Новой школе - нового учителя - Вадим Иванович Мелешко
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Разное
 ▫ Мои статьи
 ▫ Фото
 ▫ Личные фото
 ▫ Русский Север
 ▫ Кошки
 ▫ Флора
 ▫ Фауна
 ▫ Всякие логотипы
 ▫ Видео
 ▫ Gif
 ▫ Презентации
 ▫ Книги
 ▫ Учебники
 ▫ Художественные
 ▫ Мерзкие
 ▫ Словари
 ▫ Аудиокниги
 ▫ Классика
 ▫ Про Федота-стрельца
 ▫ Юрий Лужков
 ▫ Музыка
 ▫ Детские песни
 ▫ Дмитрий Маликов
 ▫ Взрослые
 ▫ Чингисхан
 ▫ Электронная
 ▫ Kraftwerk
 ▫ Chilly
 ▫ Boney M
 ▫ Bosson
 ▫ Попса
 ▫ Меладзе
 ▫ Тату
 ▫ Ottawan
 ▫ J-M Jarre
 ▫ Teach-In
 ▫ Воскресение
 ▫ Свиридов
 ▫ Rockets
 ▫ Чёрный кофе
 ▫ Ретро
 ▫ Зарубёжная эстрада
 ▫ Советские
 ▫ Застольные
 ▫ Аквариум
 ▫ Кезля&Моргунов
 ▫ Depeche Mode
 ▫ Машина времени
 ▫ Океан Ельзи
 ▫ Smokie
 ▫ Шостакович
 ▫ Национальные мотивы
 ▫ Omega
 ▫ Сербские религиозные песнопения
 ▫ Юрий Лоза
 ▫ Иисус Христос Суперзвезда
 ▫ Space
 ▫ AC/DC
 ▫ Louis Armstrong
 ▫ Ласковый май
 ▫ Наутилус Помпилиус
 ▫ Большо́й де́тский хор Всесою́зного ра́дио и Центра́льного телеви́дения
 ▫ Пикник
 ▫ Альфа, вперёд!
 ▫ Nazareth
 ▫ Константин Никольский
 ▫ Русский Поэтический Цивилизационный Код. Ломоносов.
 ▫ Рождество
 ▫ Аркадий Хоралов
 ▫ Александр Морозов
 ▫ Hi-Fi
 ▫ Munich Machine
 ▫ Форум/Электроклуб
 ▫ Голос
 ▫ Vangelis
 ▫ Secret service
 ▫ Supermax
 ▫ Евгений Крылатов
 ▫ Перепевки
 ▫ Программы
 ▫ Сканы
 ▫ Журналы
 ▫ Химия и жизнь
 ▫ Выступления
 ▫ Мифы неоязычества
 ▫ ИКТ
 ▫ Мнения сторон






























Статистика


 Просмотров: 3250859
 Посетителей: 812263
 Подробности









Вадим Иванович Мелешко


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Вадим Иванович Мелешко / Блог / Новой школе - нового учителя


ЗАПИСЬ #4743

КОММЕНТАРИИ (18)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


01 декабря 2015, 07:16, автор - хозяин блога
Вадим Иванович Мелешко

Новой школе - нового учителя

От теории к практике


О необходимости реформирования системы педобразования говорят уже не первый год, ведь новой школе нужен новый учитель, и с этим вроде бы никто не спорит. Проблема в другом - кто и как будет готовить нового учителя? . Вадим Мелешко
На прошлой неделе в Москве прошла Всероссийская конференция по обсуждению результатов проекта модернизации педагогического образования. Напомним, что этот проект стартовал в 2014 году и преследовал цель обеспечить подготовку педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Поэкспериментировать решили на базе 45 вузов страны, оператор выступил Московский городской психолого-педагогический университет, соисполнителем – НИУ "Высшая школа экономики".

