Изучение истории русского языка
как средство воспитания
у учащихся интереса к предмету
Одним из направлений преподавания русского языка является организация работы по овладению учащимися прочными и
осознанными знаниями. Но в среднее звено приходит всё больше детей с низкой мотивацией к изучению языка, для которых родной язык не является любимым предметом, а к старшим классам интерес к изучению предмета пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, одной из которых является сложность материала, подлежащего изучению. Родной язык часто воспринимается как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому задача воспитания у учащихся
познавательного интереса к изучению предмета важна и актуальна, отсутствие которого приводит к низкому качеству знаний, снижению активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, нежелание самостоятельно пополнять знания по предмету.
Русский язык
является обязательным для сдачи предметом, а подготовиться и
успешно сдать ЕГЭ, не владея прочными знаниями, умениями и навыками по предмету, формирование которых затрудняется отсутствием интереса к предмету, очень сложно. Поэтому большую роль в решении основных задач уроков русского языка играет воспитание у учащихся интереса к предмету, опираясь на который учитель сможет успешнее решать вопросы воспитания
учащихся, в также добиваться
более высоких результатов качества результатов обучения учащихся по предмету.
Воспитание интереса к изучению языка происходит при реализации одной из специальных целей преподавания
русского языка в школе – лингвистической компетенции учащихся, включающих знания школьников о самой науке «Русский язык», её разделах, сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных- лингвистах. Но материал, способствующий формированию у учащихся знаний о языке как развивающемся явлении в программах
и учебниках отражён недостаточно. Количество часов, отводимых программой для изучения истории языка, мало.
Предметом изучения школьного курса русского языка является современный русский литературный язык. История языка как специальная дисциплина
в программу средней школы не входит, но объяснение некоторых фактов современного русского литературного языка невозможно без знания его истории. О
необходимости владения учащимися
историческими знаниями свидетельствуют и олимпиадные задания по русскому языку муниципального уровня Всероссийской олимпиады школьников. Поэтому одним из методов преподавания русского языка в школе должен
стать исторический, способствующий формированию лингвистической компетенции учащихся и повышению интереса школьников к изучению предмета.
Роль
познавательного интереса
в повышении эффективности обучения отмечалась методистами 19 века: Ф.И.Буслаевым, К.Д.Ушинским, 20 века: В.А.Добромысловым, В.А.Шахматовым, В.В.Ивановым, З.А.Потихой и др. По мнению этих учёных, одним из средств воспитания интереса к изучению языка является научность преподавания данного предмета в школе. Нужно
помнить,
что язык, по мнению К.Д.Ушинского, «…есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое живое целое».
Чтобы уроки русского языка были школьникам интересны,
в школе должно быть введено
« преподавание истории отечественного языка». Так считал известный русский лингвист А.А.Шахматов. Отечественными учёными был разработан сравнительно – исторический метод, который они рекомендовали использовать в школьной практике. Ученым,
наиболее последовательно изложившим этот метод, является Ф.И.Буслаев. Он считал, что для понимания современного языка необходимо изучать во взаимосвязи все его компоненты, а для этого настоятельно советовал изучать историю прошлого языка. Об этом в середине 19 века он писал: «…всё происходящее в языке и литературе не умирает для настоящего, а как необходимый элемент входит живительной силой, чудотворно претворяется и остаётся залогом усовершенствования для будущего. Современный слог ежеминутно движется, следовательно, учить ему невозможно вне исторического развития».
О необходимости
обращения к историческим фактам
языка хорошо сказал другой известный лингвист К С.Горбачевич: «Изучение прошлого необходимо для понимания настоящего. Ведь ничто не происходит бесследно. Всё что когда – то было в языке, оставило где- то свой, пусть незаметный след».
Одним из наиболее эффективных методов изучения истории языка в школе является исторический комментарий.
