14 лет) и
обучающихся 9-11-х классов – 64 чел. (юноши и девушки
15-17 лет). Всего было опрошено 186 подростков,
состоящих на учете в ОПДН или на внутришкольном
учете.
Анкетирование проводилось с целью выявления
морально-нравственных установок оступившегося
подростка, его удовлетворенностью своей семьей,
материальным положением; для определения его
мнения – почему люди совершают те или иные
асоциальные поступки; понимания - на кого
подросток готов опереться в трудной для себя
ситуации.
Анализ результатов показал следующее.
- Среди несовершеннолетних правонарушителей
заметно увеличилась доля младших и средних
школьников (65%).
- Большинство подростков (68%) видят причину своего
правонарушения во внешних обстоятельствах, а 25%
опрошенных убеждены, что в аналогичной ситуации
каждый совершил бы подобное. Характерна также
неадекватная оценка степени нанесенного вреда.
- Неожиданным оказался результат опроса о
свойствах характера человека: в число
положительных качеств девушки включили такие,
как наглость (23%), своевольность (15%), равнодушие
(25%); а юноши – дерзость (27%), хитрость (38%),
агрессивность (51%). В число отрицательных свойств
личности и юноши, и девушки отнесли такие
качества, как внимательность, ответственность,
приветливость, терпение, честность.
- Отношение подростков к употреблению
спиртных напитков:
27,7% опрошенных отмечают,
что они не пробовали спиртные напитки; 46,8% (87 чел.)
– употребляют пиво; 10,2% пробовали водку, а 6,5% -
спирт. Таким образом, 72,3% - это подростки,
употребляющие спиртные напитки. Начинают
пробовать приблизительно с 10 лет, поэтому
профилактические мероприятия по формированию
здорового образа жизни надо также начинать в
начальной школе. Об этом же говорит тот факт, что
14,9% подростков отмечают, что пробовали хотя бы
раз в жизни наркотические или токсические
вещества. Фактически, каждый десятый из них
рискует стать хроническим алкоголиком, нарко–
или токсикоманом.
- Отвечая на вопрос: “По каким причинам подросток
уходит из дома?”, - 40% старшеклассников считают –
для того, чтобы избежать жестокого обращения; 20,6%
- в поисках новой интересной жизни; 27,3% подростков
отмечают, что для того, чтобы доказать родителям,
что он может обойтись и без них.
- Для данной группы подростков способом
достижения желаемого является
: обращение к
родителям (63,6%), обращение к друзьям (16,5%), 14% готовы
заработать; 12,4% готовы украсть; 9,9% смиренно
примут ситуацию не достижения желаемого, в
возрасте 14 лет ни один подросток не готов к
разбою, если он один.
- Отношение к проституции: 51,5%
старшеклассников осуждающе относятся к
проституции; 19,1% считают, что с таким явлением
нужно бороться.
Среди причин употребления человеком вредных
веществ, были получены следующие данные: 35,5% (66
чел.) ответили – любопытство, 25% опрошенных
ответили – из желания почувствовать себя
взрослым, 17,4% подростков и 4,8% старшеклассников –
не захотят отстать от друга, 12,9% - попробуют
“просто так”. Это говорит о том, что у детей не
сформирована система жизненных ценностей, даже у
старшеклассников. 7% ответили, что их заставили,
0,5% – научили взрослые.
- Отношение подростков к людям с
зависимостью: 40% учащихся считают, что людей с
зависимостью надо лечить; 14,7% - воспитывать; 2,9%
считают, что необходимо наказывать.
- На вопрос “К кому или чему ты обратишься в
трудную минуту?” подростки дали следующие
ответы: готовы искать поддержку и опору у
родителей - 56% опрошенных (62% - подростков, 40 % -
старшеклассников); 35% - обратятся к друзьям (27% -
подростков, 43% - старшеклассников); 4,3% - готовы
обратиться за помощью к учителю (в основном
учащиеся 5-8 классов); для 3,2% - поддержкой является
природа; менее 1% - обратятся к религии.
Заключение
Количество школьников, которых выделяют как
учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с
каждым годом возрастает, потому что
увеличивается число провоцирующих факторов,
способствующих формированию отклонений
поведения.
С одной стороны, девиантное поведение
предстает как форма проявления дефицита
морального и нравственного развития личности в
нашем обществе. С другой стороны, девиантное
поведение рассматривается как нормальная
реакция на ненормальные для ребенка или группы
подростков условия, в которых они оказались, и в
то же время как язык общения с социумом, когда
другие социально приемлемые способы общения
исчерпали себя или недоступны.
Основная задача, стоящая перед школой – дать
каждому ребенку, с учетом его индивидуальных
психологических и физических возможностей, тот
уровень образования и воспитания, который
поможет ему не потеряться в обществе, найти свое
место в жизни, а также развить свои потенциальные
способности: интеллектуальные, волевые,
морально-нравственные, мировоззренческие.