На реализацию проекта были выделены солидные средства – порядка 240 миллионов рублей. Изначально предполагалось, что для достижения главной цели модернизации педагогического образования предстоит решить целый комплекс задач, среди которых:

- апробация системы независимой профессиональной сертификации педагогов;

- разработка модульной системы педагогического образования;

- усиление практической подготовки педагогов за счет создания широкой сети школьно-университетских партнерств;

- организация деятельностного подхода в подготовке педагога;

- создание вариативности образовательных траекторий подготовки педагогов (академический бакалавриат);

- подготовка исследователей образования (исследовательская магистратура);

- развитие широкого сетевого взаимодействия вузов и университетов;

- профориентация будущих педагогов и так далее.

Насколько удалось за два года решить эти задачи, в каких направлениях достигли наибольших успехов, каковы результаты первого этапа проекта – этому и была посвящена конференция.

“Проект ориентирован на повышение качества подготовки учителей средней школы и педагогов дошкольного образования, - отметил во вступительном слове заместитель министра образования и науки Российской Федерации Александр Климов. – Наша цель – сделать так, чтобы все профильные педагогические вузы, а также университеты, институты и академии, где есть педагогические факультеты, научились работать по-новому. А для этого нужна, в первую очередь, вариативность, возможность выбора студентом не только форм обучения, но и программ, возможность не только создания, но и смены индивидуальных образовательных траекторий”.   

По словам Климова, сейчас идёт интенсивное формирование банка примерных образовательных программ для вузов, которые затем будет необходимо внести в реестр. Уже сформирована библиотека образовательных модулей (всего их создано более 110), причём можно говорить не только о теоретических разработках, но и о вполне конкретных образовательных результатах, полученных в ходе обучения по этим модулям. Ведь в эксперименте приняли участие более 6000 студентов по всей стране, следовательно, есть аудитория, способная оценить качество нововведений. Проведена огромная работа, и, что очень важно, созданы творческие коллективы, способные решать самые сложные задачи реформирования, разговаривая при этом на одном языке и имея единые представления о конечном результате. Также отлажено сетевое взаимодействие, без которого в современном профессиональном сообществе крайне сложно эффективно развиваться.

“Конвейерная” модель подготовки специалиста, которую мы унаследовали со времён СССР, не учитывает современные реалии, не даёт студентам проявить свой потенциал, обладает слишком большой ригидностью, считает замминистра. В нынешних условиях мы должны готовить личность, обладающую активной гражданской позицией, человека, способного сделать взвешенный выбор. Но если тебе предлагают уже готовый набор курсов по предметам, требуя только усвоения предложенного пакета знаний, и ты не вправе ничего изменить, это неправильно, что и подтверждает мировая практика.

“Чтобы начать плодотворно работать в направлении модернизации педобразования, всем нам понадобилось понять одну очень простую, но важную мысль: любой вуз, какое бы место в национальных и международных рейтингах он не занимал, в той или ной степени, несамодостаточен, - отметил председатель Координационного Совета по укрупнённой группе специальностей и направлений “Образование и педагогические науки” Виктор Болотов. – А это значит, что мы просто обязаны начать взаимодействие друг с другом, делясь с другими тем, что хорошо у нас, и заимствуя то, что хорошо у них. Именно осознание того, что не все проблемы каждый из нас может решить внутри своего вуза максимально эффективно, и в стране есть те, кто решает их лучше, дало возможность начать продуктивный диалог, создать межвузовские координационные советы, которые, в идеале, должны затем превратиться в экспертные советы в масштабах всей России”.

Виктор Болотов напомнил, что эффективная работа со студентами в плане их профессиональной подготовки и профориентации начинается лишь после второго курса, до того же момента идёт общая подготовка, в ходе которой студенту довольно сложно понять, туда ли он попал, ту ли профессию выбрал. Хорошо бы, чтобы это осознание наступило уже на первом курсе, тогда тысячи граждан избежали бы разочарования, а страна сэкономила огромные средства. Но даже после 2 курса, увы, когда студент педвуза в рамках существующих традиций организации педпрактики начинает вплотную работать с детьми, большинство приходит к весьма негативным выводам: нет, в школу мы ни за что не пойдём! Следовательно, это ещё один повод перестроить систему подготовки будущих учителей таким образом, чтобы не отбить у людей желание работать с детьми.