Исторический комментарий – это метод, задача которого – объяснение учащимся в доступной форме происхождения природы того или иного языкового явления современного русского литературного языка, установление взаимосвязи с другими языковыми процессами, выявление его закономерностей.
К сожалению, этот метод
используется на практике только в виде фрагментарных исторических комментариев, преимущественно во внеклассной работе по предмету. Тогда как авторы этого метода: А.Х.Востоков, Ф.И.Буслаев -
говорили о систематическом
сопоставительном погружении в тексты разных периодов, о наблюдении за историческими изменениями, о выявлении особенностей и формулировке обобщений и выводов.
Методисты 20 века В.В.Иванов и З.А.Потиха подчёркивают полезность для школьников исторических экскурсов и сравнений при изучении языка и считают, что эти приёмы помогут учащимся сознательно усваивать учебный материал и покажут им, что современные нормы языка являются результатом длительного процесса его развития и совершенствования. При отборе материала для исторического комментирования главное внимание должно быть уделено его практической направленности.
Особенно наглядным материалом для объяснения с точки зрения истории являются реликтовые формы и различные случаи отклонения от типичных норм современного
языка.
Знакомство учащихся с историческими сведениями
о языке нужно начинать с 5 класса, так как в этом возрасте дети любознательны и могут понять природу некоторых языковых явлений, таких как, беглость гласных, мягкость шипящих, история возникновения
русского алфавита,
частей речи в русском языке
и т.д. Чем старше дети, тем больший объём исторического материала можно использовать
на уроках.
Для воспитания интереса
школьников к истории родного языка можно использовать различного вида задания:
-знакомство с материалами стенда «Это интересно», где большое место занимают викторины, сведения об этапах развития языка, высказывания о русском языке, материалы об истории происхождения слов и выражений. Материалы стенда периодически обновляются в соответствии
с изучаемым материалом, их
уместно использовать на уроках, при проведении внеклассных мероприятий, для оформления можно привлекать самих учащихся.
-занимательные задания (загадки о языковых явлениях, кроссворды, шарады);
-рассказы о происхождении слов;
-небольшие сообщения, презентации на тему «Знаете ли вы, что…», рассказывающие об интересных фактах из истории родного языка;
-викторины разных видов;
- знакомство с жизнью и творчеством
русских учёных – лингвистов, внёсших вклад в развитие отечественного языкознания;
- использование текстов об истории языка;
- беседы о русском языке;
- создание проблемных ситуаций, требующих привлечения знаний по истории языка и др.
Большую роль в воспитании интереса к изучению предмета играет внеклассная работа по русскому языку, направленная на знакомство с историческим сведениями о языке (предметные недели, декады, конкурсы знатоков русского языка, викторины, беседы об учёных – лингвистах).
Итак, как показывает опыт, использование сведений по истории русского языка
на уроках делает учебные занятия интересными, что способствует повышению активности детей, так как изучение материала происходит с опорой на знания учащихся, полученные при изучении курса
истории, создание славянской азбуки, реформы русского алфавита, формирование языка Киевской Руси, появление письменности у славян и др.). Также происходит обогащение словарного запаса школьников, так как изучение истории языка требует усвоения ряда понятий, развивается устная и письменная речь детей,
появляется интерес к слову, его этимологии и значению. Использование исторического комментария способствует развитию логического и лингвистического мышления школьников, развитию их творческих способностей, потребности самостоятельно пополнять знания по русскому языку, используя различную справочную литературу. Важно, чтобы изучение истории языка
происходило на протяжении всего курса изучения языка. Это поможет повысить качество обучения
и будет способствовать всестороннему развитию личности школьников.
Через изучение истории языка можно воспитать у учащихся
устойчивый интерес к изучению предмета, повысить познавательную активность детей, способствовать лучшему усвоению учебного материала, расширению кругозора учащихся, успешной сдаче ЕГЭ. Тем самым сформировать языковедческой
и культуроведческой
компетенции школьников.
Тэги:
История русского языка