От теории к практике
|
О необходимости реформирования системы
педобразования говорят уже не первый год, ведь новой школе нужен новый
учитель, и с этим вроде бы никто не спорит. Проблема в другом - кто и
как будет готовить нового учителя? . |
Вадим Мелешко
|
На прошлой неделе в
Москве прошла Всероссийская конференция по обсуждению
результатов проекта модернизации педагогического образования. Напомним, что
этот проект стартовал в 2014 году и преследовал цель обеспечить подготовку
педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом
педагога и Федеральными государственными образовательными стандартами
общего образования. Поэкспериментировать решили на базе 45 вузов страны,
оператор выступил Московский городской психолого-педагогический университет,
соисполнителем – НИУ "Высшая школа экономики".
На реализацию проекта были выделены солидные средства – порядка 240
миллионов рублей. Изначально предполагалось, что для достижения главной цели
модернизации педагогического образования предстоит решить целый комплекс задач,
среди которых:
- апробация системы независимой профессиональной сертификации педагогов;
- разработка модульной системы педагогического образования;
- усиление практической подготовки педагогов за счет создания широкой сети
школьно-университетских партнерств;
- организация деятельностного подхода в подготовке педагога;
- создание вариативности образовательных траекторий подготовки педагогов
(академический бакалавриат);
- подготовка исследователей образования (исследовательская
магистратура);
- развитие широкого сетевого взаимодействия вузов и университетов;
- профориентация будущих педагогов и так далее.
Насколько
удалось за два года решить эти задачи, в каких направлениях достигли наибольших
успехов, каковы результаты первого этапа проекта – этому и была посвящена
конференция.
“Проект
ориентирован на повышение качества подготовки учителей средней школы и
педагогов дошкольного образования, - отметил во вступительном слове заместитель
министра образования и науки Российской Федерации Александр Климов. – Наша цель
– сделать так, чтобы все профильные педагогические вузы, а также университеты,
институты и академии, где есть педагогические факультеты, научились работать
по-новому. А для этого нужна, в первую очередь, вариативность, возможность
выбора студентом не только форм обучения, но и программ, возможность не только
создания, но и смены индивидуальных образовательных траекторий”.
По словам
Климова, сейчас идёт интенсивное формирование банка примерных образовательных
программ для вузов, которые затем будет необходимо внести в реестр. Уже
сформирована библиотека образовательных модулей (всего их создано более 110),
причём можно говорить не только о теоретических разработках, но и о вполне
конкретных образовательных результатах, полученных в ходе обучения по этим
модулям. Ведь в эксперименте приняли участие более 6000 студентов по всей
стране, следовательно, есть аудитория, способная оценить качество нововведений.
Проведена огромная работа, и, что очень важно, созданы творческие коллективы,
способные решать самые сложные задачи реформирования, разговаривая при этом на
одном языке и имея единые представления о конечном результате. Также отлажено
сетевое взаимодействие, без которого в современном профессиональном сообществе
крайне сложно эффективно развиваться.
“Конвейерная”
модель подготовки специалиста, которую мы унаследовали со времён СССР, не
учитывает современные реалии, не даёт студентам проявить свой потенциал,
обладает слишком большой ригидностью, считает замминистра. В нынешних условиях
мы должны готовить личность, обладающую активной гражданской позицией,
человека, способного сделать взвешенный выбор. Но если тебе предлагают уже
готовый набор курсов по предметам, требуя только усвоения предложенного пакета
знаний, и ты не вправе ничего изменить, это неправильно, что и подтверждает
мировая практика.
“Чтобы начать
плодотворно работать в направлении модернизации педобразования, всем нам
понадобилось понять одну очень простую, но важную мысль: любой вуз, какое бы
место в национальных и международных рейтингах он не занимал, в той или ной
степени, несамодостаточен, - отметил председатель Координационного Совета по
укрупнённой группе специальностей и направлений “Образование и педагогические
науки” Виктор Болотов. – А это значит, что мы просто обязаны начать
взаимодействие друг с другом, делясь с другими тем, что хорошо у нас, и
заимствуя то, что хорошо у них. Именно осознание того, что не все проблемы
каждый из нас может решить внутри своего вуза максимально эффективно, и в стране
есть те, кто решает их лучше, дало возможность начать продуктивный диалог,
создать межвузовские координационные советы, которые, в идеале, должны затем
превратиться в экспертные советы в масштабах всей России”.