“А для этого необходимо действовать на опережение, начиная профориентационную работу ещё в школе, - убеждён Болотов. – Нужно активно развивать педагогические классы, поощрять волонтёрство, направленное на поддержку педагогической деятельности. Нужно не красочно описывать прелести учительской жизни, и не пытаться неподготовленного человека сразу же окунуть в кипящий котёл, чтобы понял, что его ждёт впереди, а действовать здраво и разумно, начиная с малого. Надо давать людям навыки, вооружать их современным педагогическим и психологическим инструментарием, чтобы на выходе иметь специалиста, не только желающего, но и умеющего работать с самыми разными категориями детей. Пока же мы действуем по старинке, пытаясь научить человека плавать, просто бросая его в воду и наблюдая, сумеет ли он выплыть сам. В то время как нужны программы наставничества, педагогического сопровождения молодых учителей в течение, как минимум, первых трёх лет работы в школе”.

“В самом начале реализации этого проекта было много разногласий и недопонимания, - рассказывает директор Центра развития лидерства Института образовании НИУ ВШЭ Анатолий Каспржак. – Но уже сейчас ясно, что мы говорим на одном языке, видим одни и те же проблемы. И это очень большое достижение, потому что в других сферах и областях, насколько я знаю, подобного взаимопонимания до сих пор нет. Тем не менее, проект обозначил довольно болезненные точки, с которыми нам предстоит работать. В первую очередь, это неумение и нежелание большинства представителей вузовского сообщества отходить от дисциплинарной логики построения образовательной программы. Люди привыкли, что есть некий учебный предмет, который следует преподавать в таком-то объёме, и весь учебный процесс необходимо выстраивать вокруг предмета (или набора предметов). Однако предложенные нами модули показывают, что возможны и иные, более гибкие варианты. Точно так же выяснилось, что мы по привычке продолжает всё время говорить об обучении студента, хотя более правильно было бы говорить о его продвижении в плане овладения им изученного материала. А это вовсе не одно и то же!”

Первый проректор МПГГУ Аркадий Марголис провёл чёткую взаимосвязь между профессиональным стандартом педагога и проводимыми реформами. По его словам, модернизация педобразования как раз и преследует цель создать условия для того, чтобы подготовить профессионала, который максимально соответствовал бы этому стандарту.

“При этом, хочу особо подчеркнуть, не нужно обольщаться: профстандарт описывает идеальную схему и модель, к которой мы все должны стремиться, однако он вовсе не подразумевает, что если кто-то не соответствует этой модели, то это стоит рассматривать как профнепригодность, - сказал Марголис. – На самом деле, уникальность реализуемого нами проекта заключается в том, что мы впервые постарались разработать систему независимой оценки качества профессиональных компетентностей не только работающих учителей, но и будущих педагогов. Для этого были использованы самые разные подходы, включая тесты и кейсы, то есть – пакеты описания конкретных жизненных ситуаций, в которых педагог должен проявить себя как профессионал”.

Проект оказался системным, он привёл в действие всё вузовское сообщество, заставил пересмотреть свои подходы к обучению не только в тех учреждениях, которые приняли участие в эксперименте, но и там, где за ним всего лишь наблюдали. Таково мнение первого проректора РГПУ им.А.И.Герцена, Сергея Гончарова. Он уверен, что предложенные подходы и модули не только ставят под сомнение будущее предметного образования в педвузах, но и заставляют задуматься о роли и месте кафедр в достижении новых результатов. Ведь если мы, вместо жёсткой структуры знаний, умений и навыков, которыми должен обладать каждый выпускник вуза, предлагаем своего рода конструктор компетенций, из которого любой обучающийся имеет право создать свою собственную структуру, это в корне меняет наши представления о принципах работы высшего образовательного учреждения.

С этим согласился ректор МПГУ Алексей Семёнов, который добавил, что новые подходы предполагают не только воспитание нового студента и учителя, но также и нового профессора. Ведь в данный момент довольно типичная ситуация, когда в вузе преподают люди, никогда не работавшие в школе, но они, тем не менее, учат будущих учителей, и не несут никакой ответственности за то, чему их научили. Зато если появится обратная связь, если студент с первого курса будет вовлечён в педагогическую деятельность в реальных условиях, он всегда сможет сказать, каких конкретно знаний ему не хватает, что из услышанного противоречит реальности, что желательно изменить в образовательном процессе, чтобы сделать его не только научным, но и практико-ориентированным. И эти принципы уже реализованы в Московском педагогическом государственном университете, девиз которого – “Учим учиться. Учим учить. Учимся”.

К сожалению, констатировал профессор кафедры педагогического факультета психологии и педагогики Елабужского института (филиала) КФУ Владислав Виноградов, распределение функционала между школой и вузом – пока что очень слабое звено. Школа, как правило, воспринимает студентов-практикантов как лишнюю обузу, ненужную нагрузку. Для неё чуждым является всякий элемент, который навязывается сверху и нисколько не помогает решать внутренние проблемы образовательного учреждения. Но и вузу школа тоже далеко не всегда нужна, тем более в ситуации, когда она реально будет влиять на образование в университете посредством студентов-практикантов. Продуктивным это взаимодействие сможет быть лишь в том случае, когда каждый из участников почувствует реальную отдачу, ощутит конкретную пользу, когда вуз поможет школе решать её проблемы, а школа дат вузу то, что ему нужно. Но как раз очень непросто понять, что же мне нужно и кто мне в этом может помочь.

Между тем, перспективы реализуемого проекта гораздо более серьёзны, чем кажется. И процесс, на самом деле, только начинается, дальше будет ещё интереснее. Об этом было сказано на прошедшем в рамках конференции брифинге.

“Завершён первый этап, получены конкретные результаты, наработан опыт решения задач, - заявил Анатолий Каспржак. – Сейчас главное – не останавливаться на достигнутом, а распространять начатое на всю систему высшего образования. И это самое сложное, ибо в масштабах страны подобные реформы естественным образом проходят очень и очень долго, а навязывать их в приказном порядке сразу всем не хотелось бы”.

Как отметил специально приглашённый на это мероприятие директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Александр Соболев, в Минобрнауки РФ весьма трепетно относится к данному проекту, поэтому постарались изыскать средства и продлить его, как минимум, ещё на три года – с перспективой дальнейшей пролонгации по мере получения конкретных результатов. А в итоге, помимо прочего, проект должен стимулировать разработку нового ФГОС четвёртого поколения, который будет принципиально отличаться от предыдущих.

“Это не какая-то дополненная и исправленная версия ФГОС-3, а по-настоящему новый стандарт, поскольку он будет создан для нового учителя, подготовленного по итогам реализуемого проекта модернизации педобразования, - пообещал Виктор Болотов. – В недалёком будущем следует ожидать изменений в плане организации педпрактики”.

Это подтвердил и ректор МППГУ Виталий Рубцов. По его словам, в Московском психолого-педагогическом госуниверситете непрерывная педпрактика из некого ненужного дополнения к образовательному процессу превратилась в базу для этого процесса. И всё благодаря выстроенной системе обратной связи.

“Именно на практике студенты, сталкиваясь с той или иной проблемой, начинают вместе с преподавателем искать пути её решения, - сказал Рубцов. – А это самым конкретным образом ориентирует весь процесс обучения на решение тех или иных проблем, причём вполне реальных, а не абстрактных. И я абсолютно уверен, что учителя знающего должен заменить учитель умеющий. Это значит, что обучать будущих педагогов должны люди, которые сами в состоянии разрешить любой вопрос, с которым могут столкнуться их подопечные. И разрешить не на словах, теоретически, а на деле, практически”.  