Виктор Болотов
напомнил, что эффективная работа со студентами в плане их профессиональной
подготовки и профориентации начинается лишь после второго курса, до того же
момента идёт общая подготовка, в ходе которой студенту довольно сложно понять,
туда ли он попал, ту ли профессию выбрал. Хорошо бы, чтобы это осознание
наступило уже на первом курсе, тогда тысячи граждан избежали бы разочарования,
а страна сэкономила огромные средства. Но даже после 2 курса, увы, когда
студент педвуза в рамках существующих традиций организации педпрактики начинает
вплотную работать с детьми, большинство приходит к весьма негативным выводам: нет,
в школу мы ни за что не пойдём! Следовательно, это ещё один повод перестроить
систему подготовки будущих учителей таким образом, чтобы не отбить у людей
желание работать с детьми.
“А для этого
необходимо действовать на опережение, начиная профориентационную работу ещё в
школе, - убеждён Болотов. – Нужно активно развивать педагогические классы,
поощрять волонтёрство, направленное на поддержку педагогической деятельности.
Нужно не красочно описывать прелести учительской жизни, и не пытаться
неподготовленного человека сразу же окунуть в кипящий котёл, чтобы понял, что
его ждёт впереди, а действовать здраво и разумно, начиная с малого. Надо давать
людям навыки, вооружать их современным педагогическим и психологическим
инструментарием, чтобы на выходе иметь специалиста, не только желающего, но и
умеющего работать с самыми разными категориями детей. Пока же мы действуем по
старинке, пытаясь научить человека плавать, просто бросая его в воду и
наблюдая, сумеет ли он выплыть сам. В то время как нужны программы
наставничества, педагогического сопровождения молодых учителей в течение, как
минимум, первых трёх лет работы в школе”.
“В самом
начале реализации этого проекта было много разногласий и недопонимания, -
рассказывает директор Центра развития лидерства Института образовании НИУ ВШЭ
Анатолий Каспржак. – Но уже сейчас ясно, что мы говорим на одном языке, видим
одни и те же проблемы. И это очень большое достижение, потому что в других сферах
и областях, насколько я знаю, подобного взаимопонимания до сих пор нет. Тем не
менее, проект обозначил довольно болезненные точки, с которыми нам предстоит
работать. В первую очередь, это неумение и нежелание большинства представителей
вузовского сообщества отходить от дисциплинарной логики построения
образовательной программы. Люди привыкли, что есть некий учебный предмет,
который следует преподавать в таком-то объёме, и весь учебный процесс
необходимо выстраивать вокруг предмета (или набора предметов). Однако
предложенные нами модули показывают, что возможны и иные, более гибкие
варианты. Точно так же выяснилось, что мы по привычке продолжает всё время
говорить об обучении студента, хотя более правильно было бы говорить о его
продвижении в плане овладения им изученного материала. А это вовсе не одно и то
же!”
Первый
проректор МПГГУ Аркадий Марголис провёл чёткую взаимосвязь между
профессиональным стандартом педагога и проводимыми реформами. По его словам,
модернизация педобразования как раз и преследует цель создать условия для того,
чтобы подготовить профессионала, который максимально соответствовал бы этому
стандарту.
“При этом,
хочу особо подчеркнуть, не нужно обольщаться: профстандарт описывает идеальную
схему и модель, к которой мы все должны стремиться, однако он вовсе не
подразумевает, что если кто-то не соответствует этой модели, то это стоит
рассматривать как профнепригодность, - сказал Марголис. – На самом деле,
уникальность реализуемого нами проекта заключается в том, что мы впервые
постарались разработать систему независимой оценки качества профессиональных
компетентностей не только работающих учителей, но и будущих педагогов. Для
этого были использованы самые разные подходы, включая тесты и кейсы, то есть –
пакеты описания конкретных жизненных ситуаций, в которых педагог должен проявить
себя как профессионал”.
Проект
оказался системным, он привёл в действие всё вузовское сообщество, заставил
пересмотреть свои подходы к обучению не только в тех учреждениях, которые
приняли участие в эксперименте, но и там, где за ним всего лишь наблюдали.
Таково мнение первого проректора РГПУ им.А.И.Герцена, Сергея Гончарова. Он
уверен, что предложенные подходы и модули не только ставят под сомнение будущее
предметного образования в педвузах, но и заставляют задуматься о роли и месте
кафедр в достижении новых результатов. Ведь если мы, вместо жёсткой структуры
знаний, умений и навыков, которыми должен обладать каждый выпускник вуза,
предлагаем своего рода конструктор компетенций, из которого любой обучающийся
имеет право создать свою собственную структуру, это в корне меняет наши
представления о принципах работы высшего образовательного учреждения.
С этим
согласился ректор МПГУ Алексей Семёнов, который добавил, что новые подходы
предполагают не только воспитание нового студента и учителя, но также и нового
профессора. Ведь в данный момент довольно типичная ситуация, когда в вузе
преподают люди, никогда не работавшие в школе, но они, тем не менее, учат
будущих учителей, и не несут никакой ответственности за то, чему их научили.