Но для этого, единодушно заключили участники брифинга, при каждом вузе, где готовят педагогов, обязательно должна существовать, выражаясь медицинским языком, “клиническая площадка” – школа (или школы), где студенты будут отрабатывать свои профессиональные навыки, находясь под присмотром опытных преподавателей и грамотных методистов.

Пока же, увы, многие школы, где студенты проходят педпрактику, являются неким “демотиватором”: их там не ждут, им там не рады, и встречают их эмоционально выгоревшие учителя. А ведь любой профессионал скажет – научить предмету легче, чем достучаться до ребёнка, найти с ним общий язык. И это, кстати, уже задача не столько образования, сколько просвещения.






ОБСУЖДЕНИЕ


Иван Петрович Сидоренко2015-12-01 11:49:09 - Иван Петрович Сидоренко
Если чисто теоретически... Те, кто придумал ФГОС и подобную хрень, должны были-бы обучить определенную группу студентов учить `по новому`. Научить на практике.
Эта группа должна разъехаться по учебным заведениям, которые готовят учителей и учить `новое` поколение учителей. А уже те, закончив ВУЗ и придя в школы могли-бы естественным путем, постепенно вытеснить `старую` гвардию. Лет 30-40 на это бы ушло. Но сколько здоровья сэкономили-бы. Как жаль, что столько много `-БЫ`
Вадим Иванович Мелешко2015-12-01 12:01:13 - Вадим Иванович Мелешко
Это слишком долго. Реформаторы не могут столько ждать.
Иван Петрович Сидоренко2015-12-01 12:34:39 - Иван Петрович Сидоренко
нУ А ТО, ЧТО НАБЛЮДАЕМ сейчас - профанация какая-то. В ВУЗах учат преподаватели, многие еще Ленина видели (не в обиду будет им сказано), в школах - та-же ситуация, и все они вдруг начнут учить по новому?! А, нет, забыл. Мы ведь все курсы прошли, 72 часа кажется (или 104, запутался уже). И эти курсы переделали всех на новый лад. )

Быстро, но без толку.

Ан нет, с толком. Кто-то издал новые учебники, другие - докторские защитили, третьи - бюджет осваивают, ладно если в пользу школы.

Невеселая картина в наших краях и в образовании, и в с/х. Грустно.
Вадим Иванович Мелешко2015-12-01 12:39:30 - Вадим Иванович Мелешко
При всей вашей безысходности, стоит отметить, что предлагаемая реформа реализуется достаточно интенсивно, но в меру неторопливо, чтобы попытаться изменить ситуацию не сверху, в приказном порядке, а именно снизу, эволюционно.
Именно поэтому, спустя два года, многие (даже педагоги) до сих пор даже и не знают о реализации этого проекта. Хотя результаты уже есть и они достаточно интересные.
Проводили бы `как всегда` - уже бы через год отчитались, что `все вузы страны начали готовить новых учителей для новой школы!`
Иван Петрович Сидоренко2015-12-01 12:47:50 - Иван Петрович Сидоренко
А можно подробнее о результатах? )
Вадим Иванович Мелешко2015-12-01 12:50:45 - Вадим Иванович Мелешко
Подробнее - здесь http://педагогическоеобразование.рф/
Дмитрий Владимирович Алхазов2015-12-01 13:26:15 - Дмитрий Владимирович Алхазов
А не подскажите, уважаемый Вадим Иванович, на какой именно базосклад завезли оптовые партии `новых учителей`? И как там на тему рекламаций и гарантийного обслуживания? До тех пор, пока образование в нашем обществе не станет ЖИЗНЕННО необходимо, все остальные разговоры - в пользу бедных.
Вадим Иванович Мелешко2015-12-01 13:34:49 - Вадим Иванович Мелешко
Я думаю, имеет смысл посмотреть список из 45 вузов, участвующих в проекте, выяснить, какие факультеты приняли наиболее активное участие, а затем проследить судьбу 6000 студентов, которые, насколько я понимаю, пока ещё даже не закончили обучение, ибо `новые подходы` к организации педпрактики предполагают работу сразу с первого курса.
Ирина Владимировна Нечитайло2015-12-01 20:10:25 - Ирина Владимировна Нечитайло
Хотелось бы задать всем реформаторам один-единственный вопрос: спросили ли они студентов, будущих учителей, а любят ли они УЧИТЬ кого-либо, хотя бы есть у них, теоретически, такое желание??? Если желания нет, то любое обучение - на смарку. Вот если человек будет видеть сны о том, как ему замечательно на месте учителя, за учительским столом, то его можно научить чему угодно. Другим все это - обуза и повод сказать: `Да, вас-то я, как учителя, любила, и профессию выбрала, но потом оказалось, что не могу работать. Вы виноваты в том, что я ошиблась`.(Из реального разговора с бывшей выпускницей, бывшим учителем и сегодняшним секретарем на предприятии).
Вадим Иванович Мелешко2015-12-01 20:23:33 - Вадим Иванович Мелешко
Мы же совсем недавно тут обсуждали, надо ли проводить отсев на профнепригодность на входе в педвуз. И большинство сказало, что нет, принимать нужно всех, дажеж тех, кто изначально не собирается работать в школе, с детьми. И как раз задача преподавателей педвуза - так смотивировать этих ребят, чтобы к пятому курсу они возлюбили педагогику, как самих себя.
Так вот, если судить по результатам эксперимента, всё идёт именно в таком ключе.
Хотя реформаторы всё-таки признают необходимость отсева на входе. )))
Татьяна Викторовна Носова2015-12-01 20:36:26 - Татьяна Викторовна Носова
ну да.. медведя тоже можно научить ездить на велосипеде...))
Ирина Владимировна Нечитайло2015-12-01 21:06:10 - Ирина Владимировна Нечитайло
Так то медведя, он будет делать это за вкусненькое. Человек не медведь, у него должна быть внутренняя готовность к передаче знаний. Да еще пример учителя, у которого он был учеником в школе... Иначе - никак: будет просто дрессированный медведь.
Татьяна Викторовна Носова2015-12-01 21:35:42 - Татьяна Викторовна Носова
и я о том же, Ирина Владимировна...
Светлана Александровна Бердянова2015-12-01 21:41:16 - Светлана Александровна Бердянова
Иван Петрович, да лучше пусть учат те, кто, как Вы пишете, видел Ленина, чем те, которые о нём не слышали, так как встречалась с молодёжью, которая учит студентов в ВУЗах, ну не забиваются молодые преподы ни методикой преподавания, ни качеством преподаваемого материала.
Вера Васильевна Широбокова2015-12-01 21:41:22 - Вера Васильевна Широбокова
Так и медведя -то берут не каждого, а отбирают способного к дрессировке, впрочем, как и служебных собак.
Ирина Владимировна Нечитайло2015-12-01 22:30:05 - Ирина Владимировна Нечитайло
Браво! Способного к дрессировке, а укротителя - способного к ДРЕССУРЕ! Для собак и медведей, а в учителя - всех подряд!!!
Елена Борисовна Хомченко2015-12-01 22:50:12 - Елена Борисовна Хомченко
Кто-нибудь помнит Владимира Владимировича Репкина? Так вот он готовил учителей для работы по системе Зльконина-Давыдова- Репкина. Меня, например, лично готовил..Так вот. Я помню, приезжала его дочь Наталия Владимировна и тестировала учителей и давала рекомендации. Как они сейчас-не знаю. В Луганске жили. А на курсы мы ездили в Харьков
Ирина Владимировна Нечитайло2015-12-02 08:54:20 - Ирина Владимировна Нечитайло
Тестировала и давала рекомендации. Интересно, какие?

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу


































 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/