Зато если появится обратная связь, если студент с первого курса будет вовлечён
в педагогическую деятельность в реальных условиях, он всегда сможет сказать,
каких конкретно знаний ему не хватает, что из услышанного противоречит
реальности, что желательно изменить в образовательном процессе, чтобы сделать
его не только научным, но и практико-ориентированным. И эти принципы уже
реализованы в Московском педагогическом государственном университете, девиз
которого – “Учим учиться. Учим учить. Учимся”.
К сожалению,
констатировал профессор кафедры педагогического факультета психологии и
педагогики Елабужского института (филиала) КФУ Владислав Виноградов,
распределение функционала между школой и вузом – пока что очень слабое звено.
Школа, как правило, воспринимает студентов-практикантов как лишнюю обузу,
ненужную нагрузку. Для неё чуждым является всякий элемент, который навязывается
сверху и нисколько не помогает решать внутренние проблемы образовательного
учреждения. Но и вузу школа тоже далеко не всегда нужна, тем более в ситуации,
когда она реально будет влиять на образование в университете посредством
студентов-практикантов. Продуктивным это взаимодействие сможет быть лишь в том
случае, когда каждый из участников почувствует реальную отдачу, ощутит
конкретную пользу, когда вуз поможет школе решать её проблемы, а школа дат вузу
то, что ему нужно. Но как раз очень непросто понять, что же мне нужно и кто мне
в этом может помочь.
Между тем,
перспективы реализуемого проекта гораздо более серьёзны, чем кажется. И
процесс, на самом деле, только начинается, дальше будет ещё интереснее. Об этом
было сказано на прошедшем в рамках конференции брифинге.
“Завершён
первый этап, получены конкретные результаты, наработан опыт решения задач, -
заявил Анатолий Каспржак. – Сейчас главное – не останавливаться на достигнутом,
а распространять начатое на всю систему высшего образования. И это самое
сложное, ибо в масштабах страны подобные реформы естественным образом проходят
очень и очень долго, а навязывать их в приказном порядке сразу всем не хотелось
бы”.
Как отметил специально
приглашённый на это мероприятие директор Департамента государственной политики
в сфере высшего
образования
Александр Соболев, в Минобрнауки РФ весьма трепетно относится к данному
проекту, поэтому постарались изыскать средства и продлить его, как минимум, ещё
на три года – с перспективой дальнейшей пролонгации по мере получения
конкретных результатов. А в итоге, помимо прочего, проект должен стимулировать
разработку нового ФГОС четвёртого поколения, который будет принципиально
отличаться от предыдущих.
“Это не
какая-то дополненная и исправленная версия ФГОС-3, а по-настоящему новый
стандарт, поскольку он будет создан для нового учителя, подготовленного по
итогам реализуемого проекта модернизации педобразования, - пообещал Виктор
Болотов. – В недалёком будущем следует ожидать изменений в плане организации
педпрактики”.
Это подтвердил
и ректор МППГУ Виталий Рубцов. По его словам, в Московском психолого-педагогическом
госуниверситете непрерывная педпрактика из некого ненужного дополнения к образовательному
процессу превратилась в базу для этого процесса. И всё благодаря выстроенной
системе обратной связи.
“Именно на
практике студенты, сталкиваясь с той или иной проблемой, начинают вместе с
преподавателем искать пути её решения, - сказал Рубцов. – А это самым
конкретным образом ориентирует весь процесс обучения на решение тех или иных
проблем, причём вполне реальных, а не абстрактных. И я абсолютно уверен, что
учителя знающего должен заменить учитель умеющий. Это значит, что обучать
будущих педагогов должны люди, которые сами в состоянии разрешить любой вопрос,
с которым могут столкнуться их подопечные. И разрешить не на словах,
теоретически, а на деле, практически”.
Но для этого,
единодушно заключили участники брифинга, при каждом вузе, где готовят
педагогов, обязательно должна существовать, выражаясь медицинским языком, “клиническая
площадка” – школа (или школы), где студенты будут отрабатывать свои
профессиональные навыки, находясь под присмотром опытных преподавателей и
грамотных методистов.
Пока же, увы,
многие школы, где студенты проходят педпрактику, являются неким “демотиватором”:
их там не ждут, им там не рады, и встречают их эмоционально выгоревшие учителя.
А ведь любой профессионал скажет – научить предмету легче, чем достучаться до ребёнка,
найти с ним общий язык. И это, кстати, уже задача не столько образования,
сколько просвещения.